Яркие выражения эмоций с отчетливым невербальным компонентом называют

Невербальные проявления эмоций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

Понятие

Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  1. Кинесические:
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальные проявления эмоций

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    Источник

    Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

    Невербальные коммуникации: сущность и виды

    Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

    Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

    К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

    • движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
    • визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
    • пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
    • время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
    • проявление эмоций на лице.

    Виды и функции эмоций

    На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

    Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

    В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

    • Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
    • Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
    • Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

    Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

    Специалисты различают эмоции и чувства:

    • Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
    • Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.

    Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

    Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

    Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

    • Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
    • Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
    • Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.

    Элементы невербального общения

    Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

    Взгляд бывает разным:

    • фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
    • взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
    • взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
    • взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.

    С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.

    Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

    Читайте также:  Почему женщина чувствует что нравится мужчине

    Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

    Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

    Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

    Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

    Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

    Невербальное проявление эмоций

    Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

    Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

    Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

    Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

    К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

    Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

    К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

    Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

    С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

    Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

    Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

    Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

    Источник

    Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений — Роль невербальных средств в процессе общения

    Люди часто не могут найти слов для выражения своих чувств или предпочитают не говорить о них. Любое общение, которое происходит без слов, называется невербальным общением. Чувства, как и информация, могут передаваться одним или несколькими невербальными способами. Это та часть общения, которую мы не осознаем, но которая занимает центральное место в любом общении.

    Невербальная коммуникация может либо дополнять и усиливать вербальную коммуникацию, либо противоречить ей и ослаблять ее. Хотя невербальное общение часто является бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и им можно успешно управлять для достижения желаемого эффекта. Это самая старая и самая основная форма общения. Наши предки общались друг с другом с помощью наклонов тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания и взгляда. Даже сегодня мы часто понимаем друг друга без слов.

    Невербальная коммуникация не так сильно структурирована, как вербальная. Не существует универсального словаря и правил формирования жестов, мимики и интонации, с помощью которых мы могли бы четко передать свои чувства. Такая передача зависит от многих факторов и часто бывает неоднозначной.

    Иллюзия важности слов связана с тем, что слова легче анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. И наша культура такова, что нас учат уделять больше внимания содержанию.

    Традиционно все невербальное общение можно разделить на две большие части: то, что мы передаем телом, и то, что мы передаем голосом. Язык тела включает в себя: Жесты руками, покачивание ногами, поза, улыбка, хмурый взгляд, частое дыхание, покраснение кожи. Голос включает в себя все, что вы можете передать с его помощью: Крики, шепот, различные междометия (о-о-о, э-э-э), тарабарщина, повышенный тон и т.д.

    Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальное общение» определяется тем, что она направлена на освежение знаний о невербальном взаимодействии между людьми. А для профессионала в области PR это вдвойне важно, поскольку мы должны уметь управлять своим невербальным языком для достижения желаемого результата. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, мы должны создать образ компетентного, уверенного в себе профессионала. В противном случае никто не поверит нашему мнению.

    Проблемы невербального общения привлекают особое внимание ученых, ведь изучение поведения людей помогает лучше понять других, разобраться в себе и, основываясь на полученных данных, создать свой образ наиболее обаятельным.

    Наиболее влиятельной работой в изучении проблем языка тела начала XX века стала работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованная в 1872 году. Многие идеи и наблюдения Дарвина сегодня признаны исследователями во всем мире. С тех пор ученые обнаружили и записали более 1 000 невербальных знаков и сигналов.

    Альберт Мейерабиан установил, что информация передается на 7% вербальными средствами (только словами), на 38% — слуховыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) и на 55% — невербальными средствами. Профессор Бирдвиссл провел аналогичное исследование относительно доли невербальных средств в межличностном общении. Он обнаружил, что средний человек говорит словами всего 10-11 минут в день, а каждое предложение длится в среднем не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что на вербальную коммуникацию приходится менее 35% разговора, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

    В прошлом веке невербальное общение привлекало внимание в основном ученых из области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, С.В. Воронин и др.) обратились к изучению проблем невербальной коммуникации. Были изучены различные средства невербальной коммуникации и разработаны их возможные классификации. В начале этого века сформировалась новая научная дисциплина — «невербальная семиотика», которая занимается систематическим изучением невербального поведения человека.

