БАЗОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию фрагмент большого исследовательского обзора проведённого одним из лидеров в области нейробиологии аффектов Jaak Panksepp.
Его исследования оказали влияние не только на современную психиатрию, но и смежные области, в частности психоанализ и помогли вывести теорию влечений, драйвов, привязанности, а так же понятия «либидо», «мортидо», «эрос» и «танатос» из концепций в практическую плоскость, подкреплённую нейровизуализацией и экспериментами.
В данном фрагменте вы сможете узнать про 7 базовых аффективных систем, которые являются фундаментом в построении отношений с заботящимися лицами и миром в целом и как следствие определяют формирование идентичности, характера и сексуальности человека. Например, вам станет понятнее, как нейробиология связана с возможностью мужчин выполнять женские социальные функции и наоборот.
Межвидовые аффективные нейробиологические исследования подтверждают, что первичные эмоции возникают в подкорковых зонах головного мозга, тождественных анатомически, нейрохимически и функционально у всех исследуемых млекопитающих. Эмоциональные переживания (аффекты) – преходящие переменные, сообщающие животным о том, как они справляются с вопросом выживания. Различные положительные аффекты указывают на то, что животные склонны возвращаться к «зонам комфорта», способствующих выживанию, а отрицательные аффекты отражают «зоны дискомфорта», указывающие на ситуации, угрожающие выживанию. Они представляют собой унаследованный инструмент для выживания – эволюционную память, содержащую важную информацию в закодированной форме, передающуюся геномом в чистом виде (как первичные мыслительные процессы), которые культивируются базовыми механизмами научения (вторичные процессы), также как и мыслительными процессами высокого порядка/ мыслями (третичными процессами).
Более правильное понимание природы первичных аффектов поможет усовершенствовать предклинические модели психических расстройств и, таким образом, клиницисты будут владеть новым и эффективным инструментарием в подходе к проблемам клиентов. Эти связи имеют огромное значение в понимании психических расстройств и продвижению психиатрической практики.
Обычно психические расстройства отражают аффективный дисбаланс мозговой деятельности. В связи с этим, ключевой вопрос исследований в области психиатрии – это нейтральная природа эмоциональных переживаний. К примеру, в исследованиях депрессий, одним из неотвеченных вопросов является: Почему депрессия так сложно переживается? Что такое «психологическая боль», забирающая у людей радость жизни? Именно этими вопросами, связанными с аффектами мы так же задаемся при работе с зависимостями. Здесь мы исследуем возможность, какие изменения хронических аффектов могут возникнуть благодаря функциональным изменениям в базовой эмоциональной системе мозга. Например, уменьшение частоты специфических положительных аффективных систем, наряду с увеличенным влиянием отрицательных аффективных связей, может быть причиной депрессии.
Однако, что представляют собой эти системы?
Эмоциональная составляющая может быть неоднозначной. Так, первичные (такие как базовые или зачаточные) эмоциональные связи характеризуются нейронными и поведенческими критериями. Базовые эмоциональные связи характеризуются шестью критериями:
- создают характерные поведенческо-инстинктивные паттерны
- изначально активируются ограниченным набором неосознанных раздражителей
- возникают в результате ответа на провоцирующее окружение
- эмоциональные вспышки блокируют/регулируют различные чувственные зоны мозга
- контролируют научение и способствуют развитию программ высшей познавательной деятельности
- по мере взросления эмоциональные вспышки регулируются механизмами высшего порядка
Эта глубинная система соотносится с медиальным пучком переднего мозга, которая называется «система поощрений». В действительности, это довольно сложная мотивационная система возбуждений, необходимая животным при добывании ресурсов для выживания и содействии эффективной работе других эмоциональных систем. Это основной источник «жизненной энергии», так же называемой, «либидо». В чистом виде она провоцирует оживленное и восторженное исследование и неутолимое возбуждение/познание. При полной ее активности, поиск наполняет ум интересом и мотивирует организм беспрепятственно искать необходимое, стремиться и желать. У людей эта система оперирует и поддерживает любопытство, включая решение повседневных и высокоинтеллектуальных задач. Эта система подавляется в период абстиненции при наркотической зависимости, хроническим стрессом и болезнями, сопутствующими депрессивными состояниями. Чрезмерная активность этой системы может провоцировать вызывающее и импульсивное поведение, вместе с психотическими расстройствами и маниакальными тенденциями. Антипсихотические меры уменьшают действие этого механизма «создавания рельности». Понятие «создание реальности» используется, чтобы подчеркнуть тот факт, что эта система способна создавать каузальные убеждения о природе мироустройства посредством восприятия связанных между собой событий.
