Вызывает ли собственное рождение у новорожденного стресс каким образом он преодолевается

Содержание
  1. Как стресс матери передается плоду
  2. Стресс матери передается плоду через амниотическую жидкость и влияет на его развитие, выяснила группа немецких и швейцарских ученых. Их работа опубликована в журнале Stress.
  3. Онлайн консультации врачей в мобильном приложении Доктис
  4. Послеродовой стресс у ребёнка: как справиться с проблемой?
  5. Причины послеродового стресса у ребёнка:
  6. Как справиться с послеродовым стрессом у ребёнка, если он затянулся?
  7. Развитие нервной системы ребенка в первые недели жизни: от рождения до 1 месяца
  8. Развитие психических функций
  9. Основные события в развитии мозга новорожденного
  10. Задачи взрослого
  11. Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы
  12. Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Как стресс матери передается плоду

Стресс матери передается плоду через амниотическую жидкость и влияет на его развитие, выяснила группа немецких и швейцарских ученых. Их работа опубликована в журнале Stress.

Дата публикации: 31.05.2017

Стресс матери передается плоду через амниотическую жидкость и влияет на его развитие, выяснила группа немецких и швейцарских ученых. Их работа опубликована в журнале Stress.

Беременным постоянно советуют не нервничать, чтобы не навредить малышу. Постоянные стрессы у матери связывают с повышенным рисков развития синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и сердечно-сосудистых заболеваний у ребенка. Однако ученые до сих пор точно не знали, как именно нервозность матери влияет на плод. Ученые из Университета Цюриха и Института Макса Планка в Мюнхене провели исследование, которое помогло узнать новые детали. Оказалось, стресс у матери может влиять на метаболизм в плаценте, что сказывается на формировании плода.

При стрессе в организме человека начинают вырабатываться определенные гормоны, в том числе, кортиколиберин (КРГ). Этот гормон синтезируется в гипоталамусе, однако во время беременности его также производит плацента. В результате, в небольшом количестве КРГ попадает в амниотическую жидкость. Предыдущие тесты на животных уже показали, что КРГ влияет на развитие плода. Присутствие этого гормона в амниотической жидкости распознается организмом как сигнал, что у матери не все хорошо, и запускается процесс ускоренного роста — чтобы, в случае преждевременных родов, у ребенка было больше шансов на выживание. Ученые уже неплохо изучили это на примере головастиков – если пруд, в котором они живут, находится на грани пересыхания, у головастиков начинает повышаться концентрация КРГ, что приводит к ускорению метаморфоза, то есть превращению их в лягушек.

Так как же стресс влияет на выработку КРГ в плаценте? В тестах приняли участие 34 здоровые женщины на втором триместре беременности. У них по медицинским показаниям брали на тест амниотическую жидкость – эта процедура сама по себе является кратковременным стрессом для женщины. Сравнение уровня КРГ в слюне и амниотической жидкости показали, что кратковременные стрессы не влияют на ребенка.

Также исследователи попросили женщин заполнить опросники, чтобы выяснить, не испытывают ли они хронический стресс и как это влияет на выработку КРГ.

Оказалось, если мать нервничает на протяжении долгого времени, уровень КРГ в амниотической жидкости повышается. И высокая концентрация гормона запускает процесс ускоренного созревания плода. Однако слишком быстрый рост имеет свои негативные стороны и может приводить к физиологическим и когнитивным нарушениям у ребенка в будущем.

«Ускоренный рост может происходить за счет нарушения правильного формирования органов плода», — говорит психолог Ульрика Эхлер, координатор проекта.

Конечно, избежать стресса во время беременности практически невозможно. В сложных жизненных ситуациях психологи советуют беременным обратиться за профессионально поддержкой. Но также стоит помнить, что негативные последствия стресса, перенесенного во время беременности, можно во многом скомпенсировать за счет тесной связи «мать-ребенок» после родов. Любовь и поддержка играют огромную роль в развитии малыша.

Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис

Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно

Источник

Послеродовой стресс у ребёнка: как справиться с проблемой?

В последние годы всё больше говорят о послеродовой депрессии или стрессе. Популярные ресурсы для родителей регулярно публикуют статьи, где объясняют опасность такого состояния и его причины. Родители делятся своим опытом послеродового стресса и ищут его симптомы у других. Врачи дают рекомендации, как с ним справиться.

Несмотря на повышенное внимание, проблема послеродового стресса рассмотрена только на половину. Чаще всего публикации говорят только о родителях, тогда как не меньший стресс в родах испытывает сам ребёнок.

