Выставка под названием империя чувств

Пикантный век: зачем ГМИИ имени Пушкина послал в Париж эротический шедевр

Выставка «Империя чувств. От Франсуа Буше до Жан-Батиста Грёза» посвящена непристойному искусству XVIII столетия

В элегантном парижском Музее Коньяк-Жэ все готово к открытию выставки «Империя чувств. От Франсуа Буше до Жан-Батиста Грёза». Посетителей ждут экспонаты, которые прибыли на берега Сены со всего мира: около 100 картин, рисунков и эстампов художников XVIII столетия. Название экспозиции отсылает к известному эротическому фильму японского режиссера Нагисы Осимы.

Самый сексуальный ее экспонат — знаменитое полотно «Геркулес и Омфала» — прибыл из отечественного ГМИИ имени А.С. Пушкина. Свои шедевры делегировали Лувр, лондонская Национальная галерея Лондона, Национальный музей Стокгольма и даже французский Госбанк, который крайне редко дает на показ свои сокровища.

Империей чувств было царство так называемого «галантного века» — эпохи правления Людовика XV с 1715 по 1770 год, господство рококо, волшебный и беззаботный мир роскоши, изнеженности, легкомыслия и чувственных наслаждений.

Иллюстрация опасных связей

«Кто тогда не жил, тот не знает всех сладостей жизни», — ностальгировал впоследствии легендарный царедворец Талейран. Сладостная пора закончилась революционной гильотиной.

Галантный век в искусстве, подчеркивают историки, отражал раскованность и вседозволенность в отношениях мужчин и женщин, полную сексуальную свободу. Знаковым романом стали «Опасные связи» Шодерло де Лакло, а многие тогдашние картины могли бы служить его иллюстрацией.

Ведущим придворным живописцем оказался Франсуа Буше, которому покровительствовала королевская фаворитка мадам Помпадур. Она сама охотно позировала на картинах, которыми украшала свои апартаменты. В череде героинь Буше были также богини во главе с Венерой, дамы света и полусвета, нимфы, наяды, одалиски, пастушки.

Свои модели Франсуа Буше находил прямо на улицах среди хорошеньких барышень с пониженной социальной ответственностью. Его гений в мгновение превращал их в изысканных аристократок, жаждущих любовных утех с той же страстью, что и простолюдинки.

Знать скупала его картины, но предпочитала держать их под замком в своих кабинетах и спальнях — как, например, маркиз де Мариньи, брат мадам Помпадур.

— Никогда раньше художники не позволяли себе такой распущенности, — сказала директор Музея и куратор выставки Анник Лемуан.

Воображение Франсуа Буше

Гривуазные сюжеты доминируют во всех видах творчества. Чувственной любви посвящают труды художники, поэты, писатели, драматурги, философы. Местом действия становятся будуары и альковы, не считая буколических эскапад с игривыми пейзанками. Одаренный ученик Буше Жан-Батист Мари Пьер запечатлевает сцену однополой любви — объятия нимфы и женщины-фавна.

Ведущим мотивом живописи той эпохи, подчеркивает каталог выставки, оказываются «прелестные дамские ягодицы», а зритель оказывается в положении вуайериста, наблюдающего за любовными играми через замочную скважину.

Тогдашние арт-критики задавались риторическим вопросом — «о чем может писать Франсуа Буше?» Только о том, чем богато воображение человека, который проводит свою жизнь с малолетними потаскушками.

«Галантные сцены с участием Юпитера наполняют наши сердца радостью и будоражат чувства», — констатировал в конце XVIII века аббат-летописец Антуан Плюш в многотомном труде «История небес»

Хотя Буше и занял место главного королевского художника, арт-критики той эпохи часто принимали его в штыки. Пикантные сценки Буше вызывали, в частности, неприязнь великого энциклопедиста и друга Екатерины II философа Дени Дидро. Он называл их побрякушками и писал: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость…Упадок нравов повлек за собой потерю вкуса, чувства цвета, композиции, понимания характеров, выразительности, красоты рисунка».