    Читайте также:  Mood balance дневник эмоций

    Роль невербальных средств в процессе общения

    В зависимости от типа общения различают вербальное (словесное) и невербальное (несловесное) общение. В своем эссе я рассмотрю невербальное общение.

    «Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», — писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком вербального общения.

    Организационная форма невербальных средств общения, которая воспринимается человеком и преобразуется в индивидуальную, конкретную и чувственную форму действия, называется невербальным поведением.

    Невербальные средства можно свести к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностное общение), временным особенностям взаимодействия.

    Невербальные средства выполняют информативную и регулятивную функции в процессе общения.

    Многие ученые утверждают, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный — для «обсуждения» межличностных отношений.

    Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо тренированный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения того или иного предложения.

    Таким образом, чтобы понять смысл предложения, недостаточно проникнуть в смысл слов, а необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его невербальное поведение.

    Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его разворачивание, на проявление эмоционального образа каждого из участников.

    Особенность языка тела в том, что его выражение обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность искажения таких импульсов позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения.

    «Царство чувств — эмоциональная сфера, — пишет П.В. Симонов, — не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются мозговыми центрами и выражаются в разнообразных двигательных действиях — жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменении голоса и речи.»

    Что говорят и регулируют невербальные средства коммуникации?

    Во-первых, можно сказать, что невербальные компоненты общения являются частью ориентирующей основы общения для коммуникатора (говорящего). Другими словами, характер коммуникации с самого начала частично определяется пространственными и некоторыми другими визуальными «подсказками», и в этом контексте совершенно неважно, какое место займут невербальные компоненты в самом процессе коммуникации.

    2 Однако невербальные компоненты коммуникации можно рассматривать и с точки зрения получателя как часть ориентировочной основы для его коммуникативных действий. С этой точки зрения, невербальные «ключи» могут быть общими для коммуникатора и реципиента или значимыми только для последнего; именно часть таких «ключей», с точки зрения коммуникатора, входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная проблема для современных исследований невербальной коммуникации — проблема соотношения невербального поведения и невербальной коммуникации как таковой, то есть непреднамеренных и интернализованных компонентов коммуникативной деятельности коммуникатора.

    1. невербальные компоненты коммуникации могут также функционировать как часть исполнительной фазы общения, не зависящая от процесса коммуникации в целом и лишь дополняющая его, уточняя или изменяя понимание получателя сообщения.
    2. наконец, они могут быть совершенно незначительными для получателя, являясь своего рода издержками фактического коммуникативного поведения.

    Мимика

    Основным индикатором эмоций является мимика лица (глаза, брови, губы).

    Под мимикой мы понимаем движения лицевых мышц и движения головы. Это условные знаки (кивки головой), которые указывают на движения — поворот головы в определенном направлении. С помощью мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (хмурится, улыбается), которая вызывает данную разрядку в классе, подчеркивает ритм звука, наклоном головы выражает неуверенность, колебание, поиск нового слова. Предшественниками невербальной коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

    Глаза помогают коммуникатору установить визуальный контакт. Взгляд на говорящего не только означает заинтересованность, но и помогает нам сосредоточиться на том, что он/она говорит. Во время разговора говорящий и слушающий либо смотрят друг на друга, либо отворачиваются друг от друга, поскольку считают, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Говорящий и слушающий не смотрят друг на друга более 10 секунд. При обсуждении неприятных вопросов мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания его эмоционального состояния. Назойливый и навязчивый взгляд воспринимается нами как вторжение в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и производит на нас неблагоприятное впечатление.

    Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий либо смотрит в глаза слушателю, либо отводит взгляд, он не закончил говорить. В конце своей речи оратор обычно смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы говоря: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

    По выражению лица, движениям, вегетативным проявлениям («покраснел», «побледнел», «покрылся потом»), по выражению глаз, размеру зрачка, мы судим о чувствах человека. Эмоции наиболее выражены на лице и в различных позах (выражение радости, возбуждения, страха, ужаса).

