Высшие чувства воспитание чувств

1 8.5. Формирование высших чувств

Формирование высших чувств — моральных, эстетических, интеллектуальных — всегда социально по своему происхождению. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, морально-этическими нормами и опосредуются разными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, символами, словами, разного вида искусством.

Основные характеристики высших чувств — опос- редованность, осознанность, произвольность. Именно они являются главным объектом воспитания, поскольку в них отражена связь индивидуальных и всеобщих интересов, связь с личностью, с общественной жизнью человека.

«Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности и по своему социальному содержанию представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия —к людям, к самому себе, отдельным явлениям общественной жизни и обществу в целом».

Мораль общества или определенного класса, нравственная идея, этические понятия усваиваются, превращаются в индивидуальные черты личности, формируют нравственный идеал. При совершении определенных действий в сознании человека возникают сравнения этих действий и их последствий с морально-этическим идеалом, выступающим в виде долга. При соблюдении моральных норм человек испытывает ярко окрашенные чувства — гордость, признательность, патриотизм, при отступлении — «угрызения совести», вины, раскаяния, сожаления. Моральные чувства — регуляторы поведе- ния. Совесть —это внутренний самоконтроль, регулирующий поведение.

Интеллектуальные чувства — это острый эмоциональный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты — виденье с новой стороны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее воплощения одновременно — являются переживаниями, которые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами.

Познавательные чувства являются своеобразными стимуляторами начала творческого процесса, аккуму-лятором творческой энергии в ходе его протекания, регулятором исполнительной деятельности.

Эстетическое чувство — это переживание удовольствия, радости, восторга при восприятии красоты природы, человека и его творений. Оно базируется на коренной потребности человека в совершенствовании окружающего мира, выборе наиболее благоприятных условий для существования, переживании возможностей человека к соревнованию с природой по возможностям создания нового и более совершенного. Отсю-да все неблагоприятное для существования человека в природе, в физических и психических конструкциях человека, в социальном плане, не может вызвать эсте-тического чувства. Природная среда, физическое и психическое уродство, мешающие нормальному протеканию жизни, воспринимаеются как антиэстетическое явление, вызывают негативные переживания.

Эстетическое чувство всегда базируется на сочетаемости признаков, качеств предметов. Можно сравнить эстетический вкус со вкусом к пище, которая вызывает чувство удовольствия — неудовольствия в зависимости от сочетаемости продуктов и их пропорций. Суп из одних и тех же продуктов, но посоленный в меру или пересоленый — будет вызывать разные чувства при потреблении.

То же относится и к сочетанию признаков, вызывающих эстетическое чувство, которое держится на принципе «чуть-чуть». Известен вопрос, который ставили перед собой историки и философы. «Как бы развивалась история, если бы нос Клеопатры был чуть- чуть короче или длиннее?»

Гармония линий, цветовых сочетаний, композиционное расположение объектов также базируются на сочетаемости.

Четвертый фактор — направленное воспитание и самовоспитание чувств.

Воспитанию чувств уделяется в истории человечества большое внимание. Как свидетельствуют данные исследования начального становления человека (30 — 40 тысяч лет назад), воспитание нравственных чувств, готовности отдать свою жизнь в интересах рода при-сутствовало уже тогда. Основным принципом воспитания всегда являлось поощрение и наказание в реальной или загробной жизни (ад—рай), т.е. эмоции воспитываются через эмоции.

В работе Е.Л. Яковлевой, направленной на раскрытие, стимуляцию и поощрение индивидуальной неповторимости чувств как основы творчества, даны приемы их воспитания. Объектом такого воспитания являются следующие блоки:

«Я-Я» (Я в общении с самим собой);

«Я — другой»(Я в общении с другими);

«Я — общество» (как Я общаюсь с общественными

«Я — мир» (как Я исследую этот мир).

