Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Ниябаева, Н. Н. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте / Н. Н. Ниябаева, Р. А. Сатыбалдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 88-91.
ОСОБЕННОСТИ АНТИВИТАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ
Н.Н. Ниябаева 1 , к анд . пед . н аук , доцент
Р.А. Сатыбалдина 2 , педагог-психолог
1 Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
2 Костанайский политехнический высший колледж
(Казахстан, г . Костанай )
Аннотация . В данной статье расс матриваются особенности подросткового возра с та, раскрывается понятие антивитальности , особенности формирования антивитал ь ного настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антив и тальности , описываются факторы, обуславливающие антивитальное состояние, также раскрываются факторы, составляющие природную среду антивитальных настроений. Данная работа может быть полезна для педагогов-психологов, социальных педагогов и кураторов учебных групп для просвещения субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: подростки, новообразования, взросление, психология, возрастные особенности .
Для развития человека важен каждый возраст , но п одростковый возраст заним а ет особое место в психологии. Подростк о вый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросл е ния ребенка, период бурного и неравн о мерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, с о вершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоотве т ствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто прив о дят к некоторым временным расстро й ствам кровообращения, повышению кр о вяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к п о вышению их возбудимости, что может в ы ражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердц е биении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в с о стояние торможения или, наоборот, сил ь ного возбуждения [2, с. 31].
Отличительная черта психического ра з вития состоит в том, что оно носит пр о грессивный и вместе с тем противореч и вый гетерохромный характер на протяж е нии всего периода развития. Психофизи о логическое функциональное развитие я в ляется в это время одним из основных н а правлений психической эволюции [5, с. 45].
Центральным психологическим нов о образованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с. 56].
Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный ст а тус его в школе и семье не меняется. И т о гда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кр и зис подросткового возраста. Характерол о гическая особенность 10 — 15-летнего р е бенка проявляется в обостренном стре м лении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и во з можностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить призн а ние факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление взрослости заключается в ж а жде получить признание их новых во з можностей, у третьих – в желании учас т вовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Переоценкой своих возросших возмо ж ностей определяется стремление подрос т ков к известной независимости и сам о стоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их дост о инство, принизить их взрослость, нед о оценить их правовые возможности явл я ются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстник а ми часто проявляется в боязни быть о т вергнутым ими. Эмоциональное благоп о лучие подростка все больше и больше н а чинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает опред е ляться прежде всего отношением и оце н ками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает скло н ность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно след о вать за лидером.
Интенсивно формируются нравстве н ные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. З а частую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совп а дающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в ст а новлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к к а чествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и пережив а ниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формир о вании играет успешность деятельности.
Кризис подросткового возраста, пож а луй, самый трудный по протеканию, как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Еще одной особенностью кр и зиса является размытость его границ: один ребенок может входить в кризис в 11 лет, другой – в 13 лет. Именно поэтому подр о стковый кризис называют затянувшимся кризисом.
Его особенностью является ломка и п е рестраивание всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, в итоге, развиваются процессы самосознания и с а моопределения. Эти процессы приводят к той жизненной позиции, с которой нач и нается самостоятельная жизнь. Итог кр и зиса определяет дальнейшее развитие по д ростка.
Появление антивитальных настроений в подростковом возрасте – это реакция по д ростка на проблемы, кажущиеся ему н е преодолимыми. Тема антивитальных н а строений в подростковом возрасте дост а точно серьезна и требует раздумий о р е альных причинах, толкающих подростка на такую «новую» жизнь. Субкультура и г рает немаловажную роль при формиров а нии антивитальных настроений подростка, а также оказывает влияние на развитие его жизненных взглядов и установок.
Подросток с антивитальными мыслями склонен к переживанию отчужд ения : утр а те собственного мира, утрат е восприятия своей общности, смысла бытия. Такой подросток переживает отстранение не только от человеческого мира, но также страдает от внутреннего мучительного убеждения в собственной отчужденности от окружающего мира. Отсюда, от отчу ж дения от мира, идут корни потери собс т венного мира, связанного и с недостатками общения, и с трудностями в межличнос т ных отношениях. Быть отчужденным от самого себя – значит быть отрезанным и от мира, не имея возможности воспольз о ваться своими человеческими силами [6; 7] .
