Оценка результатов нагрузочного тестирования: корректные ответы на основные вопросы
Аксельрод А.С., заведующая отделением функциональной диагностики
Клиники кардиологии ММА им. И.М. Сеченова
После завершения нагрузочного этапа и восстановительного периода врач переходит к анализу всей полученной информации для ответа на 4 основных вопроса:
1. толерантность к нагрузке (высокая, средняя, низкая);
2. наличие проявлений ишемии миокарда (проба положительная, отрицательная, сомнительная, не информативная);
3. тип реакции АД на нагрузку (нормотонический, гипертонический, гипотонический, симпатикоастенический);
4. индукция нарушений ритма и проводимости (индуцированы или не индуцированы).
Оценка толерантности к физической нагрузке
Толерантность к физической нагрузке отражает степень физической тренированности пациента и его способность переносить навязанную нагрузку. Толерантность оценивается в ваттах (Вт) при велоэргометрии или в метаболических эквивалентах (единицах, МЕ или Mets) при тредмил-тесте.
Метаболический эквивалент (МЕ, МЕТs) — это показатель, косвенно отражающий активность метаболических процессов в организме путем расчета уровня метаболизма (потребления О2) при заданной нагрузке, при этом за исходную величину (1 ME) принят уровень метаболизма в покое. При наращивании нагрузки метаболизм возрастает, следовательно, количество Mets также возрастает. С учетом веса пациента все современные системы производят автоматический расчет выполненной работы по формуле 1 МЕ = 3.5 мл O2/мин/кг веса тела. Во время теста в рабочем окне программы можно видеть текущую толерантность к нагрузке (рисунок 1А), а конечный результат (Макс. Mets) выводится в окончательной таблице рабочего окна в соответствующей графе итоговой таблицы (рисунок 1Б).
Рис.1. Рабочее окно программы: А – текущие абсолютные (реальная и ожидаемая) и относительное (%) значения; Б — максимальная выполненная работа, Макс. Mets (помечено стрелкой).
Для оценки степени толерантности используются пороговые значения, представленные в таблице 1.
Табл. 1. Пороговые значения толерантности к физической нагрузке.
Следует помнить, что представленные в таблице пороговые значения толерантности являются ориентировочными. Каждый врач, ежедневно проводящий нагрузочные тесты, неоднократно сталкивается с ситуацией, когда эти формальные критерии не согласуются с общим впечатлением, которое произвел пациент во время теста. Нередко при достижении пациентом значения 4.0-4.2 Mets врач определяет толерантность как низкую, поскольку эти значения были достигнуты с большими усилиями и сопровождались жалобами на выраженную усталость, одышку, слабость, головокружение и т.п. Не меньшее количество вопросов вызывает значение 7.0 Mets, поскольку оно может квалифицироваться и как средняя, и как высокая толерантность. На наш взгляд, в подобных случаях определяющим является время достижения этого значения: чем дольше длился нагрузочный этап теста, тем выше толерантность.
ЭКГ критерии положительного нагрузочного теста
В соответствии с рекомендациями АСС/AHA Practice Guidelines Update for Exercise Testing, проба считается положительной при наличии диагностически значимой динамики ST-Т в нескольких отведениях. Наиболее специфичной является следующая динамика сегмента ST и зубца Т:
- горизонтальная депрессия сегмента ST не менее 1 мм;
- косонисходящая депрессия сегмента ST в сочетании с отрицательным или двухфазным зубцом Т;
- медленная косовосходящая депрессия сегмента ST не менее 2 мм;
- элевация сегмента ST.
Наиболее специфичной для ИБС является нарастающая горизонтальная или косонисходящая депрессия сегмента ST более 1 мм в сочетании с ангинозным приступом, который сохраняется в течение как минимум 1-2 минут восстановительного периода. Неустойчивая депрессия сегмента ST, зарегистрированная во время нагрузочного или восстановительного периода, также является основанием для трактовки результата теста как положительного, однако врач имеет право квалифицировать такой тест как сомнительный.
Современные программы для проведения нагрузочного тестирования предоставляют различные графические варианты динамики показателей как во время теста (on line), так и после его окончания (ретроспективный анализ). Возможности программы on line важны, прежде всего, для проведения безопасного теста. Широкий диапазон ретроспективного анализа приводит к максимально достоверной оценке динамики сегмента ST. Сопоставляя одни и те же сомнительные фрагменты в разных окнах программы, врач приходит к определенному заключению. Именно этот этап работы является самым важным, поскольку обеспечивает наибольшую чувствительность и специфичность теста, т.е. способствует уменьшению количества ложноотрицательных и ложноположительных результатов.