В разработанных ею тренингах, проводимых сре-ди школьников I-XI классов по специально разработанной программе и в специально отведенное время, основной акцент делается на способы пробуждения индивидуальных реакций. Каждый, кто прочтет ее книгу, может почерпнуть для себя много полезной информации и как педагог, и как художник.

В задачу каждого художника входит формирование профессионально-значимых чувств, без которых невозможно художественное творчество.

Для воспитания чувств необходимо знать, ЧТО можно и нужно воспитывать каждому художник, в чем заключается «культура чувств», необходимая для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Каждая фаза творческого процесса требует развития определенных чувств и отношений к миру, к людям, к самому себе.

В первой фазе, подготовительной, как уже говорилось выше, ведущим является контакт со средой. От-сюда в формировании чувств ведущим становится от-ношение к миру, в центре которого для художника стоит человек, который имеет прошлое, существует в настоящем и должен перешагнуть в будущее. Именно по отношению к человеку должны формироваться чувства художника.

Прежде всего необходимо развивать оптимизм, который базируется на вере в силу и возможности человеческого разума. Для этого достаточно обратиться к истории, к тому, что достигнуто к настоящему времени разумом человека, когда сказочные образы, например «ковра-самолета», на глазах превращаются в быль, превосходящую сказочные мечты, и ракеты доставляют людей на Луну. Разум человека настолько всесилен, что он вмешивается в творчество самой природы, создает новые формы материи, покоряет пространство и время, обустраивает и эстетизирует среду. Без этой веры невозможно вести человека в будущее, менять его отношение к жизни, помогать ему видеть красоту и радость бытия и то, что мешает этому. Без веры в то, что люди поймут, что «так нельзя», не писали бы художники свои полотна, обличающие правду жизни. Тем более, что в настоящее время «на повестку дня» встала необходимость совершенствования самого человека, а не только окружающих условий и технических «слуг», облегчающих жизнь человека. Эта задача является прямой функцией искусства.

Читайте также:  Женщина чувствует себя мужиком

Второй объект — развитие эмпатического чувства, которое базируется на особом «понимающем» восприятии человека, умении входить в его состояние. Для этого необходимо научиться фиксировать свое внимание не только на отрицательных, но и на положительных тенденциях в развитии человека вообще, а также на структуре качеств каждого.

Талант художника заключается в том, что ему удается отыскать связь между «временным» и «вневременным» фундаментом человеческой психики, увидеть диалектически, а не односторонне, фиксировать вре- менные и отрицательные характеристики. Тенденция к одностороннему виденью человека появляется в наиболее сложные периоды перестройки, когда отрица-тельные качества превалируют над положительными; поскольку каждый человек стремится адаптироваться сам к среде, чтобы выжить, забывая об интересах остальных.

Такая тенденция проявилась, например, и у студентов ХГФ, будущих художников-педагогов, когда им было дано задание изобразить так называемого нового русского.

Такое умение видеть положительные стороны в людях, включенных в сложный процесс социальных преобразований, наряду с отрицательными их проявлениями, является залогом диалектического мышления и оптимизма, заставляет зрителя по-новому взглянуть на происходящее, вспомнить историю.

В Японии развитие диалектического мышления и творческого видения начинают со школьного возраста. Им дается задание наблюдать в повседневной жиз-ни и фиксировать в дневниках все положительные и новые тенденции в обществе, которые надо поддерживать и развивать, наряду с отрицательными явлениями, которые следует уничтожать или изменять.

Такое виденье способствует формированию «чувства эпохи», ее духа и всех противоречий, а также чувство долга, заключающегося в поддержании всего прогрессивного, слабо просматривающегося в груде негативных явлений и проявлений. Первым чувством, которое складывается у художника невольно, это чувство эпохи. Об этом очень хорошо пишет В.И.Рождественская: «он (художник) не может быть наемным работником, откликающимся только на «Социальный заказ», на нужды сегодняшнего дня. Чуткий к правде, живет тем, чем и окружающие его люди, только видит немного дальше и чувствует немного острее. Если художник переживает исторический и духовный опыт своего народа как свой собственный, он принадлежит и всему человечеству». Та же мысль прослеживается в многочисленных высказываниях и самих художников, и исследователей творчества (А.Блока, И.Тена и др.)

