Высший продукт культурно эмоционального развития человека это
План:
- Эмоциональные переживания и их основные виды.
- Сущность и психологический смысл эмоции.
- Психологические теории эмоций.
Литература:
- Василюк Ф.Л. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М,: изд-во МГУ, 1984. С. 31-77, 156-176.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 28-34, 78-135.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. В кн.: Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 3-18.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. С. 193-
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 23-126.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. В кн.: Психология эмоции: тексты. М., 1984. С. 164.
- Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 366-384.
- Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 293-314.
Эмоции — особые классы психических процессов, отражающих в форме непосредственных переживаний удовольствие-неудовольствие, приятного-наприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все, что делает человек, в конечном счете, направлено на удовлетворение его разнообразных потребностей, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции выполняют очень важную сигнальную функцию: не неся непосредственно никакой информации о внешних объектах их связях и о самой ситуации их существования, они отражают отношения между мотивами деятельности и ее результатами. То есть эмоции отражают значение предметов и явлений «для меня».
В структуре эмоциональных процессов можно выделить три основных компонента, эмоциональное возбуждение, знак эмоций, степень контроля эмоций. /Рис. 134/.
Рис. 134 Компоненты эмоциональных процессов
Эмоциональные процессы и состояния выполняют несколько важных функций: сигнальная, мобилизационная, регулятивная.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, аффекты, чувства и настроения.
Эмоции — непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Различают стенические и астенические эмоции»
Аффект — особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания,
Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. В отличив от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных аспектов окружающей среды, чувства связаны с переживаниями сложных явлений, событий, людей, ситуации.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека* Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения человека со своими ближайшими людьми, как разрешаются проблемы и трудности, возникающие в жизни.
На сегодняшний день в психологии сосуществуют несколько теорий, по-разному отвечающих на вопрос о происхождении эмоций. Наиболее известными из них являются теория Ч.,Дарвина, фиксирующая прежде всего сигнально — коммуникативную функцию эмоций; теория Джеймса-Ланге /У.Джеймс и К.Ланге/, основная идея которой заключается в том, что эмоции возникают и изменяются в соответствии с изменениями физиологического характера, происходящими в организме.
Теория эмоций Л.Фестингера, связавшая возникновение эмоций и характер с реализацией или нереализацией субъективной программы /когнитивный диссонанс/; когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера связывает их возникновение с памятью и мотивацией. Советский физиолог П.В. Симонов предложил теорию эмоций, связывающих потребность и необходимую для ее удовлетворения информацию. Суть этой теории может быть кратко выражена формулой:
Э = F (П 1 (И Н – И С ) , …)
где: Э — эмоция, ее сила и качество;
П — величина и специфика актуальной потребности;
И Н — информация о средствах необходимых для удовлетворения
И С — информация о средствах, которыми человек в данный момент располагает.
Каждая из этих теорий, по-своему «схватывающая» момент возникновения эмоций, в той или иной степени может считаться научно респектабельной.
Вопросы:
- Охарактеризуйте особенности эмоциональной сферы личности.
- Какие виды эмоциональных переживаний вам известны? Б чем их отличие друг от друга?
- Какую роль играют эмоций, в психической жизни человека? Какие функции эмоций вы можете назвать?
- Каким образам эмоции и чувства влияют на познание и практическую деятельность человека?
- Как психологи объясняют происхождение эмоций?
- Охарактеризуйте различные виды эмоциональных состояний.
6.2. ВОЛЯ
План:
- Понятие о воле, критерии, функции воли.
- Волевое действие: общая характеристика, виды и структура.
- Принятие решения.
- Волевые качества личности.
- Регуляция: теоретические и эмпирические критерии.
Литература:
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М», 1984.
- Божович Л.Л., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального поведения //Вопросы психологии. 1976. № 4.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
- Селиванов Б.Д. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
- Селиванов Б.Д. Волевая регуляция активности личности //Вопросы психологии. 1982. №4.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий
Волевое действие – это действие, необходимыми признаками которого являются осознанность и намеренность, а главным признаком – недостаток побуждения (торможения) и восполнение его.
Волевые качества личности:
целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с препятствиями;
выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;
дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
Эмоционально-волевая регуляция — это и произвольная саморегуляция эмоциональных реакций и состояний, и регуляция действий через измерение эмоционального состояния и отношения к действию. /Рис. 141/.
Механизм регуляции — самоконтроль — который предполагает двойственность всех структурных элементов системы регуляции и обеспечивает связь между ними и всей структурой в целом.
Расхождение идеальной и реальной подструктур внутри системы самоконтроля направляет активность личности на устранение обнару женного рассогласования, препятствующего достижению результатов деятельности.
Направления этой активности связаны с изменением целей дея тельности или с изменением способов достижения целей — тактик, или с изменением самооценки личности своей структуры, т.е. с изме нением самой личности. /рис. 142/.
Вопросы:
- Дайте характеристику проявлений воли в учебной и трудовой деятельности человека.
- Что является оппозицией волевого действия?
- Какие характеристики волевого действия отражают содержание сознания человека?
- Что необходимо для осознанного принятия решения?
- Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение человек вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения.
- Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
- Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?
- Каков главный механизм эмоционально-волевой регуляции поведения?
Источник
Высший продукт культурно эмоционального развития человека это
04. Эмоции
1. Проявления эмоциональной жизни человека
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции – это регулятор, который отражает с помощью переживаний процесс и результаты деятельности человека (приятные – удовольствие, удовлетворение – и неприятные). С помощью эмоций можно управлять деятельностью человека.
Эмоции – средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных объектов и условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. (Собака)
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие.
2. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект: сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).
Развитие аффекта подчиняется закону: чем более сильным является исходный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
3. Собственно эмоции , в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на воображаемые – вероятные и вспоминаемые. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. (Управление: «завтрашняя радость», зависимость от воспоминаний и предположений.)
4. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся в начале его. Они передаются другим людям, сопереживаются. Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Это еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам и людям (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.
В зависимости от направленности чувства делятся на
— моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
— интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
— эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
— практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями . Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Эмоции и чувства связаны с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».
Существует теория эмоциональной «обратной связи» между мозгом и мышцами человека. Это значит, что не только внешнее выражение эмоций является следствием сигналов, поступающих из мозга, но и наоборот – имитация внешнего выражения тех или иных эмоций может формировать соответствующий эмоциональный фон.
6. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
7. В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.
К органической (аффективно-эмоциональной) чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
8. С биологической точки зрения эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.
Деятельность мотивирована, если её результат окрашен для индивида положительными эмоциями, а отсутствие его достижения – отрицательными.
9. Эмоция может рассматриваться как обобщённая оценка ситуации. Самая древняя и поэтому возникающая первой эмоция при реагировании на новое – страх как реакция на недостаток информации. У человека он может канализоваться либо в агрессию и отторжение, либо в удивление и интерес.
10. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Сильный, дезорганизующий организм стресс принято называть дистрессом (от гр. di- — дважды).
Горе и радость совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).
Источник