Нейроанатомически поиск соответствует возбужденному медиальному пучку переднего мозга и основной дофамин-возбуждающей системы поощрений, движущейся от вентрального среднего мозга до центра удовольствия и медиальной лобной доли, где он способствует развитию функций лобной коры, связанных с планированием и предвидением событий. Таким образом, поиск – это не только система «удовольствия и мотивации», но и предоставление животным необходимых ресурсов для выживания. Она способствует обучению посредством неутолимой жажды познания, частично кодируя предсказуемые отношения между событиями. Это вызывает чувство удовлетворения от выполненной задачи как у животных, так и людей, и снижает депрессивные последствия и дисфорию при наркотической зависимости. В дальнейшем это будет подчеркиваться в примерах билатерального повреждения системы, вызывающее немотивированные состояния у животных (влечения снижены) и чрезмерного самопоощрения, приводящего к состояниям дисфории.
Источник
Яак панксепп базовые эмоции
[ | Tags | | | нейропсихоанализ | ] |
Як Панксепп – американский ученый родом из Эстонии. На мой взгляд его исследования эмоциональных систем приматов очень важны для понимания не только основ нейропсихоанализа, но и для любой работы имеющей отношение к психологии, как клинической, так и академической. Про эмоции существует множество теорий и гипотез, иногда прямо противоположных друг другу, но в массе своей построенных методом сверху-вниз. Существуют работы Экмана по универсальности выражения лица для некоторых эмоций. Есть некоторая путаница эмоций с понятием «настроение» (mood). Система Панксеппа построена на экспериментах с животными и по сути своей развивалась обратным путем – снизу-вверх, то есть от нейроанатомии и конкретных экспериментов к общей теории эмоций приматов. В каждой из этих базовых систем есть своя нейроанатомия и своя химия. Система Панксеппа прекрасно интегрируется с нейропсихоанализом, о чем можно более подробно почитать у Солмса.
В этом тексте я приведу краткий обзор систем Панксеппа на основании его интервью. Более подробно о некоторых из этих систем я напишу позже. Для меня лично это очень полезная информация. Я думаю, что незнание этих базовых систем, которые есть не только у человека, но и у других приматов, часто приводит к «стрельбе вслепую» и теоретезированию, оторванному от реальности центрального органа, в котором происходят ментальные процессы — мозга.
SEEKING (поиск)
RAGE (ярость)
FEAR (страх)
LUST (похоть)
CARE (забота)
PANIC/GRIEF (паника/горе)
PLAY (игра)
Ниже перевод и транскрипт отрывка интервью, начиная с 16 минуты.
Я поставил их в этом порядке умышленно. Первой системой я поставил Поиск. Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система. И это хорошее имя для того, что Olds и Milner называли системой награды. Эта система очевидно вознаграждает, но совершенно не удовольствием, по крайней мере в нашем обычном понимании удовольствия, как сенсорного ощущения, то есть например того чувства, которое мы испытываем, когда едим сахар, или наоборот, когда воспринимаем горькую еду с негативным ощущением. У нас есть множество сенсорных ощущений, которые ведут к удовольствию или неудовольствию. Это не эмоции. Это аффекты. Аффект – это общий термин для валентных ощущений. С моей точки зрения у нас есть три типа валентных ощущений. (1) Сенсорные ощущения, которые приходят к нам из внешнего мира; (2) ощущения происходящие в теле, то есть гомеостатичные аффекты (голод и жажда) рождающиеся внутри тела (у нас есть специализированные рецепторы в мозгу для этих ощущений); и наконец, у нас есть аффекты происходящие внутри мозга – самые тонкие из всех аффектов, именно их я называю Эмоциональными аффектами. Наиболее примитивной из них является система Поиск, поскольку она служит общей функции нахождения ресурсов. Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Собственно чувство, производимое этой системой, если взять высшую точку – это эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм. Животное активно взаимодействует с миром и включается в это взаимодействие. Это общая система для нахождения всех необходимых ресурсов.