Спустя полтора столетия аналогичный вердикт вынес знаменитый художник и искусствовед Александр Бенуа: «Сам Буше в начале своей деятельности был прелестным реалистом, но затем всё более и более погружается в ядовитую атмосферу лжи и притворства, которая к тому времени окутала слабого Людовика XV и высшее французское общество. Характерные картины Буше полны виртуозной ловкости, но в них нет ничего правдивого, ничего искреннего». Это не помешало нашим художникам-мирискусникам в начале минувшего века воспевать век галантный в своих картинах.

Читайте также:  Как диагностировать депрессию анализы

Искусство той эпохи понесло невосполнимые потери, когда в начале прошлого столетия американские власти распорядились уничтожить эротические картины Франсуа Буше и его единомышленников, которые были задержаны на таможне.

У современных российских классиков совершенно другой взгляд на тех художников.

— У Фрагонара даже сексуальные сцены превращаются в нечто прекрасное, — объяснил художник Эрик Булатов. — Вспомним хотя бы его работу «Качели», на которой изображены молодая женщина и два кавалера. Один раскачивает качели сзади, а другому дама показывает ноги с задранной юбкой. Это не только фривольная сцена, но и безумно красивый полет прекрасного существа, райской птицы. Для этого и написана эта картина.

Роль вишенки на торте в Музее Коньяк-Жэ неожиданно призвана сыграть уникальная порнографическая коллекция некоего Мони Вибескю, проливающая дополнительный свет на «галантные» нравы. Это гравюры, скульптуры, безделушки и прочие артефакты той эпохи, включая книги, которые, как сказано в каталоге, «читали одной рукой». Для коллекции нашлось место в специальном кабинете на последнем этаже Музея Коньяк-Жэ.

Экспозицию дополняет раритет — парижская карта-путеводитель той эпохи, на которой обозначены не только злачные места типа борделей, притонов или клубов свободной любви, но и адреса юных любовниц Людовика XV, а заодно даны и адреса венерологических лечебниц.

Занятно, что в обширной выставочной программе «Империи чувств» нашлось место и для детей 6–11 лет. С учетом предстоящих школьных каникул они имеют возможность побывать на экскурсиях «Тайны Дианы» и «Мифы и легенды» и тем самым устранить лакуны в своем половом просвещении.

Источник

Порн-рококо

Эротизм XVIII века на парижской выставке «Империя чувств»

Нет ничего более несовременного и неполиткорректного, чем эротика французского рококо. Но это не остановило авторов роскошной выставки «Империя чувств: от Буше до Грёза» в парижском Музее Коньяк-Жэ, которые почти не пытаются встроить «соблазнительные картины» XVIII века в строгий современный дискурс. «После нас хоть потоп»,— c радостью подумал, посмотрев выставку, корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Франсуа Буше и его последователи находили для развратных действий самые нежные краски

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Франсуа Буше и его последователи находили для развратных действий самые нежные краски

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Франсуа Буше (1703–1770) получил от короля Франции должность «исторического художника». Но «Империя чувств» — про другую историю: она о мастерах, пошедших на поводу у общественного вкуса к широкобедрым розовым нимфам. Тут Франсуа Буше принимает эстафету у Антуана Ватто и передает ее Жану Оноре Фрагонару и Жан-Батисту Грёзу, а также по семейной линии — своему зятю Пьер-Антуану Бодуэну. Но тему перенимают и не имеющие к этому кругу никакого отношения безымянные мастера художественной и малохудожественной порнографии, выставленной в особом маленьком зале.

Для нас «буше» звучит сладостью мороженого из сирени, на французском же boucher — человек, профессионально занимающийся мясом. В классицистической пьесе это могло бы стать говорящей фамилией, но мастер французского рококо жил в совершенно иной драматургии. Талантливый, трудолюбивый и невероятно плодовитый, он в течение многих лет снабжал двор Людовика XV, свою покровительницу маркизу де Помпадур, иностранных посланников и государей десятками оригинальных картин и сотнями вариаций на излюбленную заказчиками тему. Его знаменитая «Одалиска» предстает на выставке в нескольких вариантах из разных собраний — то блондинкой, то брюнеткой, то на охристом, то на синем фоне, но всегда в одной и той же позе, которую кураторша нынешней выставки, директриса музея Анник Лемуан, деликатно охарактеризовала как «портрет задницы».

