- Юнг мышление чувство ощущение интуиция
- Экстравертный мыслительный тип
- Что на самом деле сказал Юнг о психологических типах людей?
- Отнимаем и делим
- Экстраверсия и интроверсия
- Функции
- Оказывается, существуют не только интроверты и экстраверты, а еще мыслители, интуиты, люди чувства и ощущения. Кто вы?
- Четыре психические функции также разделены на:
- Мышление
- Чувство
- Интуиция
- Ощущение
- Юнг также выделял иерархию функций:
Юнг мышление чувство ощущение интуиция
Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.
Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описанием интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У «чистых» интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.
У «чистых» экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.
Экстравертный мыслительный тип
Реформатор — «чистый» экстравертный мыслительный тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.
Экстравертное мышление всегда связано с внешним миров: либо с объективными фактами, либо с общепризнанными идеями. Такое мышление является понятным другим людям и, как правило, продуктивно, то есть ведет к новым объективным фактам.
Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что безразлично проходит мимо нее.
Если формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств. Но чем уже формула, тем скорее этот тип превращается в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика. Кроме того, чисто эмпирическое накопление фактов калечит мысль и душит смысл.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Источник
Что на самом деле сказал Юнг о психологических типах людей?
Бытует мнение, что термины «экстраверт» и «интроверт», а также деление людей на разные психологические типы, в широкий обиход ввёл швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Часто на это ссылаются авторы многочисленных «психологических тренингов», аппелируя к авторитету, чтобы поддержать свой «метод». Частично это верно, так как действительно именно в «Психологических типах» Юнга эти понятия широко освещаются, однако тот посыл, который вкладывал автор, разительно отличается от бытового понимания и уж тем паче от того смысла, который вкладывают в это практически все «инфо-бизнесмены».
Самый точный способ получить соответствующую информацию — это обратиться к первоисточнику, а именно к книге Карла Юнга «Психологические типы».
Отнимаем и делим
Прежде всего, следует указать, что Юнг всегда выступал против деления людей на любые типы без учёта особенностей каждой личности. Он указывал на недостатки существовавших на тот момент систем и на недостатки своей классификации, используя её, по его же словам, исключительно для упрощения передачи некоторых мыслей между исследователями. Юнг чётко говорил, что его система не должна использоваться для классификации личностей, но для аналитической и исследовательской работы.
Это практически сходу ставит «крест» на соционике и связанным историям: к аналитической психологии это учение не имеет никакого отношения, более того, оно ей противоречит. Это касается и любых выводов, которые пытаются сделать на основе классификации человека как экстраверта или интроверта. Но об этом лучше поговорить поподробнее.
Экстраверсия и интроверсия
Когда Юнг вводил термины «экстраверсия» и «интроверсия», он это делал, анализируя пары противоположных людей: Платона и Аристотеля, Лютера и Цвингли, Оригена и Тертуллиана. Идея автора заключалась в том, что разным людям для убеждения необходимы разные типы аргументов: если Тертуллиану было достаточно внутреннего инсайта, то Оригену требовалось более объективное доказательство, хотя бы путём формальных логических или псевдо-логических рассуждений. Автор задаётся вопросом, могут ли принципиально одни люди понять других, если в глубине их мировоззрений лежат разные основы. Обсуждая средневековую схоластику, Юнг вспоминает онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского , который активно критиковал Фома Аквинский и впоследствии Иммануил Кант и другие философы. С точки зрения Юнга, правы и те, и другие, просто правда у них разная.
