- Высшие социальные чувства человека
- Высшие чувства человека
- Высшие чувства человека
- Определение чувств как переживаемых в различной форме отношений человека к предметам и явлениям действительности. Общая характеристика разных видов высших социальных чувств (практических, эстетических, моральных, интеллектуальных, нравственных).
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Высшие социальные чувства человека
Моральные чувства. Это чувство, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самой. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации. Она включает в себя и формируется на основании:
1. Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры; 2.Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов; 3. Ментальности. Ментальностьохватывает особенности национальных мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера. Положительными чертами ментальности украинцев являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте. Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувство нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность. Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельностью. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием ее овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности. Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальное окружение. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия»высокие чувства», поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п
Теории эмоций(Ч. Дарвин, Джемса-Ланге, )
Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.
Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге
Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». Теория эмоций Кеннона-Барда
По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Высшие чувства человека
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Большинство ученых отмечает, что чувство стыда, например, свойственно только человеку.
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.
По содержанию (по направленности) высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Моральные (нравственные) чувства — это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.
Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.
К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Эти чувства вызывают произведения искусства.
Например: восторг, радость при виде прекрасного (картины, произведения искусства).
Практические чувства — это переживания человеком своегоотношения к деятельности.
Практические чувства возникают в деятельности.
Человек откликается на разные виды деятельности — труд, учебу, спорт и т.д. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней.
Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условии деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональныйотклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании (это переживания, возникающие в процессе познавательнойдеятельности человека).
Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах. Интеллектуальные чувства: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.д.
Любовь является одним из важнейших высших чувств человека.
Источник
Высшие чувства человека
Определение чувств как переживаемых в различной форме отношений человека к предметам и явлениям действительности. Общая характеристика разных видов высших социальных чувств (практических, эстетических, моральных, интеллектуальных, нравственных).
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.05.2014 |
Размер файла | 20,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Общая характеристика чувств
2. Высшие социальные чувства
2.1 Практические чувства
2.2 Эстетические чувства
2.3 Моральные чувства
2.4 Интеллектуальные чувства
2.5 Нравственные чувства
Список использованной литературы
1. Общая характеристика чувств
Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Чувства очень разнообразны. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов — человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Об этом хорошо писал И.С. Аксаков:
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни, —
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!
чувство человек социальный нравственный
Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллек-туалистическая позиция: органические проявления — следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и вообще органические изменения, характеризующие скорбь.
Этой же линии придерживался и В. Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции — это, прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений ив некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.
2. Высшие социальные чувства
Чувства — это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением — формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. «Значение для меня» в чувствах трансформируется в «значение для нас». Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации — не сформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы — у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
2.1 Практические чувства
Праксические чувства (от греч. prwxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием. Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.
2.2 Эстетические чувства
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.
Воспринимая произведения искусства, человек, по сути, занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kЬtharsis — очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.
2.3 Моральные чувства
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
2.4 Интеллектуальные чувства
Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.
Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.
Любознательность — это устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.
2.5 Нравственные чувства
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга — это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести — важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести — это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным само построением.
Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека извязанные с отношениями между людьми. Слово «чувство»- многозначно.
Когда говорят «органы чувств», то имеют виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора «или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию. Значение в жизни и деятельности человека чувств очень велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.
Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном уровне!
Список использованной литературы
1. Эмоции и личность / Лук А.Н. Москва «ЗНАНИЕ», 1982 (стр. 245-стр. 267)
2. Максименко С.Д., Общая психология, Москва «Знание», 2004 (528 стр.) (268-279)
3. Еникеев М.И., Общая и социальная психология / М.: Норма, Инфра-М, 1999 — 624 с. (стр. 137-140)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Функции чувств — переживаемых внутренних отношений человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Виды высших чувств. Характеристика понятий «настроение», «аффект», «страсть». Изображение рта при разных эмоциональных состояниях.
презентация [880,1 K], добавлен 06.04.2015
Характеристика эмоций и чувств, их функции и физиологические основы. Интерпретация эмоционально-выразительных движений на основании их соотнесения с контекстом, в котором идет общение. Система нравственных, эстетических и интеллектуальных переживаний.
контрольная работа [20,6 K], добавлен 16.11.2010
Сигнальная и регулятивная функции эмоций человека, основания их классификации. Понятие нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств. Определение термина «воля». Структура и назначение волевой регуляции. Виды и результаты волевых действий.
презентация [337,9 K], добавлен 10.12.2013
Черты, формы и особенности проявления чувств. Выражение отношения к процессу познания, к культурным факторам, к человеку и обществу посредством интеллектуальных, эстетических и нравственных эмоций соответственно. Взаимодействие сложных ощущений.
контрольная работа [37,6 K], добавлен 15.01.2011
Основные эмоциональные процессы и управление ими. Виды чувств. Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний. Процесс импульсивной регуляции поведения. Чувства как продукт эмоционального развития человека.
контрольная работа [17,0 K], добавлен 03.08.2007
Общая характеристика чувств человека, их развитие и воспитание. Основные виды чувств: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, романтические, эстетические. Особенности фундаментальных эмоций. Понятие, типы, структура и модели любви.
курсовая работа [55,3 K], добавлен 22.10.2012
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.
реферат [29,7 K], добавлен 12.09.2006
Источник