Выявление стресса у педагогов

Выявление стресса у педагогов

Н.П. Сытая

заместитель директора по воспитательной работе лицея №1 г. Гродно

(научный руководитель – В. П. Тарантей, профессор, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС: ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

В данной статье представлен анализ проблемы стресса педагогов в профессиональной деятельности, охарактеризованы симптомы эмоционального выгорания педагогов, описано пути минимизации стресса у педагогов, методы и приёмы повышения стрессоустойчивости, развития навыков саморегуляции и совпадающего поведения в стрессовых ситуациях.

Проблема продуктивности педагогической деятельности является одной из актуальных для педагогической науки и практики. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряжённых в психологическом плане видов деятельности. Группа профессий, реализуемых в системе субъект-субъектных отношений, к которым относится и педаго­гический труд, имеет существенные особенности, отли­чающие его от труда в системе субъект-объектных отношений [2, с. 121]. Это и постоянная новиз­на работы, многие моменты которой недоступны внеш­нему наблюдению и учёту, и творческое начало, и знание основ физиологии и психологии человека, что требует от педагога выработки особых профессиональных, личностных и индивидуально-психологических качеств. Даже наличие у педагога всех перечисленных характеристик не по­зволяет ему длительное время быть успешным в своей профес­сиональной деятельности и получать удовлетворение от труда без постоянного развития и самосовершенствования.

За последние пятьдесят лет о стрессе были написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причём каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Так, В.И. Журавлёв, Л.Н. Захаров, Л.М. Митина, Т.В. Форманюк [2, 3] отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряжённых в психологическом плане видов социальной деятельности и входит в группу профессий с основательным присутствием стресс-факторов. Известные стрессоры, вызывающие у учителя нервные состояния, можно разделить на несколько групп.

1. Стрессоры, обусловленные условиями учительского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы; монотонная работа; обязанность работать дома; перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками); материальные затруднения.

2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени; разочарование в выборе профессии; трудности в общении с учениками, коллегами, родителями; нехватка знаний; «сгорание» на работе.

3. Стрессоры-конфликты в общении с учащимися: плохая дисциплина на уроках; низкая успеваемость по предмету; конфликты с учащимися и их родителями.

4. Стрессоры в общении с коллегами: негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнёров по работе; психофизиологическая несовместимость; столкновения па почве антагонизма в профессионализме.

5. Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами: конфликты с администрацией, низкая управленческая культура и некомпетентность; неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников; недоверие руководителя к возможностям и способностям работника; проблемы, связанные с аттестацией работников; недостаток знаний руководителя об индивидуальных особенностях работника [1, с. 119].

С целью выявления специфики педагогического стресса и причины его возникновения нами было проведено сравнительное эмпирическое исследование в педагогической среде. Эмпирической базой исследования стали 257 педагогов, из которых 235 — женщины (91%) и 22 — мужчины (9%). Возраст респондентов составил от 20 до 60 лет: 39 человек (15,5 %) — в возрасте от 20 до 30 лет, 70 педагогов (26,5%) — в возрасте от 31 года до 40 лет, 90 респондентов (35,8%) — в возрасте от 41 до 50 лет, 58 (22,2%) опрошенным имели возраст более 50 лет.

Для сбора эмпирических данных использовался метод анкетирования. Респондентам была предложена анкета «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога», разработанная нами под руководством научного руководителя, профессора В. П. Тарантея.

Проанализированы полученные данные. У педагогов старше 50 лет (как правило, с педагогическим стажем более 20 лет) состояние стресса вызвано переживаниями за качество своей работы. Респонденты данной группы считают, что очень много берут на себя, они страдают бессонницей, имеют неудовлетворительное состояние здоровья, нарушения сна, ведут дневниковые записи, занимаются самолечением, принимают седативные и успокоительные препараты. У педагогов, возраст которых от 41 до 50 лет, на физиологическом уровне состояние стресса сопровождается учащённым сердцебиением. В борьбе со стрессом они считают эффективной работу на даче. Педагоги 31 — 40 лет снимают состояние стресса посредством походов по магазинам с целью покупки обновок. Молодые педагоги (от 20 до 30 лет) уверены, что им не хватает должностных полномочий, чтобы реализовать себя. Так же считают опрошенные студенты заочного отделения вуза. Для них наиболее эффективный метод в борьбе со стрессом — громкая музыка и танцы. Учителя с педагогическим стажем от 6 до 10 лет, находясь в состоянии стресса, консультируются у психотерапевта, часто ходят в магазины, покупая себе обновки. Тогда как учителя с педагогическим стажем от 11 до 20 лет наиболее эффективным способом в борьбе со стрессом считают поход в парикмахерскую.

