- Чувства и эмоции в психологии
- Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
- Чувства в психологии
- Виды высших чувств в психологии
- Эмоции в психологии
- Виды эмоций
- Виды чувств
- Низшие чувства
- Высшие чувства
- Нравственные
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувства
- Готовые работы на аналогичную тему
- Социальные чувства
- Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
- § 14.4. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
- Социальные чувства
Чувства и эмоции в психологии
Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.
Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.
Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувства в психологии
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
- Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
- Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
- Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.
Эмоции в психологии
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Формы проявления эмоциональных состояний:
- Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
- Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
- Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
- Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
Источник
Виды чувств
Вы будете перенаправлены на Автор24
В психологии принято выделять следующие виды чувств:
- Низшие чувства
- Высшие чувства
- Нравственные чувства
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувства
- Социальные чувства
Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.
В психологии выделяют следующие основные виды:
Низшие чувства
Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.
Высшие чувства
Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.
Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.
Нравственные
Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.
Эстетические чувства
Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.
Интеллектуальные чувства
Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальные чувства
Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.
Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.
Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.
Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.
Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.
Цинизм, это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.
Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.
Источник
Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
§ 14.4. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.
Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей:
большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах;
высшие чувства всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.
Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.
Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.
Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.
Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные социальные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.
К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие.
Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине.
Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.
Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.
Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.
Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова.
Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физиологическое состояние человека, отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»).
Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.
Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
«Познание человека, – пишет Г. X. Шингаров, – это не мертвое, зеркально-механическое отражение действительности, а страстное искание истины…»
Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т. п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.
Источник
Социальные чувства
ЭМОЦИИ
(По Ольге Александровне Ореховой ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА СПб 2006.)
Согласно научной концепции Т. П. Хризман: В «фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно (эстетическое воспитание) закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения, то есть той чувственной части, на которой только и может быть выстроено рациональное сознание». А «искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное, полимотивационное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических
Мы считаем, что определяющее значение в процессе гуманизации психики ребенка имеют высшие социальные и художественно-эстетические эмоции, сопровождающие творчество, которым ранее не придавалось значения в педагогике дошкольного детства. Шарль Блондель сказал важные слова, ставшие афоризмом: «Первая пеленка младенца — саван его природной индивидуальности». Искусство — универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации — одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитания высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис формирования структуры личности дошкольника, определяет осознанные формы его поведения и творчества.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до XIX века , и то. что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций. Впрочем, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций — когнитивного и мотивационного.
Эмоция всегда «оценивает», «окрашивает» отражаемое содержание -ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое и т. д. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом [10, с. 48-49].
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
Для нас главное— понять роль эмоций в жизни человека, в развитии его личности, в общении и деятельности и отобразить логику нашего исследования:
• эмоции — осложнение нервного процесса, начало собственно психического отражения. Все, что без эмоции, — высшая нервная деятельность или болезнь;
• развитие эмоции человека не ограничивается социализацией, окультуриванием эмоциональных проявлений. Развиваются (или не развиваются) новые, собственно человеческие, высшие социальные эмоции, сопровождающие его на жизненном пути;
• социальные эмоции направляют развитие личности человека, структурируют личностные новообразования, определяют его поступки и деятельность, в том числе — отклоняющиеся;
• эмоции тесно связаны с цветовой сенсорикой, этот факт дает возможность изучать эмоции, используя цвет.
Здесь просматривается актуальная прикладная педагогическая проблема: столь важная составляющая психики человека как эмоция в практике развития, обучения и воспитания оставлена на произвол судьбы. Существует большое количество учебных учреждений, занимающихся по разнообразным образовательным программам, развивающим интеллект, художественные и творческие способности, детей обучают различным наукам, языкам, этике поведения в обществе и так далее. Эмоции же развиваются мимоходом.
Подлинные чувства — высшие социальные эмоции — при определенных условиях формируются уже в пятилетнем возрасте и составляют основу личностных убеждений и поведенческих установок. Нужно только воссоздать эти условия для детей: то общение и ту деятельность, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РЕГУЛЯЦИИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Эмоция — это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. «Ощущение и эмоции — два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение — элементарный уровень, в значительной мере имеющий «телесный характер», эмоции — более сложный, соотносимый с понятием «психическое». Можно сказать также, что ощущение — это отражение в психике «телесного», а эмоции — отражение «духовного»»
Д. В. Колесов, разделяющий точку зрения Клапареда , считает неверным термин «эмоциональный тон ощущений», утвердившийся в психологической литературе, на том основании, что многие ощущения уже в полной мере наделены приятностью или неприятностью. К тому же ощущения свойственны и примитивным существам, в то время как способность к эмоциям предполагает определенный уровень развития психики.
