Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.
Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения
Что такое эмоции?
Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.
Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.
Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?
Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.
Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.
Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.
Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.
Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.
Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.
Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.
Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.
За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.
Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.
В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.
Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.
В чем связь эмоций и цвета?
Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.
Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.
В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.
В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.
Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.
Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.
Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?
Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.
Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.
Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.
Источник
Психология цвета — как разные цвета влияют на настроение
Разбираемся, почему одни цвета могут вызывать беспокойство, а другие, наоборот, чувство комфорта, и что оттенки, которым вы отдаете предпочтение, могут рассказать о вашем характере.
Ученые, занимающиеся психологией цвета, уверены — все дело в том, что цвета определенным образом влияют на наше настроение и самочувствие. Исследователи также утверждают, что оттенки, которым мы отдаем предпочтение, могут быть связаны с определенными чертами нашего характера. При этом наше восприятие того или иного цвета порой очень индивидуально, связано с нашим жизненным опытом, а также культурной средой, в которой мы выросли.
Итак, вот как различные цвета чаще всего влияют на наше настроение и что они могут рассказать о нашем характере.
Черный цвет интерпретируется очень широко: с одной стороны, это цвет траура, а с другой — символ силы и мощи. Черный в одежде часто ассоциируется с элегантностью и сексуальностью, а в интерьере — с устойчивостью и успехом. Если вы отдаете предпочтение черному, вы практичны и целеустремленны, знаете, чего хотите от жизни, и словам предпочитаете действия.
Несмотря на то, что с белым цветом часто ассоциируются положительные категории — чистота, невинность, свежесть, безмятежность – некоторые люди считают белый холодным и опустошающим цветом. Если вы из числа тех, кто обожает белый, вы человек открытый и добросердечный, при этом вы отчаянный перфекционист и стремитесь во всем достичь идеала.
С одной стороны, красный — цвет страсти и сексуальности, с другой — крови и тревоги. Поэтому одних людей красная палитра может привлечь своей смелостью и яркостью, а других — оттолкнуть как нечто тревожное или дерзкое. Красный — ваш любимый цвет в одежде? Тогда вам не занимать харизмы и уверенности в себе, вы не боитесь быть в центре внимания, а вашей внутренней энергии можно только позавидовать.
По данным исследований, розовый ассоциируется с романтикой, женственностью и нежностью и обладает успокаивающим действием. Люди, которым нравятся вещи в розовой гамме, чуткие и заботливые, эмоциональные и мечтательные.
По словам ученых, оранжевый цвет воздействует на нас лучше любого энергетика: бодрит, заряжает энергией и настраивает на позитивную волну. Если оранжевый в числе ваших любимых оттенков, вы человек яркий и энергичный, не боитесь выделяться в толпе и идете по жизни с улыбкой.
Этот солнечный, жизнеутверждающий и оптимистичный цвет способен поднять настроение даже в самую ненастную погоду и спасти от хандры и депрессии. Возьмите это на заметку! Тем более, что в этом сезоне все оттенки желтого — от лимонного до канареечного — в списке модных хитов. Желтый — ваш любимый цвет? Это может означать, что вы человек позитивный и творческий. А еще вы — душа компании.
Зеленый сегодня все чаще ассоциируется с экологически чистыми продуктами, натуральными средствами и здоровым образом жизни. Если все оттенки зеленого в списке ваших любимых, энергии и любви к жизни вам не занимать. Апатия, лень, прокрастинация? Нет, не слышали!
Синий (голубой) цвет часто используется в оформлении интерьера как успокаивающий и расслабляющий. В то же время некоторые люди считают этот оттенок холодным. Если ваш цвет настроения — синий, вы без йоги и медитаций способны достичь гармонии с собой и с завидной виртуозностью справляетесь со сложными жизненными ситуациями.
Этот цвет нередко ассоциируется с уютом и теплом. Если вы любите коричневый, скорее всего, вы человек сильный и стремитесь твердо стоять на ногах. Окружающие ценят вас за надежность и отзывчивость.