Часто приходится соревноваться за получение ресурсов с другими животными. Один их хороших способов такого соревнования – это злость. Поэтому у нас есть система Ярость, которая позволяет нам защищать наши ресурсы. Другие животные иногда хотят использовать нас, как ресурс, и нам необходимо защищать себя. У нас есть система Страх, которая производит характерный отклик – страх. Кроме того, быть млекопитающим – это размножаться, и мы не оставляем эту важную функцию на волю случая. В следствие чего у нас есть система Похоть. Эта система существенно отличается у мужчин и женщин, хотя есть и общие компоненты. Функция похоти – это появление потомства и продление жизни в следующем поколении.
Как следствие, мозг должен быть готов к заботе о младенце, поэтому у нас есть система Забота. Многие люди исследовали сексуальность и материнское поведение животных. Я не буду сейчас говорить об этом подробно. Когда у вас есть младенец, то у него должна быть какая-то система коммуникаций, для того, чтобы сказать маме насколько сильно она ему нужна, особенно если он чувствует, что он один. Поэтому мы начали изучать систему расстройства, связанную с временным отсутствием мамы (separation-distress system.) Мы изучали ее, наблюдая за плачем младенцев, временно отдаленных от мам. Мы идентифицировали нейронные цепи связанные с этой системой и назвали эту систему Паника. Иногда мы называем ее системой Паника/Горе, поскольку люди часто не понимают почему мы назвали ее «Паника». Мы назвали ее так, потому что предполагаем, что в психиатрическом смысле расстройство этой системы является основой Панических Атак (PA — Panic Attacks). Причем, как известно, эта система не является основой Общего Тревожного Расстройства (GAD – Generalized Anxiety Disorder, прим АТ) – система Страх имеет к этому расстройству больше отношения.
Наконец, мы были очень удивлены, когда мы задались вопросом – какие еще системы существуют на уровне первичного процесса и нашли на него ответ(primary process – термин Фрейда). Кто-то сказал – отвращение (disgust). Но ведь отвращение — это гомеостатичное ощущение (то есть относится ко 2 классу аффектов Панксеппа и не является в его системе Эмоцией — прим. АТ). Отвращение — это попытка тела удалить токсичные вещества из тела. Кроме того, мы используем это чувство символично, например как социальное отвращение. Кто-то еще сказал – доминирование должно быть первичным. Но мы не обнаружили его в экспериментах по стимуляции мозга. Скорее всего, доминирование – это приобретенная черта, ей учатся. Если бы она была «встроена в систему», то животные не могли бы адаптивно соревноваться друг с другом и выигрывать; либо это чисто генетическая проблема. Но еще кто-то сказал, что может быть Игра – это фундаментальный процесс мозга? И мы решили экспериментально создать «голод по игре» у молодых животных — мы размещали их по одиночке и потом вместе, проводили разные эксперименты. Что вы думаете, они показали прекрасную последовательность игры, очень динамичную, очень богатую и очень позитивную. Изначально у нас были проблемы найти нейрологическую корреляцию этого процесса. В одном исследовании мы решили удалить нео-кортекс целиком, чтобы посмотреть нужен ли он в игре; ответом было однозначное – нет. Животное вообще без кортекса играет совершенно нормально. (Ведущий – это удивительно!) Панксепп – Да! Игра – это удивительная эмоция, которая ведет нас к социальной жизни и помогает нам изучить социальный мир. Я думаю, что это фундаментальная функция Игры. Приматы не могут получать все социальные правила генетическим путем. Поэтому у них должна быть система, которая позволяет им узнавать о социальном мире когда они молоды и испытывать при этом радость. Похоже, что система Игра выполняет эту функцию.
