- Чувство юмора — определение
- Вы будете смеяться: всё о смысле юмора, его социальной роли и последствиях для шутников
- Что такое юмор
- Юмор и мозг
- Такое разное чувство юмора
- Аффилиативный юмор
- Агрессивный юмор
- Самостимулирующий юмор (self-enhancing)
- Самоуничижительный юмор (self-defeating)
- Есть ли у юмора национальность
- Юмор способен объединять людей, особенно хорошо с этой задачей справляются шутки про тех, кто не принадлежит к данной социальной группе. Именно поэтому в юморе многих народов часто есть целый пласт шуток про другие народы.
- Что хорошее чувство юмора говорит о человеке
- Смешные финские полицейские оказались более склонными к полноте и табакокурению, чем их сослуживцы, которые не умеют шутить. А согласно данным еще одного исследования, продолжительность жизни американских комиков в среднем на 8 лет меньше, чем у военных.
Чувство юмора — определение
Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
«ЮМОР (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.»
С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему — Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора — в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля достаточно определённо сформулирована специфическая сущность юмора.
1 — Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония — исходит от критичного ума.
2 – Остроумие — которое включает в себя мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки — это неожиданность. «Резко выставлять» — то есть, тонко подметить, нестандартно интерпретировать, сделать стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию.
3 — «Безобидно выставлять» — важное замечание о природе юмора. Юмор — это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, но минимум игры и шутки.
4 — Веселье — радость, оптимизм. Удаль — жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии — удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.
И всё же, определение можно подкорректировать:
Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.
Чувство юмора — это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.
Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор — самый главный и щепетильный в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.
Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
1. Ассоциация с человеческим действием… олицетворение неживой природы.
2. Неожиданность.
3. Срабатывание рефлекса игрового поведения.
Вернёмся к меткому определению В.Даля, где «юмор — весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии». Вот такая «складка ума и разгул иронии» может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.
Если не находится игры и шутки в самой природной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.
Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг — в состояние бодрости и радости, как вплеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь — стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие — и далее, в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный носитель специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепитильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (зстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) как дрожжи для положительной эмоции.
В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использльзующие для эффекта шутку.
Юмор — творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, стихотворном образе) присутствует шутка — как обманный манёвр и розыгрыш.
«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдооригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).
То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдооригинальном остроумии суть чудачество, как примитвная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.
И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.
Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) — на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.
Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия. Это всегда неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ «перевёртыша», вызывая игровой рефлекс.
Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) — это теперь можно назвать комическим чувством.
В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.
Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях — это прикрытое чувство злорадства культурой социальной игры.
Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне — достаточно глупость «сморозить»… «ляпнуть» ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит, отразили мы это в гротескном виде (то есть, «ляпнули», а не сказали, «сморозили», а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как «шутка» уже на рефлекторном уровне — в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.
Чувство юмора (юмор) – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.
Нередко, юмористическое изречение — это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же — это игра, а игра — это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.
Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) — это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего, жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление — атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье — общее благополучие.
«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок. » (юмор из интернета)
Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.
Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.
Шутка, как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор — это «умная шутка») — это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.
Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».
Ирония – это критика в шутливой форме.
Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая — гипербола, или уменьшая — литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.
Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе — это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического — сентиментального плана.
Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою удивительное порождение или гротескное превращение, «щекочащее» ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.
«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» Ю.Б.Борев.
Источник
Вы будете смеяться: всё о смысле юмора, его социальной роли и последствиях для шутников
Что такое юмор
Единой точки зрения о том, что такое юмор и как он работает, нет до сих пор, хотя этими вопросами человечество начало задаваться еще в древности. Что неудивительно — смеяться люди научились раньше, чем говорить. Одним из первых мыслителей, сформулировавших свою теорию юмора, был Платон. Он полагал, что люди смеются, когда ощущают свое превосходство над другими. Эту идею Платон развивает, в частности, в диалоге «Филеб», где его учитель Сократ произносит такие слова: «Мы назвали смешным все слабое и ненавистным все сильное». Примерно тех же взглядов придерживался и ученик Платона Аристотель.
Зигмунд Фрейд продвигал другую точку зрения на природу юмора. В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» австрийский психолог развивал идею о том, что юмор — это попытка сознания выразить мысли и чувства, которые в обществе обычно подавляются или запрещаются. То есть юмор, по Фрейду, очередная разновидность сублимации.