Найдены возможные дубликаты
Психология цвета
Пять цветов опасности
Писатель Бернард Ньюмен точно сформулировал преимущество внезапности в бою: «Я никогда не слышал о таких войсках, что устояли бы перед ночной атакой с тыла». Какими бы боевыми искусствами вы ни владели, сколько бы оружия ни носили с собой, — если вас сзади ударят по голове, вам уже ничего не поможет. Как избежать внезапного нападения? Это просто. Надо быть бдительным.
Но лучший из бойцов любого элитного спецподразделения может стать жертвой неожиданности. Проблема заключается в том, что мы не способны быть бдительными постоянно. Наша психика не в состоянии воспринимать и анализировать информацию об окружающем мире дольше двух часов кряду. Потом внимание рассеивается.
Столкнувшись с этой проблемой во время Второй мировой, американские эксперты по психологической подготовке 82-й воздушно-десантной дивизии пришли к выводу, что состояние готовности человека можно разделить на условные уровни, обозначаемые разными цветами.
К сожалению, история не сохранила имен подлинных авторов «цветового кода готовности», и нам он известен как «код Купера» — в честь полковника Джеффа Купера, сделавшего эту военную разработку достоянием широкой общественности. Термин «цветовой код» впервые был использован им в книге «Принципы личной самозащиты» в 1972 году.
Цветовой код — это условное обозначение степеней возбуждения человеческой психики, стимулированных внешними раздражителями. Это пять состояний бдительности, переход между которыми может быть обусловлен как внутренней мотивацией («сосредоточься!»), так и внешней («что это там громыхнуло?»)
Код Купера в жизни
В идеале переход между цветами должен быть осознанным и добровольным, а не под воздействием внешних сигналов — клаксона несущегося на вас грузовика или отблеска ножа в подворотне. Для этого существует простой и надежный способ. Так как жизнь в целом рутинна и однообразна (дом-подъезд-улица-остановка-транспорт-работа и в обратном порядке), то свои типичные маршруты следует оценить с точки зрения угрозы и раскрасить в соответствующие цвета. Дом — белый, подъезд и улица — желтый утром, оранжевый вечером, подворотня — всегда красный. Оцените карту своей жизни. Если красного и оранжевого многовато — может, имеет смысл поменять маршрут или расписание. Управлять состоянием своей бдительности не сложнее, чем, скажем, автомобилем — поначалу это требует постоянной сосредоточенности, потом превращается в автоматический навык.
1.Первый цвет — белый. Состояние покоя, разновидность бодрствования, наиболее близкая ко сну. Мозг отдыхает. Угрозы нет. Вы сидите дома, перед телевизором, ружье стоит в сейфе, на улице дремлет ротвейлер. Окружающий мир привычен, знаком, неопасен. Можно думать о чем угодно. Уровень кортизола — «гормона тревоги» — в крови близок нулю. В «белом цвете» человек практически не способен реагировать на внезапную угрозу. При любой опасности срабатывает базовый старт-рефлекс и выдает одну из трех стандартных реакций: бей-беги-замри. Атавистическая реакция «замри» (прикинься мертвым, и хищник тебя не заметит) проявляется у 75% людей, что минимизирует шансы на выживание. В «белом цвете» постоянно пребывают люди с повышенным уровнем дофамина (например, влюбленные) и, разумеется, находящиеся под воздействием психотропных веществ или алкоголя.
2. Второй цвет — желтый. Это бдительность. Угроза есть, но она абстрактна. Вы вышли из дома, смотрите по сторонам. Вы обращаете внимание на лужи под ногами и открытые канализационные люки, следите за цветом светофора и не забываете поглядеть налево-направо при переходе улицы. Все это мозг проделывает автоматически, в фоновом режиме. Лучшая иллюстрация «желтого цвета» — это машинальная деятельность водителя за рулем. Контроль движения спереди, сзади, слева и справа, дорожные знаки, светофоры, пешеходы, мотоциклисты, неадекватные водители — все это не мешает параллельно слушать музыку, разговаривать, думать о чем-то постороннем. В «желтом» человек может находиться достаточно долго — до 10−15 часов кряду.