The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions (Norton Series on Interpersonal Neurobiology), Jaak Panksepp, Lucy Biven
Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions (Series in Affective Science) Jaak Panksepp
Textbook of Biological Psychiatry. Jaak Panksepp
Источник
hypnosismoscow
О гипнозе, психосоматике и гипнотерапии. Обучение. Отзывы о сеансах гипнотерапевта Геннадия Иванова.
Условия приема, отзывы о гипноанализе. Обучение очно и online гипнозу и гипнотерапии
● Часть 1. Что такое базовые эмоции и чем они отличаются от обычных эмоций?
Мозг удивителен тем, что в нём эволюция оставила свои «исторические» отпечатки. Эту историю видно в его анатомии, гистологии и даже функционировании. Одна из последних книг Яака Панксеппа называется «Археология сознания» (Archaeology of Mind). И это неудивительно, ведь изучение мозга напоминает археологию: различные его слои рассказывают о различных эпохах в развитии. Наиболее древние системы расположены медиально и каудально, новые – латерально и рострально.
Для эволюции критически важно закреплять и ограничивать функции. Таким образом, подход должен быть иерархическим: от архаических (древних) систем к новейшим системам MindBrain1.
Функциональная структура мозга напоминает вложенную иерархию: новые структуры вырастают на базе более старых.
Двусторонняя связь между более новыми структурами и более старыми возможна за счёт того, что старые структуры репрезентированы (находят своё отражение) в новых.
Другими словами, самые древние структуры являются базовыми (базовые функциональные структуры подобны фундаменту дома, без которого невозможна устойчивая конструкция).
Иерархический принцип обнаруживается и у эмоций. В качестве эвристического упрощения (упрощение с практической целью) авторы используют следующую номенклатуру:
a) аффективное ядро (относится к первичным процессам) – аффективные процессы, которые протекают в подкорковых структурах головного мозга,
b) эмоциональное научение (относится к вторичным процессам) – происходит при участии павловского/классического обусловливания и инструментального/оперантного научения,
c) сложные когнитивно-аффективные амальгамы (относятся к третичным процессам) – процессы, возникающие в результате взаимодействия между неокортексом, лимбическими и паралимбическими структурами головного мозга2 (эмоционально заряженные мысли и размышления о текущих проблемах), на этом уровне также возможно взаимодействие с рабочей памятью для планирования альтернативных способов справляться с текущими задачами.
Основные элементы управления:
+ восходящие «снизу-вверх» – от первичных процессов к вторичным и третичным,
+ нисходящие «сверху-вниз» – от третичных процессов к вторичным и первичным.
Вышеописанная иерархия также характера и для сознания в целом!
Эндель Тульвинг (Endel Tulving) представил это следующим образом:
+ аноэтическое сознание – приобретение опыта без его понимания,
+ ноэтическое сознание – понимание и изучение фактов о себе самом и мире,
+ автоноэтическое сознание – способность использовать личные воспоминания (эпизодическую память) для, своего рода, путешествий во времени, чтобы прогнозировать будущее.
Авторы считают, что путаница относительно эмоций возникает из-за того, что исследователи изучают разные уровни, но спорят так, как если бы изучали один и тот же.
Итак, руководствуясь вышесказанным, можно ответить на поставленный вопрос: базовые эмоции относятся к первичным процессам, они возникают до эмоционального научения, до мыслительных процессов более высокого порядка. Это – ядра эмоциональных состояний, которые мы называем в повседневной жизни эмоциями.
1 – термин специально оставлен без перевода. MindBrain отражает монистичсекую онтологию (в противовес дуалистическому декартовскому разделению на «Психе» и «Сому»). Тем самым авторы подчёркивают, что сознание и мозг являются сторонами одной монеты. Они также использует реверс BrainMind.
2 – неокортекс – новая кора, новые области коры конечного мозга (теленцефалона); паралимбическая кора включает грушевидную кору, энторинальную кору, парагиппокампальную кору (со стороны медиальной поверхности височной доли) и поясную кору (над мозолистым телом); лимбическая система – обонятельные луковицы, гиппокамп, гипоталамус, миндалевидные тела, передние ядра таламуса, свод мозга и его столбы, сосцевидные тела, прозрачная перегородка, поводковая (хабенулярная) комиссура, поясная извилина, парагиппокампальная извилина, лимбическая кора и лимбические области среднего мозга (мезенцефалона).