Для творчества необходима направленность на будущее. Однако это будущее не требует изменения или преобразования существующего человека как продукта эволюционного развития подобно созданию новых, более совершенных технических средств. В человеке заложены самой природой огромные потенциальные возможности уже в настоящем. Гете считал, что к людям надо подходить как к идеальным, и тогда их можно поднять на ту высоту, на которой вы хотите их видеть.

Задача искусства — пробудить эти потенциальные возможности человека, «сеять разумное, доброе, вечное» в настоящем, «сегодня и сейчас». Чтобы вслед за А.С.Пушкиным можно было сказать: «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшимпризывал».

Такая направленность творчества художника формируется через «чувство зрителя», базирующееся на желании внести свой вклад в совершенствование человека, помочь человеку разобраться в сложностях и противоречиях мира, дать ему «духовное лекарство». Тренируется это качество при постановке цели пробудить у зрителя то или иное чувство. Эта же цель побуждает и творчество.

Вспомним задание студентам изобразить «печальное дерево». Это задание спровоцировало на стандартное решение всех студентов — они изобразили почти одинаково дерево с опущенными ветвями по типу «плакучей ивы». Задание же нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, вызвало «взрыв» творчества (см. рис. 15).

Такая ориентировка на чувства и мысли зрителя необходима при выполнении любого типа задания.

Для художника все начинается с умения видеть состояние объекта изображения — будь это неживой или живой предмет. Например, «цветок в поле», «цветок в вазе» и «цветок в пыли» — вхождение в их состояние можно сделать философским образом, отражающим человеческие судьбы, подобно «Башмаку» Ван Гога.

Эмпатическое виденье, установка на него, является условием для формирования интеллектуальных чувств, способности испытывать радость от открытий новых закономерностей. Именно эти открытия являются мотивом для творчества.

Следующее условие формирования оптимистического чувства — вера в свои силы и возможности — блок «Я-Я». Точно также как вера в силу человеческого разума может сформироваться на основании конкретных дел, формируется вера в свои силы на основании сделанного. Каждому человеку даны разум и способность к творчеству. Легче и труднее всего убедиться в этом на самом себе.

Для этого надо никогда не говорить себе, что что- то вы не умеете делать, обязательно попытаться сделать, найти способ преодоления неумения от простого к сложному. Таким образом человек учится ставить перед собой новые задачи, помогающие сформировать «творческий стиль деятельности», который базируется на преодолении неумений.

В формировании творческого стиля деятельности очень важно опираться на свои неповторимые индивидуальные качества. Такой стиль деятельности не может строить на чужом опыте, подражании, а напротив, ориентирует на то, что отличает вас от других, на собственные сильные стороны и достоинства. Как постоянно говорил Б.М.Теплов, одного и того же результата можно достигнуть, опираясь на свои индивидуальные природные задатки, на особенности динамики работоспособности. То же касается особенностей эмоциональной сферы. Как полагает Е.Л.Яковлева, именно эмоциональная сфера лежит в основе индивидуальности, а индивидуальность является основой творчества.

Рис. 15.6. Печальное дерево и дерево, которое жалко Изображение печального дерева в виде плачущего дерева

Рис. 15.В. Печальное дерево и дерево, которое жалко

Рис. 15.г. Печальное дерево и дерево, которое жалко

Однако эмоции могут служить препятствием для творчества и ими надо учиться управлять. Поэтому необходимо формирование действенного выхода из критических ситуаций не только внешних, но и внутренних циклов эмоциональных состояний. Как показывают эксперименты на животных и человеческая практика, выживают в критических ситуациях только те, которые не поддаются паническим эмоциям, направленно ищут выход из такой ситуации.

