Формы переживания чувств. Виды чувств
Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.
Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.
Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.
Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.
Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.
Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.
Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.
Классификация эмоций и чувств:
1) По влиянию на деятельность бывают:
2) По сложности и содержанию бывают:
ê высшие сложные;
ê низшие простые.
3) По форме протекания бывают:
Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речь.
Чувства –переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Чувственный тон –эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранение или устранению.
Эмоция –непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства (наслаждение, восхищение).
Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Причины страсти могут быть разные. Они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений, могут быть патологическими.
Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства. Они подразделяются:
Нравственные чувства – переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве
. основные эмоциональные состояния и их характеристикаВ каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.
Настроение— эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных.
Фрустрация — состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели
Стресс — реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» подразделяют:
— физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физ.труд, чрезмерный холод, жара, болевые стимулы);
— психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информац. перегрузки, обида и т.д.).
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях.
Депрессия — характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску.
. виды чувств чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Различают практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства. практические чувства –чувства возникающие в практической деятельности. нравственные чувства –это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению др. людей в зависимости от его соответ. или несоответ. соц. нормам. Они основаны на приятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. (мораль, этика, нравственность, чувство долга, совесть, чувство чести) эстетические чувства –это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Они формируются в значительной мере средствами искусства.
Источник
Чувства и эмоции в психологии
Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.
Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.
Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувства в психологии
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
- Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
- Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
- Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.
Эмоции в психологии
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Формы проявления эмоциональных состояний:
- Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
- Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
- Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
- Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
Источник
Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности.
Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.
К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.
Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действе
нный характер. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Основной задачей школы является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворенность, переживание обиды, стыда, гнева.
Интеллектуальными чувстваминазывают переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в
правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового.Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности.
Эстетические чувствапредставляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человеческой деятельности) чувства.
Эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого предмета или его отдельного свойства. Эстетические чувства включают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.
Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека.
Индивидуальные различия проявляются также в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружающих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для которых характерна откровенность, желание поделиться с другими своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.
Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми считают людей,, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противоположным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что
означает сочувствие другому, безразличны к окружающим. Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость. Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности.
Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
Эмоциональные переживания и, в первую очередь такое эмоциональное состояние, как настроение существенно влияет на учебную деятельность школьников. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.
Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны, но они всегда есть и может быть определена. Их устойчивость зависит от возраста, индивидуальных особенностей его характера и темперамента и т.д. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов,.
Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.
Отсюда, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и психологически защищёнными, необходимо заботиться о создании для каждого школьника благоприятного социально-психологического климата, развивать у них положительную мотивацию на учение, такие потребности как потребность в достижении и одобрении. В этих широко использовать методы психологической поддержки, создание ситуаций успеха,
добиваться, чтобы школьник, находясь в группе, получал положительные эмоциональные переживания, чувствовал себя равноправным членом, с которым считаются все остальные члены группы.
Воля, понятие, сущность «свободы воли». Механизмы волевой регуляции преодоления трудностей при достижении цели деятельности. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Воля выполняет две функции: побудительную (симулирующую) и тормозящую. Основными признаками волевого акта являются: а)приложение усилий для волевого акта; б) наличие придуманного плана осуществления поведенческого акта; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Основным физиологическим механизмом волевых действия является вторая сигнальная система. В волевых действиях человек сознаёт как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи.
Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, концентрацией его активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижния цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасные для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как во
левые, но и как характерологические.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответсвенность(качества характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам.
Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуют в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить
Человек не свободен от социальных условий, Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу.
Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности. (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности, Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» – несовершенство общества, плохих воспитателей , неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д.
Источник