Взаимное чувство близости это раппорт
Это волшебное слово раппОрт
НЛП — это искусство менять других . меняя самого себя
Раппо́рт (фр. rapport , от rapporter — возвращать, приносить обратно) — термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта.
В иностранной литературе термин раппорт употребляется в широком смысле близких межличностных отношений, базирующихся на интеллектуальной и эмоциональной общности.
Термин раппорт был введен Месмером для обозначения физического контакта, благодаря которому происходила передача «магнетического флюида» от гипнотизера пациенту при «месмеризации».
Раппорт — отношения доверия и отзывчивости с самим собой или с другими людьми. Один из четырех столпов НЛП.
В НЛП раппорт понимается шире, как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми, а также само это доверие.
Установление раппорта между клиентом и коммуникатором — важнейшая задача НЛП как психотерапевтической практики. Достижение раппорта может быть длительным процессом, но возможно и быстрое установление раппорта; длительность процедуры может зависеть от мастерства коммуникатора. Раппорт может достигаться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Основным методом установления раппорта в НЛП является присоединение (подстройка) к основным репрезентативным системам клиента, отражение их в коммуникации и невербальном поведении. При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движение глаз и т. п. Вербальное присоединение основывается на повторении характерных черт вербального поведения клиента. [8]
Установление раппорта может рассматриваться как важное не только для психотерапевтической практики, но и для других видов межличностной коммуникации. Так, установление раппорта между врачом и пациентом не только способно повысить удовлетворенность лечением и снизить риск врачебной халатности, но и, согласно некоторым исследованиям, может ускорить выздоровление и снизить потребность в болеутоляющих
РАППОРТ – эмоциональная и интеллектуальная связь, устанавливаемая между людьми в процессе их общения и основанная на взаимной симпатии, взаимопонимании.
Раппорт (франц. «зависимость, связь, сходство, отношения») – «близкие личностные отношения, основанные на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств»; удобное, непринужденное взаимоприемлемое взаимодействие между людьми.
РАППОРТ — 1. Понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и испытуемого — врача и клиента.
1. В широком смысле термин употребляется в литературе для обозначения позитивных отношений и связей меж людьми:
1) близких отношений межличностных, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств;
2) доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации психологического эксперимента между исследователем и испытуемым, врачом и пациентом, терапевтом и клиентом.
2. В узком смысле термин означает связь, устанавливаемую между гипнотизером и гипнотизируемым в сеансе гипноза (=> трансфер). Paппорт характерен высокой степенью избирательности восприятия как следствием суженного гипнозом сознания: сверхвосприимчивостью к внушениям гипнотизера, преимущественно вербальным, и нечувствительностью к воздействиям из других источников. Как специфический вид внутренней зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера, он развивается и стабилизируется по мере углубления состояния гипнотического.
РАППОРТ — достижение гармонии, согласованности чувств, ощущений, общего мировосприятия в общении.
Р. стремится к синхронизации чувств людей, к объединению интересов. Сильнее всего Р. проявляется у влюбленных: сходные позы, темп речи, похожие слова и интонации, дыхание в одном ритме.
Р. в бизнесе оценивают как состояние психологического комфорта: аудитории нравится смотреть и слушать рекламный телеролик, люди чувствуют себя «как дома» во время посещения определенного офиса, магазина, ресторана, ощущают близость, доверительность партнеров на переговорах. Все это состояние Р. В PR особое значение имеет нахождение Р. с журналистами: хорошо влияющий на целевую аудиторию материал в СМИ получается только, если найден общий язык в общении с журналистами, авторами статей и теле- и радиоинформации.
Раппорт (Rapport). Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, чувство доверия, возникшее в результате подстрой¬ки, отзеркаливания и присоединения, состояние эмпатии или вторая позиция.
Раппорт процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других людей.
Считается, что понятие «раппорт» было заимствовано австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734–1814) из физики второй половины ХVIII века и использовано им для описания того притяжения, которое устанавливается между врачом и пациентами благодаря «животному магнетизму». Отказавшись от использования магнита при лечении больных, он начал практиковать магнетические сеансы рукой, в ходе которых прикосновение кончиков пальцев до нервных узлов пациента оказывалось достаточным для облегчения их страданий. Предложенная Ф.А. Месмером психотерапия основывалась на использовании «жизненной силы», на воздействии на больного «флюидами», исходящими от личности врача, благодаря чему между ними устанавливался раппорт, то есть невидимая, таинственная связь, способствующая исцелению.