Читайте также:  Что такое чувство покровительства

Для художников таким «действенным» выходом из критической ситуации и отрицательных эмоциональных состояний является творчество. Именно эти состояния — горя, гнева, страха, равнодушия и нежелания работать, — необходимо немедленно воплощать в изобразительном варианте. Обычно думать о другом содержании работы крайне трудно, особенно на начальных этапах. Изображая в любом варианте свое состояние, художник получает необходимую двигательную разрядку эмоций, которые сами, по своей природе, направлены на действие.

Кроме эмоциональной разрядки, художник получает возможность прочувствовать те образы, линии, краски, которые сопутствуют и являются выражением данных состояний. Помимо этого происходит своеобразная тренировка «эмоциональности рук», умения передавать через направленные движения ту или иную эмоцию. Особенно такому вниманию к ощущению эмоций в работах с пластическими материалами уделяет Вальдор- фская педагогика.

Таким образом, основным объектом в направленном развитии профессиональных чувств является оптимизм, вера в свои силы, действенный выход из кри-зисных ситуаций и состояний.

Для закрепления материала

Какие факторы сформировали ваши чувства-отношения к человечеству и человеку настоящего и будущего ?

Что является основой самоуважения и уверенности в своих силах?

Какие главные объекты тренировки чувств у вас?

Источник

8.5. Формирование высших чувств

Формирование высших чувств — моральных, эс­тетических, интеллектуальных — всегда социально по своему происхождению. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, морально-этичес­кими нормами и опосредуются разными «психологи­ческими орудиями» — знаковыми системами, симво­лами, словами, разного вида искусством.

Основные характеристики высших чувств — опосредованность, осознанность, произвольность. Именно они являются главным объектом воспитания, посколь­ку в них отражена связь индивидуальных и всеобщих интересов, связь с личностью, с общественной жизнью человека.

Моральные чувства

«Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности и по своему социально­му содержанию представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам обществен­ного бытия — к людям, к самому себе, отдельным яв­лениям общественной жизни и обществу в целом».

Мораль общества или определенного класса, нрав­ственная идея, этические понятия усваиваются, превра­щаются в индивидуальные черты личности, формируют нравственный идеал. При совершении определенных действий в сознании человека возникают сравнения этих действий и их последствий с морально-этическим идеалом, выступающим в виде долга. При соблюдении моральных норм человек испытывает ярко окрашенные чувства — гордость, признательность, патриотизм, при отступлении — «угрызения совести», вины, раскаяния, сожаления. Моральные чувства — регуляторы поведения. Совесть —это внутренний самоконтроль, регули­рующий поведение.

Интеллектуальные чувства — это острый эмоцио­нальный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты — виденье с новой сто­роны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее вопло­щения одновременно — являются переживаниями, ко­торые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами.

Познавательные чувства являются своеобразными стимуляторами начала творческого процесса, аккуму­лятором творческой энергии в ходе его протекания, регулятором исполнительной деятельности.

Эстетические чувства

Эстетическое чувство — это переживание удоволь­ствия, радости, восторга при восприятии красоты при­роды, человека и его творений. Оно базируется на коренной потребности человека в совершенствовании окружающего мира, выборе наиболее благоприятных условий для существования, переживании возможно­стей человека к соревнованию с природой по возмож­ностям создания нового и более совершенного. Отсю­да все неблагоприятное для существования человека в природе, в физических и психических конструкциях человека, в социальном плане, не может вызвать эсте­тического чувства. Природная среда, физическое и психическое уродство, мешающие нормальному про­теканию жизни, воспринимаются как антиэстетичес­кое явление, вызывают негативные переживания.

Эстетическое чувство всегда базируется на соче­таемости признаков, качеств предметов. Можно сравнить эстетический вкус со вкусом к пище, которая вызывает чувство удовольствия — неудовольствия в за­висимости от сочетаемости продуктов и их пропорций. Суп из одних и тех же продуктов, но посоленный в меру или пересоленый — будет вызывать разные чувства при потреблении.