Сейчас в среде ученых большей популярностью, чем идеи Фрейда и древних греков, пользуется так называемая теория несоответствия, сформулированная Иммануилом Кантом. Чтобы нам стало смешно, шутка или забавная ситуация должна заключать в себе некий парадокс, несоответствие нашим ожиданиям. Согласно этой теории, выделяются две стадии восприятия юмора. На первой мы замечаем несоответствие, парадокс — окончание шутки или развязка ситуации идет вразрез с нашими ожиданиями. На второй наш мозг разрешает это несоответствие и соотносит окончание шутки с началом — так мы понимаем, в чем шутка, что тут смешного. Некоторые исследователи добавляют к этой стадии третью, на которой мы осознаем, что это была именно шутка, а не просто «загадка» о каком-то парадоксе.
Есть и еще одна теория о природе юмора — теория «безвредного нарушения» (benign violation theory). Над ней работают ученые из Лаборатории исследований юмора Колорадского университета. Согласно этой теории, юмор — сочетание трех условий: 1) ситуация безвредна; 2) ситуация является нарушением (в том числе, наших ожиданий, в этом смысле эта теория схожа с идеями Канта и его последователей); 3) безвредность ситуации и «нарушение» осознаются человеком одновременно. Под нарушением ученые понимают любые обстоятельства, которые идут вразрез с представлениями людей о мире. Согласно исследователям, именно поэтому мы смеемся над забавными акцентами, видео с людьми, которые неожиданно падают, и над теми, кто «странно» себя ведет — все это идет вразрез с нашими представлениями о мире и при этом не представляет угрозы.
Это четыре основные теории о том, как работает юмор, но единственно правильной среди них нет. Сейчас популярнее других теория несоответствия и теория безвредного нарушения. Возможно, в будущем ученые придумают какую-то новую теорию, которая окажется полнее и точнее существующих.
Юмор и мозг
Нейробиологи установили, что за юмор отвечают сразу несколько частей головного мозга. Лобная доля участвует в обработке информации — через ее работу, в терминах теорий Канта и ученых из университета Колорадо, вы «понимаете», в чем состоит парадокс шутки, что в ней что-то не соответствует вашим ожиданиям. Затем благодаря прилежащему ядру у вас формируется эмоциональный отклик на шутку — удовольствие или смех. Префронтальная кора, часть лобной доли, определяет, заслуживает ли шутка вашего внимания. Если да, она заставляет мозг активнее обрабатывать поступившую информацию и запускает работу системы вознаграждений, частью которой является прилежащее ядро. Впоследствии за дело берутся гормоны «удовольствия» — серотонин и дофамин, именно благодаря им шутки улучшают настроение.
Такое разное чувство юмора
Вы, наверное, замечали, что шутки одних людей кажутся вам смешными, а других — нет. Дело может быть не в том, что у вторых мозг работает иначе или отсутствует чувство юмора, а в том, что оно не совпадает с вашим. Исследователи выделили 4 основных типа юмора.
Аффилиативный юмор
Шутки такого типа направлены на то, чтобы разрядить обстановку и расположить к себе окружающих. Смешные видео с котиками — это как раз пример аффилиативного юмора.
Люди с таким чувством юмора шутят «по-доброму» — от них вы не услышите циничных шуток и сарказма. Обычно люди с аффилиативным чувством юмора имеют достаточно высокую самооценку, быстрее заводят друзей, реже страдают от депрессии в целом чувствуют себя достаточно счастливыми. Также они скорее экстраверты и, как правило, открыты всему новому.
Агрессивный юмор
Этот тип юмора подразумевает достаточно жесткий сарказм и даже, пусть и шутливые, оскорбления в адрес окружающих. Чтобы услышать пример такого юмора, откройте любой рэп-баттл. Расистские и сексистские шутки — тоже пример агрессивного юмора.
Обладателей такого чувства юмора среди мужчин больше, чем среди женщин. А еще они отличаются пониженной эмоциональной стабильностью и ответственностью.
Самостимулирующий юмор (self-enhancing)
Люди с этим типом юмора не боятся смеяться над собой. Они нередко рассказывают забавные истории про себя и свою жизнь, высмеивая происходящие с ними неудачи в позитивной манере.
Такие люди отличаются достаточно высокой самооценкой, их реже посещают депрессивные мысли, они оптимисты и, как и обладатели аффилиативного чувства юмора, — экстраверты, открытые новому опыту.