Как известно, современное оборудование позволяет представить визуальную оценку динамики сегмента ST в двух вариантах: усредненные циклы и полная регистрация.
Усредненный цикл (комплекс) – результат анализа совокупности всех морфологий ЭКГ комплексов данного отведения, зарегистрированных в течение заданного промежутка времени (как правило, в течение 1 минуты). В результате автоматического анализа возле каждого усредненного комплекса имеется абсолютное значение амплитуды и наклона сегмента ST. Усредненные циклы очень привлекают предполагаемой легкостью интерпретации: имеется форма и абсолютное значение, которые значимо или незначимо меняются на фоне нарастания нагрузки. Тем не менее, именно эти циклы могут снижать специфичность теста, увеличивая количество ложноположительных результатов. Прежде всего, форма усредненного комплекса во время нагрузочной ступени практически всегда отличается от исходной (до начала нагрузки). Помимо самой динамики ST-T, на форму влияют дрейф изолинии (за счет дыхательной экскурсии грудной клетки или особенностей походки пациента) и артефициальный шум ЭКГ (мышечный тремор).
И дрейф изолинии, и артефициальный шум могут быть настолько сильными, а походка больного настолько нестандартной, что некоторых пациентов (как женщин, так и мужчин) приходится обучать движению во время теста «на ходу», советуя перераспределить нагрузку на ноги. Обычно пациента просят стараться зафиксировать корпус, не напрягать руки и не совершать колебательные движения при ходьбе. Тем не менее, именно особенности походки нередко создают значимые помехи, в результате чего возникает необходимость дифференцировать истинную динамику сегмента ST от артефициальной динамики: иллюзия положительного теста может быть очень сильной (рис.1).
Рис. 2. Пациент Р., 53 лет: А – ЭКГ покоя перед нагрузочным тестом; Б – ЭКГ со значительными артефактами во время нагрузочного периода с ЧСС 123 в минуту; В – усредненные циклы (комплексы); Г – типичный дрейф изолинии при артефициальной динамике сегмента ST.
Как видно из представленных усредненных комплексов, в некоторых отведениях иллюзия положительного теста очень велика. Поэтому, несмотря на явный артефициальный характер депрессии по стандартной ЭКГ в 12 отведениях, а также типичный дрейф изолинии, визуализирующийся в левых грудных отведениях (дуга i, обозначенная на рис. 2Г), этому пациенту было проведено дообследование (перфузионная сцинтиграфия миокарда с нагрузкой, мультиспиральная компьютерная томография, стресс-эхокардиография). Диагноз ИБС был отвергнут.
Безусловно, именно динамика стандартной ЭКГ должна быть проанализирована в первую очередь. К сожалению, нередко пациенты предъявляют усредненные циклы без сопутствующей полной регистрации. Гораздо реже встречается обратная ситуация: у больного на руках имеется только динамика стандартной ЭКГ без усредненных циклов. В этом случае ишемический характер депрессии, конечно, гораздо более вероятен. Тем не менее, именно сочетание фрагментов стандартной ЭКГ и усредненных комплексов – обязательное условие репрезентативности теста.
В большинстве представленных программ имеются другие варианты ретроспективной оценки сегмента ST, помимо стандартной ЭКГ и усредненных циклов, — например, таблица динамики амплитуды и наклона сегмента ST. Использование всех возможностей программного обеспечения позволяет воспроизвести полную и последовательную картину ишемической динамики ЭКГ во время нагрузочного теста.
Рис. 3. Пациент М., 46 лет: А – ЭКГ на 1-й ступени теста (синусовый ритм с ЧСС 66 в минуту); Б – на 5-й минуте восстановительного периода (синусовая тахикардия с горизонтальной депрессией сегмента ST в отведениях II, III, aVF, V5-6 до 2 мм); В – сохраняющиеся изменения ЭКГ на 8-й минуте восстановительного периода до использования спрея изокета; Г – положительная динамика ЭКГ после использования спрея изокета; Д – усредненные циклы; Е – таблица динамики амплитуды сегмента ST; Ж — тенды ST (амплитуда и наклон).
Источник
Шкалы и опросники
В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие не только выявить, но и оценить выраженность депрессии, а также контролировать процесс ее лечения (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000).
