- Характеристика высших чувств
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.
- Виды или формы переживания чувств и эмоций.
- Высшие чувства человека
- Высшие эмоции и чувства
- Праксические чувства
- Нравственные чувства
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувств.
- Основные виды
- Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство
Характеристика высших чувств
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства более устойчивые, чем эмоции психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, интеллектуальные, эстетические и практические.Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.
Моральные (нравственные) чувства в форме переживаний выражают отношение человека к другим людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувство симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.
Интеллектуальные чувствавозникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Они могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия – подняться до уровня аффекта. Возникновение проблемы и поиск ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнении, уверенности в суждениях, чувство ясности и смутности, недоумения, догадки и др. Высшим интеллектуальным чувством является любовь к истине. К интеллектуальным чувствам относят также чувство: комического, иронию, сарказм.
В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувством юмора чаще обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное, так и безобидные недостатки, слабости в людях.
Чувство иронии – это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель – совершенствование действительности.
Сарказм – это язвительная насмешка, гневная ирония.Цинизм – издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а уничтожать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком
прекрасного. Высшее эстетическое чувство — это любовь к красоте. Их источником является природа, произведения искусства, люди. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим – серьезная музыка и пр.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.
Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви – без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви, чувства гордости за себя – без того достижения, которым человек может гордиться и т.д.
Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев. При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый нами в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает нас в том, насколько данный человек значим и дорог.
Чувства длительны, они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Устойчивость эмоциональных отношений может иметь разные воплощения («любовь до гроба», роль «борца за справедливость» и др.).
Чувства могут быть разными «по силе». Максимальная степень выраженности чувства – страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект.
И.Кант красочно показал отличие страсти от аффекта. Аффект, по И.Канту, — это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект И.Кант сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть – с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.
Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения.
Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Если человек делится с кем-то такими своими чувствами, значит, общение идет на очень короткой психологической дистанции, это «задушевный» разговор.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.
Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им, и разочаровываться, и негодовать – в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным. При этом мать может испытывать тревогу и по другим поводам. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.
Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе.
Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно — отрицательные.
К положительным нравственным чувствам относят доброжелательность, дружбу, патриотизм, долг и др., а к отрицательным – индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть и др.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством.
Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического или комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.
Источник
Виды или формы переживания чувств и эмоций.
Высшие чувства человека
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Большинство ученых отмечает, что чувство стыда, например, свойственно только человеку.
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.
По содержанию (по направленности) высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Моральные (нравственные) чувства — это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.
Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.
К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Эти чувства вызывают произведения искусства.
Например: восторг, радость при виде прекрасного (картины, произведения искусства).
Практические чувства — это переживания человеком своегоотношения к деятельности.
Практические чувства возникают в деятельности.
Человек откликается на разные виды деятельности — труд, учебу, спорт и т.д. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней.
Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условии деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональныйотклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании (это переживания, возникающие в процессе познавательнойдеятельности человека).
Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах. Интеллектуальные чувства: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.д.
Любовь является одним из важнейших высших чувств человека.
Высшие эмоции и чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. «Значение для меня» в чувствах трансформируется в «значение для нас». Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства
Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства
Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.
Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.
Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.
Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства
Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувств.
Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.
Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.
Основные виды
Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.
- Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
- Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
- Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.
Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».
Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции лежат в основе формирования высших чувств. Высшие чувства проявляются через эмоции. Высшие чувства в отличии от эмоций амбивалентны. Высшие чувства формируются в условиях социализации личности. Высшие чувства это приобретенное состояние эмоциональной сферы. Эти психологические образования формируются под воздействием социального. Группы: моральные чувства, интеллектуальные, эстетические, праксические (праксис – работа) чувства – чувство пресыщения деятельностью.
Основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими.
Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Важное моральное чувство, родственное дружбе, — любовь. Это чувство может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.
Источник