Представления о раппорте содержались в работах З. Фрейда. Они касались рассмотрения специфической связи, устанавливаемой между гипнотизером и лицом, подвергаемым гипнозу. Как замечал он в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «гипнотическая связь есть неограниченная влюбленная самоотдача». Эта связь между людьми не поддается рациональному объяснению, но она содержит в себе примесь мистического, способствующего установлению тесного контакта между гипнотизером и человеком, находящимся в гипнотическом состоянии.
Возникновение психоанализа было связано с отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций. По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд стремился исключить какое-либо воздействие на пациента со стороны аналитика, напоминающее собой внушение, как это имело место в гипнозе. И хотя при психоаналитическом лечении речь не идет о сознательном внушении, тем не менее в процессе терапевтической работы между аналитиком и пациентом часто устанавливается такая эмоциональная связь, которая может быть названа раппортом.
З. Фрейд не исключал того, что между аналитиком и пациентом действительно устанавливается особый тип связи, чем-то напоминающий собой внушение, хотя и не являющийся таковым. Но он соотнес эту связь не с профессиональной деятельностью аналитика, а с психическими процессами, характерными для психоаналитической терапии и названными им переносом. Именно благодаря переносу на аналитика ранее испытываемых пациентом бессознательных желаний и эмоциональных переживаний, сопряженных с другими людьми, но воскресших в аналитической ситуации, в процессе общения между ними и возникает та связь, на основе которой может быть достигнут терапевтический успех.
Основатель психоанализа считал, что при работе с пациентами не следует спешить ни с разъяснением сути переноса, ни с различного рода интерпретациями. До тех пор пока между аналитиком и пациентом не будут установлены тесная эмоциональная связь, доверие друг к другу и взаимопонимание, любая интерпретационная деятельность оказывается преждевременной. Как замечал З. Фрейд в работе «Введение в лечение» (1913), раскрытие тайного значения появляющихся у пациента мыслей, знакомство его с основными техническими процедурами анализа следует осуществлять не раньше, чем у пациента развивается перенос и «устанавливается настоящий раппорт».
В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется проблемам переноса и меньшее явлению раппорта. Тем не менее в некоторых исследованиях обсуждаются вопросы, связанные с выявлением отношений между переносом и раппортом, их спецификой и различиями. Общепризнанным считается лишь то, что без установления эмпатической связи, доверия и взаимопонимания между аналитиком и пациентом, трудно рассчитывать на какой-либо терапевтический успех в процессе психоаналитического лечения.
Тема использования раппорта настолько же безгранична, насколько и неоднозначна. Здесь есть огромные возможности и неисчерпаемые варианты. Здесь есть место для приятных неожиданностей и чудесных открытий. И в то же время, практически нет стопроцентных рецептов. Работающих всегда и со всеми. Как механические игрушки. Раппорт действительно можно испытывать и испытывать. И порою эффекты, которые он дает, удивляют самого подстраивающегося.
Звонит женщина в магазин «Ткани»:
– У вас веселенькие расцветки есть?
С подстройки уместно завязывать знакомство с новым человеком. Начиная общаться с присоединения, мы можем значительно ускорить построение доверительных и легких отношений. Сознательно, он еще о вас ничего не знает, а бессознательно – чувствует, что сойтись с вами ему будет очень легко. Вы уже настроены на одну волну, уже на толику ближе друг к другу. Может быть, вы еще не обменялись и парой слов, но несловесно вы уже давно подстроены. И уже понимаете друг друга.
Раппорт позволяет где-то снизить, а с кем-то вообще убрать взаимную подозрительность. Отменить период взаимного прощупывания и пробных ударов. Вместо сжатого в страхе кулака, вперед протягивается открытая ладонь. Для рукопожатия. Конечно, это всего лишь повышение вероятности и некоторое снижение традиционных барьеров, размывание непонимания. Но это уже достаточно мощный шаг вперед.
К доверию. Пониманию. Близости.