Антивитальные настроения могут в р е зультате привести подростка к самоуби й ству, которое занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. По статистике, каждые три секунды в мире один подросток думает о ненужности и бессмысленности жизни. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (н а силие, агрессия и жестокость, чувство одиночества, деструктивное поведение).
Нередко подростки, у которых возн и кают антивитальные мысли или приб е гающие к самоубийству, имеют родстве н ников или знакомых, покончивших с с о бой, злоупотребляют алкоголем и нарк о тиками, им свойственны синдром наруш е ния внимания с гиперактивностью и др у гие поведенческие расстройства, депре с сия, тревожные состояния. По мнению психологов, среди подростков выявлена тенденция к учащению групповых сам о убийств, следовавших «буквально друг за другом». Психиатры также указывают на тягу подростков к подражательству и по д робное освещение самоубийств в СМИ я в ляется провоцирующим фактором для н е окрепшего сознания подростков. Многие случаи детально освещаются в средствах массовой информации. Специалистами давно обсуждается вопрос влияния средств массовой информации, например, статей в газетах или показов по телевизору о конкретных случаях суицидов, на ант и витальные настроения подростков. Счит а ется, что публикации в СМИ о суицидах могут вызвать подражающие самоубийс т ва в соответствующей возрастной или с о циальной группе, часто называемые «э ф фектом заражения» или «синдромом Ве р тера» по аналогии с романом XVIII века, написанного И. Гёте [1, с. 2].
Еще одной мировоззренческой предп о сылкой антивитальных настроений подр о стков является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосо з нания является то, что в отличие от взро с лых, понятие «жизнь» для подростков имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она пре д ставляется взрослому. Чем старше стан о вится подросток, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь б о гаче и разнообразней по своему содерж а нию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, курение вредит здор о вью, рискованное поведение не является оправданным и так далее, не всегда дост и гают цели.
Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на во з никновение антивитальных настроений подростков, а также на объяснение ос о бенностей данных настроений, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. В становлении антивитальных настроений подростков могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные фа к торы. Сочетание неблагоприятных биол о гических, психологических, семейных и других социально — психологических фа к торов искажает весь образ жизни подрос т ков. Характерным для них становится н а рушение эмоциональных отношений с о к ружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой гру п пы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения сп о собствуют развитию и закреплению «н о вого» поведения [3, с. 464].
Таким образом, имеющий место подр о стковый кризис, обуславливает возникн о вение отчуждённости, грубости, неприя з ни определённой части подростков, стре м ления делать всё назло, вопреки воли о к ружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстр а тивного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий, а также фо р мирует антивитальные настроения в по д ростковом возрасте.
1. А хмадишина Х.С., Коростелева Н. А. Влияние средств массовой информации на во с питание молодежи [Т екст] // Актуальные задачи педа гогики: материалы VI междунар . н а уч . конф . (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 2.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006. – С.31.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999. – С. 56.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный ж изненный цикл развития человека: уч . пос. – 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 464.
5. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя . – М. : Просвещ е ние, 1991. – С. 45 .
6. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциальные основания отчуждения личности в педагогич е ском взаимодействии // Мир науки, культуры и образо вания. – 2010. – № 5 (24). – С. 80-82 .
7. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциально-психологический подход в образовании: пробл е мы и перспективы // Психологическая наука и образование (э лектронный журнал). – 2011. – № 3 .
FEATURES ANTIVIRALLY SENTIMENT IN ADOLESCENCE
N.N. Niyabaeva 1 , candidate of pedagogical sciences, associate professor
R.A. Satybaldina 2 , pedagogy-psychology
1 Baytursynov Kostanay state university
2 Kostanay polytechnic college
Abstract . This article examines the characteristics of adolescence, reveals the concept of antivirally , the features of the formation of antivirally sentiment in adolescents and the factors that make up the natural basis of antivirally , describes the factors that determine the antivirally state, and also reveals the factors that make up the natural environment of antivirally sentiments. This work can be useful for teachers, psychologists, social educators and curators of educational groups for educating the subjects of the educational process.
Keywords: adolescents, neoplasms , growth, psychology, age-related features.
Источник
Пакет диагностических материалов по выявлению детей группы риска по авитальному поведению с признаками психоэмоционального неблагополучия в условиях общеобразовательной организации
тест по психологии (8 класс)
Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов — это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.