Самоуничижительный юмор (self-defeating)
Такое чувство юмора тоже подразумевает шутки про себя, но в отличие от самостимулирующего юмора такие шутки скорее должны вызывать у окружающих сочувствие. Люди с самоуничижительным чувством юмора сами делают себя объектом насмешек. Они могут шутить про то, как с ними плохо обращались в детстве, или сами же саркастично насмехаться над своей расой или полом. Неплохой пример самоуничижительного юмора можно наблюдать в начале 2-го раунда баттла Оксимирона против ST.
Люди с таким чувством юмора обладают заниженной самооценкой, менее эмоционально стабильны, склонны к депрессии и тревожности.
Чтобы определить, какое у вас чувство юмора, можно ответить на специальный опросник, разработанный учеными.
Есть ли у юмора национальность
При общении с иностранцами или просмотре зарубежных комедийных шоу, фильмов и сериалов вы наверняка замечали, что «их» чувство юмора не всегда совпадает с «нашим». Некоторые шутки из американских телешоу, которые вызывают смех в аудитории, нам могут казаться непонятными или несмешными. И, наоборот, попробуйте пошутить с иностранцем, используя фразу вроде «утром деньги — вечером стулья» — он вас, скорее всего, вообще не поймет (если вдруг не окажется преданным фанатом Ильфа и Петрова, но мы бы на это не рассчитывали). В России эту фразу поймут даже те, кто «12 стульев» никогда не читал, настолько она стала крылатой.
Юмор каждого народа обладает своими особенностями. Мозг при обработке шуток, конечно, у представителей всех национальностей работает одинаково. И примитивный с точки зрения понимания юмор мы все тоже воспринимаем одинаково — над видео со смешными котиками будут одинаково смеяться и русский, и француз, и китаец.
Национальные особенности обнаруживаются, когда речь идет о более сложных шутках, так или иначе завязанных на определенный контекст и подразумевающих наличие фоновых знаний. Например, шутки из американского ток-шоу про какого-то сенатора вы не поймете просто потому, что ничего об этом сенаторе не знаете (а большинство американцев, смотрящих шоу, знают и хорошо поймут).
Другая причина национальных различий в юморе — его социальная функция.
Юмор способен объединять людей, особенно хорошо с этой задачей справляются шутки про тех, кто не принадлежит к данной социальной группе. Именно поэтому в юморе многих народов часто есть целый пласт шуток про другие народы.
Например, французы часто высмеивают британцев, шведы — норвежцев, а в России популярностью пользуются шутки про «тупых» американцев.
К слову, расистские и сексистские шутки тоже могут выполнять объединяющую функцию и повышать доверие людей друг к другу. Допустимость или недопустимость шуток такого рода — это определенные социальные границы, которые разнятся от компании к компании, и от культуры к культуре. Именно поэтому стоит быть особенно осторожными с подобными шутками — мизогинистская или гомофобная шутка, которая отлично «зайдет» в компании ваших близких русских друзей, может показаться оскорбительной или просто глупой вашим новым знакомым из Швеции.
Что хорошее чувство юмора говорит о человеке
Хотя чувство юмора — понятие субъективное, все равно у одних людей шутить получается лучше, чем у других. Некоторым это удается так хорошо, что они становятся комедиантами и зарабатывают на своих шутках деньги. Ученые выяснили, чем люди с хорошим чувством юмора отличаются от окружающих.
Результаты некоторых научных изысканий неутешительны для заядлых шутников. Проведенное в 1920-е годы исследование показало, что дети, отличавшиеся хорошим чувством юмора, впоследствии чаще погибали в юном возрасте, чем их «скучные» сверстники.
Смешные финские полицейские оказались более склонными к полноте и табакокурению, чем их сослуживцы, которые не умеют шутить. А согласно данным еще одного исследования, продолжительность жизни американских комиков в среднем на 8 лет меньше, чем у военных.
Британские ученые недавно также установили, что профессиональные комедианты имеют большую предрасположенность к психическим заболеваниям, чем представители других профессий.
Но хорошие новости для шутников тоже есть: они умнее тех, кто не умеет шутить, а еще чаще занимаются сексом — хорошее чувство юмора повышает сексуальную привлекательность как мужчин, так и женщин в глазах окружающих. Одно из исследований даже показало, что женщины, у которых было больше половых партнеров, шутят лучше других. При этом именно для привлечения внимания противоположного пола шутят чаще все-таки мужчины — с точки зрения эволюционной психологии, чувство юмора служит для женщин способом выбора наиболее умных мужчин для продолжения рода. В общем, если хотите выглядеть в глазах окружающих умнее и привлекательнее, учитесь смешно шутить.
Источник