Кроме того, по мнению Д. В. Колесова, неправомерно и представление об интегративной включенности эмоций в структуру многих психических процессов. Известный пример — достаточно сравнить зубную боль (неприятное ощущение) и эмоцию досады (негативная эмоция), возникающую при мысли о том, что лечение зуба можно было начать своевременно. Причем досада тем сильнее, чем сильнее боль. Таким образом, неприятное ощущение первично и в данном случае определяет направленность эмоции. Ощущение непосредственно отражает объективную реальность и жестко привязано к моменту взаимодействия анализатора со средой. Эмоция же имеет субъективный характер и может возникать не только в момент взаимодействия, но и в последующем, а в ряде случаев и опережать его на основании предыдущего опыта. Например, предстоящая неприятная встреча вызывает эмоцию неприязни задолго до назначенного срока. По-видимому, первичность или вторичность возникновения ощущения и эмоции определяется тем, что именно — ощущение или эмоция — сигнализирует о наиболее значимом в данной ситуации факторе.
Очевидно и то. что само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Исходя из сказанного, правильнее говорить не об «эмоциональном тоне ощущений, а о гедоническом тоне и ощущений и эмоций, где гедоническое начало («приятное» или «неприятное») выступает как конкретный механизм. определяющий дальнейшее поведение индивида. В эволюционном плане эмоции могли возникнуть не иначе как путем ассоциаций гедонического начала ощущений с механизмами памяти и мышления. Эмоция досады при несвоевременном лечении зуба — вывод мышления. Изначальный, глубинный характер оценочной функции психики как взаимосвязи функций гедонического, памяти и мышления подтверждается результатами нейрофизиологических исследований.
Поэтому из всех функций, которые эмоция выполняет в психической деятельности человека (сигнальная, оценочная, побудительная), особую роль играет оценочная.
Уже в первые часы после рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца — радости и страха, к концу первого года — удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Новые эмоции развиваются за счет индивидуального переноса оценочной функции эмоции на новые жизненные ситуации.
Впервые опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоции, ребенок во многом заимствует у взрослых. На их основе, присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит собственную систему аффективных оценок — отношений. Известно, что функции психики взаимосвязаны, и процессы психической регуляции обусловлены характером отражения, взаимодействия со средой, с обществом, с осознанием себя и своих потребностей и с эмоциями, имеющими побудительную силу, которые вызывают, поддерживают и повышают психическую активность.
Основополагающим принципом регуляции психических процессов является положение Л. С. Выготского о связи между интеллектом и аффектом. «Детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону».
В трудах А. Н. Леонтьева мышление рассматривается как деятельность, имеющая «аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность». Эта идея получила развитие в рамках деятельностного подхода и смысловой теории мышления [44]. Согласно им, «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, что у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».
Высшие эмоции связаны с функциями и результатами высокоразвитого мышления (с воображением, нравственными и этическими представлениями) и с проявлением иной — социально-регулятивной функции эмоций. Социально-регулятивная функция эмоций лежит в основе воспитания.
Оно не способно наделить человека какими-либо новыми ощущениями, помимо тех, которыми наделила его природа, хотя возможно их совершенствование. Иное дело — эмоции.
На предшествующих появлению человека этапах развития эволюции эмоция и стимулируемая ею деятельность, составляли биологическую целесообразность. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия — это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а человеку строить свои взаимоотношения на первых этапах жизни.
У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует человеку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т. д. Таким образом, эмоция социализируется. Однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции — сложные человеческие чувства.Справедливость, долг, честь, патриотизм, творческое вдохновение, чувство прекрасного, сочувствие — высшие социальные эмоции невозможны в животном мире. Они свойственны только человеку и, более того, не всякому человеку.
Границу между эмоцией и чувством провести не всегда просто. В терминах педагогики и психологии развитие и проявление сложных человеческих чувств зависит от условий воспитания, деятельности, идеологии. В терминах физиологии высшей нервной деятельности их различие можно «определить степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов». Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне ее.
Можно выделить чувства, направленные на других людей: любовь, ненависть, презрение, зависть, благодарность. Или чувства, направленные на самого себя: самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, которые могут быть направлены и на себя, и на других: злость, досада. Кроме того, есть чувства, связанные с оценкойразличных событий: огорчение, удивление, разочарование, радость.
А. Н. Лук приводит классификацию высших социальных чувств, отражающих социальные потребности, в сравнении с низшими эмоциями. Так как эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях.
Приводим классификацию А. Н. Лука, которая выглядит следующим образом.
«Высшие» эмоции:
Социальные чувства
Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение, злорадство, сострадание.
Источник