В своем пристрастии к предмету Буше был совершенно не одинок, недаром выставка открывается «Судом Париса» Антуана Ватто, на котором победительница соревнования Афродита также предстает нам со спины, действительно достойной наливного яблока. Нет разницы, идет ли речь о мифологических сюжетах или жанре, «Задранная юбка» Фрагонара в этом смысле равна купаниям Дианы, туалету Венеры или тревожащейся под струями золотого дождя Данае. Купидоны, сатиры, нимфы, прекрасные кухарки и швеи на все восемь музейных залов сливаются в одну радостную картину невероятного, прямо-таки божественного дебоша, каким, вероятно, и видели жизнь заказчики Буше. Их было немало, художник сбивался с ног: среди экспонатов выставки — план Парижа XVIII века с обозначенными на нем борделями, притонами, литературными салонами и дворцами аристократов, мало различавшимися в смысле взглядов на общественную мораль и предназначение искусства.

Читайте также:  Как снять чувство усталости

В духе «Советской энциклопедии» создатели выставки на всякий случай подстраховались маленьким разделом, названным «Насилие и травма». Здесь и варианты «Напрасного сопротивления» Фрагонара, и вправду балансирующего между насилием и согласием, а также невинные на первый взгляд метафорические картины, полные символов, когда-то прозрачных, но темных для современных зрителей. Им растолковывают в специальных видео, как в «Прекрасной кухарке» Буше трагическую правду выдают продукты. Разбитые яйца символизируют потерянную девственность, пышная капуста представляет женское начало, пупырчатые огурцы, понятно, мужское, ну а кошка, пожирающая готового к жарке цыпленка, намекает на неизбежность кровавой драмы.

Франсуа Буше был младше Ватто на двадцать лет и старше Фрагонара на тридцать. Его центральное положение в хронологии, место во главе Королевской академии художеств и Королевской мануфактуры Гобеленов, баснословные доходы и ласка двора сделали его излюбленной мишенью для нападок потомков.

Счеты с королевской властью и с рококо сводили через него. Несмотря на все свое исключительное мастерство как в живописи, так и в графике, Буше обрел репутацию человека, промотавшего свой талант на увеселения знати. Дени Дидро пытался даже обвинить лично художника — знакомый нам прием партийной критики: «Извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка. все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе развратниц самого низкого пошиба?»

Были ли развратниками художники, создававшие по заказу сильных мира того «портреты задниц»? Согласно тогдашней морали, запрещавшей, к примеру, в академических классах этюды обнаженной натуры,— несомненно. Но непонятно, чем отличались от них сами просветители, иные романы которых, по тогдашнему выражению, явно предназначались «для чтения одной рукой».

Рококо сменилось классицизмом, а потом ампиром, придворным художником вместо нежного Буше стал суровый Давид. Можно спорить, кто рассказал о своей эпохе больше, пламенный автор «Клятвы Горациев» или создатель «Интимного туалета» с женщиной на горшке. Как посмотреть — и ради этого Музей Коньяк-Жэ собрал прекрасную коллекцию из собственных залов, из Лувра, Британского музея, Старой пинакотеки Мюнхена и нашего ГМИИ, откуда приехали радостно приветствуемые в Париже «Геркулес и Омфала». Современные критики согласны в том, что едва ли такая выставка, с ее наивностью и прямотой сексуальной объективации, могла бы сейчас состояться в суровых американских или британских музеях. Но в кинематографическом названии «Империя чувств» есть оправдание допущенного мастерами XVIII века нетоварищеского отношения к женщине. Ясное дело, такое безобразие, такой разгул мужского шовинизма возможны только в Париже, да и то при Людовиках.