Педагоги общеобразовательных школ уверены, что работа их эмоционально изматывает, они испытывают постоянное психоэмоциональное напряжение. Причину данного состояния они видят в непродуктивной деятельности учащихся. Учителя начальной школы уже в выходные «с ужасом» думают о предстоящей неделе в школе. У них постоянно присутствует ощущение рутинности, они уверены, что их работа никогда не закончится. Такое состояние свойственно и учителям гуманитарных дисциплин. Респонденты данных групп отмечают у себя неудовлетворительное состояние здоровья. Всё это приводит к состоянию стресса, которое на физиологическом уровне отмечается мышечным напряжением. Учителя начальной школы наиболее эффективным методом борьбы со стрессом считают занятия гимнастикой, фитнесом, йогой, спортом, приём успокоительных и седативных препаратов. Педагоги начальной школы хотели бы, чтобы им была предложена специальная литература по формам и методам предупреждения стресса.

Как показало наше исследование, 85 респондентов (34,3%) часто находятся в состоянии стресса, 164 педагога (62,4%) — в редких случаях впадают в состояние стресса, и 7 учителей (3,3%) никогда не испытывают состояние стресса.

Интересен тот факт, что у 151 респондента (58,5%) состояние стресса вызвано профессиональной деятельностью, у 66 педагогов (25,5%) источником стресса является семья, по другим причинам стресс возникает у 40 учителей (16%). В основном состояние стресса у педагогов вызвано непродуктивной деятельностью учащихся, переживаниями за качество своей работы, которая изматывает эмоционально. Наши учителя испытывают постоянное напряжение, отмечают монотонность в своей деятельности, имеют ощущение, что работа никогда не закончится. Респондентов постоянно поджимают сроки выполнения каких-либо поручений, они не терпят критики в свой адрес, чувствуют полное изнеможение. На эмоциональном уровне стресс у учителей проявляется в том, что им трудно сконцентрироваться, присутствует ощущение, когда «мысли скачут». Большинство учителей считает, что снять состояние стресса можно только при возможности отдыха летом.

Читайте также:  Смайлик выражающий восхищение радость

Результаты исследования свидетельствуют, что проблема уменьшения или исключения проявления стрессогенных факторов или ситуаций решается только в 12,2% коллективов учреждений образования (31 ответ), частично — в 36,3% случаях (93 ответа), в 30,4% учреждений образования (78 ответов) никто на эти проблемы не обращает внимания, а в 21,1 % педагогических коллективов (55 ответов) считают, что стресс — это проблема самого учителя.

Для уменьшения проявления стресса респонденты считают необходимым, в первую очередь, организацию тренингов и индивидуальных консультаций психолога, во вторую очередь, проведение обучающих семинаров, корпоративных праздников с целью стимулирования неформального общения, в третью очередь, создание комфортной рабочей обстановки, в том числе кабинетов психоэмоциональной разрядки. Педагоги высказали пожелание сократить документооборот, в целом уменьшить нагрузку учителя, снизить количество проверок, повысить статус учителя в обществе, увеличить заработную плату, предоставить возможность полноценного отдыха в отпуск и выходные дни.

Наши результаты позволяют утверждать, что самостоятельно снять эмоциональное напряжение помогают следующие способы: получение дополнительной информации, устраняющей неопределённость профессиональной ситуации; разработка запасной отступной стратегии достижение цели на случай неудачи; откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при имеющихся знаниях, средствах; физическая разрядка; запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей стресс, эмоциональное напряжение.