Наиболее часто специалистами используются: шкала Гамильтона для оценки тревоги и шкала Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton M., 1959; Бевз И., 1999) и шкала Монтгомерти-Асберг (Montgomerty S., Asberg M., 1979; Бевз И.А., 1999), опросник Бека (Beck A.T. c cоавт., 1961), шкала Раскина, опросник депрессивной симптоматики (IDS), шкала депрессии НИИ неврологии им. В.М. Бехтерева (Кудряшов А.Ф., 1992), госпитальная шкала тревоги и депрессии Зигмонда (Zigmond A., Snaith R., 1983; Wade D., 1992), Нью-Кастловская шкала оценки эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS) (Carney M., Garside R.,1965).
Для оценки коморбидной депрессии тревоги применяются шкалы самооценки тревоги Цунга (Zung W., 1965), шкала тревоги Спилбергера (Spielberger C., с соавт., 1970), шкала для оценки тревоги Кови (Covi L., с соавт., 1979), личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor J., 1953).
Шкала Гамильтона для оценки депрессии
1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, сниженная самооценка)
1 — выражение указанного чувства только при прямом расспросе
2 — высказывается в жалобах спонтанно
3 — определяется невербальным выражением а посредством наблюдения: мимика , поза, голос, плаксивость
4 — выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и при невербальном выражении
2. Чувство вины
1 — самоуничижение (человек полагает, что подвел других)
2 — идеи собственной виновности или мучительные размышления о собственных прошлых ошибках или грехах
3 — настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4 — вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и \ или зрительные галлюцинации угрожающего содержания
3. Суицидальные намерения
1 — чувство, что жить не стоит
2 — желание смерти или мысли о возможности собственной смерти
3 — суицидальные высказывания или жесты
4 — суицидальные попытки
4. Ранние нарушения сна
0 — отсутствие затруднений при засыпании
1 — жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)
2 — жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5. Средние нарушения сна
1 — жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2 — многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)
6. Поздние нарушения сна
1 — раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием
2 — окончательное раннее пробуждение
7. Работоспособность и активность
0 — отсутствие трудностей
1 — мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби
2 — утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатию и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)
3 — уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)
4 — отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи
8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0 — нормальная речь и мышление
1 — легкая заторможенность в беседе
2 — заметная заторможенность в беседе
3 — выражение затруднения при проведении опроса
4 — постоянное перебирание руками, попытка кусать ногти и губы, выдергивание волос
9. Ажитация (тревожное возбуждение)
2 — беспокойные движения руками, теребление волос и пр.
3 — подвижность, неусидчивость
4 — постоянное перебирание руками, выдергивание волос и пр.
10. Психическая тревога
1 — субъективное напряжение и раздражительность
2 — беспокойство по незначительным поводам
3 — тревога, выражающаяся в выражении лица и речи
4 — страх, выражаемый и без расспроса
11. Соматическая тревога
4 — крайне сильная
Физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые — сердцебиение, головные боли; дыхательные — гипервентиляция, одышка; учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение
12. Гастроинтестинальные соматические симптомы
1 — утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе
2 — прием пищи только с упорным принуждение; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13. Общие соматические симптомы
1 — тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил
2 — любые резко выраженные симптомы
14. Генитальные симптомы
0 — отсутствие симптомов
1 — слабо выраженные — утрата либидо
2 — слабо выраженные — менструальные нарушения
15. Ипохондрия
1 — поглощенность собой (телесно)
2 — чрезмерная озабоченность здоровьем
3 — частые жалобы, просьбы о помощи и пр.
4 — ипохондрический бред
16. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)
А. По данным анамнеза:
0 — отсутствие потери веса
1 — вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2 — явная (со слов пациента) потеря в весе
3 — не поддающаяся оценке
Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время:
0 — потеря веса менее 2 кг. в неделю
1 — более 2 кг. в неделю
2 — более 4 кг. в неделю
3 — не поддающаяся оценке
17. Критичность отношения к болезни
0 — осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием
1 — осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.
2 — полное отсутствие сознания болезни
Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона
— легкая депрессия: 14-17 баллов
— умеренная депрессия: 18-25 баллов
— тяжелая депрессия: более 25 баллов.
Для диагностики расстройств депрессивного спектра, оценки их выраженности и фармакологических исследований, посвященных терапии депрессии наиболее часто используется шкала Гамильтона.
