Выявление эмоциональной сферы подростков

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Читайте также:  Если цель одна радости горе

Источник

Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

ранимая неустойчивая психика;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Источник

Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»

Ирина Московская
Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»

Ирина Московская, социальный психолог

Жмырко Кристина Сергеевна, независимый психолог

Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков средствами арт-терапии

«Цвет моих эмоций»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков

Задачи:

1. Оптимизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения, тревожности, агрессивности) средствами арт-терапии.

2. Развить самопознание, саморазвитие и самовыражение.

3. Способствовать поиску внутренних ресурсов

4. Повышение самооценки и уверенности в себе

Возраст: с 14 лет

Срок реализации программы: январь-май / сентябрь – декабрь

Формы и методы организации работы

Форма работы: групповая, 12-15 человек

Продолжительность занятий: 25-40 минут, 2 занятия в месяц

Круглый стол, обсуждение

Визуализация и дыхательные техники.

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель; газеты, журналы, текстиль, фольга, открытки, кружева, пленка, для создания коллажей; природные материалы – листья, цветы, семена, крупы; бумага, кисти, ножницы, аудио записи с различной музыкой.

В начале реализации программы учащимся раздаётся тетради саморефлексии 12 листов. После занятия тетради сдаются. Каждый учащийся помечает свою тетрадь любым опознавательным знаком. Без Фамилий и имён.

Тематический план занятий

Раздел Тема занятий Дата проведения

Диагностический блок 1. Знакомство и диагностика

по методике «Кактус»

2. Диагностика по проективной

3. Диагностика по проективной

технике САН февраль –

2 занятия Развитие навыков

1. Путешествие к себе

2. Техника «Карта эмоций»

3. Техника Мандала

4. Техника «Это обо мне»

5. Техника «Сказочный герой» март – 4 занятия

Гармонизация эмоциональной сферы.

Поиск внутренних ресурсов.

1. Круглый стол, обсуждение.

2. Техника «Драгоценность»

3. Техника «Моё состояние»

4. Техника «В моих руках» Апрель – май

1. Завершающее занятие и диагностика с

помощью методики САН Май – 1

Количество занятий 10 занятий

1 занятие Диагностический блок

Психолог знакомится с учащимися, в качестве знакомства можно выбрать одну из следующих игр:

«Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди сделает шаг вперед и произнесет свое имя в той форме, которая ему нравится и дополняется своим увлечением. После того как все так презентуют себя, процедура начинается в обратном порядке – от последнего к первому игроку с повторением имени и увлечения соседа, от которого начиналось знакомство.

«Имя – город — еда»

«Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо и город (любимые или любые другие). Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои».

Читайте также:  Какие витамины пить при сильном стрессе

Участникам раздаются бейджи, внутри пишут имя и ассоциацию со своим именем, крепят на рубашку.

• оценка психического состояния испытуемого;

• выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;

• определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Психолог выдаёт бланки, где расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно. Если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.

Бланки прикрепляются в тетрадь каждого участника и там же пишется результат после интерпретаций психологом.

2 занятие – Диагностический блок

Разминка и знакомство

«Встаньте те, кто.»

Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций. Учащиеся встают, когда слышат, что попадают в озвученную группу

те, кто родился в январе / сентябре

те, у кого карие глаза

те, кто любит мандарины и т. д.

Рисуночный тест «Слон» (либо «Кактус») — проективная методика

Цель: исследование эмоционального, морального и физического состояния человека.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй на этом листе бумаги слона (кактус). Такого, как ты его себе представляешь.

Примечание: нарисованный объект — это сам человек, нарисовавший его, со своими проблемами, видением жизни.

В заключении первого блока психолог подводит обработку результатов и интерпретации по двум методикам: опроснику САН и проективной технике «Слон» («Кактус»).

1. Техника «Карта эмоций»

Цель: формирование навыков самопознания.

Каждому участнику предлагается силуэт человека на бумаге и цветные карандаши. Участники могут сидеть свободно, откинувшись на спинку стула или кресла. Включается расслабляющая музыка. Предлагаю ребятам вспомнить основные эмоции или знакомые им эмоции (если назовут больше – хорошо). Затем предлагаю детям закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь событие, которое вызывало у ребенка то или иное чувство (эмоцию, например радость. Попросить ребят вспомнить это чувство, насколько оно интенсивное, яркое. Постараться почувствовать ту часть своего тела, где ребята это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот и т. д.). Затем, кто уже готов, открываем глаза и обозначаем цветными карандашами (закрашиваем) на силуэте человека это место. И так с каждой знакомой эмоцией.

На задание даётся 15-20 минут

После техники предлагаю обсудить рисунки (по желанию).