    Американский психолог Р. Вудвортс разделил выражения лица на шесть типов:

    1) Любовь, счастье, радость, веселье;

    3) Страх, страдание;

    4) Гнев, решительность;

    Обычно эмоции ассоциируются с выражением лица следующим образом:

    • Удивление — поднятые брови, расширенные глаза, опущенные кончики губ, открытый рот;
    • Страх — брови подняты и сведены над переносицей, глаза широко открыты, уголки губ опущены и немного отведены назад, губы раздвинуты, рот может быть открыт
    • Гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа оттопырена или приподнята и сомкнута с верхней губой
    • Печаль — брови опущены, глаза бледные, уголки губ слегка опущены;
    • Счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно оттянуты назад.

    Невербальные компоненты общения выражаются в следующих функциях:

    (a) сопровождение речевой части сообщения («…ответил со вздохом: что тут хорошего!»);

    б) сигнализировать в противоположном смысле (ложный тон, «по глазам было видно, что это не так»).

    Отсюда ответ: если вы хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека — посмотрите на его лицо.

    Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и вниз, сводить их к переносице и одновременно двигать глазами вверх и вниз в стороны. Такие движения могут иметь разное значение:

    1) Попытка привлечь к себе внимание;

    2) Выражение удивления, изумления;

    3) Выражение лица, сопровождающее вопрос;

    4) Выражение недовольства, неодобрения чего-либо;

    Губы человека особенно выразительны. Все мы знаем, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, а искривленные — сомнение или сарказм. Улыбка обычно выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент выражения лица и поведения зависит от региональных и культурных различий: Южане, например, склонны улыбаться чаще, чем жители северных регионов. Улыбка, сопровождаемая поднятыми бровями, обычно выражает готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями свидетельствует о превосходстве. Губы могут быть выпячены, показаны, отодвинуты и выражать соответствующие эмоции.

    Интонация

    Говорящий передает слушателю следующую информацию.

    Во-первых, мы узнаем, что (что?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Оно передается выбором смыслового содержания, слов, их порядка и синтаксических конструкций.

    Читайте также:  Память чувств это память образная

    Второй — кто говорит, благодаря ярко выраженной индивидуальности голоса каждого человека. Это идентифицирующая информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу сказанное часто становится тем, что сказано, существенно дополняя или даже заменяя вербальное содержание речи.

    Многие лингвисты говорят о существовании идентифицирующей информации. Так, Э. Сепир заявил, что «фонетический облик речи, скорость и относительная плавность произношения, длина и структура предложений, характер и диапазон лексики….. — Все это лишь малая часть комплексных показателей личности». Например, у каждого есть свои любимые приемы для подчеркивания особенно важных слов. Эти методы часто обозначаются как «распознавание речи». Например, у актера О. Табакова есть особенность создавать акцентуацию путем растягивания слова при динамическом нажиме.

    Голос как совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком с помощью голосового аппарата, имеет различный диапазон, выразительность и выносливость.

    Эмоции влияют на управление речевым общением, что проявляется в ряде особенностей речевого высказывания отдельного человека: тон голоса, интонационный рисунок и т.д.

    Эта связь наиболее очевидна при анализе трудностей контроля над звучанием собственного голоса:

    Тревожное состояние. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимается как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

    Беспомощность, подавленность и апатия. Очень равномерное распределение энергии в спектре.

    Страх. Паттерн «падающей» кривой распределения энергии и звуки пронзительные, безжизненные, «пустые».

    Волнение. Одновременный тип распределения энергии, характеризующийся определенной звучностью и громкостью.

    Голос — это индивидуальный «инструмент» человека, как отпечаток пальца. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной. Фундаментальной характеристикой голоса является его тембр. Тембр — это очень тонкая и выразительная характеристика динамика.

