- Вывод какое чувство витьки спасло петуха
- Евгений Носов — Как патефон петуха от смерти спас: Краткое содержание
- Читательский дневник по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас» Носова
- Сюжет
- Отзыв
- Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас» план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Конспект урока по литературе на тему «Как Патефон Петуха от смерти спас» (5 класс)
Вывод какое чувство витьки спасло петуха
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. О чём этот рассказ? Как объяснить его название?
Этот рассказ о человеческой доброте и сопереживании.
2. Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика похолодела спина. Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых?
В горле у Витьки заскребло, глаза часто-часто замигали, забился в угол.
3. Почему бабушка послушала внука? Как она лечила петуха?
Бабушка не устояла перед уговорами внука и сжалилась.
Смазала петуха гусинным жиром, постелила петуху под печкой поставила туда зерна с водой и закрыла заслонкой, чтобы он грелся.
4. При каких обстоятельствах петух ожил? Расскажите об этом подробнее.
Петух ожил, услышав кукареканье другого петуха записанного на пластинке «Кукушка и Петух» из патефона.
5. Что заставило петуха издать воинственный крик?
Витькина воинственная птица, даже с распухшей головой и заплывшими глазами не смогла стерпеть, чтобы противник нагло горланил из патефона.
6. Витька — это сторонний наблюдатель или заботливый друг, чуткий человек? Обоснуйте свой ответ.
Витька заботливый друг и чуткий человек. Он спас петуха. Благодаря именно Витька проявил сострадание и петуха не зарубили. Мальчик ухаживал за больной птицей.
7. Какое очень точное слово нашла бабушка, определяя стремление внука спасти петуха? Подберите к этому слову синонимы и антонимы.
«Сердчишко у тебя, видать, жалостливое.»
Синонимы: добрый, милосердый, жалостный, сердобольный, сострадательный
Антонимы: злой, бессердечный
8. Какие художественные средства использует автор, давая внешние характеристики петуху? Назовите их. Приведите примеры.
Автор использует метафоры: «огненное ожерелье», «отливающей бронзой грудью»
Сравнение : «. как истинный гвардеец»
9. В чём юмор рассказа?
Юмор рассказа заключается в забавном поведении птицы. Мальчики слушали на пластинке басню про петуха и кукушку, когда Витькин Петух услышал кукареканье в патефоне. Он подумал что завелся еще петух, как самый гордый встал, выпятил грудь, закукарекал и пошел разбираться, а затем пошел собирать раскатившееся по полу зерну, до этого больной петух не притрагивался к еде. Получилось, что патефон спас петуха, петух ожил .
10. Подумайте, что же спасло петуха. Выберите ключевое слово (слова) и составьте с ним (с ними) несколько предложений (патефон, человеческая жалость, милосердие, сострадание, воинственный дух петуха).
Петуха спасло человеческое сострадание и его воинственный дух.
Милосердие мальчика, случайное кукареканье из патефона и воинственный дух птицы спас петуха.
11. Подготовьте инсценированное чтение рассказа.
Источник
Евгений Носов — Как патефон петуха от смерти спас:
Краткое содержание
Скоро весна, но вдруг вернулся мороз. У Витьки в школе отменили уроки. Целую неделю он был дома, с родителями и бабушкой. А утром случилось вот что. В курятнике петух голову обморозил. Гребешок и щеки в инее. Отец сказал: пока не сдох, надо зарезать – и в суп. А потом они с мамой отправились на работу. А Витьке до слез «жаль петуха». Такой красавец и храбрец! Шея – будто в огненном ожерелье, пестренький, а в хвосте – несколько иссиня-черных перьев. Другие петухи от него удирали, только завидев. И мастер кукарекать! Голос – как чистая звонкая медь.
Витька бабушку просит: «Пусть еще поживет немножко, а?» Бабушка понимает внука: «Сердчишко, видать, у тебя жалостливое». И берется лечить бедолагу: мажет гусиным жиром, усаживает на сенцо под печку. Но в доме петух совсем посинел и опух. Есть и пить он не хотел. К счастью, отец забыл про него. А раз к Витьке заглянул дружок Колька. С новой пластинкой. А на ней – басни Крылова. Завели патефон, прослушали «Лягушку и вола». Смешно! На обратной стороне «Кукушка и петух». Петух из басни до хрипоты нахваливал кукушку. И тут больной петух запел в ответ! С угрозой шагнул к патефону – и опять кукарекнул. И принялся поклевывать пшено. «Оттаял-таки!» Обрадованный Витька понял, что теперь голове петуха ничего не грозит – он будет жить!
Читательский дневник по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас» Носова
Сюжет
Мороз после оттепели. Витька не пошел учиться, а в курятнике петух с обмороженной головой. Отец сказал, что такому пора в суп. Витька просит бабушку полечить птицу. Но петуху все хуже. Однажды Витька с другом Колькой слушали на патефоне басню Крылова «Кукушка и Петух». И живой петух закукарекал на петуха с пластинки. Значит, выживет!