Цель данного пакета диагностических материалов — обеспечить педагогов образовательных организаций алгоритмом диагностических процедур и диагностическим инструментарием.
Основу разработки алгоритма диагностических процедур составляют диагностические критерии (маркеры) риска авитального поведения детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пакет диагностических материалов
по выявлению детей группы риска по авитальному поведению
с признаками психоэмоционального неблагополучия
в условиях общеобразовательной организации
Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов — это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.
Цель данного пакета диагностических материалов — обеспечить педагогов образовательных организаций алгоритмом диагностических процедур и диагностическим инструментарием.
Основу разработки алгоритма диагностических процедур составляют диагностические критерии (маркеры) риска авитального поведения детей и подростков.
Риск авитального поведения – это комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами ее взаимодействия с социальной средой в экстремальных для нее жизненных ситуациях (как правило, в условиях конфликта в системе значимых отношений), сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированностиавитальных установок.
При определении индивидуального авитального риска необходим сопоставительный анализ двух групп факторов – риска и защиты. При этом диагностика факторов риска должна включать в себя изучение:
1) социальной ситуации развития — социально-психологические особенности семьи и родительско-детских отношений, наличие/отсутствие психотравмирующих событий, обстоятельств, ситуаций в прошлом и настоящем; структуру межличностных отношений и социометрический статус обучающегося;
2) индивидуальные психологические особенности обучающегося — уровень депрессии, безнадежности, тревожности, страхи, интровертность/экстравертность, демонстративность, отстраненность (отказ от общения), агрессивность, негативизм, асоциальность, антисоциальность, признаки возможной психической патологии.
Следует учитывать, что перечисленные факторы в той или иной степени подвержены изменениям в течение времени, меняются ситуации, уровень адаптации и реакции личности, мотивы поведения, семейная ситуация, статус и т.д. Поэтому диагностированный у конкретного ребенка в данных обстоятельствах уровень риска — низкий, средний или высокий, не может экстраполироваться на будущее, следовательно, диагностика риска авитального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении не может быть разовым мероприятием, диагностика должна иметь характер мониторинга , являться систематической.
Предложенный алгоритм диагностических процедур (таблица 1) предусматривает два этапа : массовый и селективный скрининг.
1 этап. Массовый скрининг .
Основная цель и результат массового скрининга -выявление учащихся группы риска авитального поведения.
Объектом выступают все учащиеся. Предметом диагностики выступают признаки психоэмоционального неблагополучия, факторы наличия кризисной ситуации и социометрический статус учащегося, его положение в системе межличностных отношений в ученической группе.
Основная роль на первом этапе отводится классному руководителю, возможно участие социального педагога.
Основные методы – беседа, наблюдение, при необходимости социометрия. Форма отчета – Карта наблюдения, в которой отражается степень выраженности основных факторов авитального поведения(приложение 1).
2 этап. Селективный скрининг.
Объектом селективного скрининга выступают учащиеся группы риска, выявленные по результатам диагностики на первом этапе. Предметом диагностики выступают уровень безнадежности, депрессии, тип акцентуации характера, личностные особенности. Диагностика
Основная роль на данном этапе отводится педагогу-психологу.
Результат селективного скрининга состоит в дифференциации выявленной группы по уровню риска и в формулировке психологического диагноза, направленного на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Отметим, что содержание психологического диагноза определяет характер рекомендаций, которые могут включать в себя меры психолого-педагогического сопровождения, реализуемых на уровне образовательного учреждения, а также в случае необходимости рекомендации по получению консультаций медицинскими, клиническими психологами, врачами психиатрами и врачами-психотерапевтами. Результаты психодиагностического обследования оформляются в форме заключения.
В приложении 2 приводятся основные психодиагностические методики, которые можно использовать для дифференциации выявленной группы по уровню риска:
— Опросник детской депрессии М. Ковач;
— Методика «Шкала надежды и безнадежности» (А.А. Горбатков);
— Патохарактерологический диагностический опросник (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко);
— проективная методика «Рисунок человека» (руководство под редакцией А.Л. Венгер) .
Работа с обучающимися на данном этапе проводится с согласия родителей.
Таблица 1. Алгоритм диагностических действий
по оценке рискаавитального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении
Источник