Взаимосвязь эмоционального интеллекта эмоционального выгорания

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций

Ветчинникова Ольга Александровна
Магистрант 3 курса ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан, olia-x94@yandex.ru
Научный руководитель Япарова О. Г.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

Аннотация: В статье дается анализ понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональное выгорание». Дано описание результатов исследования эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания опрошенных педагогов образовательных организаций. Результатами эмпирического исследования стало выявление того, что не все исследуемые педагоги образовательных организаций умеют понимать свои эмоции и управлять ими, контролировать их внешнее проявление, а также способны понимать и влиять на эмоции окружающих. У большей части педагогов, испытывающих профессиональное выгорание, доминирующим является симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Эмоциональный интеллект имеет обратную взаимосвязь с профессиональным выгоранием, что свидетельствует о том, что при повышении эмоционального интеллекта симптомы профессионального выгорания будут снижаться.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, педагоги образовательных организаций, симптом профессионального выгорания, фаза эмоционального выгорания

Interrelation of emotional intelligence and professional burnout of teachers of educational organizations

Vetchinnikova Olga Alexandrovna
3rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan
Scientific adviser Yaparova O. G.
Candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychological and pedagogical education, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan

Abstract: The article analyzes the concepts of «emotional intelligence»and» emotional burnout». The article describes the results of the study of emotional intelligence and emotional burnout of the interviewed teachers of educational organizations. The results of the empirical study revealed that not all studied teachers of educational institutions are able to understand their emotions and manage them, control their external manifestation, and are able to understand and influence the emotions of others. About half of the teachers studied have emotional burnout. In most teachers experiencing professional burnout, the dominant symptom is»Reduction of professional responsibilities.» Emotional intelligence has an inverse relationship with professional burnout, which indicates that with an increase in emotional intelligence, the symptoms of professional burnout will decrease.
Keywords: emotional intelligence, professional burnout, emotional burnout, teachers of educational institutions, the symptom of professional burnout, the phase of emotional burnout

Педагогическая деятельность является важной, но в то же время одной из сложных профессий вызывающей немалый интерес современных исследователей психологии. Изучение эмоциональной сферы личности педагога как профессионально значимых качеств является одной из центральных проблем отечественной и зарубежной психологии и педагогики, что обусловлено возрастающими требованиями со стороны руководства и общества. С увеличением требований к компетентности педагогического работника возрастают и риски быть подверженным профессиональному стрессу.

Педагог обязан обладать такими необходимыми качествами личности как склонность к работе с детьми, ответственность, уравновешенность, стрессоустойчивость [7], а также способностью к идентификации и интерпретации как своих, так и чужих эмоциональных состояний.

Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания и умения подстраиваться под эмоциональное состояние окружающих. Умение владеть собой и правильно осуществлять взаимодействие с окружающими является незаменимым качеством в сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с людьми, что является основным в работе педагога.

Эмоциональный интеллект как интеллектуальные способности, помогающие в идентификации своих и чужих эмоций и чувств, был определен Дж. Майером, который отнес к этим способностям умение распознавать, выражать и контролировать эмоциональную сферу [6], С. В. Щербаков рассматривает данную способность личности как как эмоциональную ориентацию, способствующую пониманию своих и чужих эмоциональных состояний [9].

Читайте также:  Как может чувствовать себя щенок после прививки

В своих работах эмоциональный интеллект рассматривали (М. А. Кленова, 2018), как фактор, влияющий на развитие одиночества (Ю. А. Железнякова, 2014), как сдерживающий фактор эмоционального выгорания (Н. Е. Ширинская, А. Р. Гайнанова, И. А. Пухов, 2013).

Педагогические работники по роду своей деятельности нередко подвергаются такой профессиональной деформации как «эмоциональное выгорание». Данный термин был впервые введен в научный оборот Джорджем Х. Фрейденбергом в 1974 году, оно подразумевало реакцию на рабочие стрессы, что проявляется в личностной деформации, которая содержит в себе психические, психофизиологические и поведенческие компоненты [3]. Проявляется как энергетическое истощение людей, чьи профессии относятся к сфере социальной помощи, выражаясь в плохом самочувствии в следствии чего снижается эффективность профессиональной деятельности [2].

