Урок русского языка в 9 классе
Тема: Средства связи частей и оформления смысловых отношений в БСП
Повт. изуч: основные виды придаточных частей.
Развивающая: создание условий для развития умений учащихся находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения;
Обучающая: содействовать усвоению и закреплению учащимися изучаемого материала, формированию умений различать бессоюзные и союзные сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных сложных предложений;
Воспитывающая: прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать.
Пушкин кажется понятным, как в кристально-
прозрачной воде кажется близким дно на
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке вы будете контролировать знания, умения и способы действия при постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, то есть оценивать самих себя. Результаты своей работы вы фиксируете в “Оценочном листе”
(“Листок” прилагается). Обратите внимание на эпиграфы. Это означает, что на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь, к творчеству основоположника русского языка – А.С. Пушкина. Повторение сведений о СП мы осуществим также по тексту о великом поэте.
— Какие знания, умения и способы действия вы должны проконтролировать?
(выявление смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, пунктуационные навыки и речевое умение).
1) На доске начата ОС (три стрелки). Уч-ся должны её завершить. Назвать виды СПП
2) Учащимся розданы листочки с высказываниями об А.С.Пушкине. Выписать нужно те предложения, которые являются СПП, определить вид.
Два учащихся у доски
1. Если (н.._)считать экзаменацион..ого стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814) то первым историческим произведением Пушкина стала драма «Борис Годунов» написан..ая в 1825 году и посв..щен..ая Николаю Михайловичу Карамзину. И это посв..щение (н..)только дань ув..жения великому историку но и благодарность за отста..ваемую им версию о гибел.. царевича Димитрия версию которая сделала Бориса Годунова едва(ли) (н.._)самой драм..тичной фигурой рус..кой истории и которая смогла поэтому стать сюжетной основой потр..сающего по силе литературного произведения.
2. Еще учась в Лице.. Пушкин начал ос..зн..вать себя сопр..ча..ным истори.._своего отеч..ства. Он гордился что в (ц,Царско)сельском парке на специальной кол..он..е уст..новлен..ой (в)честь (р,Р)ос..ийских побед выс..че(н, нн)о имя его двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала знаменитого генерала одного из главных героев Наваринского ср..жения 1770 года. Трепетное отношение к славному прошлому Рос..ии к знаменитым военн..чальникам пред(ы,и)дущего века было характерно для мальчиков чье де..ство и ра(н,нн)яя ю(н,нн)ость совпали с войной 1812 года.
Взаимопроверка работы, сравнение с тем, что на доске, выставление отметок
4. Усвоение новых знаний
Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А. С. Пушкина. Проверьте, как вы знаете слова пушкинской эпохи.
Работа в группах
Проведите стрелочки от слов левого столбика к их значениям в правом.
Асессор (средний гражданский чин), секундант(свидетель на дуэли), пращ (снаряд для метания камней), котильон (танец, которым заканчивается бал), пилигрим (странник, путешественник), витийство (красноречие), страсбургский пирог (паштет из гусиной печёнки ).
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
Прочитайте предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, поставьте знаки препинания, обоснуйте их.
Дождь капал ветер выл уныло
2. Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
Недвижим юноша лежит
4. Вперил Онегин зоркий взгляд
Где где смятенье состраданье
5 .Он пьёт все пьют и все кричат
6. В красавиц он уж не влюблялся
А волочился как-нибудь
Откажут мигом утешался
Изменят рад был отдохнуть
7. Полки ряды свои сомкнули
В кустах рассыпались стрелки
Катятся ядра свищут пули
Нависли хладные штыки
8. Учись мой сын наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни
9.Тут был на эпиграммы падкий
На всё сердитый господин
На чай хозяйский слишком сладкий
На плоскость дам на тон мужчин (предложение-ловушка: простое по своей структуре)
10. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали
При выполнении задания пользуйтесь учебником, таблицей.
— Какие случаи постановки знаков препинания вам не встретились?
(Не встретились случаи, где двоеточие ставится, если во втором предложении есть указания на причину того, о чём говорится в первом, тире в случае противопоставления, во втором предложении содержится вывод или следствие из того, о чём говорится в первом, а также тире в неполных предложениях)
Дополните примерами записанными на доске
1. Она темнеющих очей не поднимает:
В ней страстный жар.
2. Теперь моя пора: я не люблю весны. (указание на причину)
3. За мной гнались – я духом не смутился
И дерзостью неволи избежал. (противопоставление )
5. Желания кипят – я снова счастлив, молод. (вывод, следствие )
А теперь оцените свои умения. (В “Диагностическом листе” учащиеся оценивают себя).
Письмо по памяти: продолжите стихотворение А. С. Пушкина “Осень”
Унылая пора! Очей очарованье!
