Вывод какое чувство витьки спасло петуха

Вывод какое чувство витьки спасло петуха

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

1. О чём этот рассказ? Как объяснить его название?

Этот рассказ о человеческой доброте и сопереживании.

2. Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика похолодела спина. Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых?

В горле у Витьки заскребло, глаза часто-часто замигали, забился в угол.

3. Почему бабушка послушала внука? Как она лечила петуха?

Бабушка не устояла перед уговорами внука и сжалилась.

Смазала петуха гусинным жиром, постелила петуху под печкой поставила туда зерна с водой и закрыла заслонкой, чтобы он грелся.

4. При каких обстоятельствах петух ожил? Расскажите об этом подробнее.

Петух ожил, услышав кукареканье другого петуха записанного на пластинке «Кукушка и Петух» из патефона.

5. Что заставило петуха издать воинственный крик?

Витькина воинственная птица, даже с распухшей головой и заплывшими глазами не смогла стерпеть, чтобы противник нагло горланил из патефона.

6. Витька — это сторонний наблюдатель или заботливый друг, чуткий человек? Обоснуйте свой ответ.

Витька заботливый друг и чуткий человек. Он спас петуха. Благодаря именно Витька проявил сострадание и петуха не зарубили. Мальчик ухаживал за больной птицей.

7. Какое очень точное слово нашла бабушка, определяя стремление внука спасти петуха? Подберите к этому слову синонимы и антонимы.

«Сердчишко у тебя, видать, жалостливое.»

Синонимы: добрый, милосердый, жалостный, сердобольный, сострадательный

Антонимы: злой, бессердечный

8. Какие художественные средства использует автор, давая внешние характеристики петуху? Назовите их. Приведите примеры.

Автор использует метафоры: «огненное ожерелье», «отливающей бронзой грудью»

Сравнение : «. как истинный гвардеец»

9. В чём юмор рассказа?

Юмор рассказа заключается в забавном поведении птицы. Мальчики слушали на пластинке басню про петуха и кукушку, когда Витькин Петух услышал кукареканье в патефоне. Он подумал что завелся еще петух, как самый гордый встал, выпятил грудь, закукарекал и пошел разбираться, а затем пошел собирать раскатившееся по полу зерну, до этого больной петух не притрагивался к еде. Получилось, что патефон спас петуха, петух ожил .

10. Подумайте, что же спасло петуха. Выберите ключевое слово (слова) и составьте с ним (с ними) несколько предложений (патефон, человеческая жалость, милосердие, сострадание, воинственный дух петуха).

Петуха спасло человеческое сострадание и его воинственный дух.

Милосердие мальчика, случайное кукареканье из патефона и воинственный дух птицы спас петуха.

11. Подготовьте инсценированное чтение рассказа.

Источник

Евгений Носов — Как патефон петуха от смерти спас:
Краткое содержание

Скоро весна, но вдруг вернулся мороз. У Витьки в школе отменили уроки. Целую неделю он был дома, с родителями и бабушкой. А утром случилось вот что. В курятнике петух голову обморозил. Гребешок и щеки в инее. Отец сказал: пока не сдох, надо зарезать – и в суп. А потом они с мамой отправились на работу. А Витьке до слез «жаль петуха». Такой красавец и храбрец! Шея – будто в огненном ожерелье, пестренький, а в хвосте – несколько иссиня-черных перьев. Другие петухи от него удирали, только завидев. И мастер кукарекать! Голос – как чистая звонкая медь.

Витька бабушку просит: «Пусть еще поживет немножко, а?» Бабушка понимает внука: «Сердчишко, видать, у тебя жалостливое». И берется лечить бедолагу: мажет гусиным жиром, усаживает на сенцо под печку. Но в доме петух совсем посинел и опух. Есть и пить он не хотел. К счастью, отец забыл про него. А раз к Витьке заглянул дружок Колька. С новой пластинкой. А на ней – басни Крылова. Завели патефон, прослушали «Лягушку и вола». Смешно! На обратной стороне «Кукушка и петух». Петух из басни до хрипоты нахваливал кукушку. И тут больной петух запел в ответ! С угрозой шагнул к патефону – и опять кукарекнул. И принялся поклевывать пшено. «Оттаял-таки!» Обрадованный Витька понял, что теперь голове петуха ничего не грозит – он будет жить!

Читательский дневник по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас» Носова

Сюжет

Мороз после оттепели. Витька не пошел учиться, а в курятнике петух с обмороженной головой. Отец сказал, что такому пора в суп. Витька просит бабушку полечить птицу. Но петуху все хуже. Однажды Витька с другом Колькой слушали на патефоне басню Крылова «Кукушка и Петух». И живой петух закукарекал на петуха с пластинки. Значит, выживет!

