Высший продукт культурно эмоционального развития человека это

Высший продукт культурно эмоционального развития человека это

План:

  • Эмоциональные переживания и их основные виды.
  • Сущность и психологический смысл эмоции.
  • Психологические теории эмоций.

Литература:

  1. Василюк Ф.Л. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М,: изд-во МГУ, 1984. С. 31-77, 156-176.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 28-34, 78-135.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмо­ций. В кн.: Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 3-18.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. С. 193-
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 23-126.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. В кн.: Психология эмоции: тексты. М., 1984. С. 164.
  7. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 366-384.
  8. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 293-314.

Эмоции — особые классы психических процессов, отражающих в форме непосредственных переживаний удовольствие-неудовольствие, приятного-наприятного, процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все, что делает человек, в конечном счете, направлено на удовлетворение его разнообразных потребностей, любые проявле­ния активности человека сопровождаются эмоциональными пережива­ниями.

Эмоции выполняют очень важную сигнальную функцию: не неся непосредственно никакой информации о внешних объектах их связях и о самой ситуации их существования, они отражают отношения между мотивами деятельности и ее результатами. То есть эмоции отражают значение предметов и явлений «для меня».

В структуре эмоциональных процессов можно выделить три ос­новных компонента, эмоциональное возбуждение, знак эмоций, сте­пень контроля эмоций. /Рис. 134/.

Рис. 134 Компоненты эмоциональных процессов

Эмоциональные процессы и состояния выполняют несколько важных функций: сигнальная, мобилизационная, регулятивная.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, аффекты, чувства и настроения.

Эмоции — непосредственное, временное переживание какого-ни­будь более постоянного чувства. Различают стенические и астени­ческие эмоции»

Аффект — особо выраженное эмоциональное состояние, сопровож­даемое видимыми изменениями в поведении человека, который их ис­пытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями соз­нания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания,

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. В отличив от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных аспектов окружающей среды, чувства свя­заны с переживаниями сложных явлений, событий, людей, ситуации.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека* Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлет­воренность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются от­ношения человека со своими ближайшими людьми, как разрешаются проблемы и трудности, возникающие в жизни.

На сегодняшний день в психологии сосуществуют несколько теорий, по-разному отвечающих на вопрос о происхождении эмоций. Наиболее известными из них являются теория Ч.,Дарвина, фиксиру­ющая прежде всего сигнально — коммуникативную функцию эмоций; тео­рия Джеймса-Ланге /У.Джеймс и К.Ланге/, основная идея которой заключается в том, что эмоции возникают и изменяются в соответст­вии с изменениями физиологического характера, происходящими в ор­ганизме.

Теория эмоций Л.Фестингера, связавшая возникновение эмоций и характер с реализацией или нереализацией субъективной програм­мы /когнитивный диссонанс/; когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера связывает их возникновение с памятью и мотиваци­ей. Советский физиолог П.В. Симонов предложил теорию эмоций, свя­зывающих потребность и необходимую для ее удовлетворения информа­цию. Суть этой теории может быть кратко выражена формулой:

Э = F (П 1 (И Н – И С ) , …)

где: Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика актуальной потребности;

И Н — информация о средствах необходимых для удовлетворения

И С информация о средствах, которыми человек в данный момент располагает.

Каждая из этих теорий, по-своему «схватывающая» момент воз­никновения эмоций, в той или иной степени может считаться научно респектабельной.

Читайте также:  Методика изучения эмоционального климата коллектива

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте особенности эмоциональной сферы личности.
  2. Какие виды эмоциональных переживаний вам известны? Б чем их отличие друг от друга?
  3. Какую роль играют эмоций, в психической жизни человека? Какие функции эмоций вы можете назвать?
  4. Каким образам эмоции и чувства влияют на познание и прак­тическую деятельность человека?
  5. Как психологи объясняют происхождение эмоций?
  6. Охарактеризуйте различные виды эмоциональных состояний.