2. Техника «Путешествие к себе»

Цель: формирование навыков самопознания и гармонизации эмоциональной сферы

Каждому участнику предлагается краска и плотная бумага. Участники могут сидеть попарно, либо кружком за столами. Включается расслабляющая музыка. Первые 3 минуты участники просто слушают музыку, успокаиваются, отдыхают.

«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие внутрь себя. Я буду помогать и сопровождать вас в этой дороге.

Вслушайтесь в музыку, сделайте глубокий ВДООООХ и ВЫДОХ (3 раза).

Представьте, что вы погружаетесь внутрь себя, в районе груди. Как там? Спокойно или тревожно? Радостно или грустно? Почувствуйте это состояние, побудьте в нём (2-3 минуты)

А теперь я прошу вас выразить все ваши эмоции и переживания на бумагу. Перед вами есть листы, краски, кисти. Вы можете рисовать то, что хочется. Это может быть что-то конкретное или абстракция. Рисуйте, так как чувствуется.»

На задание даётся 10-15 минут

После техники психолог предлагает обсудить рисунки (по желанию) и даёт краткую интерпретацию использованных цветов (по интерпретации по методу Люшера).

Каждый участник записывает (высказывает) свои ощущения и мысли от рисунка.

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня мы познакомимся с очень ресурсной техникой «Мандала»

Мандала — это рисунок в круге. Изначально имеет некую геометричность: центр и сектора, окружности, узоры. Но в арт-терапевтической практике это не обязательно, можно работать просто с цветом, по настроению.

Для начала нарисуйте круг, можете обвести его с помощью тарелки.

Сосредоточьтесь на своём состоянии, прислушайтесь к себе.

Постарайтесь выбрать цвет, который соответствует вашему состоянию, и начните рисовать из центра. Дальше продолжайте рисовать интуитивно, прислушиваясь к себе, идя за внутренними процессами.

Постарайтесь в процессе рисования отслеживать своё состояние и мысли.

(Дается 15 минут)

В конце практики рекомендуется записать свои ощущения и мысли.

Желающие могут рассказать о своем состоянии и обсудить свои чувства.

Техника «Это обо мне»

Цель: развитие самопознания и самовыражения; формирование адекватной самооценки

Инструментарий: вырезки, бумага, фломастеры, блестки, журналы и тд.

«Сегодня я предлагаю нам познакомиться с самими собой, прочувствовать кто мы и какие мы. Перед вами есть всевозможные подручные материалы. Ваша задача составить коллаж из различных слов характеризующих вас, как личность. Вы можете вырезать прилагательные, существительные, глаголы из журналов.

Приклеиваете вырезки в свободном порядке, раскрашиваете красками, рисунками, узорами по желанию.

Можете писать словами от руки, либо приклеивать картинки-образы характеризующие вашу личность.»

На задание даётся 15-20 минут

Каждый участник записывает свои ощущения и мысли после выполненного задания.

Желающие могут озвучить или показать свои работы.

Особое внимание психолог уделяет застенчивым и стеснительным ребятам, помогает и поддерживает их работу.

Техника «Сказочный герой»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, развитие самопознания и самовыражения

Психолог предлагает учащимся расслабиться, послушать музыку

«Ребята, устраивайтесь поудобнее, отвлекитесь от внешней суеты, вслушайтесь в музыку. Давайте глубоко и медленно подышим.

Медленный вдох через нос и плавный выдох через рот (2 минуты)

Представьте, что у вас есть возможность прямо сейчас посетить Сказочную Страну. Это волшебное место, в котором собраны все сказки мира. Это место фантазий и грёз всех детей

Представьте себе эту Страну, оглянитесь, рассмотрите всё, что есть вокруг. Пройдитесь по её улочкам, остановитесь.

Впереди вас посередине площади стоит зеркало в резной раме. В нём ваше отражение. Вы с удивлением замечаете, что в отражении не совсем вы. Волшебство Сказочной Страны превратило вас в сказочного персонажа.

Вы с удивлением всматриваетесь в это зеркало, ловите каждую деталь.

Кто вы? На кого похожи? Почувствуйте себя в этом образе. Он вам нравится?

(пауза на 2-3 минуты)

Попробуйте ответить на вопросы от имени вашего героя:

— Что она (он) любит больше всего?

— Чем себя балует?

— Какие подарки любит получать и дарить?

— Какие сильные стороны этого образа?

— Как справляется с трудностями?

(пауза между вопросами на 1 минуту)

Но вот пришло время прощаться и ваше отражение дарит вам подарок или несколько подарков. Это могут быть любые предметы. Примите эти подарки с благодарностью и попрощайтесь со Сказочной Страной.