● Часть 2. Какие эмоции относятся к базовым?
К базовым эмоциям относятся: ПОИСК, СТРАХ, ЯРОСТЬ, ПОХОТЬ, ЗАБОТА, ПАНИКА/ГОРЕ и ИГРА. Авторы всегда пишут эти базовые эмоции большими буквами, чтобы избежать терминологической путаницы. Это – прототипы эмоциональных состояний (первичные процессы). Перечисленные базовые эмоции можно вызвать стимуляцией подкорковых структур мозга.
Яак Панксеппа считает, что эмоциональность способствовала возникновению системы BrainMind. И он прослеживает этот нейрогенетический путь именно с помощью базовых эмоций.
Он также обращает внимание на то, что корковые функции редко генетически заложены, в отличии от первичных процессов, которые как бы вшиты в операционную систему мозга: «Даже зрительная кора приобретает свои функции чаще в результате жизненного опыта, нежели потому, что они генетически продиктованы (Sur & Rubenstein, 2005)». Другими словами, третичные процессы не являются врождёнными, а первичные процессы – генетически заложены.
Именно первичные процессы определяют то, что будет происходить на уровне вторичных и третичных процессов. Принятие решения, разумеется, производится с помощью высших умственных функций (третичных процессов), однако, если первичный процесс поражён, всё это идёт прахом.
Эмоциональная жизнь взрослого человека, по большому счёту, представляет собой результат вторичных и третичных процессов. На сегодняшний день нет доказательств, что неокортекс в состоянии самостоятельно генерировать эмоции без участия подкорковых структур (например, паралимбической коры). Хоть эмоциональная жизнь взрослого человека есть вторичные и третичные процессы, но для их возникновения требуются первичные процессы (аффективные ядра = базовые эмоции).
До сих пор нет доказательств теории эмоций Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции возникают в ответ на «считывание» телесных сигналов более высоко организованным неокортексом. Данные недавнего метаанализа (Vytal & Hamann, 2010) показывают, что эмоции счастья, грусти, страха, злости и отвращения сопровождаются многочисленными подкорковыми возбуждениями. То есть эти эмоции как бы стоят на плечах неких базовых процессов, протекающих в подкорковых структурах.
Для демонстрации описанных взаимоотношений Яак Панксепп приводит пару иллюстраций: «осознанное раздражение можно рассматривать как производное первичной схемы ЯРОСТЬ, чувство отвержения – производное первичной схемы ПАНИКА/ГОРЕ». Одиночество, печаль, стыд и чувство вины – когнитивные производные схемы ПАНИКА/ГОРЕ, связанной с сепарацией и дистрессом. Юмор – когнитивно обработанная схема ИГРА, связанная с социальной навигацией. Первичные процессы в большей степени «говорят» на языке нейрохимии. Например, эндогенные опиоиды – один из основных языков схемы ПАНИКА/ГОРЕ, они (эндогенные опиоиды) снижают дистресс, вызванный сепарацией (например, разлукой), что сопровождается уменьшением чувства одиночества, печали, стыда, вины. Можно пофантазировать на такую тему: не связан ли приём экзогенных опиоидов (морфин, кодеин, героин и т.д.) с попыткой уменьшить чувство одиночества или печали?
Созревание и развитие системы MindBrain идёт от простого к сложному. Понимание его работы невозможно без понимания тех фундаментальных принципов, которые легли в основу процессов высшего порядка (как, например, когнитивные атрибуции).
Таким образом, базовыми считаются компоненты, из которых строятся комплексы более высокого порядка. Базовые эмоции – эмоциональные процессы, на основе которых создаются эмоции высшего порядка.
● Часть 3. Каковы взаимоотношения между базовыми эмоциями?