То же относится и к сочетанию признаков, вызы­вающих эстетическое чувство, которое держится на принципе «чуть-чуть». Известен вопрос, который ста­вили перед собой историки и философы. «Как бы раз­вивалась история, если бы нос Клеопатры был чуть-чуть короче или длиннее?»

Гармония линий, цветовых сочетаний, композици­онное расположение объектов также базируются на сочетаемости.

Четвертый фактор — направленное воспитание и самовоспитание чувств.

Воспитанию чувств уделяется в истории человече­ства большое внимание. Как свидетельствуют данные исследования начального становления человека (30 — 40 тысяч лет назад), воспитание нравственных чувств, готовности отдать свою жизнь в интересах рода при­сутствовало уже тогда. Основным принципом воспи­тания всегда являлось поощрение и наказание в ре­альной или загробной жизни (ад — рай), т.е. эмоции воспитываются через эмоции.

В работе Е.Л. Яковлевой, направленной на раскры­тие, стимуляцию и поощрение индивидуальной непов­торимости чувств как основы творчества, даны приемы их воспитания. Объектом такого воспитания являются следующие блоки:

1) «Я-Я» (Я в общении с самим собой);

2) «Я — другой» (Я в общении с другими);

3) «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами);

4) «Я — мир» (как Я исследую этот мир).

В разработанных ею тренингах, проводимых сре­ди школьников I-XI классов по специально разработан­ной программе и в специально отведенное время, ос­новной акцент делается на способы пробуждения индивидуальных реакций. Каждый, кто прочтет ее кни­гу, может почерпнуть для себя много полезной инфор­мации и как педагог, и как художник.

В задачу каждого художника входит формирование профессионально-значимых чувств, без которых невоз­можно художественное творчество.

Для воспитания чувств необходимо знать, ЧТО мож­но и нужно воспитывать каждому художник, в чем зак­лючается «культура чувств», необходимая для успешно­го осуществления профессиональной деятельности.

Каждая фаза творческого процесса требует разви­тия определенных чувств и отношений к миру, к лю­дям, к самому себе.

Читайте также:  Виртуальные чувства что это

В первой фазе, подготовительной, как уже говори­лось выше, ведущим является контакт со средой. От­сюда в формировании чувств ведущим становится от­ношение к миру, в центре которого для художника стоит человек, который имеет прошлое, существует в насто­ящем и должен перешагнуть в будущее. Именно по отношению к человеку должны формироваться чувства художника.

Прежде всего необходимо развивать оптимизм, который базируется на вере в силу и возможности человеческого разума. Для этого достаточно обратиться к истории, к тому, что достигнуто к настоящему времени разумом человека, когда сказочные образы, например «ковра-самолета», на глазах превращаются в быль, превосходящую сказочные мечты, и ракеты доставляют людей на Луну. Разум человека настолько всесилен, что он вмешивается в творчество самой природы, создает новые формы материи, покоряет пространство и время, обустраивает и эстетизирует среду. Без этой веры не­возможно вести человека в будущее, менять его отно­шение к жизни, помогать ему видеть красоту и радость бытия и то, что мешает этому. Без веры в то, что люди поймут, что «так нельзя», не писали бы художники свои полотна, обличающие правду жизни. Тем более, что в настоящее время «на повестку дня» встала необходи­мость совершенствования самого человека, а не только окружающих условий и технических «слуг», облегчаю­щих жизнь человека. Эта задача является прямой фун­кцией искусства.

Второй объект — развитие эмпатического чувства, которое базируется на особом «понимающем» воспри­ятии человека, умении входить в его состояние. Для этого необходимо научиться фиксировать свое внима­ние не только на отрицательных, но и на положитель­ных тенденциях в развитии человека вообще, а также на структуре качеств каждого.

Талант художника заключается в том, что ему уда­ется отыскать связь между «временным» и «вневре­менным» фундаментом человеческой психики, увидеть Диалектически, а не односторонне, фиксировать временные и отрицательные характеристики. Тенденция к одностороннему виденью человека появляется в наи­более сложные периоды перестройки, когда отрица­тельные качества превалируют над положительными, поскольку каждый человек стремится адаптироваться сам к среде, чтобы выжить, забывая об интересах ос­тальных.