    Термин «интонация» имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле используется для описания мелодического, тонального движения. В широком смысле, помимо интонации, этот термин включает в себя ударение, паузы, темп, ритм, то есть совокупность компонентов звучащей речи, действующих совместно. Хотя устный текст создается по законам речи, он является речевым произведением в подлинном смысле слова. Интонационная структура складывается из интонационных особенностей фраз и сверхфразовых единиц и дополнительно характеризуется такими особенностями целого, как общий тон, темп, громкость произнесения, обусловленные смысловым и эмоциональным содержанием текста, а также ситуацией его произнесения [10, с. 79].

    М.М. Бахтин отмечает, что «интонация всегда находится на границе между вербальным и невербальным, речевым и неречевым. Слово находится в непосредственном контакте с жизнью в интонации. И прежде всего, это интонация, посредством которой говорящий устанавливает контакт со слушателями: интонация (преимущественно) социальна».

    Основные коммуникативные жесты и их происхождение

    Несмотря на то, что было проведено много исследований, ведутся жаркие споры о том, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются иным образом. Доказательством служат наблюдения за слепыми, глухими и слепоглухими людьми, которые не смогли бы научиться невербалике с помощью слуховых или зрительных рецепторов. Также были проведены наблюдения за жестовым поведением различных народов, изучено поведение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак.

    Немецкий ученый Эйбль-Айбесфельдт обнаружил, что способность улыбаться проявляется у глухих или слепых детей с рождения без какого-либо обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденности жестов. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые предположения Дарвина о врожденных жестах, когда изучали мимику людей из пяти совершенно разных культур. Они обнаружили, что представители разных культур используют схожую мимику при проявлении определенных эмоций, что привело их к выводу, что эти жесты должны быть врожденными.

    Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурными или генетическими. Например, большинство мужчин носят пальто, начиная с правого рукава, а большинство женщин — с левого. Когда мужчина проходит мимо женщины на оживленной улице, он обычно поворачивает свое тело в сторону женщины, когда проходит мимо; женщина обычно проходит мимо, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, чтобы защитить свою грудь? Является ли этот жест врожденным для женщины или она научилась ему бессознательно, наблюдая за другими женщинами?

    Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, а значение многих движений и жестов определяется культурой [11, с. 123-124]. Давайте рассмотрим эти аспекты «языка тела».

    Во всем мире основные жесты общения не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда грустят — хмурятся, когда злятся — у них сердитый взгляд.

    Кивок головой означает «да» или утверждение почти во всем мире. Похоже, что это врожденный жест, потому что его также используют глухие и слепые люди. Покачивание головой в знак неодобрения или отказа также является универсальным и может быть одним из жестов, приобретенных в детстве.

    Жест «пожатие плечами» (рис. 1) является хорошим примером универсального жеста, указывающего на то, что человек не знает или не понимает, что ему говорят. Это сложный жест, состоящий из трех компонентов: ладони наружу, плечи вверх, брови подняты [2, с.15].

    Подобно тому, как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, невербальный язык одного народа отличается от невербального языка другого народа. В то время как определенный жест может быть общепризнанным и иметь уникальное толкование в одной стране, он может не иметь обозначения или иметь совершенно противоположное значение в другой стране.

    Жест «ОК», или круг, образованный пальцами руки (рис. 2), стал популярным в Америке в начале XIX века, в основном благодаря прессе, которая в то время развернула кампанию по сокращению слов и крылатых фраз до их начальных букв. Существуют различные мнения о том, что означают инициалы «ОК». Некоторые считают, что они обозначают — «все в порядке». Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут», которое в английском языке обозначается буквами C.O.. По другой версии, эта аббревиатура происходит от места рождения американского президента, который использовал эти инициалы (O.K.) в качестве слогана в своей избирательной кампании. Значение «ОК» известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в то время как в некоторых странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничто», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморья этот жест используется для обозначения мужской гомосексуальности.

    На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

    Читайте дополнительные лекции:

    Образовательный сайт для студентов и школьников

    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

    © Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

    Источник

  • Оцените статью