Читайте также:  Методика по психологии темперамент

Отзыв

Смысл названия: неизвестно откуда придет спасение, помощь. В рассказе патефон «спас» петуха. Петух-задира подумал, что перед ним противник – и ожил. Юмор рассказа в состязании живого петуха с петухом из патефона. Витька пожалел петуха за красоту и боевой нрав. Бабушка нашла для его чувств точное слово: «сердчишко жалостливое». И ради внука пробует вылечить птицу гусиным жиром. Идея: мальчик был добр к птице, а сам петух в жизни был бойцом – вот почему он выжил. Рассказ учит не сдаваться, терпеть, бороться, любить жизнь, дружить и с людьми, и с животными, сочувствовать, помогать друг другу.

Источник

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Программа : Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Учебник : Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Цели и задачи урока: начиться находить юмористическое и лирическое в рассказе, показать отношение детской души к беззащитному животному на примере рассказа, воспитать чувства милосердия и сострадания.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt.docx 22.09 КБ
urok_po_nosovu.pptx 1.63 МБ
rabochaya_tetrad.docx 17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Вступительное слово учителя:

Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.

Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?

Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??

Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.

Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)

Кто герои рассказа?

Какая беда случилась с петухом?

Ответы детей: заморозился, заболел.

( Работа в группах.)

Что же на самом деле спасло петуха?

Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)

Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти.

1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.

Что спасло петуха от смерти?

Что способно было погубить птицу?

Целеустремленность — готовность к действию

Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

Как Витька отнесся к больному петуху?

Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

Сделайте вывод , какое чувство Витьки спасло петуха.

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему она лечила птицу? Как спасала его?

Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.

Сделайте вывод , какое душевное качество бабушки спасло петуха.

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.

Сделайте вывод , все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?

Что заставило его издать воинственный крик?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?

Сделайте вывод , какие качества петуха вернули его к жизни?

2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.

Что у вас получилось?

Что спасло петуха от смерти?

Что способно было погубить птицу?

Воинственный дух — готовность к действию

Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Как вы теперь ответите на вопрос урока?

Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай голос патефона крика спасли петуха от смерти.

Вас поразила доброта Витьки? Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо

7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»

Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.

Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.

Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………

Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ………. вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Слова : школа 5 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.

После написания письма, ученик зачитывает его вслух.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)

Стать добрым волшебником

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье любого другого

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь.

Спасибо, до свидания.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного , странного, милого человеческого существа»

Евгений Иванович Носов

« Как патефон петуха от с мерти спас »

Патефон — (от греч. Phone -звук) вид граммофона в форме ящика или шкафчика с рупором.

Словарь Целеустремленность — готовность к действию Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость — сострадание, соболезнование Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа — бодрость, моральная сила Сострадание — участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Что спасло петуха от смерти? Словарь Что способно было погубить птицу? Воинственный дух Жалость Милосердие Сила духа Чуткость Воинственный дух — готовность к действию Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость — сострадание, соболезнование Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа — бодрость, моральная сила Сострадание — участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее Равнодушие гордость

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Как Патефон Петуха от смерти спас» (5 класс)

Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Вступительное слово учителя:

Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.

Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?

Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??

Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone -звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.

Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)

Кто герои рассказа?

Какая беда случилась с петухом?

Ответы детей: заморозился, заболел.

Что же на самом деле спасло петуха?

Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)

Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти после вашей работы.

1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.

Целеустремленность — готовность к действию

Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

Как Витька отнесся к больному петуху?

Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

Сделайте вывод , какое чувство Витьки спасло петуха.

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему она лечила птицу? Как спасала его?

Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.

Сделайте вывод , какое душевное качество бабушки спасло петуха.

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.

Сделайте вывод , все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?

Что заставило его издать воинственный крик?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?

Сделайте вывод , какие качества петуха вернули его к жизни?

2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.

Что у вас получилось?

Воинственный дух — готовность к действию

Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Как вы теперь ответите на вопрос урока?

Ответы детей : Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случайный голос патефона спасли петуха от смерти.

Вас поразила доброта Витьки?

Ответы детей: Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо

7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»

Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.

Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.

Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………

Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ………. вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.

Ч еловеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Слова : школа №3 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.

После написания письма, ученик зачитывает его вслух.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти.

Стать добрым волшебником

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье любого другого

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь.

Подведем ИТОГ урока.

9. Домашнее задание

«5,4» мини-сочинение на тему «Проявление сострадания и милосердия в повседневной жизни»;

«3» подобрать пословицы и поговорки о милосердии, сострадании.

Источник

Читайте также:  Методы борьбы со стрессом перед выступлением
Оцените статью