Причины послеродового стресса у ребёнка:

  1. Смена среды. Внутриутробное развитие проходит среди околоплодной жидкости, тогда как большинство высших животных, включая человека, ведут наземный образ жизни. Чтобы адаптировать малыша к будущим воздушным условиям среды, количество околоплодной жидкости постепенно снижается.
  2. Вес тела и давление. Прямое следствие перемены среды. Когда мы погружены в жидкость, наш вес снижается и двигаться становится гораздо легче. После родов малыш испытывает напряжение во всех мышцах (гипертонус), поскольку его больше ничего не защищает от воздействия силы земного притяжения и давления воздуха.
  3. Физические ощущения. Звук, изображение, прикосновения к разным поверхностям, запахи – снаружи все они отличаются, так что ребёнку нужно время, чтобы приспособиться.
  4. Дыхание. Первый крик новорождённого является, по сути, криком от боли в момент раскрытия лёгких. Пока малыш не родился, его органы дыхания не используются.
  5. Несовершенство самого процесса родов. Роды – это длительный, изматывающий, трудоёмкий процесс. Во время родов ребёнок проделывает огромную работу, что отнимает у него много сил.
Читайте также:  Дыхание кота при стрессе

Все дети переживают послеродовой стресс, однако степень его выраженности может быть разной. Это зависит от особенностей течения беременности, состояния здоровья матери и самого малыша, а также родового процесса. Наиболее сильно стресс проявляется в первые 5 суток после рождения, после чего начинает постепенно исчезать.

Существует несколько признаков, которые помогут распознать послеродовой стресс у ребёнка:

  • Сильная потеря веса. В первую неделю после рождения дети теряют до 10% своей массы. Если после этого новорождённый продолжает худеть, обязательно обратитесь к врачу.
  • Гипертонус. Нормальное состояние в первые 2-3 недели после родов. Движения резкие, нескоординированные. Ладони сжаты в кулачки. Если внутриутробно ребёнок занимал неправильное положение, то повышенный тонус может наблюдаться до 1,5 месяцев.
  • Тремор. Частое подрагивание, мелкие порывистые движения, особенно часто проявляющиеся по ночам. Более подробно об этом явлении читайте в нашей статье Почему ребёнок вздрагивает, когда спит?

Как справиться с послеродовым стрессом у ребёнка, если он затянулся?

Наиболее действенным средством преодоления проблемы стресса является физический и эмоциональный контакт. Исследования показали, что когда родители часто берут малыша на руки, качают его, общаются, напевают, послеродовой стресс уходит гораздо быстрее, даже в случае тяжёлых родов или других неблагоприятных факторов. Причём заботу о малыше может проявлять не только мама, но и любой другой близкий родственник (папа, старший брат или сестра, бабушки-дедушки), её эффективность всё равно останется высокой!

Для налаживания эмоционального контакта и преодоления тремора доктор Хелен Шарп рекомендует пение колыбельных. Кроме поддержки новорождённому, колыбельные также помогают справиться с синдромом послеродовой депрессии у матери. Вы можете выбрать классическую или народную колыбельную песню из нашей подборки либо придумать её сами. Главное, чтобы пение доставляло вам удовольствие.

Для снятия повышенного напряжения мышц используется массаж. Это могут быть как самые обычные поглаживания, так и прикосновения разными фактурными материалами разной температуры (мех, шёлк, подушечка с песком, шесть животного).

Послеродовой стресс у ребёнка – явление абсолютно нормальное. Все дети испытывают его во время родов, однако обычно последствия исчезают уже к концу первого месяца жизни. Немалую роль в преодолении стресса играет психологическое состояние родителей, так что берегите себя и своих детей.

Источник

Развитие нервной системы ребенка в первые недели жизни: от рождения до 1 месяца

Период новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм. Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды. Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно. Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.

Задачи этой стадии развития: выживание организма.

Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.

Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное. Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно . Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом.

Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Читайте также:  Как эмоционально выражать свое мнение

Уже в период внутриутробного развития отмечается р еакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Читайте также:  Как улучшить контроль эмоций

Вздрагивает и мигает при резком звуке

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  • Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
  • Несоответствие показателей психомоторного развития срокам – запаздывание или слишком раннее появление
    соответствующих действий и реакций (см. Таблицу)
  • Трудности засыпания
  • Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
  • Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
  • Срыгивания фонтаном

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожал ению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

Источник

Оцените статью