— Какой знак вы поставите в бессоюзном сложном предложении?
Записи в тетрадях:
Приятна мне твоя прощальная краса: ( — )
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь – можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.
— Как поступать в подобных ситуациях?
(В настоящее время в подобных примерах предпочтение отдаётся тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина)
На доске записаны предложения:
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне всё равно.
2. Но день протёк, и нет ответа.
Другой настал: всё нет, как нет.
3. Делать было нечего:
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
— Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.
(В первом и третьем предложениях – причинно-следственная связь, можно вставить союз “поэтому”, следовательно, здесь нужно поставить тире; во втором предложении части противопоставлены друг другу, значит, между частями сложного предложения тоже ставится тире; согласно современной пунктуации, в четвёртом предложении нужно поставить двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (можно вставить союз “потому что”).
— Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К.Паустовского, “как нотные знаки: твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Легко ли читать текст без знаков препинания? Убедитесь в этом сами. Перед вами на карточках напечатан текст. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, определите стиль текста, тему и основную мысль. Обоснуйте своё мнение. Не забудьте оценить себя.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
— Проанализируйте в тексте орфографию и пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? (знаки препинания).
5. Этап комментирования дом. задания
Из романа «Герой нашего времени» выпишите 6 предложений с бессоюзной связью, прокомментируйте, используя схемы, условные обозначения, постановку знаков препинания.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать?
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
танец, которым заканчивается бал
паштет из гусиной печёнки
средний гражданский чин
снаряд для метания камней
свидетель на дуэли
1. Если (н.._)считать экзаменацион..ого стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814) то первым историческим произведением Пушкина стала драма «Борис Годунов» написан..ая в 1825 году и посв..щен..ая Николаю Михайловичу Карамзину. И это посв..щение (н..)только дань ув..жения великому историку но и благодарность за отста..ваемую им версию о гибел.. царевича Димитрия версию которая сделала Бориса Годунова едва(ли) (н.._)самой драм..тичной фигурой рус..кой истории и которая смогла поэтому стать сюжетной основой потр..сающего по силе литературного произведения.
2. Еще учась в Лице.. Пушкин начал ос..зн..вать себя сопр..ча..ным истори.._своего отеч..ства. Он гордился что в (ц,Царско)сельском парке на специальной кол..он..е уст..новлен..ой (в)честь (р,Р)ос..ийских побед выс..че(н, нн)о имя его двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала знаменитого генерала одного из главных героев Наваринского ср..жения 1770 года. Трепетное отношение к славному прошлому Рос..ии к знаменитым военн..чальникам пред(ы,и)дущего века было характерно для мальчиков чье де..ство и ра(н,нн)яя ю(н,нн)ость совпали с войной 1812 года.
1. Если (н.._)считать экзаменацион..ого стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814) то первым историческим произведением Пушкина стала драма «Борис Годунов» написан..ая в 1825 году и посв..щен..ая Николаю Михайловичу Карамзину. И это посв..щение (н..)только дань ув..жения великому историку но и благодарность за отста..ваемую им версию о гибел.. царевича Димитрия версию которая сделала Бориса Годунова едва(ли) (н.._)самой драм..тичной фигурой рус..кой истории и которая смогла поэтому стать сюжетной основой потр..сающего по силе литературного произведения.
2. Еще учась в Лице.. Пушкин начал ос..зн..вать себя сопр..ча..ным истори.._своего отеч..ства. Он гордился что в (ц,Царско)сельском парке на специальной кол..он..е уст..новлен..ой (в)честь (р,Р)ос..ийских побед выс..че(н, нн)о имя его двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала знаменитого генерала одного из главных героев Наваринского ср..жения 1770 года. Трепетное отношение к славному прошлому Рос..ии к знаменитым военн..чальникам пред(ы,и)дущего века было характерно для мальчиков чье де..ство и ра(н,нн)яя ю(н,нн)ость совпали с войной 1812 года.
Прочитайте предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, поставьте знаки препинания, обоснуйте их.
Дождь капал ветер выл уныло
2. Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
Недвижим юноша лежит
4. Вперил Онегин зоркий взгляд
Где где смятенье состраданье
5 .Он пьёт все пьют и все кричат
6. В красавиц он уж не влюблялся
А волочился как-нибудь
Откажут мигом утешался
Изменят рад был отдохнуть
7. Полки ряды свои сомкнули
В кустах рассыпались стрелки
Катятся ядра свищут пули
Нависли хладные штыки
8. Учись мой сын наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни
9.Тут был на эпиграммы падкий
На всё сердитый господин
На чай хозяйский слишком сладкий
На плоскость дам на тон мужчин
10. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
Источник