Общаясь на уровне тела, мы прокладываем дорожку непосредственно к бессознательному. Идем самым коротким и верным путем к заложению прочного фундамента эффективных взаимоотношений. Ведь доверие – это возможность отложить защитный панцирь и меч в сторонку и взяться за инструменты. Для строительства общего здания. Это возможность плодотворного партнерства без постоянного выгадывания, кто в этот раз получит больше. Работа спорится и дело движется.
Эффективность общения зиждется еще и на взаимном понимании – взаимопонимании. Каждый знает, чего хочет другой, и они могут согласовывать свои действия. Даже самая обычная работа – физическая – выполняется намного проще и слаженней. Возможно, дело здесь именно в механической подстройке движений разных людей.
Когда я подстроен, мне намного проще понять другого. Его мысли и интересы, подходы и идеи. Его точку зрения. Его карту. Нам намного легче принять и согласиться с чужим мнением, искать точки пересечения в наших взглядах на мир и находить общее. В раппорте намного больше желание это делать. А самое интересное: все это взаимно! Совершенно не важно, кто первым начал подстраиваться, кто первым согласился. Ведут оба. И выигрывают – тоже оба. Через расширение собственных карт и через взаимные выгоды от общего дела.
Поэтому, через раппорт можно найти выход из большинства конфликтных и спорных ситуаций. А в идеале – вообще в них не попадать. Ведь большинство ссор и недоразумений возникает именно вследствие недоразумений, т.е. из-за недостатка разума, дефицита понимания. От неспособности встать на чужую точку зрения, подстроиться к другому. Между тем, подстройка помогает стать «своим» практически для «любого».
Заяц взбирается на пенек и кричит:
– Кто на меня? Ну, кто на меня?
Из лесу выходит медведь:
– А как тебя зовут?
Заяц забирается на медведя и кричит:
– Кто на нас с Мишей?
Между прочим, вы заметили, как плавно подстройка перешла в ведение? Таким образом, при определенном навыке можно попробовать помирить поссорившихся людей. Надо только сохранять одновременную подстройку с ними обоими. Что само по себе искусство – они-то отстроились, что называется по максимуму. Кстати, это хорошее средство для развития собственной гибкости.
Итак, подстройка – это первый шаг к завязыванию отношений. Это путь к доверию и душевной близости, первый шаг к пониманию другого. Способ снятия изначальной напряженности и отстраненности. Хороший шанс построить эффективно работающие взаимоотношения, сблизить свои модели мира и найти в них много общего.
В НЛП (нейро-лингвистическом программировании) есть такое волшебное слово — раппОрт. Этим словом называют и само состояние резонанса, контакта, связи в общении, и технологию создания такого резонанса, и технологию его использования для решения различных задач в человеческих взаимодействиях.
Состояние резонанса в общении имеет вполне конкретные внешние объективные ключи. И эти ключи помогают не только определить «есть-нету», но и создать, а также развить и углубить.
Тот, кто умеет создавать качественный раппОрт, умеет в общении. ну, если не все, то многое. Учиться и учить, вести и лечить, понять и объяснить, творить и наслаждаться, говорить с каждым на его языке, убеждать и договариваться, утешать и радовать, интересоваться и быть интересным, менять к лучшему свою жизнь и жизнь тех, кому повезло оказаться рядом.
Взаимная гармонизация в общении
Давно известно, что когда люди хорошо понимают друг друга, они гармонизируются. Иногда даже синхронизируются. Когда два друга или две подруги разговаривают, они часто сидят одинаково, в одной позе часто, одинаковые жесты делают, а часто даже одна и та же мысль одновременно приходит. Один говорит, а другой « «ты просто мысли мои читаешь. Я только что об этом подумал».
Известны такие факты, что когда, скажем, женщины живут вместе, общежите ткачих, студенческие общежития, — у них месячные циклы синхронизируются.
Т.е. гармонизация на всех уровнях происходит, вплоть до физиологического.
Мы с тобой хорошо понимаем друг друга, поэтому мы сгармонизированы.
Отсюда делается обратный ход. Мы с тобой гармонизированы, следовательно, мы хорошо понимаем друг друга. Ну, это вслух не произносится, но смысл подстройки именно в этом заключается. Мы как бы, поворачивая флюгер, меняем направление ветра. Это работает.
