Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
консультация на тему
Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-lichnostnye_problemy.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия
1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.
3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Негативисгпическая демонстративностъ поведения
Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он хороший». Главное — замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» —свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.
Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.
Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)
Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: О неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;
О грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;
П реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.
В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.
Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении
Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.
Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).
Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его о г физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.
За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержи 1! со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения. взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжат:, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.
Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно рас’ценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у,него не было или было мало.
В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.
Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.
Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.
Ребенок говорит неправду
Дети лгут, чтобы:
О произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; П1 скрыть свою вину, избежать наказания; П выразить свою враждебность.
Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.
Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать
наказаний, упреков. В то же время враждебность лишь усилится из-
за того, что с ним обошлись грубо.
Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.
Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
Источник
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей
Лена Тулынкина
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей
Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс
Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Цель данной методики — выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей.
Тест также ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признак волнения (понизив или повысив голос, покраснев, побледнев, вспотев, выполняя невротические движения, прерывает сказку, отказывается отвечать на вопрос, настойчиво опережает события, — все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик.
1. Сказка «Птенец»
Цель — выявить степень зависимости ребенка от родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».
Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается лететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «О нем все забудут, и кто-то наступит на него».
2. Сказка «Годовщина свадьбы родителей»
Цель — понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать дополнительные вопросы после сказки.
Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло? Почему он ушел?
Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы»; «Пошел немного поиграть»; «С взрослыми скучно, он решил развлекаться один»; «Ему надоело находиться на празднике»; «Было скучно».
Типичные патологические ответы: «Ушел, потому что разозлился»; «Хотел остаться один»; «Загрустил»; «Никто на него не обращал внимание».
3. Сказка «Страх»
Цель — выявить наличие и содержание страхов.
Один мальчик говорит себе: «Как страшно!» Чего он боится?
Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-то животного»; «Ничего не боится, просто пошутил».
Типичные патологические ответы (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится остаться один»; «Боится, что умрет мама (папа) и т. п.
4. Сказка «Песочный домик»
Цель — контроль над тем, как правильно ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.
Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень этим гордился. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?
Типичные нормальные ответы: «Немножко поиграет и подарит маме»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить поиграть».
Типичные патологические ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не даст»; «Будет жить в доме всю жизнь»; «Почему он должен отдавать домик маме?».
5. Сказка «Новость»
Цель — выявить чувства тревожности, невысказанные желания и ожидания.
Один мальчик возвращается домой с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы: «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость».
Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет что-то запретить мальчику»; «Мама сердиться, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать, что больше его не выпустит на улицу».
6. Сказка «Дурной сон»
Цель — контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов, поэтому тесту со всеми предыдущими.
Один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Типичные нормальные ответы:«Я не знаю»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось, что он заблудился».
Типичные патологические ответы:«Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину».
Тест дает возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.
Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР I. Психологические особенности дошкольников с ОНР. Дети с общим недоразвитием речи зачастую обладают яркими личностными особенностями. Педагогам.
Консультация для родителей «Правильное питание детей дошкольного возраста. Ребенок 2–3 лет. Питание без проблем» Пища 2-3 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу.
Консультация для родителей: «Словесные игры с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста» Постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил.
Классификация использования нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественно-творческих способностей, познавательной активности.
Особенности личностных качеств детей с умственной отсталостью Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается.
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста». Участники: средняя группа, воспитатель. Возраст.
Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей В настоящее время центральным направлением в педагогике является.
Тестовые задания (выявление знаний детей дошкольного возраста) Упражнение на развитие восприятия. Дети получают конверт, в котором лежат различные картинки, разрезанные на пять частей. Задача детей –.
Выявление одаренных и высокомотивированных детей в условиях дошкольного образова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»» Смоленская область, Смоленский район, д. Сметанино.
Источник