Список базовых эмоций (ПОИСК, СТРАХ, ЯРОСТЬ, ПОХОТЬ, ЗАБОТА, ПАНИКА/ГОРЕ, ИГРА) не предполагает, что других базовых эмоций не существует. Он (список) указывает лишь на то, какие базовые процессы удалось пробудить (обнаружить) с помощью локальной стимуляции мозга.
Аффективные нейробиологи полагают, что характерным свойством базовых эмоций является взаимодействие с окружающей средой.
Яак Панксепп затрудняется ответить на вопрос, в каких отношениях находятся базовые эмоции (первичные эмоциональные процессы) у человека, так как исследования проводились только на животных, а не на человеке.
Далее последуют краткие заметки по каждой базовой эмоции (расширенная информация доступна в книге «Archaeology of mind: neuroevolutionary origins of human emotions»). Описание базовых эмоций повторяет эволюционный путь: от самого примитивного ПОИСКА, затем к рептильным базовым эмоциям, заканчивая социальными базовыми эмоциями.
ПОИСК: эта система возникла на основе мозгового поиска (ориентировочный рефлекс первого функционального блока по А.Р. Лурии). Его можно описать так: «охваченность желанием найти и собрать все фрукты мира», «могущественный адаптивный потенциал», «способность приводить к соответствию внутренние потребности и средовые возможности», «делает мозг чувствительным к наградам/наказаниям» (Panksepp, 2011). Яак Панксепп предполагает, что именно ПОИСК олицетворяет собой конатус Спинозы – врождённую склонность к продолжению существования и совершенствованию. Его (ПОИСК) можно также сравнить с «интересом» в других концепциях эмоций (например, у Кэрролла Изарда и Роберта Плутчика). Животные охотно активируют эту систему у себя (вспомните эксперимент с крысой, которая могла нажатием клавиши вызывать у себя удовольствие). ПОИСК считается базовой побудительной системой позитивной валентности (по типологии Левина), которая позволяет связывать желание, добычу пищи и позитивное предчувствие (Pankepp & Moskal, 2008). Когнитивно обработанный ПОИСК помогает животному вести себя не хаотически, а целенаправленно. Именно ПОИСК обеспечивает последовательность и плавность изменений мышления и поведения (Ikemoto & Panksepp, 1999; Alcaro, Huber & Panksepp, 2007). Когда эта система повреждена или дисфункциональна, остальные базовые эмоции также становятся поврежденными и дисфункциональными соответственно.
СТРАХ: «в мире множество опасностей, о некоторых мы должны узнать, что они могут представлять угрозу, тогда как других мы боимся от природы,» – пишет Панксепп. Хоть стимулы, провоцирующие боязливость, могут существенно отличаются, ядерный СТРАХ идентичен у всех видов млекопитающих. Крысы «наслаждаются» темнотой больше чем светом, они становятся боязливыми, если рядом будет даже крошечный клочок кошачьей шерсти, причём боязливыми становятся даже лабораторные крысы, многие поколения которых никогда не видели кошек. Ядро СТРАХА рассредоточено в центральных ядрах миндалевидных тел, вентролатеральном ядре гипоталамуса1, периакведуктальном сером веществе. Эти структуры заставляют животное замирать или спасаться бегством, чтобы избежать опасности. Аффективные нейробиологи считают, что есть несколько эмоциональных систем тревожного типа (например, ПАНИКА/ГОРЕ).
ЯРОСТЬ: эту систему «родила» конкуренция за ресурсы, в которой побеждает самое большое, быстрое и/или сильное животное. Эта система также может быть приведена в возбуждение с помощью лишений (депривации) и ограничений (фрустрации). Если животное не может получить то, что оно хочет, активируется система ЯРОСТЬ. Разумеется, взрослые могут модулировать свой гнев (благодаря созреванию вторичных и третичных процессов: тормозные эффекты коры головного мозга). Вторичные и третичные процессы способны ингибировать, направлять и регулировать аффективные ядра (базовые эмоции) различными способами. К сожалению, на сегодняшний день нет психотропных препаратов, которые бы могли селективно (избирательно) регулировать патологический гнев. Возможно, нейробиология поможет с этим вопросом в скором времени (например, разработка антагонистов субстанции P).
