Развитие высших чувств у дошкольников
При формировании высших чувств (моральных, эстетических, познавательных) у ребенка параллельно формируются понятия о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность.
Высшие чувства начинают формироваться в начале дошкольного возраста. Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок одинаково оценивает совсем разные по характеристикам предметы и явления (например, «хорошая» – значит красивая, «хорошая» – значит «добрая», «хорошая» – значит интересная).
Познавательные (интеллектуальные) чувства возникают у ребенка в познавательной деятельности. К ним относятся любопытство, любознательность, чувство юмора.
Эстетические чувства проявляются у детей в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному – в природе, в жизни, в процессе восприятия и творчества.
В среднем дошкольном возрасте у многих детей можно отметить проявление и морального чувства – чувства долга, гордости и стыда. Как показало исследование Р.Х. Шакуровой, развитие гордости в дошкольном возрасте происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда.
В дошкольном возрасте у детей появляется чувство дружбы. Чаще всего мотивом дружбы является совместная деятельность, игра. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со всеми детьми. У старших дошкольников она приобретает интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные симпатии, интересы, склонности.
К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка.
Важнейшим приобретением дошкольного возраста является превращение поведения ребёнка из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики полевого поведения преддошкольника — импульсивность и ситуативность. Ребёнок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. Цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации.
В дошкольном детстве ребёнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Как подчёркивал Л.С. Выгодский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а осознанным мотивом.
Как уже отмечалось, в дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, на основе чего появляется возможность сознательно подчинять свои действия одному из них (А.Н. Леонтьев). В отличие от ребёнка раннего возраста дошкольник осознаёт борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбора.
К концу дошкольного возраста у ребёнка должно выработаться умение принять задание, подчинить своё поведение будущему результату, иногда вопреки чувственным побуждениям, действующим в данную минуту, что является необходимым условием для обучения в школе.
Контрольные вопросы
1. Новообразования в личностной сфере дошкольника.
2. Основные компоненты самопознания и их специфические особенности у ребенка-дошкольника.
3. Расширение мотивационной сферы дошкольника.
4. Специфические особенности эмоционально-волевой сферы в дошкольном детстве.
Темы рефератов
1. Роль общения ребенка с взрослыми и сверстниками в формировании его личности.
2. Значение сюжетно-ролевой игры в усвоении нравственных норм поведения.
3. Возникновение волевой регуляции поведения у дошкольников.
Рекомендуемая литература
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1978.
Немов Р.С. Психология: В 2-х книгах. К. 2. – М., 1984.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
Развитие личности ребенка. – М., 1987.
Проблема готовности к школьному обучению
Обучение детей с 6-ти лет
В периодизации психического развития Д.Б. Эльконина дошкольный возраст имеет определенные границы – от 3-х до 7-ми лет. Кризис 7-ми лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший дошкольный возраст от дошкольного детства. Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с семи, а с шести лет. В связи с этим возникает много вопросов, требующих специального обсуждения.
Все психологи, работающие с 6-тилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: большинство шестилетних первоклассников по уровню психического развития остаются дошкольниками. Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у них преобладает непроизвольная память (запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут.
Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще не устойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки — они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом. Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.
Таким образом, обучение детей с 6-ти лет должно строиться с учетом специфики их развития. В мировой практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с раннего возраста.
Обучение 6-летних детей предполагает щадящий режим (продолжительность урока не более 35 минут, в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры и прогулки, дневной сон, отсутствие домашних заданий и т.д.); небольшой объем учебного материала; большое количество развивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, изобразительное искусство, труд, экскурсии); медицинский контроль за состоянием здоровья; особые программы и методы обучения.
Однако сохраняется ряд проблем, прежде всего психологических. Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее — психологически комфортно — при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. Главная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей с взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. Ребенок этого возраста нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.
Д.Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6-ти лет целесообразно расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе. Достаточно хорошо развитый интеллект детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе применения, которое становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры к ведущей деятельности в форме учебы (учебной деятельности).
Где бы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные особенности. Например, если ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности, урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения — требующие длительного сосредоточения взора, выполнения серии монотонных точных движений и т.д. Так как ребенок стремиться все изучить в наглядно-действенном и наглядно-образном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами,
работе с наглядным материалом. Благодаря еще не изжитой потребности в игре, 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.
В шестилетнем возрасте существуют еще значительные трудности с произвольным поведением, так как произвольность в дошкольном возрасте только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведение, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей еще недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения.
Если ребенок все же попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности, то, как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, у детей часто ухудшается состояние здоровья, снижается острота зрения, появляются головные боли. В отдельных случаях появляются неврозы, школьная дезадаптация.
Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляется вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.
В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и в соматическом планах.
Исходя их определенных теоретических позиций, практический психолог может приветствовать обучение с 6 лет для конкретного ребенка или возражать против него. Прежде чем решить, следует этому ребенку поступать в школу или лучше подождать год, — необходимо определить, насколько он готов к школьному обучению.
Источник
Особенности развития социальных эмоций у детей
В статье рассмотрено понятие социальных эмоций, способы и особенности развития их в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_sotsialnyh_emotsiy_u_detey.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития социальных эмоций у детей»
составила педагог-психолог Чванова Ю.И.
Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.
Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.
Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.
Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.
Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.
Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.
Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.
Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, , не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.
Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.
Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.
Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.
Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.
Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.
По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.
На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.
Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.
Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.
Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.
Источник