Шкала Гамильтона также использовалась для исследования депрессий коморбидных с другими психическими заболеваниями. Так в частности, S. Moritz с соавт. (2004) проводили c помощью шкалы Гамильтона оценку уровня депрессии среди пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами. В литературе встречаются попытки прогнозирования течения заболеваний при помощи шкалы Гамильтона.
Продемонстрирована успешность применение шкалы Гамильтона не только в психиатрии, но и в других областях медицины.
K. Wisner с соавт. (2004) описано использование шкалы Гамильтона в акушерской практике для изучения риска возникновения депрессии среди женщин, имеющих в анамнезе депрессивный эпизод, в течение года после рождения у них ребенка.
K. Evans с соавт. (2004) использовали данную шкалу для изучения корреляции между уровнем депрессии среди выборки первично здоровых людей и заболеваемостью депрессией среди населения. Результаты исследования показали наличие положительной корреляции между показателями шкалы Гамильтона и заболеваемостью депрессией в целом.
Brown E., с соавт. (2004) проводилась оценка депрессии с помощью шкалы Гамильтона и, в частности, способности кортикостероидной терапии вызывать расстройства депрессивного спектра.
D. Adson с соавт. (2004) использовали шкалу Гамильтона для оценки эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. R. Lydiard et.al. (1999) с помощью данной шкалы проводили оценку эффективности лечения большой депрессии сертралином. M Fux с соавт. (2004) изучали эффективность эйкозапентановой кислоты для коррекции аффективных нарушений при обсессивно-компульсивный расстройствах. Исследование влияния приема венлафаксина для лечения депрессии и профилактики ее рецидива показало наличие корреляции между показателями по шкале Гамильтона и риском его возникновения (Simon J., et.al. 2004).
M Bauer с соавт. (2004) оценивали эффективность метода самоконтроля пациента за собственным аффективным статусом. Обнаружена высокая корреляция (-0,683) результатов самоконтроля и показателей по шкале Гамильтона.
В Турции шкала Гамильтона использовалась для измерения уровня аффективных нарушений среди больных алкоголизмом (Mirsal H., Kalyoncu A., Pektas O., 2004).
Итальянские ученые описывают использование шкалы Гамильтона в качестве золотого стандарта для оценки эффективности распознавания депрессии с помощью других шкал в общемедицинской практике (Balestrieri M., 2004). G Chapagain с соавт. (2003) оценивали с помощью шкалы Гамильтона уровень депрессии среди больных инфарктом миокарда. По результатам исследования, симптомов оказались связанными с соматическим состоянием, психологическими нарушениями.
Fortner M., Brown K., Varia I. (1999) описано использование шкалы Гамильтона для оценки качества жизни среди пожилых пациентов, страдающих депрессией.
Шкала Монтгомери-Асберг (Montgomery S., Asberg M., 1979) отличается особой чувствительностью к эффекту терапии депрессии и в этом отношении по мнению ряда авторов превосходит шкалу Гамильтона.
Шкала депрессии Монтгомери-Асберг
1. Видимая печаль
Видимое отчаяние, мрачность и безнадежность, отраженные в речи, выражении лица и позе. Оценивается по глубине и неспособности к «прояснению» (улучшению)
2 — Выглядит удрученным, но «проясняется без труда»
4 — Проявляет печаль большую часть времени
6 — Выглядит жалким (печальным) все время, крайне отчаян
2. Описываемая печаль
Жалобы на подавленность (угнетенное настроение), невзирая на то, проявляется оно внешне или нет. Включает подавленность (уныние), отчаяние или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), длительности и степени влияния внешних событий на настроение
0 — Редко возникающая печаль в соответствии с обстоятельствами
2 — Печальный или подавленный, но «проясняется» без труда
4 — Всепроникающие чувства печали и мрачности, настроение остается подверженным внешним обстоятельствам
6 — Продолжительная и неменяющаяся печаль, страдание или отчаяние
3. Внутренне напряжение
Жалобы на чувство (ощущение) неопределенного беспокойства, раздражительность, внутренняя суматоха, умственное (психическое) напряжение, усиливающееся до паники, страха (ужаса) или муки. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), частоты и степени требуемого успокаивающего уверения.