Отзыв
Смысл названия: неизвестно откуда придет спасение, помощь. В рассказе патефон «спас» петуха. Петух-задира подумал, что перед ним противник – и ожил. Юмор рассказа в состязании живого петуха с петухом из патефона. Витька пожалел петуха за красоту и боевой нрав. Бабушка нашла для его чувств точное слово: «сердчишко жалостливое». И ради внука пробует вылечить птицу гусиным жиром. Идея: мальчик был добр к птице, а сам петух в жизни был бойцом – вот почему он выжил. Рассказ учит не сдаваться, терпеть, бороться, любить жизнь, дружить и с людьми, и с животными, сочувствовать, помогать друг другу.
Источник
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Программа : Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
Учебник : Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Цели и задачи урока: начиться находить юмористическое и лирическое в рассказе, показать отношение детской души к беззащитному животному на примере рассказа, воспитать чувства милосердия и сострадания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 22.09 КБ |
urok_po_nosovu.pptx | 1.63 МБ |
rabochaya_tetrad.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Вступительное слово учителя:
Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.
Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?
Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??
Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.
Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)
Кто герои рассказа?
Какая беда случилась с петухом?
Ответы детей: заморозился, заболел.
( Работа в группах.)
Что же на самом деле спасло петуха?
Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)
Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти.
1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.
Что спасло петуха от смерти?
Что способно было погубить птицу?
Целеустремленность — готовность к действию
Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость — сострадание, соболезнование
Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа — бодрость, моральная сила
Сострадание — участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?
Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)
Как Витька отнесся к больному петуху?
Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
Сделайте вывод , какое чувство Витьки спасло петуха.
Как бабушка отнеслась к петуху?
Почему она лечила птицу? Как спасала его?
Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.
Сделайте вывод , какое душевное качество бабушки спасло петуха.
Как отнесся к петуху отец Витьки?
Кто еще так же отнесся к горю Витьки?
Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
Сделайте вывод , все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
Что заставило его издать воинственный крик?
Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?
Сделайте вывод , какие качества петуха вернули его к жизни?
2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.
Что у вас получилось?
Что спасло петуха от смерти?
Что способно было погубить птицу?
Воинственный дух — готовность к действию
Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость — сострадание, соболезнование
Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа — бодрость, моральная сила
Сострадание — участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Как вы теперь ответите на вопрос урока?
Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай голос патефона крика спасли петуха от смерти.
Вас поразила доброта Витьки? Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо
7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»
Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.
Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.
Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………
Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ………. вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.
Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Слова : школа 5 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.
После написания письма, ученик зачитывает его вслух.
Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)
Стать добрым волшебником
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье любого другого
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь.
Спасибо, до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного , странного, милого человеческого существа»
Евгений Иванович Носов
« Как патефон петуха от с мерти спас »
Патефон — (от греч. Phone -звук) вид граммофона в форме ящика или шкафчика с рупором.
Словарь Целеустремленность — готовность к действию Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость — сострадание, соболезнование Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа — бодрость, моральная сила Сострадание — участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Что спасло петуха от смерти? Словарь Что способно было погубить птицу? Воинственный дух Жалость Милосердие Сила духа Чуткость Воинственный дух — готовность к действию Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость — сострадание, соболезнование Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа — бодрость, моральная сила Сострадание — участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее Равнодушие гордость
Источник
Конспект урока по литературе на тему «Как Патефон Петуха от смерти спас» (5 класс)
Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Вступительное слово учителя:
Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.
Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?
Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??
Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone -звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.
Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)
Кто герои рассказа?
Какая беда случилась с петухом?
Ответы детей: заморозился, заболел.
Что же на самом деле спасло петуха?
Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)
Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти после вашей работы.
1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.
Целеустремленность — готовность к действию
Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость — сострадание, соболезнование
Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа — бодрость, моральная сила
Сострадание — участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?
Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)
Как Витька отнесся к больному петуху?
Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
Сделайте вывод , какое чувство Витьки спасло петуха.
Как бабушка отнеслась к петуху?
Почему она лечила птицу? Как спасала его?
Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.
Сделайте вывод , какое душевное качество бабушки спасло петуха.
Как отнесся к петуху отец Витьки?
Кто еще так же отнесся к горю Витьки?
Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
Сделайте вывод , все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
Что заставило его издать воинственный крик?
Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?
Сделайте вывод , какие качества петуха вернули его к жизни?
2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.
Что у вас получилось?
Воинственный дух — готовность к действию
Гордость — чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость — сострадание, соболезнование
Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа — бодрость, моральная сила
Сострадание — участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Как вы теперь ответите на вопрос урока?
Ответы детей : Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случайный голос патефона спасли петуха от смерти.
Вас поразила доброта Витьки?
Ответы детей: Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо
7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»
Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.
Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.
Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………
Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ………. вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.
Ч еловеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Слова : школа №3 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.
После написания письма, ученик зачитывает его вслух.
Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти.
Стать добрым волшебником
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье любого другого
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь.
Подведем ИТОГ урока.
9. Домашнее задание
«5,4» мини-сочинение на тему «Проявление сострадания и милосердия в повседневной жизни»;
«3» подобрать пословицы и поговорки о милосердии, сострадании.
Источник