Янтарная комната картины чувств
Одним из ключевых элементов художественного убранства Янтарной комнаты являлись четыре флорентийские мозаики, аллегорически изображавшие пять человеческих чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». Они располагались в центре широких настенных янтарных панно в рамах, насыщенный декор которых был также исполнен из янтаря.
В первоначальной отделке присланного из Пруссии кабинета Фридриха I янтарные рамы предназначались для оформления зеркал. В период бытования интерьера в Третьем Зимнем дворце зеркала были заменены живописными полотнами художника Иоганна Фридриха Гроота. Не позднее октября 1757, когда Янтарная комната уже находилась в Царскосельском дворце, вместо картин появляются флорентийские мозаики. Они были исполнены в 1752 году во Флоренции в «Мастерской твердых камней» под руководством выдающегося камнереза и гравера Луи Сириеса. Живописные модели для мозаик создал в 1751 году художник Джузеппе Дзокки (Цокки).
Выполненные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, картины с такой тонкостью передавали детали рисунка и оттенки цвета, что производили полное впечатление станковой живописи.
| ||||
Воссоздание четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты началось в 1984 году. Опыта выполнения такого рода работ не было в СССР, и в связи с этим обстоятельством понадобился длительный период изучения исторических материалов, отработки технологических приемов и сбора камне-самоцветного сырья. Сложность решения первой из этих задач заключалась в отсутствии в том момент каких-либо достоверных сведений о времени и о месте изготовления мозаик, а также их цветового решения, так как в распоряжении реставраторов имелись лишь довоенные черно-белые фотографии. В результате произведенных исследований удалось атрибутировать мозаики, и выяснить факт существования живописных моделей для них в составе коллекции Музея Мастерской твердых камней во Флоренции. В связи с появившейся после этого возможностью уточнить цветовое решение мозаик, возникла проблема подбора огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др..
К настоящему времени воссозданы две мозаики: «Зрение», «Осязание и обоняние».
Реставраторы-исполнители мозаик: художники-камнерезы Б. П. Игдалов, А. Ф. Соловьев, Р. Н. Шафеев, К. И. Иванов, Б. Э. Минц.
Техника флорентийской мозаики
Более 400 лет мозаичисты всего мира работают в технике, получившей название флорентийской мозаики. Ее суть состоит в наборе картин и деталей произведений прикладного искусства из пластин твердых камней со сложным рисунком.
В 1580 году во Флоренции, в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где были созданы лучшие образцы мозаичных произведений, вызвавшие подражание во всех странах Европы и в России.
Окончательно сформировалась техника флорентийской мозаики в XVII веке. Она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных рисунков), пятен, штрихов. Такую мозаику называли «теневой». Доской набора для мозаики служили либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец — черная, легко колющаяся на тонкие слои разновидность глинистого сланца).
Флорентийская мозаика, как правило, набирается из твердых камней: яшмы, лазурита, кремня, порфира и др.
В начале XVII века распространились небольшие станковые картины, выполненные в технике флорентийской мозаики: пейзажи с фигурами на фоне моря или архитектурных построек.
В духе таких пасторальных, галантных сцен исполнены и мозаики Янтарной комнаты.
«Осязание и обоняние»
| ||||
На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая два из пяти человеческих чувств — обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.
На переднем плане обнюхиваются две большие породистые собаки, а на заднем — раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса.
Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней. Об уникальности и сложности работы реставраторов свидетельствует список камней, которые составляют мозаику:
| ||||
Архитектурный фон — мрамор, кремень
- Светло-синяя одежда — лазурит
- Розовый камзол — родонит (орлец)
- Зеленый плащ — серпентин (офит)
- Розовый цветок — квинсит
- Лиловая одежда — флюорит
- Желтый камзол — кремень
- Зеленые штаны — амазонит
- Белые чулки и туфли — кахолонг
- Синеющие горы — лазурит или амазонит, ангидрит
- Зеленовато-голубые небеса — оникс
- Лица – кахолонг
| ||||
Это мозаичное панно было воссоздано реставраторами в 1996 году. Его оригинал, похищенный в годы Второй мировой войны немцами при демонтаже Янтарной комнаты в Царском Селе, обнаружен в Германии в 1997 году и через три года возвращен в Россию в государственный музей-заповедник «Царское Село». Мозаика, возвращенная из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате рядом с копией, выполненной мастерами-камнерезами ООО «Царскосельская янтарная мастерская» .
Чтобы понять и ощутить все тонкости работы над мозаикой, предлагаем вам собрать пазл флорентийской мозаики «Обоняние и осязание». Она будет интересна и детям, взрослым. Желаем успеха!
| ||||
| ||||
Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты. Она аллегорически изображает одно из пяти чувств, присущих человеку, — вкус. Группа селян из трех молодых женщин и одного мужчины пируют за импровизированным столом, устроенным из плит античных руин, расположенных неподалеку. Тут же под столом, собака облизывает тарелку. На заднем плане в центре расположено густолиственное дерево, а за ним — горы, зелень и небо, прорезанное беловатыми облаками.
«Зрение»
| ||||
| ||||
Мозаика находилась на северной стене Янтарной комнаты. Мозаичная картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека — зрение. На первом плане, на берегу озера, сидит старец в очках и читает лежащую на его коленях книгу. Направо от него, на самом берегу, наклонясь, смотрит в воду молодая женщина. Слева от старца стоит, опираясь на каменный пьедестал, мужчина, наблюдающий в подзорную трубу. Рядом с ним находится молодая женщина, устремившая взгляд вдаль, по направлению подзорной трубы. Вся группа расположена у развалин античного портика. В левом углу картины помещена большая ваза с зеленью на пьедестале. На заднем плане изображены деревья, горы и небольшой город у их подножья.
Мозаичное панно «Зрение» воссоздано камнерезами мастерской ООО «Царскосельская янтарная мастерская» в 1993 году.
| ||||
| ||||
Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты. Картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека — слух. На фоне античных развалин расположилась группа поселян, разговаривающих друг с другом с помощью слуховых труб. На заднем плане изображены акведук, кусты зелени и небо со светлыми облачками.
Источник