Читайте также:  Неловкость это эмоция или чувство

А сейчас постепенно возвращайтесь в свою комнату. Возьмите бумагу и нарисуйте своего сказочного героя. Во всех возможных подробностях и деталях. Рисуйте до тех пор, пока не появится ощущение, что рисунок закончен. Не забудьте изобразить предметы-подарки.»

(Дается 10-15 минут)

Участники записываю ответы на вопросы

— Чем этот образ похож на вас сейчас?

— Какие особые качества этого персонажа помогли бы в Вашей жизни?

— Выпишите для себя 3 качества героя, которые могли бы стать поддержкой в трудной ситуации.

— Что могут означать подаренные вам предметы? Они могут указывать на путь или способ решения актуальных для вас вопросов.

Все ответы на вопросы рекомендуется прописывать в развёрнутой форме

Желающие могут поделиться своими рисунками и мыслями.

Круглый стол, обсуждение

Цели: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма.

«Побудьте в этом состоянии»

Удалось ли вам прочувствовать и уловить, о чем было это видео. Что вы думаете о героях? Как часто вы говорите себе эти важные слова?

Инструментарий: лист А4, карандаши, краски, фломастеры

Представьте себя в виде украшения, какого-либо драгоценного изделия и зарисуйте на листе. Можете выбирать любое украшение, цвета, расположение.

Получайте удовольствие в процессе рисования, не спешите

Какие эмоции у вас возникают от вашего рисунка? Ощущаете ли вы свою ценность и уникальность

Техника «Моё состояние»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса

Инструментарий: 2 листа на человека, гуашь, кисти, файлы

Психолог раздает учащимся по 2 листа и файлы, гуашь, кисти и воду. Включается релаксационная музыка.

«Возьмите файл. Сейчас я попрошу вас изобразить на нем все те состояния, которые вам неприятны, нездоровы; то, что не хотелось бы проживать; то, что беспокоит.

Все эти цвета нанесите на файл, пятнами, мазками, штрихами. Как можно больше и гуще, ярче.

(Дается 2-3 минуты)

Возьмите лист бумаги и приложите его к файлу, как бы отпечатывая краску на ваш лист. Дайте высохнуть.

Переверните его и всмотритесь. Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние?

Запишите ваши ощущения

Возьмите второй файл. На этот раз берите самые любимые, самые ресурсные, энергетические состояния. Это те состояния, которые заставляют нас чувствовать радость и счастье, вдохновляют и наполняют. Выберите подходящие цвета и также наносите на файл.

(Дается 2-3 минуты)

Когда почувствуете, что красок достаточно, отпечатайте ваш рисунок на бумаге и посмотрите, что вышло.

Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние? Как часто это в моей жизни? Как мне можно это получить в реальности?

Запишите ваши ощущения

Сегодня мы с вами познакомились с вашими состояниями: негативными и позитивными,нашли внутренний ресурс.

Как вы чувствуете себя? Какие мысли появились в конце упражнения?

Техника «В моих руках»

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса

«Ребята, рассаживайтесь по местам, примите максимальное удобное положение. Вслушайтесь в музыку.

Постарайтесь отвлечься от мыслей в голове.

(Далее Аутогенная тренировка по методике Джекобсона)

Посмотрите на свои руки, они красивые. Это ваши руки. Они умелые, способные, в них сосредоточена сила и свет. Почувствуете это тепло ваших руках. Как это тепло наполняет руки возможностями, ресурсами творить и преображать мир вокруг.

(Дается 2 минуты)

Сейчас возвращайтесь в свое тепло, почувствуйте, как вы сидите, ощутите пространство. Возвращайтесь в здесь и сейчас.

Возьмите бумагу и карандаш. Обведите ваши две ладони, нарисуйте их контур.

Начните раскрашивать с левой руки, рисуйте так как чувствуете. Используйте любые цвета. А затем переходите на правую руку. Как вы видите эту руку? Какие цвета? Их может быть несколько.

А теперь раскрасьте фон и, тем самым, объедините руки.

Сверху напишите фразу «Всё в моих руках»

Как вы себя чувствуете после задания? Вы ощутили это ресурс? Что сейчас чувствуете?

Итоговая диагностика и завершающее занятие

«Ребята, мы с вами проделали такой большой путь в познании себя, познакомились со своими эмоциями, переживаниями, желаниями, нашли ресурсы внутри себя. Вы всё это время делали записи в ваших тетрадях. Вы можете пролистать их, прочитать, вспомнить какие-то особо тяжелые задания и вопросы. Можете поделиться вашими размышлениями.

А в завершении я вам предлагаю подвести итог и снова пройти тест Сан.

Итоговая диагностика проводится по методике САН

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Источник

Оцените статью