В подстройке есть несколько уровней, граней, аспектов. На всех этих уровнях, разными способами, мы стараемся донести до клиента одно-единственное послание, очень простое. То самое, которому умный медведб Балу обучал маленького мальчика Маугли, чтобы его в джунглях никто не обижал.
Мы с тобой одной крови, ты и я
Мы одинаковые. И всячески, разными способами, подчеркивается эта одинаковость.
Подстройка, или гармонизация отрабатывается. Мы посмотрим, попробуем, но вообще это отрабатывается, т.е. это ставится на автомат, как и все прочие базовые техники. Это делается, не думая. Когда это отработано, это делается само собой.
Поскольку полгруппы и даже больше – это НЛП-ры, которые все это отрабатывали долго, тщательно и в деталях, — кто не делал упражнений на подстройку? Руки поднимите, пожалуйста (5).
Первый уровень подстройки – это подстройка на уровне тела, или
Подстройка по позе
Копируется поза. Мы посылаем это послание телом – Мы с тобой одной крови, ты и я. Мы сидим одинаково и двигаемся одинаково. Копируется поза, копируются жесты. Это то, что называется отзеркаливание в НЛП.
Вы, может быть, помните, есть такой старый-старый немой фильм в компании Макса Линдера. Это комик такой еще дочаплинской эпохи. И там есть эпизод, его без смеха смотреть невозможно. Он слуга в доме, он случайно разбивает большое зеркало в рост человека, перед которым хозяин обычно бреется. Он встает за зеркало и изображает собой отражение.
Гомерический хохот вызывает, да.
Вот это отзеркаливание. В чистом виде.
В учебной ситуации – да, можно зеркалить, можно копировать один в один. В реальной ситуации я бы этого делать не советовал. Потому что результат очень часто противоположный. Человек видит, что его копируют, обезьянничают, обижается, контакт разрывается, и потом восстановить его бывает сложно.
Примерно копируется. Примерный абрис позы.
Зачем копируется поза? Зачем мы это послание посылаем? Потому что поза выражает эмоциональное состояние.
Если человек пришел в депрессии, и сидит так, и рассказывает про свои горести, а я его буду слушать так, я ему транслирую послание: «сытый голодного не разумеет». Тебе плохо, да. Но мне-то хорошо. Давай, рассказывай, как тебе плохо там.
Примерно копировать. С одной стороны, это поза внимания, с другой стороны – общий абрис похож.
Жесты, да. Они тоже выражают эмоциональное состояние. Люди разговаривают не только языком, они разговаривают еще и телом и руками. Южные народы больше, северные – меньше.
Я помню, мы с одним французским коллегой были в Риге, в Латвии, там семинар был. И мы были в баре как раз когда по телевизору объявили, что латышская сборная по хоккею выиграла у российской. По-моему, первый раз в жизни. И изумленный француз говорит мне: «Слушай, если бы это было во Франции, сейчас бы просто разнесли весь бар. Люди бы орали, прыгали, кричали. А они просто сказали: мы выиграли».
Но все равно, жесты есть. Начнешь копировать жесты – это неприлично просто.
Очень-очень сокращенный, абортированный жест копируется. Намерение жеста, интенция жеста. Он так – ты так. Но делаешь. Или хотя бы мысленно. Хотя бы мысленно воспроизводишь этот жест.
Когда у клиента глаза закрыты, смотреть на часы все равно не надо. Он почувствует это, у него возникнет ощущение, что времени мало, и он будет комкать работу. А поскольку время отслеживать надо – у меня в кабинете на столе стоят такие большие часы, он их не видит, а я вижу.
Ну, есть моменты в жизни, когда лучше не смотреть на часы.
Подстройка по дыханию
Еще один аспект подстройки.
У нас с вами есть уникальный физиологический процесс, непроизвольный, который поддается произвольной регуляции, да. Дыхание, да. Подстройка к дыханию – ну, это очень мощно, очень.
Такое послание транслируется: мы с тобой одной крови, ты и я. Мы дышим одинаково.