Таким образом, проблема управления стрессом в профессиональной деятельности педагога является актуальной в нашем обществе, а овладение методиками управления стрессом — важный фактор улучшения здоровья, работоспособности, повышения качества жизни педагога. При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения хронические стрессы на работе вызывают у педагога комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности учреждения образования в целом.

The article is devoted to professional stress as one of the problems of pedagogy. The analysis of the problem is given here. The symptoms of teachers’ emotional burnout and the ways of reduction of professional stresses with the help of applying stress- protecting measures such as exercises and relaxation are described in the article.

  1. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  2. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлёв. — М.: Российское педагогическое общество, 1995. — 184 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 752 с.
  5. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса / В.Н. Карандашев. — СПб.: Российск. пед. институт им. А.И. Герцена, 1993. — 112 с.
  6. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

Источник

Работа со стрессом у педагогов. Практические рекомендации

Ольга Геркова
Работа со стрессом у педагогов. Практические рекомендации

«Работа со стрессом у педагогов». Практические рекомендации.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Итак, «синдром эмоционального выгорания» – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Что же делать? Существуют практические рекомендации, позволяющие снизить уровень стресса. Мы- это наши мысли.Еще философ Марк Аврелий говорил: «Для счастливой жизни нужно очень мало. Все зависит от вас, от того, как вы думаете». Нервы и переживания забирают большую часть нашей энергии и жизненного ресурса. Особенно сильно нервирует мысль «Что обо мне подумают?» Мы не закат над карибским морем, чтобы всем нравиться. Пока вы переживаете, нервничаете, панически боитесь критики- у вас не будет достаточно сил идти вперед. Это то, что забирает большую часть вашей энергии.

Стресс всегда есть в нашей жизни, но кто-то справляется спокойно даже с серьезными ситуациями, а кого-то незначительные жизненные события надолго выбивают из колеи. От чего это зависит? Одним из ключевых факторов является способность организма к самовосстановлению. Как себе помочь?

Рекомендации по борьбе со стрессом.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции,а не вытеснять их и не блокировать:

— резко встать и пройтись несколько кругов быстрым шагом;

— сделать 20-30 приседаний;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять его, порвать и выбросить.

2. Физическая активность. Очень важно. Пешие прогулки, велосипед, плавание, йога- что угодно, но 3 часа физической активности в неделю- 3 дня по 1 часу, или ежедневно по полчаса- это залог стабильного эмоционального состояния. Левая лобная доля отвечает за движение и положительные эмоции. Именно поэтому движение стимулирует активность левой лобной доли.

Читайте также:  Как опустить свое настроение

3. Музыка и пение. Пение оказывает благоприятное воздействие на поврежденные клетки головного мозга и повышает уровень гормонов радости- эндорфинов. Помогает снять стресс, очищает дыхательную систему. Имейте ввиду, что речь идет об акте пения, а не о том, как хорошо вы поете, поэтому петь можно всем, даже если звуки, которые вы издаете, далеки от понятия «вокала», это просто полезно для здоровья. Если вы стесняетесь или комплексуете, или боитесь, что это ужасно и некрасиво и «петь я не умею»— пойте наедине с собой. В ванной, в машине. Если у вас маленький ребенок- пойте с ним детские песенки, ему колыбельные. Мелодичный мамин голос- самый успокаивающий звук.

Музыка. Ученые исследовали активность мозга людей при помощи магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг, т. е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. Так же возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически всю кору головного мозга! Если ваша цель- повысить свою производительность и концентрацию во время работы- включайте тихую спокойную классическую музыку фоном (без слов, это может быть Моцарт, Бетховен, Чайковский. Если вам нужно поднять настроение и взбодриться- то громкая, ваша любимая музыка, можно даже в наушниках. Музыка должна вам очень нравиться, «до мурашек». Прослушивание любимой музыки- это мощнейший выброс дофамина. Дофамин- это гормон, отвечающий за психоэмоциональное состояние человека. Он поддерживает функционирование сердца и мозга, помогает контролировать вес и отвечает за работоспособность. Недостаток дофамина в организме приводит к депрессивному состоянию и лишнему весу. Важно- чтобы не перегрузить дофаминовые рецепторы- не слушаем любимую музыку дольше 20-30 минут.

