Ода к радости
Выставка Татьяны Мавриной «Ода крадости» в Третьяковской галерее. 16.04 — 15.08.2021
Чувство цвета, как голос у певца, дано Мавриной от природы
Выставка «Ода к радости» в Третьяковской галерее – первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. В экспозиции – более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева, 1900–1996) – одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века. Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х.К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории – 1А (Художник мировой известности).
В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать». С 1930 года подписывала свои работы как Маврина (девичья фамилию матери). Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера. Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию. С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.
С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной – ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.
С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой. Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники – «По щучьему веленью», «Русские сказки». «Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма». Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего – сказок. Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам» (1942–1968).
В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее. Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А.С. Пушкина (2018), «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2016–2017) и других.
Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела. В первом – ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. В третьем, Малом зале находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами. Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.
Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей. В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной – талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, – станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».
Источник
Счастье такое наивное
ВХУТЕМАС, где она училась у Николая Синезубова, «бубновых валетов» Германа Федорова и Роберта Фалька, Маврина окончит в 1928-м. ВХУТЕМАС она называла «фантастическим». Но и Маврина мастер тоже «фантастический».
Фантастический не значит «сказочный». Хотя больше всего у Мавриной, пожалуй, известны именно иллюстрации к сказкам. С бурым волком из тридевятого царства и пролога к «Руслану и Людмиле», с Котом Котофеевичем всех расцветок и сезонов, с Иванушкой, уютно лежащим-летящим на ковре-самолете в синем небе меж красным Солнцем и ясным Месяцем… Конечно, Егорием Храбрым — в его образе у Мавриной ладно соединились русская икона и народная игрушка, простодушный лубок и воспоминания о примитивах Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.
Казалось, что в ее работах середины 1960-х ожила вновь яркость керамики Михаила Врубеля, вообще вся энергия абрамцевской жизни начала ХХ века с ее вкусом к фольклору, интересом к детству и миру народной игрушки, и с вагнеровской жаждой превратить жизнь в сплошной Gesamtkunstwerk. Причем у нее, как и у художников модерна, жадный интерес к миру народного искусства и иконы идет рядом с основательными штудиями. Она пишет книгу о городецкой живописи. Собирает, копирует и изучает иконы. Несколько икон XV-XVII веков, дар Мавриной Третьяковской галерее, можно увидеть на выставке.
Эта линия, идущая от Врубеля, от Ларионова — любимых художников Мавриной, очень прочно связана с магическим ощущением единства мира, связи всего со всем. Странно вспоминать о гармоничной упорядоченности античного космоса в связи с акварелями и темперами Мавриной с видами старых русских городов. Но, как ни странно, именно в них эта гармония проступает наиболее отчетливо. В этих камерных, небольших акварелях мы обнаруживаем не столько архитектурные виды (хотя и их тоже, художница умеет быть точной), сколько города как одушевленных персонажей. Город выглядит таким же вечным, как созвездие. Не зря пейзаж зимнего Суздаля с темными ночными окошками и созвездием над кучными луковками церквей назван с аттической краткостью «Суздаль. Орион».
На акварели «Первый снег» выпавший снежок превращает темную улицу с рядами домов в почти брейгелевский пейзаж, с радостно прыгающими собачками, дерущимися мальчишками, собутыльниками, один из которых уже приземлился, и рачительным хозяином, который тащит что-то в дом. В этих работах, как, допустим, в «Василево. Тузик», главным героем может оказаться не колхозница в платочке и с мешком, а подросший щенок, выбежавший на деревенскую улицу после дождя, и солнце, пробивающееся сквозь тучи. В сущности, этот цикл с таким же успехом можно было назвать «Времена года»: цикличность, естественность времени природы, которая поглощает орнамент любых вывесок, будь то «Гастроном» или «Госстрах», оказывается главной темой.
Другая традиция, которая для Мавриной родная со вхутемасовских времен, — французского искусства. И если пейзажи Москвы середины 1920-х-1930-х годов с пролеткой, бульварами заставляют вспомнить картины Антонины Софроновой, соратницы Татьяны Мавриной по группе «13», то «нюшки» (термин, который история приписывает Мавриной) на фоне полосатых диванов, ярких ковров, с ветками и без оных, в шляпках и без, напрямую восходят к Матиссу и Ренуару. Пластика девушек и композиция акварели «В бане» выглядят перефразом «Балерин» Дега. «Лежащая обнаженная с веткой», устроившаяся в уютном кресле с круглым валиком, словно изображает одалиску на ярком восточном ковре.
Эта атмосфера домашнего театра, в котором натурщицы играют героинь картин французских импрессионистов и фовистов, пока все приличные люди позируют как работницы у вагонеток и станков, придает работам Мавриной оттенок лукавой нежной фронды, почти непозволительной роскоши. Но и фронда, и нежность, и чувственность соединены с домашним ощущением защищенности. Зато в цикле «В бане» этот мир женской жизни предстает как простодушная естественная жизнь. Причем акварель оказывается той техникой, которая способна передать внутреннее ощущение человеком тела. По крайней мере Маврина умудряется передать чувство легкости, невесомости, почти бестелесности в фигурке женщины в предбаннике.