ПОХОТЬ: «где были бы млекопитающие, не будь у них мозговых структур, отвечающих за влечение друг к другу?» – задаёт вопрос Яак Панксепп. Сексуальные системы закладываются одними из первых (ещё в утробе матери), хоть и активируются к пубертату. Помните шутку про половое и бесполое размножение (В чём преимущество полового размножения перед бесполым? – Может быть удовольствие?)?
ЗАБОТА: «и, опять-таки, где б оказались млекопитающие, если бы не могли заботиться друг о друге? Вымерли бы!» На самом деле это очень воодушевляющий постулат, согласно которому живыми существами «движет» не только сексуальное желание и агрессия, но и потребность в заботе (в частности). Исследование ЗАБОТЫ чаще всего проходит на примере материнского инстинкта млекопитающих: материнский инстинкт обеспечивает большую вероятность выживания потомства (нежели если предоставить детёнышей самим себе). Если «накачать» мозг мужчины окситоцином, у него начнётся «гнездование». Считается, что материнский инстинкт («материнский мозг») регулируется с помощью сдвигов в периферических (эстроген, прогестерон и пролактин2) и центральной (окситоцин) гормональных системах. Согласно этой гипотезе у животных есть эмпатия – способность сопереживать (для того, чтобы услышать плач детёныша и откликнуться на него). Также нейробиологи считают, что особи женского пола более эмпатичны, нежели особи мужского пола.
ПАНИКА/ГОРЕ: когда маленький ребёнок теряется или отделяется от своих опекунов, они входят в состояние ПАНИКИ. Они начинают плакать, чтобы воссоединиться, их чувство внезапного одиночества отражает древние нейрональные коды, на основе которых у взрослых возникает способность к печали. Эта критически важная система представляет собой плач (зов) у млекопитающих3 в ответ на сепарацию и дистресс. Химические процессы в мозге, усугубляющие дистресс (например, кортикотропин-рилизинг-фактор) и существенно ослабляющие его (например, эндогенные опиоиды, окситоцин и пролактин), значительно влияют на генез социальной привязанности и, возможно, на выраженность депрессии (Nelson & Panksepp, 1998). Эти химические процессы могут способствовать возникновению (и нарушению) желания создать интерсубъективное пространство с другими людьми, чтобы изучать способности (в том числе и эмоциональные) нашего вида. Многие химические процессы, отвечающие за это социальное желание, по-прежнему, не найдены, но когда они будут обнаружены, у специалистов по психическому здоровью появятся новые пути помощи тем, чьи социальные «энергии» больше или меньше желаемого (Panksepp, 2004; Watt & Panksepp, 2009a, 2009b). Чрезмерное возбуждение этой системы приводит к паническим атакам. Возможно, панические атаки имеют больше общего с депрессивными расстройствами, чем с тревожно-фобическими. Эти знания могут дать лучшее понимание для таких расстройств, возникающих в детском возрасте, как аутизм, поскольку некоторые дети с этими гетерогенными состояниями могут быть социально отчуждёнными, так как высвобождение эндогенных опиоидов вызывается в ответ на самого себя, а не на значимого другого (Panksepp, Lensins, Leboyer & Bouvard, 1991).
ИГРА: молодые животные играют друг с другом с большим удовольствием, что помогает в социальной навигации. Стремление играть не эволюционная случайность, оно (стремление) как бы вшито в инстинктивный поведенческий аппарат мозга млекопитающих. По сравнению с другими эмоциональными системами, об этой известно меньше всего. Интересно, что ИГРА способна вызывать смех у всех индивидов, вовлечённых в общую игру (на youtube можно посмотреть видео, как смеётся крыса, когда с ней играет Яак Панксепп). ИГРА помогает оценить молодому животному, что делать можно, а чего делать нельзя. Детям, которым по какой-то причине не дают выразить эти стремления, могут ошибочно ставить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также назначать лечение. Более гуманным подходом в подобных случаях будет предоставление дополнительного игрового времени (Panksepp, 2007c). Эта система необходима для последующей модуляции социальных способностей (Panksepp, 2001).
Источник