4. Занимаемся расхламлением пространства. Неважно, что это- шкаф, рабочий стол, или галерея в телефоне. Это дает чувство успокоения и снимает тревогу.

5. Водные процедуры- ванная или душ. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

6. Чашка ароматного чая. Травяной чай- с мятой или мелиссой в этом случае будет более полезен!

7. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 7-8 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна. В выходной позвольте себе подольше поспать. Это важно.

Иногда не справиться без лекарств. Если чувствуете- что не справляетесь- легкий растительный препарат для нервной системы- валериана и пустырник на ночь, афобазол курсом 2-3 месяца, глицин по 2 таблетки 3 раза в день. Очень важны витамины группы Б. Это витамины для нервов. У 80% россиян обнаруживаются те или иные дефицитные состояния, когда организм истощен и работает на пределе ресурса. Магний и группа Б почти у всех женщин, особенно если их работа связана с повышенными нервными перегрузками. Магне Б6 форте или Магнелис Б6 форте. Курсом.

Если у вас имеются нарушения сна, уберите из спальни раздражающие факторы. Уберите соц. сети перед сном, лучше почитать бумажную книгу, лучше если она будет веселая. Старайтесь ложиться спать до 23.00, идеально в 22.00. Гормон сна мелатонин вырабатывается активнее всего с 22.00 до 1 ночи. Именно этот гормон дает нам возможность отдыхать и восстанавливаться во сне. Для его нормальной выработки в спальне не должно быть источников света, должна быть полная темнота. Если это невозможно- используйте маску для сна. Важно- каждую ночь перед сном прощайте всех и ложитесь спать с чистым сердцем.

8. Юмор! Иногда, чтобы справиться со своими негативными мыслями и эмоциями, нужно отвлечься, т. е. научиться воспринимать ситуацию менее серьезно. Юмор стимулирует свойство нейропластичности мозга и оказывается замечательным лекарством от тревог. Если вам грустно, юмор способен быстро переключить вас. Когда человек зациклился на негативе, когда он находится в состоянии депрессии, первым делом у него появляется желание бездействия, желание «выждать хорошей погоды у моря», впасть в «кому» до скорейшей перемены ситуации. И это ошибочно, идя по такому пути, вы рискуете выпасть из жизни на длительный период.В такой ситуации надо задействовать поведенческую активацию: нужно действовать так. как будто вы находитесь в хорошем настроении, это может показаться невозможным! но! Попробуйте на 5 минут натянуть на себя улыбку) Когда вы улыбаетесь- вы фактически активируете части своего мозга, связанные с положительными эмоциями. Существуют нейронные пути, которые связывают мышцы лица с важными зонами вашего мозг. Движение, которое появляется на лице- влияет на сигналы, которые вы посылаете в мозг. Когда вы заставляете себя улыбаться или хмуриться- вы отправляете сообщения в мозг. Простая улыбка может активизировать вашу левую лобную долю, которая обрабатывает положительные эмоции, а негативно проявленная эмоция может активизировать правую лобную долю, которая обрабатывает негативные эмоции. Поэтому, чтобы зажечь улыбку на своем лице и активизировать нужные зоны головного мозга- спасаемся юмором, смотрим смешные ролики, читаем анекдоты, смешные картинки и маразмы. 5 минут смеха — значительно снизят эмоциональное напряжение. Так же, если вы общаетесь с близким для вас позитивным жизнерадостным человеком или смотрите фильм с таким героем- то в вашем мозге возникают такие же хорошие эмоции. Настроение заразно! Вот поэтому у грустных вечно недовольных педагогов- и дети печальные, тревожные и пассивные, а если воспитатель- улыбающийся и позитивный и дети радостные, спокойные и довольные. И наоборот- мы можем зарядиться позитивом у детей, посмеяться и повеселиться вместе с ними.