Как осуществляется подстройка к дыханию? Ну, очень просто. Смотришь, как человек дышит, это видно всегда. Грудь, живот, складки одежды. Видно. И начинаешь дышать в такт, вместе с ним. Синхронно.
Все знают, как усыпить ребенка. Нужно лечь рядом и начать сопеть в такт. Если не уснешь первым, а он пойдет играть, — тогда получится.
Можно подстраиваться кроссмодально к дыханию. Из другой модальности. Движением, можно вот как дирижер. Но все-таки своим дыханием это сильнее, мощнее.
Не всегда легко. Иногда настолько различаются ритмы дыхания. Встречаются ритмы дыхания – очень частые. Попробуй, подстройся. Ну, тогда на каждый третий, на каждый четвертый. Но можно. Правда, когда наткнешься на цигуниста, начинаются проблемы. Потому что у них дыхание просто останавливается в трансе.
Вот, значит, посмотрел, как он дышит, и начинаешь дышать в такт. И все бы ничего, если бы работа не заключалась в том, что нужно говорить.
Как говорить, сохраняя подстройку к дыханию?
Для этого используется простой прием, который называется «говорение на выдохе клиента».
Говорить можно только на выдохе. Попробуйте что-нибудь сказать на вдохе. Ничего не получится. Воздух идет сквозь голосовые щели, получается звук.
Он выдыхает – я говорю, следовательно, тоже выдыхаю. Он делает вдох – и я вдыхаю порцию воздуха для очередного пассажа.
Когда вы это попробуете, вы увидите, что темп речи замедляется примерно раза в четыре. И наведение транса начинает выглядеть так: «и через несколько мгновений … я попрошу тебя … отправиться на … поиски приятного воспоминания». И ты понимаешь, что ты не только сеанс – ты транс не успеешь навести в отведенное время. И тогда ты в этот клиентский выдох стараешься уложить как можно больше слов.
И тогда сама собой получается вот эта очень характерная трансовая речь. Немного монотонная, плывущая, ритмичная, а ритм – его, потому что ритм он задает, своим дыханием.
Бетти Элис, когда последний раз в Москву приезжала, показывала такое наведение:
«И-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля … И-тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля … И-та-та-та-та-та-та-та-та …»
И человек в транс входит.
Ну, типа колыбельной получается, да.
Ну, это так, экзотическое нечто.
У меня дети мои книжечки потаскивают, почитывают. И у меня ребенок открытие сделал. «Слушай, я понял. Совершенно неважно, что ты говоришь. Важно, как ты говоришь».
Ну, все-таки, что говоришь, тоже важно, но как говоришь – тоже важно. Очень. Да.
Значит, это сейчас поделаем.
Держать чужой ритм дыхания долго не очень легко.
Поэтому у меня есть для вас хорошая новость. В упражнении все время будем это делать, потому что это упражнение.
В реальной работе нет необходимости все время подстраиваться к дыханию. Ну. Я. По крайней мере. Не держу все время подстройку к дыханию, потому что это – точно так же, как подстройку к позе. Сначала подстраиваюсь позой, а потом уже сажусь так, как мне удобно.
Это важно в начале наведения, подстройка к дыханию, потому что это помогает человеку быстрее и комфортней войти в транс. Потом я про это забываю. И потом я подхватываю подстройку к дыханию в ключевые моменты, те, которые я считаю ключевыми. Когда дается важное с моей точки зрения внушение, когда дается важная метафора. Потом опять забываю про подстройку к дыханию. И подхватываю ее в конце сеанса, когда мы завершаем сеанс. И там есть пост-гипнотическое внушение – о том, что работа будет продолжаться. И там есть активизирующие слова. И мы знаем, что после активизирующего слова – хорошо сделать паузу. А еще мы знаем, что активизирующее слово хорошо расположить в конце клиентского выдоха. Это тот момент, когда максимально ослаблены защиты. И поэтому я опять начинаю смотреть, как человек дышит. «И эта работа будет продолжаться, за пределами этого транса, ночью и днем, в разных состояниях, столько, сколько необходимо, чтобы можно было воспользоваться (активизирующий глагол) … результатами (активизирующее существительное) … этой работы. И та-та-та-та-та-та, и какая-то часть работы будет завершена …» и обычное завершение.
Это полезный практический навык.