3. Третий цвет — оранжевый. Настороженность. Угроза есть, и она реальна. Что-то угрожает непосредственно вам. Требуется предпринять определенные шаги, просчитать возможные последствия, сделать выбор. В кровь выбрасывается адреналин, норадреналин, кортизол. Пульс поднимается до ста ударов в минуту. Возникает эффект туннельного зрения — угол обзора сокращается от 120 до 10 градусов, все внимание приковано к угрозе (что не так уж и хорошо, ведь угроза может быть не одна). Это состояние часового, услышавшего подозрительный шорох в кустах; пешехода, перебегающего дорогу на красный; девушки, в одиночку возвращающейся ночью домой через парк. В этом состоянии человек может пребывать от 45 минут до двух часов, в зависимости от тренированности психики — точно как собака, работающая на поиск наркотиков или взрывчатки. Потом психика тормозится, человек постепенно возвращается в «желтый», а потом и в «белый цвет». Именно поэтому по уставу караульной службы часовых в армии меняют каждые два часа.
4. Четвертый цвет — красный. Борьба за выживание. Угроза из потенциальной стала реальной. Схватка началась, в первую очередь — с самим собой. Пульс поднимается до 160 ударов в минуту, организм переходит в состояние стресса. Тормозится парасимпатическая нервная система, активируется лимбическая система мозга. Во рту пересохло, руки дрожат, мелкая моторика не работает, кожа бледнеет, зрачки расширяются. Зато повышается болевой порог, усиливается грубая моторика, ускоряется обмен веществ, печень гонит в кровь гликогены, чтобы быстрее сжечь сахар и дать организму энергию для выживания. Самое печальное — постепенно перестают работать лобные доли мозга, способность к логическому мышлению значительно снижается. В распоряжении человека остаются только двигательные навыки — врожденные и натренированные, принимать какие-либо осознанные решения в «красном цвете» мы не в состоянии.
5. Пятый, последний цвет — черный. Шок. Состояние, наиболее близкое к смерти. Мозг не работает, органы чувств не воспринимают окружающую действительность, шансы на выживание равны нулю.
От белого к черному
Переходы между цветами должны осуществляться последовательно; любой резкий переход (из белого в красный, например) чреват проваливанием в «черный», когда психика не успевает разогнаться до нужных оборотов. Обратные переходы также осуществляются пошагово, мы не можем из оранжевого вернуться сразу в белый — пульс еще слишком высок.
Вообще наша психика столь зависима от физиологии, что мозг не в состоянии различить — поднялся ли пульс от реальной угрозы или после физической нагрузки. Как космонавты в центрифуге с трудом решают арифметические задачки, так и человек после интенсивной тренировки с превышением респираторного порога (когда из-за недостатка кислорода теряется способность говорить) чувствует себя приблизительно так же, как если бы его разум находился в «красном цвете».
Эта особенность организма с успехом используется в так называемых стресс-упражнениях, основная задача которых не поиздеваться над тренируемым, но адаптировать его психику к состоянию стресса. Поэтому, когда в кино сержант орет на морпехов и пинает их ногами, он не только проявляет свою садистско-сержантскую сущность, но и приучает бойцов действовать в «красном цвете». Также для переходов между цветами используются триггеры — определенные вещи, вызывающие у нас чувство тревоги. Например, вой сирены, запах дыма, физический контакт с незнакомым человеком и т. д.
Мы фиксируем все опасное для нашего выживания так же автоматически, как мужчины обращают внимание на симпатичных женщин, проходящих мимо. И то и другое велит нам делать инстинкт выживания. К сожалению, большинство людей игнорируют сигналы опасности, полагая, что если раньше с ними ничего плохого не происходило, то не произойдет и впредь.
Источник