Источник

В Париже открылась самая откровенная выставка лета с участием Пушкинского музея

Выставка под названием «Империя чувств от Франсуа Буше до Жана-Батиста Грёза», открывшаяся в парижском музее Коньяк-Жэ, собрала около сотни картин, рисунков, скульптур и гравюр на тему любви и страсти. Она посвящена 250-летию со дня смерти Франсуа Буше (1703-1770) и продолжит работу до 18 июля. Одним из центральных экспонатов выставки стала картина Франсуа Буше: «Геркулес и Омфала» из коллекции Пушкинского музея.

Читайте также:  Эмоции остались только хорошие

Французская пресса уже назвала ее «самой эротической выставкой лета». Название выставки «Империя чувств от Франсуа Буше до Жана-Батиста Грёза» перекликается с темой японского фильма 1976 года об освобождение нравов, которое начинается в эпоху Просвещения. «Художники, философы, драматурги и писатели — все вкладываются в тему любовных страстей и плотских желаний. Живопись и литературные произведения, как в случае Софы (1742) и ее распутного романа Сын Кребийона, который, кажется, перекликается со знаменитой Коричневой одалиской (1745), написанной ее другом Франсуа Буше», — цитирует издание «Le Monde» директора музея Анник Лемуан.

Картина Франсуа Буше:

«Художники обращаются к любови древних богов, чтобы продемонстрировать всю силу желания. Как в мифе о Данаи: Акрисий, узнав от оракула, что он будет убит его внуком, укрывает свою дочь Данаю в медной башне. Юпитер, превратившийся в золотой дождь, проникает в эту тюрьму и оплодотворяет принцессу вопреки ее желанию. Этот мифологический эпизод является предметом трех различных интерпретаций трех художников, символизирующих выставку: Буше, Фрагонара и Грёза, каждый из которых по-своему подчеркивает сильный сексуальный заряд этого мифа и его жестокость. Смелый характер эскиза Буше может объяснить, почему художник не преследовал цель воплотить его в успешную композицию.»

В другой композиции «Юпитер превращается в лебедя, чтобы соблазнить прекрасную Леду… Лебедь, чья шея имеет явный сексуальный оттенок, обрабатывается густым оттенком, что усиливает драматический эффект, производимый его первой атакой.»

Одним из центральных экспонатов выставки стала картина Франсуа Буше: «Геркулес и Омфала» (около 1732-1735). «Этот шедевр молодого Буше происходит из престижных коллекций Пушкинского музея, который не выставлялся во Франции уже тридцать лет. Из Москвы он пересек Россию, Финляндию и Германию на грузовике, чтобы добраться до наших стен. Эта картина отличается небывалым пылом. Это «уникум». Ярким поцелуем в губы художник воплощает непреодолимую страсть, переносящую героя Геракла и царицу Лидии Омфалу. Интенсивность поцелуя и грубость жестов соответствуют яркой палитре и беспорядку драпировки. Детали также очевидны: переплетение ног символизировало плотский акт со времен Возрождения, в то время как сексуальные атрибуты скрыты за роскошными драпировками.»

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Директор Музея имени Андрея Рублева Миндлин назвал Антонову эпохой в искусстве

На акции протеста в Париже, переросшей в крупные беспорядки, полицейские начали применять водометы и слезоточивый газ

Мэр Парижа назвала «большой честью» встречу с Тихановской

Какие территории принадлежат России, но находятся за ее пределами

Еврокомиссар Бретон заявил, что ЕС может пересмотреть партнерство с США

В музее-заповеднике «Царицыно» назвали кончину Антоновой огромной утратой для российской культуры

Юлия Пересильд: «Меня раздражают сплетни»

Кремль: Владимир Путин соболезнует в связи со смертью Ирины Антоновой

Владимир Соловьёв прокомментировал статью Дмитрия Медведева, посвящённую Украине

В Париже открылась самая откровенная выставка лета с участием Пушкинского музея

42-летняя супруга Шаляпина написала ему перед смертью, что он ее заразил коронавирусом

Заммэра Владимир Ефимов: Московские предприниматели могут арендовать городскую недвижимость по сниженной цене

По ком звонит колокол: Закавказский регион в шаге от зоны турбулентности

Причиной смерти Ирины Антоновой стал COVID-19 в сочетании с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • Источник

    Оцените статью