Подстройка по позе – здесь можно не стесняться. И основное внимание – говорению на выдохе клиента.
Памятка на память
- Раппорт полезен при знакомстве с новыми людьми. Он позволяет ускорить процесс построения доверительных и эффективных отношений, облегчает взаимопонимание. При этом он влияет как на другого человека, так и на вас самих. Изменяется и его, и ваше отношение друг к другу. В лучшую сторону.
- В некоторых случаях бывает полезным отсутствие раппорта, точнее – отстройка, когда вы, напротив, рассогласовываете свои действия и действия другого. Такое состояние может оказаться полезным для завершения ненужной коммуникации и в случаях, когда необходимо отказать собеседнику. А также во всех случаях, когда нежелательно взаимное влияние разных людей.
- Передача состояния при прямой подстройке хорошо помогает «подзаряжаться энергией» от хорошего настроения окружающих. Вы просто подстраиваетесь к ним и начинаете чувствовать то же самое. Это относится к переносу любого ресурсного состояния.
- Подстройка и ведение – это достаточно общий принцип. Так, с помощью подстройки и ведения можно управлять собственными переживаниями: ощущениями, чувствами и эмоциями. Для этого необходимо снять характеристики переживания и постепенно их менять, наблюдая за изменениями, происходящими в теле.
- Ведение можно использовать как способ мягкого и незаметного влияния на другого человека. Начиная от использования его собственного напора в собственных целях, заканчивая буквальным изменением деталей его поведения. В том числе – настроения.
- Раппорт действует как на уровне формы общения, так и на уровне его содержания. Подстройка начинается с буквального согласия. Далее проявляется ведение в виде уточнения и прояснения позиции собеседника – мы знакомимся с его моделью мира и признаем ее важность. Этим мы обеспечиваем возможность аналогичного принятия нашей точки зрения.
- Знание модели мира другого человека позволяет оперировать в мире близких ему понятий, что облегчает понимание предложенной вами позиции. Этот метод широко используется как в обучении, так и при дискуссиях.
- Подстройка и ведение также могут проявляться в эффективном построении речи. Здесь предлагается сделать подряд несколько утверждений, соответствующих модели мира слушателей (так называемые, «верные» утверждения), затем добавляется нечто, с чем они соглашаются «по инерции». Мягкости перехода способствует использование союзов и прочих связующих конструкций языка («и», «чтобы», «потому что», «чем… тем», «как только» и т.п.).
- Помните об экологии. Пусть подстройка, ведение и сам раппорт привнесут в вашу жизнь только хорошее! А для этого перед тем, как что-либо делать, задумайтесь о последствиях. И чем больше людей при этом задействованы, тем внимательнее надо относиться к экологии. Именно в этом случае раппорт будет вам в ра
Обучение новым умениям — и это касается не только раппОрта — проходит через несколько стандартных этапов.
1. Неосознанная некомпетентность
Зона слепых пятен. «Чего я не знаю про общение — это в мои-то годы? Да не смешите меня!» Это этап, когда человек даже не знает о том, чего не знает 🙂 Например, до этого выпуска вы могли ни разу не задумываться о резонансе в общении и о навыках раппОрта.
2. Осознанная некомпетентность
А на этом этапе вы уже знаете о том, что существует такая удивительная штука — раппОрт. И, возможно, даже замечаете, когда он ест, и когда его нет в общении между другими людьми или в вашем общении. Однако пока не умеете его созданием управлять.
Этот этап очень важный — потому что он позволяет перейти к следующему этапу — сделать практические шаги к освоению новых возможностей.
3. Осознанная компетентность
Вы приходите на тренинг и начинаете осваивать навыки создания раппорта один за другим. А затем пользоваться ими вне рамки упражнений. И качество вашего общения начинает меняться. однако поначалу вы создаете раппОрт только когда об этом сознательно вспоминаете. А когда забываете — можете соскользнуть в прошлую «безраппортицу».
Здесь важно помнить и быть внимательным.
4. Неосознанная компетентность
Проходит какое-то время — и вы с удивлением отмечаете, что раппОрт стал для вас привычным и естественным, а ваше общение — гибким, интересным, творческим, увлекательным, многообразным. Ведь люди такие разные!
Источник