От души посмеяться и вволю выспаться- вот два лучших лекарства от любого недуга.

9. Делайте себе небольшие подарки (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане, купите себе помаду и новое платье). Вы это заслужили! Нужно себя баловать.

Читайте также:  Использование физической культуры при профилактике стресса

10. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. Хотя бы 15 минут в день. Это необходимо. Не нужно сразу утыкаться в телефон и лезть в одноклассники. Это еще больше истощает наши ресурсы. Лучше прогуляться, помедитировать, подышать, почувствовать себя, послушать музыку…

11. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. Хобби отлично снимают нервное напряжение.

12. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». Это на пределе нервной нагрузки! А на регулярной основе- человеку необходимо 3 часа в неделю «плевания в потолок» для восстановления. Можно разделить это время на каждый день. А можно отложить на выходные.

13. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. Не откладывайте это на «когда-нибудь потом, когда дела закончатся». Дела не заканчиваются никогда, а вот жизнь за ними теряется.

14. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

15. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

А теперь пара расслабляющих техник.

1. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.

2. Брюшной тип дыхания. Учимся дышать животом в моменты тревоги. Чтобы облегчить понимание, как дышать животом- положите одну руку на грудную клетку, а вторую на живот. Сделайте глубокий вдо через нос, надувая живот. Рука, лежащая на груди, должна остаться неподвижной. Сделайте медленный выдох носом, подтягивая живот к позвоночнику. Концентрируемся на дыхании и дышим медленно. Достаточно 5-10 минут, чтобы успокоить нервную систему и очистить сознание.

3. Упражнение в моменты страха и тревоги. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь и потянитесь руками к пальцам ног. Почувствуйте, как растягиваются мышцы и кровь спускается вниз. Медленно выпрямитесь, поднимите руки вверх в форме буквы V. Сделайте глубокий вдох «животом». Стоя прямо с понятыми руками, задержите дыхание на 10 секунд, а затем медленно опустите руки. Сделайте глубокий выдох, постарайтесь выдохнуть больше, чем можете. Повторите 10-15 раз.

4. Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг.Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна- и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна,- она ужасна. Веришь, что выхода нет, — и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть- обязательно его увидишь. Ты веришь в успех- ты его создашь. Наша вера создает нашу реальность. Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями- человек управляет своим счастьем.

А воспринимать свою жизнь, как нечто, совершенно не поддающееся вашему контролю- это есть невроз. И часто без препаратов не справиться!

Еще раз повторюсь- если вы хотите контролировать свою жизнь- контролируйте свои мысли! Находите способы направлять свои действия на что-то позитивное. Переключайтесь с негативных мыслей и переживаний. Так вы будете осознавать свое поведение и формировать его в дальнейшем. Чем дольше вы находитесь в состоянии негатива, тем больше ваш мозг привлекает состояние негативизма и депрессию. Мозг в принципе пластичен и вы можете сами формировать желаемое поведение. Когда вам плохо- вспомните тех, кому намного хуже вас. У вас есть 2 руки, 2 ноги, голова, все части тела, мозги соображают, если крыша над головой, еда, есть работа, любимая, да! Близкие живы и здоровы! и это самое важное.

Информационные практические занятия для педагогов ДОУ Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить.

Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ «Средства от эмоциональной усталости» Рекомендации для воспитателей «Средства от эмоциональной усталости» Вы очень сильно устаете, а здоровье хорошее? Это эмоциональная усталость,.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использованиепотенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Рекомендации для педагогов «Тревожность в дошкольном возрасте» ВВЕДЕНИЕ Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности.

Практические рекомендации для родителей «Все маленькие дети художники!» Ребенок и творчество. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения.

Практические рекомендации «Как научить ребёнка быть хорошим другом?» Детей нужно учить дружить? Да, именно так, умение детей взаимодействовать не является врожденным инстинктом поведения, умение дружить –.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дауна 1) Всегда помните – что у такого ребенка есть свои надежды, мечты, права и достоинства, несмотря на его состояние, он – личность. 2) Каждый.

Рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с сотрудниками ДОО Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные.

Источник

Оцените статью