Анализируя работы этих деятелей и ряда других, Юнг делает вывод о том, что «грубо» людей можно поделить на два типа: тех, у кого процесс развития/психический процесс направлен вовнутрь, на анализ своей личности и субъективную данность, и на тех, кто направляет своё либидо на объект (людей вовне), а не на себя (субъект). В такой терминологии Ориген является представителем экстравертного типа личности, а Тертуллиан — интровертного. Последнему, кстати, приписывают часто фразу Credo quia absurdum ( Верую ибо абсурдно ), которая хоть и не принадлежит его перу, тем не менее чётко указывает на то, что действительно важно для этого отца Церкви. Более точно цитата звучит следующим образом:
Natus est Dei Filius, non pudet, quia pudendum est; et mortuus est Dei Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est; et sepultus resurrexit, certum est, quia impossibile.
Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно
Следует также отметить, что согласно Юнгу чистых экстравертов и интровертов в природе не существует: всегда речь идёт процентном соотношении.
Важно отметить , что экстраверсия и интроверсия никак напрямую не связана с социальной активностью: многие интроверты могут быть «душой компании», в то время как экстраверты вполне могут чураться сборищ людей. Данное деление на психологические типы имеет в своей основе лишь различие в том, как человек направляет свой фокус/либидо: в направлении других объектов (экстраверсия) или в направлении себя (интроверсия).
Если вы не любите людей, это не значит, что вы — интроверт; скорее, что социопат 🙂 (с)
Функции
Помимо направления фокуса вовне и внутрь, Юнг выделял и четыре функции. Под функциями он понимал способы взаимодействия с реальностью. Вот их список:
- Мышление. Умение приходить к выводам через логические умозаключения.
- Чувство. Субъективная оценка явления или объекта. Этот термин немного неудачно переводится на русский язык, так как мы под чувствами часто подразумеваем эмоции. В данном случае речь идёт не о эмоциях, а именно об оценочном суждении. Например, по телевизору идёт балет Лебединое Озеро. Хорошо это или плохо? Или вы смотрите на горы: красиво или нет?
- Ощущение. Непосредственное восприятие информации с помощью органов чувств.
- Интуиция. Прогнозирование развития ситуации или явления на основе явных и неявных факторов. Для интуиции характерно знание, получаемое целиком и сразу («вот так и никак иначе, потому что так»), а не путём рассуждений (как в мышлении), оценочных суждений (чувство) или информации, получаемой извне (ощущение).
Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.
В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.
Четыре функции разбивались на пары противоположных: мышление (рациональное, объективное) противостояло чувству (рациональное субъективное), ощущение (иррациональное, субъективное) интуиции (иррациональное, объективное). Одна из идей, высказанных Юнгом, заключалась в следующем:
- У каждого человека есть одна ведущая функция, которой он умеет пользоваться практически идеально. Настолько идеально, что даже может не замечать её.
- Человек в состоянии научиться нормально использовать ещё две функции, при д о лжном усилии и развитии.
- Человек не в состоянии освоить в достаточной мере ту функцию (она называется подчинённой ), которая противоположна его ведущей. Например, если у вас основная функция — мышление, то подчинённой функцией будет чувство. Однако именно через подчинённую функцию человек получает «инсайты», которые помогают ему двигаться вперёд (см. Мария–Луиза Фон Франц «Подчинённая функция»).
Ещё раз подчеркну, что данная классификация была создана с целью упростить описание разных феноменов. Сам Юнг в Предисловии пишет:
. даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им соответствующего «совета». Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.
Итого, получается 8 психологических типов: 2 базовых (экстраверсия и интроверсия) и 4 функции (мышление, чувство, ощущение, интуиция): для каждого базового типа есть 4 подтипа, связанных с ведущей функцией.
Источник
Оказывается, существуют не только интроверты и экстраверты, а еще мыслители, интуиты, люди чувства и ощущения. Кто вы?
Всех людей Юнг разделял по направленности либидо: Интроверты (внутрь) Экстраверты (вовне) а также по четырём психическим функциям — Мышление, Ощущение, Чувство, Интуиция.
Четыре психические функции также разделены на:
— Рациональные (Мышление и Чувство) . Такие люди при обработке информации, принятии решения опираются на свой опыт, размышления. Они благоразумны и последовательны.
