Личностный опросник Г.Айзенк модификация Т.В.Матолина
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. Автор методики — кандидат психологических наук Матолина Т.В. (Центр профконсультации Московского района г.Санкт-Петербурга).
Методика может использоваться:
1.При формировании групповых коллективов.
2.При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в группу подростками.
3. В деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров, при приеме на работу.
4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»).
5. В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества.
6. В спортивной практике или подборе команд.
7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «учащийся-преподаватель» и «учащийся-группа».
Инструкция На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответы заносятся в лист ответов под соответствующим номером.
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ля ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ля, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество; знакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным .без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
КЛЮЧ
I. ЭКСТРАВЕРСИЯ (Э):
«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.
II. НЕЙРОТИЗМ (Н):
«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
III. ЛОЖЬ
«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44
«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40
Нормативы для подростков (15-18 лет):
Экстраверсия (Э) 11-14 баллов, нейротизм (Н): 10-15 баллов, «ложь«: 4-5 баллов.
N типа | Данные по тесту Айзенка | N типа | Данные по тесту Айзенка | Э в баллах | Н в баллах | Э в баллах | Н в баллах |
1. | 0-4 | 0-4 | 17. | 16-20 | 5-8 |
2. | 20-24 | 0-4 | 18. | 5-8 | 17-20 |
3. | 20-24 | 21-24 | 19. | 5-8 | 5-8 |
4. | 0-4 | 21-24 | 20. | 17-20 | 17-20 |
5. | 0-4 | 5-8 | 21. | 13-16 | 9-12 |
6. | 0-4 | 17-20 | 22. | 9-12 | 9-12 |
7. | 0-4 | 9-16 | 23. | 17-20 | 9-12 |
8. | 5-8 | 0-4 | 24. | 13-16 | 5-8 |
9. | 9-16 | 0-4 | 25. | 9-12 | 5-8 |
10. | 17-20 | 0-4 | 26. | 5-8 | 9-12 |
11. | 21-24 | 5-8 | 27. | 5-8 | 13-16 |
12. | 21-24 | 9-16 | 28. | 9-12 | 17-20 |
13. | 21-24 | 17-20 | 29. | 13-16 | 17-20 |
14. | 17-20 | 21-24 | 30. | 17-20 | 13-16 |
15. | 9-16 | 21-24 | 31. | 9-12 | 13-16 |
16. | 5-8 | 21-24 | 32. | 13-16 | 13-16 |
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ
Источник
Тест Г. Айзенка и методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной
Тест Г. Айзенка и методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард Айзенк, Личко др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант) и методику экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной, поскольку сочетание этих методов позволит вам не только узнать психологические особенности вашего ребенка, но и предложит вам наиболее эффективные направления построения взаимоотношений с ним с учетом типа его личности.
В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора.
1. Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность человека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстраверт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склонные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные.
2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или нестабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоциональное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям.
На каждый из вопросов вы должны ответить «да» или «нет», причем правильным является тот ответ, который первым приходит вам на ум, поэтому, отвечая, не раздумывайте. Перед тем как приступить к заданию, возьмите чистый лист бумаги и поставьте на нем номера от 1 до 60. Этот лист будет служить вам карточкой для заполнения, где номер вопроса и номер ответа должны четко совпадать.
Опросник Айзенка
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? .
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
1. Шкала лжи.
«Да» на вопросы под номерами 8, 16, 24, 28, 36, 44;
«Нет» на вопросы под номерами 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Если количество совпадений превышает пять штук, то ученик едва ли был искренним, отвечая на вопросы. Поэтому правильность результатов и по всем остальным шкалам можно поставить под сомнение. Попросите его еще раз ответить на все вопросы, не обманывая себя и не стараясь казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если количество ответов будет равно пяти или ниже, приступайте к подсчету остальных результатов.
2. Шкала экстраверсия—интроверсия.
«Да» на вопросы под номерами 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«Нет» на вопросы под номерами 6, 33, 51, 55, 59.
3. Шкала нейротизма.
«Да» на вопросы под номерами 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Теперь на осях координат, приведенных ниже, постройте точку, соответствующую типу личности вашего ребенка. Отложите по горизонтальной оси (интроверсия—экстраверсия) суммарное количество баллов «Э». По вертикальной оси отложите количество баллов «Н». Точка пересечения перпендикуляров к осям и будет точкой, характеризующей личность ученика и тип его темперамента.
Нормативы для подростков 12 – 17 лет: экстраверсия (Э) – 11 – 14 баллов, «ложь» — 4 – 5 баллов, нейротизм (Н) – 10 – 15 баллов.
Теперь посмотрите на «круг Айзенка», где он приводит основные характеристики людей с присущим ребенку типом темперамента.
Источник