Когда пишут о Мавриной, традиционно вспоминают ее слова, что она «цветом была ушиблена со времен ВХУТЕМАСа». Тем поразительнее на выставке ее графика, особенно иллюстрации к роману Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра…». Рисунок пером, расположение на странице, профили «господина Кота» (с бесподобными кошачьими усами!) напоминают стиль рукописей XIX века. Разумеется, из всех рукописей того времени известнее всех в 1930-х были рисунки Пушкина. К тому же муж Мавриной, Николай Кузьмин, был из лучших иллюстраторов Пушкина. Вполне логично, что Пушкин для Мавриной становится ключом к Гофману. И вот «рукописи» Кота Мурра вполне в духе романтической иронии оказываются вариацией пушкинской скорописи на полях стихов.
Маврина счастливо избежала опасных пут «тематической картины», лавируя между иллюстрациями, работой по заказу издательств и работой для себя. Для себя она писала портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. Говорят, в последние годы, когда путешествовать было уже трудно, она очень радовалась, когда ей дарили букеты. Цикл ночных натюрмортов с цветами времен последних лет жизни — одно из самых сильных впечатлений выставки. Эти натюрморты — с месяцем Луны над черным домом вдали, со стаей темных перелетных птиц и яркими звонкими «мавринскими» букетами на переднем плане — плод бессонницы и поразительной энергии. Словно живопись была для нее той живой водой, которая превращала темную ночь в яркий цвет утра. И это ослепительное сияние дня, а не ночную печаль, она дарит зрителям.
Источник
Выставка мавриной ода радости
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Выставка “Татьяна Маврина. Ода к радости” открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 15 августа 2021 года включительно.
Восхищение жизнью, выраженное красками, стало главным содержанием художественного наследия Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996).
На выставке представлены рисунки периода обучения во Вхутемасе, экспонаты выставок группы «Тринадцать», живопись 1930‐х годов и иллюстрации к книгам издательства Academia того же периода, разнообразные графические серии, в том числе альбомы путешествий и циклы иллюстраций послевоенных десятилетий, вплоть до поздних работ 1990‐х годов.
Выставка открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 15 августа включительно!
Билеты можно приобрести на сайте и в кассах музея.
Спонсор проекта ПАО «Транснефть».
Т. Маврина. Последние ромашки на солнце. 1993.
Т. Маврина. Кухонное окно. Ночь. 1992.
Источник
Ода к радости: Татьяна Маврина в Третьяковке — фоторепортаж
Выставка работ Татьяны Мавриной «Ода к радости» открылась в Третьяковской галерее. Фоторепортаж ИА REGNUM из музея.
На выставке представлено более двухсот работ: живопись, графика, декоративно прикладное искусство, роспись по стеклу и иконы. Произведения распределены по трем залам: графика и акварельные рисунки, живопись маслом и иконопись, а в третьем зале книжные иллюстрации и декоративно-прикладное искусство.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Родилась Татьяна Лебедева ( Маврина ) в Нижнем Новгороде в семье преподавателей. В семье было четверо детей. С детства была традиция зарисовывать в дневник рисунки и делать заметки. После собирали всё созданное вместе и делали семейную книгу. Это послужило хорошим творческим началом и в последствии пригодилось в жизни. Маврина — это псевдоним, девичья фамилия матери.
В 1920 году семья перебралась из Нижнего Новгорода в Москву . А в 1921 году Маврина поступила учиться во ВХУТЕМАС. На ее творчество большое влияние оказал Роберт Фальк , который был ее учителем.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
В 1920—1930 годы художница активно пишет на холстах маслом и создаёт графические работы. Она работает в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. В конце 1930-х вместе с мужем, иллюстратором Николаем Кузьминым , начинают собирать коллекцию икон. Последняя картина маслом была написана в 1940 году, далее она перешла на графику из-за недостатка финансовых средств и большего спроса на книжные иллюстрации.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
В военные годы Маврина жила в Москве . И, чтобы сохранить от бомбежки, хотя бы в памяти потомков, образ исторической Москвы , она решила ее рисовать. Часовни, церкви, улочки старинного города она запечатлевала на бумаге быстрыми зарисовками, находя укромный уголок, чтобы не привлекать внимание прохожих. В военное время человек с блокнотом вызывал подозрение, как будто он шпион. Дома художница делала работу на больших графических листах уже в цвете. Далее все работы с городскими пейзажами собирались в альбомы.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Творческий путь становления художницы прошел через этапы увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом. Художник-иллюстратор делала иллюстрации к русским сказкам, стихам, поговоркам в издаваемых книгах. Мастерски владея классическими приемами в рисунке и живописи, художница соединяла в своих иллюстрациях народность и детскость. Она выработала свой индивидуальный стиль, который впоследствии назовут «мавринским».
Яркий и сочный колорит отличает работы Мавриной . Многие отмечают в ее стиле черту примитивизма и в то же время изысканность. Художница прожила долгую творческую жизнь, более 90 лет, и работала даже в конце жизни, когда ей сложно было выходить из дома, она писала виды из окна. Когда ей приносили букет цветов, то писала с них натюрморты. Картины Мавриной , написанные в 1980-х годах, отличают особенно живые, светлые эмоции. Специалисты приравнивают эти работы к работам великих мастеров живописи.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Ода к радости» проходит до 15 августа в Третьяковской галерее, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, дом 12.
Источник