— Иррациональные (Интуиция, Ощущение) Очень чувствительны к непосредственному восприятию окружающего, принимают информацию «как есть» без фильтра разума. Могут удивлять окружающих и самих себя неожиданными, взятыми, как будто с потолка суждениями.
Итак, в соответствии с этим каждого человека можно отнести к одному из 8 типов , в зависимости от направленности либидо и ведущей психической функции.
Мышление
Экстравертный мыслительный тип. Все пытается привести к правильной, по его мнению, картине мира. Если что-то не укладывается в его представление, пытается «прогнуть этот мир» под свою схему. Интровертный мыслительный тип. Имеет свою субъективную картину мира и исследует её. Его не слишком заботит совпадение реальности с внутренней схемой. У него могут возникать очень интересные концепции, малосвязанные с реальностью. Многие учёные обладают данным типом личности.
Чувство
Если мыслительные процессы противоречат чувству, данный человек отбрасывает эти процессы, как ненужные.
Чувствительный экстравертный тип. Легко считывает так называемые традиционные ценности, принятые в том или ином обществе. Улавливает значимо важные чувства окружающих и искренне принимает их. Чувствительный интровертный тип. Очень глубоко переживает, и крайне скуден в проявлении эмоций, именно про такого человека можно сказать, он живёт чувствами.
Интуиция
Выделяет неочевидные, неуловимые связи и закономерности. Получает их извне «как есть» не пропуская через фильтр разума.
Интуитивный экстравертный тип. Очень хорошо и раньше всех может разглядеть что-то новое и перспективное — идею, человека. Быстро загорается, заряжает всех окружающих, но если идея оказывается не настолько перспективной, или её реализации что-то существенно мешает, быстро теряет интерес, и отправляется на поиски нового. Продюсеры часто обладают данным типом.
Интуитивный интровертный тип. Это классический пророк. Он сосредоточен на внутренних переживаниях неочевидного. Но ему не хватает логики и связи с собственным рациональным, чтобы выразить свои мысли. Часто это творческие люди, но продукты их творчества могут оставлять неоднозначное впечатление из-за их неземного, фантасмагорического характера.
Ощущение
Доверяет в оценке действительности только собственным ощущениям. Воспринимает всё очень конкретно.
Экстравертное ощущение. «Чтобы во что-то поверить — нужно это что-то потрогать». Такой тип очень остро и подробно чувствует пространство, он связан с окружающим миром всеми органами своих чувств. Так как он постоянно ищет новых ощущений, при негативном сценарии может стать заложником разрушительно-гедонистического образа жизни. Интровертное ощущение. Как и остальные интроверты, данный тип погружен в собственные внутренние переживания. Но его субъективные ощущения могут полностью отрываться от реальности и не иметь с ней ничего общего. Он постоянно живёт в потоке собственных субъективных ощущений.
Юнг также выделял иерархию функций:
Ведущая функция — наиболее развитая и осознанная часть. Вспомогательная — тоже хорошо осознаётся человеком, но всё же не столь управляема, как ведущая. Она противоположна основной по направленности либидо и рациональности/иррациональности.
Например: Ведущая — экстравертное мышление, вспомогательная — интровертное ощущение или интуиция.
Третичная — практически не осознаваемая человеком функция, однако, он может её развить. Она противоположна вспомогательной по направленности либидо, но совпадает с ней по рациональности/иррациональности.
Для примера, приведённого выше, это будет экстравертное ощущение или интуиция.
Подчинённая — совсем не осознаётся и вытеснена в подсознание. Если она вдруг овладевает человеком — это означает, что он сошёл с ума. Она противоположна ведущей по направленности либидо, но совпадает по иррациональности/рациональности.
Для примера выше — это будет интровертное мышление или чувство.
Теперь можете определить, к какому же типу вы относитесь в соответствии с типологией Юнга.
Подробнее об этом вы можете прочесть в книге Карла Густава Юнга «Психологические типы»
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)
Источник