Такая тенденция проявилась, например, и у студен­тов ХГФ, будущих художников-педагогов, когда им было дано задание изобразить так называемого нового рус­ского. Большинство студентов, следуя сложившемуся стереотипу в анекдотах, стремились передать их нега­тивные стороны, изображая их в виде мешка с деньга­ми, с тупыми и наглыми лицами и атрибутами своего достатка. На фоне этого выделялись другие: один сту­дент нарисовал нового русского в виде «мишени для стрельбы», копающего и как бы перестраивающим зем­лю, а все атрибуты благополучия — машины и сотовые телефоны — изобразил как второстепенные детали, не­важные для преобразователя жизни и среды, стоящими под грудой вскопанной им земли. Сюда же относились изображения нового русского в виде младенца в коляс­ке, окруженного техническими новшествами, показыва­ющие тем самым, что они являются для него стандар­тными игрушками.

Такое умение видеть положительные стороны в людях, включенных в сложный процесс социальных преобразований, наряду с отрицательными их прояв­лениями, является залогом диалектического мышления и оптимизма, заставляет зрителя по-новому взглянуть на происходящее, вспомнить историю.

В Японии развитие диалектического мышления и творческого видения начинают со школьного возрас­та. Им дается задание наблюдать в повседневной жиз­ни и фиксировать в дневниках все положительные и новые тенденции в обществе, которые надо поддержи­вать и развивать, наряду с отрицательными явления­ми, которые следует уничтожать или изменять.

Такое виденье способствует формированию «чув­ства эпохи», ее духа и всех противоречий, а также чувство долга, заключающегося в поддержании всего прогрессивного, слабо просматривающегося в груде негативных явлений и проявлений.

Первым чувством, которое складывается у худож­ника невольно, это чувство эпохи. Об этом очень хоро­шо пишет В.И.Рождественская: «он (художник) не мо­жет быть наемным работником, откликающимся только на «Социальный заказ», на нужды сегодняшнего дня. Чуткий к правде, живет тем, чем и окружающие его люди, только видит немного дальше и чувствует немно­го острее. Если художник переживает исторический и духовный опыт своего народа как свой собственный, он принадлежит и всему человечеству». Та же мысль прослеживается в многочисленных высказываниях и самих художников, и исследователей творчества (А. Блока, И. Тена и др.)

Для творчества необходима направленность на будущее. Однако это будущее не требует изменения или преобразования существующего человека как продук­та эволюционного развития подобно созданию новых, более совершенных технических средств. В человеке заложены самой природой огромные потенциальные возможности уже в настоящем. Гете считал, что к лю­дям надо подходить как к идеальным, и тогда их можно поднять на ту высоту, на которой вы хотите их видеть.

Задача искусства — пробудить эти потенциальные возможности человека, «сеять разумное, доброе, веч­ное» в настоящем, «сегодня и сейчас». Чтобы вслед за А.С. Пушкиным можно было сказать: «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуж­дал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

Такая направленность творчества художника фор­мируется через «чувство зрителя», базирующееся на желании внести свой вклад в совершенствование че­ловека, помочь человеку разобраться в сложностях и противоречиях мира, дать ему «духовное лекарство». Тренируется это качество при постановке цели пробу­дить у зрителя то или иное чувство. Эта же цель по­буждает и творчество.

Вспомним задание студентам изобразить «печаль­ное дерево». Это задание спровоцировало на стандар­тное решение всех студентов — они изобразили почти одинаково дерево с опущенными ветвями по типу «пла­кучей ивы». Задание же нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, выз­вало «взрыв» творчества (см. рис. 15).

Рис. 15.а. Печальное дерево и дерево, которое жалко

Рис. 15.б. Печальное дерево и дерево, которое жалко Изображение печального дерева в виде плачущего дерева

Источник

Оцените статью