Синдром «эмоционального выгорания» возникает в результате длительной эмоциональной нагрузки под действием стресса, который определяется в эмоциональном, интеллектуальном и физическом истощении. Данный синдром проявляется в чувстве тревоги и депрессии, усталости, безысходности и утрате мотивационной сферы [1].

Эмоциональное (профессиональное) выгорание является серьезным препятствием для профессиональной самореализации специалистом [4], выгорание является специфическим процессом, результатом которого является состояние психосоциальной дезадаптации специалиста, снижением уровня его психофизиологических ресурсов [8], выражающееся в эмоциональном истощении, при котором прослеживаются снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное перенасыщение, а также деперсонализации представляющей собой формирование негативного и циничного отношения к другим людям, выражающегося в том, что контакты с ними становятся обезличенными и формальными, а так же редукции профессиональных достижений, проявляющаяся в недовольстве собой, снижении чувства компетентности в своей работе, а также уменьшении ценности своей деятельности, в результате чего появляется чувство собственной несостоятельности [5].

Несмотря на большое количество исследований данного направления, проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов сельских школ недостаточно изучена.

Для реализации своей профессиональной задачи – сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, воспитания образованного человека, способному к самостоятельному развитию культурного достояния, педагогическому работнику необходимо самому находиться в ресурсном состоянии, не испытывая личностных и профессиональных деформаций.

Мы предполагаем, что педагоги с более развитым эмоциональным интеллектом имеют менее выраженные симптомы профессионального выгорания.

Для изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций мы использовали следующие методики:

  • «Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн)» (Д. В. Люсин);
  • «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).
  • Математический метод — критерий корреляции Пирсона.

Базой исследования стали общеобразовательные учреждения Боградского района Республики Хакасия:

— Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Бородинская средняя общеобразовательная школа», с. Бородино, Боградский район, Республика Хакасия;

— Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Совхакасская средняя общеобразовательная школа», с. Советская Хакасия, Боградский район, Республика Хакасия;

— Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа», с. Троицкое, Боградский район, Республика Хакасия;

— Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа», с. Знаменка, Боградский район, Республика Хакасия;

— Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа», с. Первомайское, Боградский район, Республика Хакасия.

Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: педагоги образовательных учреждений, стаж работы 1 до 49 лет. Вся эмпирическая выборка составила 95 человек.

В исследовании приняли участие педагоги муниципальных бюджетных образовательных учреждения средних общеобразовательных школ. Испытуемые были поделены на 3 группы в зависимости от профессиональной деятельности (Таблица 1): учителя начальных классов (20 человек) учителя общеобразовательных предметов (физики, математики, русского языка, литературы и т.д.), в дальнейшем учитель-предметник (56 человек), и другие работники образования – к ним мы отнесли старших вожатых, педагогов организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов (19 человек).

Таблица 1. Описание выборки в зависимости от вида профессиональной деятельности

Читайте также:  Характеризуется быстрым переключением эмоций расстройство

Категория профессионального контингента

Источник

Эмоциональный интеллект vs профессиональное выгорание

Герасименко Людмила
Эмоциональный интеллект vs профессиональное выгорание

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Сегодняшний мир формируется стремительными технологическими изменениями. Но поскольку будущее создается уже сегодня, именно на профессионализм педагога возлагаются большие надежды.

Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности.

Слайд 3 что, в свою очередь, ведет к физическому и интеллектуальному переутомлению, к истощению эмоциональных ресурсов педагогов.

Хочется обратиться к цитате «сложные времена, часто дают прекрасные возможности». И мы с коллегами стали искать возможности, как в новой реальности преодолеть эмоциональное выгорание.

Слайд 4 Перед нами встал вопрос, Педагог, готовый к стремительным переменам и владеющий новыми компетенциями уже сейчас, – какой он? Какие навыки должен взращивать педагог, чтобы достичь успеха в новом формате и при этом избежать профессионального выгорания.

Слайд 5 Современные требования к компетенции педагога это… способность к саморазвитию, высокий уровень коммуникации, креативность, эмоциональный интеллект.

Слайд 6 Нами было замечено, что успеха добивается тот, кто умеет налаживать контакт с людьми, быстро адаптируется к изменившимся условиям, стрессоустойчив, имеет высокую мотивацию, контролирует свои эмоции, т. е. тот, у кого развит эмоциональный интеллект.

Слайд 7 Он представляет собой совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Слайд 8 Таким образом, «профессиональному выгоранию может противостоять эмоциональная устойчивость, которая определяется умением управлять своими эмоциями. Почему же именно для педагогов так важно умение управлять эмоциями?