0 — Спокойный, лишь быстро преходящее внутреннее напряжение
2 — Редкое ощущение раздражительности или неопределенного беспокойства
4 — Продолжительное ощущение внутреннего напряжения или перемежающейся паники, с которой пациент справляется с некоторым трудом
6 — Неослабевающий страх (ужас) или мука, непреодолимая паника
4. Уменьшенный сон
Жалобы на уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с нормальным собственным опытом пациента, когда он здоров
0 — Спит как обычно
2 — Легкая трудность засыпания или слегка укороченный, поверхностный или прерывистый сон
4 — Сон укорочен или нарушен, по крайней мере, на 2 часа
6 — Менее чем 2 или 3 часа сна.
5. Сниженный аппетит
Жалобы на потерю аппетита в сравнении со здоровым. Оценивается с учетом степени утраты «желанности» пищи или необходимости заставлять себя принимать пищу.
0 — Нормальный или повышенный аппетит
2 — Слегка сниженный аппетит
4 — Нет аппетита, пища безвкусна
6 — Требует убеждения для приема пищи
6. Трудности сосредоточения
Жалобы на трудности собраться с мыслями, увеличивающиеся до неспособности (отсутствия) концентрации (сосредоточения). Оценивается с учетом интенсивности (глубины), частоты и степени этой неспособности.
0 — Никаких трудностей в сосредоточении
2 — Редко возникающие трудности собраться с мыслями
4 — Трудности в сосредоточении и удержании мысли, которые снижают способность читать или поддерживать беседу
6 — Почти полная неспособность читать или беседовать, либо достижение этого с огромным усилием
7. Усталость (утомляемость)
Жалобы на трудности начинания или медленное начало и проведение повседневной деятельности
0 — Практически полное отсутствие трудностей в начинании, никакой медлительности
2 — Трудность в начинании деятельности
4 — Трудности в начинании простой рутинной деятельности, которые преодолеваются с усилием
6 — Полная усталость, неспособность делать что-либо без помощи
8. Неспособность чувствовать
Субъективные переживания сниженного интереса к окружающему или деятельности, которая в норме приносит удовольствие. Способность адекватно эмоционально реагировать на обстоятельства или людей снижена
0 — Обычный интерес к окружающим и другим людям
2 — Сниженная способность испытывать обычные интересы
4 — Утрата интереса к окружающему, потеря чувств к друзьям и знакомым
6 — Переживание эмоционального паралича, неспособности чувствовать гнев, горе или удовольствие, утрата чувства к близким, родственника и друзьям
9. Пессимистические мысли
Высказывание мыслей о виновности, более низком положении (малоценности, неполноценности), самоупреках, греховности, раскаянии (угрызениях совести) и гибели.
0 — Никаких пессимистических мыслей
2 — Колеблющиеся (нестойкие) мысли о неудаче (несостоятельности), самоупрек или самообесценивание
4 — Упорное (стойкое) самообвинение или четкие (определенные) мысли о виновности или грехе, усиление пессимистичности в отношении будущего
6 — Бред разорения, неискупимого греха. Самообвинения, которые абсурдны и непоколебимы.
10. Суицидальные мысли
Представления, что жизнь ничего не стоит, что естественная смерть была бы желанной; суицидальные мысли и приготовления к суициду.
0 — Получение удовольствия от жизни или принятие ее такой, какая она есть
2 — «Уставший (утомленный) от жизни», только скоротечные (мимолетные) мысли о смерти
4 — Вероятное «улучшение» от прихода смерти, суицидальные мысли обычны, суицид представляется как возможное решение, но без определенных планов или намерений
6 — Определенные планы суицида, когда представится возможность. Активные приготовления к суициду
Опросник депрессии Бека
У меня нет плохого настроения
Я испытываю подавленность или тоску
Я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться
Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что это доставляет мне мучения
Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу это вынести
Я не испытываю особого пессимизма или растерянности по поводу будущего
Я испытываю растерянность по поводу будущего
Я чувствую, что у меня впереди ничего нет
Я чувствую, что никогда не смогу преодолеть свои трудности
Я чувствую, что будущее безнадежно и, что уже ничего нельзя исправить
Я не испытываю ничего похожего на несостоятельность
Я считаю, что у меня больше неудач, чем у обычного человека
Я чувствую, что слишком мало сделал чего-либо стоящего или заслуживающего внимания
Оглядываясь на свою жизнь, я вижу лишь череду неудач