6.2. ВОЛЯ

План:

  • Понятие о воле, критерии, функции воли.
  • Волевое действие: общая характеристика, виды и структура.
  • Принятие решения.
  • Волевые качества личности.
  • Регуляция: теоретические и эмпирические критерии.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М», 1984.
  2. Божович Л.Л., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального поведения //Вопросы психологии. 1976. № 4.
  3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  4. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
  5. Селиванов Б.Д. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
  6. Селиванов Б.Д. Волевая регуляция активности личности //Вопросы психологии. 1982. №4.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Волевое действие – это действие, необходимыми признаками которого являются осознанность и намеренность, а главным признаком – недостаток побуждения (торможения) и восполнение его.


Волевые качества личности:

• целеустремленность — умение человека подчинять свои дейст­вия поставленным целям;

• настойчивость — умение человека мобилизовать свои возмож­ности для длительной борьбы с препятствиями;

• выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

• самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критичес­ки оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

• организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

• дисциплинированность — сознательное подчинение своего по­ведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Эмоционально-волевая регуляция — это и произвольная саморе­гуляция эмоциональных реакций и состояний, и регуляция действий через измерение эмоционального состояния и отношения к действию. /Рис. 141/.

Механизм регуляции — самоконтроль — который предполагает двойственность всех структурных элементов системы регуляции и обеспечивает связь между ними и всей структурой в целом.

Расхождение идеальной и реальной подструктур внутри системы самоконтроля направляет активность личности на устранение обнару­ женного рассогласования, препятствующего достижению результатов деятельности.

Направления этой активности связаны с изменением целей дея­ тельности или с изменением способов достижения целей — тактик, или с изменением самооценки личности своей структуры, т.е. с изме­ нением самой личности. /рис. 142/.

Вопросы:

  1. Дайте характеристику проявлений воли в учебной и трудовой деятельности человека.
  2. Что является оппозицией волевого действия?
  3. Какие характеристики волевого действия отражают содержание сознания человека?
  4. Что необходимо для осознанного принятия решения?
  5. Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение человек вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения.
  6. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
  7. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких осо­бенностях воли личности это говорит?
  8. Каков главный механизм эмоционально-волевой регуляции поведения?

Источник

Высший продукт культурно эмоционального развития человека это

04. Эмоции

1. Проявления эмоциональной жизни человека

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Читайте также:  Она очень чувственный человек

Эмоции – это регулятор, который отражает с помощью переживаний процесс и результаты деятельности человека (приятные – удовольствие, удовлетворение – и неприятные). С помощью эмоций можно управлять деятельностью человека.

Эмоции – средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных объектов и условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. (Собака)

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие.

2. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект: сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется закону: чем более сильным является исходный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

3. Собственно эмоции , в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на воображаемые – вероятные и вспоминаемые. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. (Управление: «завтрашняя радость», зависимость от воспоминаний и предположений.)

4. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся в начале его. Они передаются другим людям, сопереживаются. Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Это еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам и людям (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на

— моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

— интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

— эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

— практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями . Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Эмоции и чувства связаны с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

Читайте также:  Сильные эмоции изменяют частоту дыхания человека

Существует теория эмоциональной «обратной связи» между мозгом и мышцами человека. Это значит, что не только внешнее выражение эмоций является следствием сигналов, поступающих из мозга, но и наоборот – имитация внешнего выражения тех или иных эмоций может формировать соответствующий эмоциональный фон.

6. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

7. В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

К органической (аффективно-эмоциональной) чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

8. С биологической точки зрения эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Деятельность мотивирована, если её результат окрашен для индивида положительными эмоциями, а отсутствие его достижения – отрицательными.

9. Эмоция может рассматриваться как обобщённая оценка ситуации. Самая древняя и поэтому возникающая первой эмоция при реагировании на новое – страх как реакция на недостаток информации. У человека он может канализоваться либо в агрессию и отторжение, либо в удивление и интерес.

10. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Сильный, дезорганизующий организм стресс принято называть дистрессом (от гр. di- — дважды).

Горе и радость совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Источник

Оцените статью