Слайд 9 Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя, «зажигает» и родителей и детей, находящихся рядом с ним. Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов будет продуктивным если развивать эмоциональный интеллект.

Как сказал Роман Хорошев «Эмоциональное состояние – это ключ, открывающий все двери».

Слайд 10 При отборе форм и методов по улучшению эмоционального интеллекта мы адаптировали их под наших воспитателей,опираясь на ключевые ценности: Открытость, партнерство, качество. Это те инструменты, которые являются важным фактором стимулирования педагогов.

Слайд 11 Новизна нашей работы состоит в том, что профилактика профессионального выгорания в нашем саду строилась через улучшения эмоционального интеллекта.

Наша работа делилась на несколько этапов

На первом этапе мы определили цели, задачи, провели обследование уровня профессионального выгорания по итогам которой наметили меры профилактики.

– способствовать улучшению эмоционального интеллекта как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

6. Выявление индивидуальных ресурсных зон эмоционального интеллекта;

7. Знакомство с понятием эмоционального интеллекта, его особенностях, компонентах и функциях;

8. Снижение уровня эмоционального напряжения у педагогов;

9. Овладение некоторыми современными методиками развития эмоционального интеллекта:

10. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;

Опросник «Выявление уровня эмоционального интеллекта» показал, что из 100% воспитателей, которые приняли участие в опроснике, 70% воспитателей осознают и понимают свои эмоции, 30% умеют воздействовать на эмоции и состояние других людей, 50 % в конфликтной ситуации умеют управлять своими эмоциями и поведением, 60% обладают эмоциональной гибкостью.

Так же воспитателям были предложены вопросы, ответы на которые расширили представления об эмоциональном интеллекте каждого педагога.

Второй этап направлен на накопление опыта на перспективы дальнейшего развития.

В рамках этого этапа были проведены консультации, деловая игра, в которую были включены упражнения «Мои сильные стороны», «Мои успехи», «Я герой». Дискуссия, направленная на раскрытие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности «Я и мои чувства»

Читайте также:  Чувственный поцелуй что это

Большое внимание уделялось педагогам, работающим в группах раннего возраста. На которых лежит ответственность за благополучное течение процесса адаптации. Успешность адаптации зависит не только от специфики педагогического общения, но и от уровня подготовки, и квалификации воспитателя.

Педагог должен уметь слышать, наблюдать и понимать причины состояния ребенка независимо от их возрастных и индивидуальных способностей. Качеством необходимым для общения с детьми раннего возраста является эмоциональность.

Слайд 19. Поэтому воспитателю необходимо быть не только отзывчивым, обладать выразительной мимикой и речью, но и иметь способность понимать эмоциональное состояние ребенка и управлять им, т. е. обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

3 этап. Развитие навыков эмоционального интеллекта

Адаптация и активация накопленного опыта

Педагоги решали и проживали проблемные ситуации,закрепляя навыки:

Способность уважать и принимать себя и свои поступки. Способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие

Способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в конструктивной форме;

Способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей;

Способность различать и быть чувствительным к эмоциям других людей.

4 этап: включал серию встреч,выстроенных по методу мозгового штурма на обсуждение были представлены следующие темы:

какой должен быть современный педагог, родитель, ребенок, детский сад будущего

В заключении педагоги создали интеллект-карты – самореализация в профессии

5 Этап.Был посвящен: Рефлексии-обмен мнениями

Определение дальнейших перспектив

Что мы получили в результате:

— Это повышения продуктивности в профессиональной деятельности;

— Саморазвитие педагогов как в личностном, так и профессиональном плане.

— Снижение эмоционального напряжения у педагогов;

— Педагоги стали уверенней себя чувствовать во взаимодействии и сотрудничестве с родителями;

(надо сказать, что, положительным моментом находясь на карантине было, то что мы выстроили партнерские отношения с родителями

Слайд 30 и теперь воспитательно-образовательный процесс не разделяется на работу с родителями, а строится на сотрудничестве взрослых для детей.

В конце выступления хочется задать вопрос для размышления:

Эмоциональный интеллект- это необходимость или новые требования?

Спасибо за внимание

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозавод Метод интеллект — карт в переводе с английского означает «карта ума». Интеллект — карта — простой и уникальный метод информации, с помощью.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Источник

Оцените статью