Я чувствую, что полностью несостоятелен как личность (отец, мать, муж, жена)
Я вполне удовлетворен собой
Я скучаю большую часть времени
Я не получаю такого удовлетворения, как раньше
Я вообще не получаю удовлетворения
Любое событие вызывает во мне недовольство
Я не чувствую за собой никакой вины
Я кажусь себе плохим, недостойным значительную часть дня
Я испытываю чувство вины
Я кажусь себе плохим, недостойным практически все время
Мне постоянно кажется, что я очень плохой и никчемный человек
Мне неоткуда ждать наказания
Я чувствую, что со мной может что-то случиться
Я чувствую, что меня наказывают или что вот-вот буду наказан
Я чувствую, что заслуживаю наказания
Я хочу, чтобы меня наказали
Я в себе не разочарован
Я разочарован в себе
Я себе не нравлюсь
Я испытываю отвращение к самому себе
Я самого себя ненавижу
Я не считаю, что я чем-то хуже других
Я слишком критично воспринимаю свои слабости и ошибки
Я виню себя за то, что все идет не так
Я знаю за собой очень много серьезнейших недостатков
Я виню себя за все плохое, что случилось
У меня нет даже мысли нанести себе вред
У меня возникают мысли о самоубийстве, но я не буду этого делать
Мне было бы лучше умереть
У меня есть план, как покончить с собой
Я чувствую, что моей семье было бы легче, если бы я умер
Я бы убил себя сам, если бы смог
Я плачу не чаще обычного
Сейчас я плачу чаще, чем обычно
Я все время плачу и не могу остановиться
Раньше я мог заплакать, но теперь этого не получается, даже когда я хочу
Сейчас я не более раздражен, чем обычно
Я раздражаюсь и досадую больше, чем обычно
Я все время испытываю раздражительность
Меня уже не раздражают вещи, которые должны были бы раздражать
Я не утратил интереса к людям
Я теперь меньше интересуюсь людьми
Я утратил почти весь интерес к людям и они не вызывают у меня каких-либо чувств
Я утратил интерес к людям, их существование меня не заботит
Я столь же нерешителен, как и раньше
Я не так, как раньше, уверен в себе и стараюсь отложить принятие решения на потом
Я не решаюсь на что-либо без посторонней помощи
Я вообще больше не могу принимать решения
Я выгляжу не хуже, чем раньше
Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим и непривлекательным
Я замечаю в своей внешности устойчивые изменения, которые делают меня непривлекательным
Я чувствую, что моя внешность стала безобразной и отталкивающей
Я могу работать так же хорошо, как и раньше
Мне требуются дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать
Я не работаю так же хорошо, как раньше
Мне нужно приложить значительные усилия, чтобы заставить себя что-нибудь делать
Я совсем не могу работать
Я сплю, как обычно
Утром я просыпаюсь непривычно усталым
Я просыпаюсь на часа раньше обычного, и мне тяжело засыпать
Я просыпаюсь раньше обычного и сплю не более 5 часов
Я утомляюсь не больше обычного
Я утомляюсь быстрее, чем раньше
Я утомляюсь от любого дела
Я утомлен настолько, что не могу ничего делать
Мой аппетит не хуже, чем раньше
Мой аппетит не так хорош, как раньше
Мой аппетит сильно ухудшился
У меня вообще больше нет аппетита
Если я потерял в весе за последнее время, то немного
Я потерял больше 2 кг. веса
Я потерял больше 4 кг. веса
Я потерял больше 6 кг. веса
Я думаю о своем здоровье не чаще, чем обычно
Я обеспокоен из-за болей или других ощущений в теле, из-за расстройства желудка, запоров
Я настолько сконцентрирован на том, что и как я чувствую, что думать о чем-то другом мне трудно
Я полностью погружен в свои ощущения
Я не заметил никаких изменений в моей половой жизни
Моя половая активность меньше, чем раньше
Моя половая активность значительно снизилась
Я утратил половую активность
Опросник Бека, традиционно используемый для диагностики депрессий различной степени выраженности является популярным опросником самоотчета (Sahin N. с соавт. 2003). Он был создан на основе клинических наблюдений и описаний симптомов, встречающихся у больных депрессией, обратившихся за помощью в специализированное психиатрическое учреждение. В настоящее время он является наиболее часто используемым вариантом отчета пациента о своем состоянии, поскольку он может быть заполнен в течение 5 минут, а его интерпретация и подсчет баллов являются чрезвычайно простыми.
По мнению отечественных исследователей, шкала Бека позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определить степень их выраженности (Тарабрина Н.В., 2001).
Согласно опроснику Бека интервалы для лиц с отсутствием депрессии — (
Источник