Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Левшина
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Проблема социально-эмоционального развития детей на сегодняшний день является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе нравственных ценностей и норм.
Дошкольный возраст – это благоприятный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Проблема социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста находит отражение также в Федеральном государственном образовательном стандарте, где одной из задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Природа социальных детских эмоций рассматривается в ряде фундаментальных исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, А. Н. Леонтьева, Т. Д. Лоскутовой, С. А. Стеценко, Т. П. Хризман и др.
Ш. Г. Алиева социальное развитие считает процессом усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей [1].
С. Л. Рубинштейн считает, что эмоциональное развитие – это развитие умственных и волевых процессов, формирующиеся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов [4].
О. Л. Князева под социально-эмоциональным развитием понимает способность ребенка на собственный выбор в поведении, умеющего воспринимать эмоции, мнения и предпочтения окружающих, владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми. Автор также употребляет такие синонимы понятию «социально-эмоциональное развитие» так «социальная компетентность», «социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми». Компонентами социально-эмоционального развития О. Л.Князева считает следующие: способность на собственный выбор в поведении; умение воспринимать эмоции, мнения; наличие навыков социального поведения [2].
Для определения уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста мы разделили диагностику на педагогическую и психологическую.
Педагогическая диагностика включала: изучение социального интеллекта через наблюдение с помощью шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); изучение эмоционального интеллекта через беседу с дошкольниками [6].
Психологическая диагностика включала: изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» О. Е. Смирновой, О. Е., В. М. Холмогоровой [5]; изучение эмоционального интеллекта с помощью проективных методик «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» (М. А. Нгуен) [3].
Результаты наблюдения показали, что у старших дошкольников отмечается варьирование показателей положительных и отрицательных сторон, что обусловлено особенностями развития детей этого возраста, несмотря на то, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются достаточно высокие показатели развития социального интеллекта, они являются еще недостаточно устойчивыми. Типичными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются частые конфликты в игре с другими детьми, проявлении агрессии, неумение управлять своими негативными проявлениями, не способность согласовывать свои действия с действиями других, непринятие и социальных норм и правил поведения (рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение)
Анализ беседы, направленной на изучение эмоционального интеллекта у старших дошкольников, показал, что 60% испытуемых могут назвать известные эмоции, чувства и переживания, что указывает на осознанное понимание эмоций, способность к вербализации эмоциональных состояний. Чаще всего дети называли такие эмоции как грусть, веселье, смех, плач, удивление, злость.Они без затруднений распознавали эмоции по фотоэталонам базовых эмоций: злиться, боится, смеется (радуется, веселиться, удивляется. Для этих детей доступно понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации. Опираясь сюжетную картинку, старшие дошкольники указывали на то, что девочка, сидящая впереди грустная, она одна сидит, грустит, а дети сзади играют, они веселые, радуются, веселятся. Следует отметить, что 40% детей называют лишь 2-3 эмоции – грустит, плачет, злиться – чаще всего отрицательные. С помощью экспериментатора они смогли назвать еще такие эмоциональные состояния как веселиться, смеяться радоваться. По предложенным картинкам дети смогли назвать лишь злость и веселье, они затруднялись в назывании удивления и страха. В сюжетной картинке они отметили лишь, что девочке плохо, ей грустно.
Изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» у детей старшего дошкольного возраста показало, что у 33,3% испытуемых отмечается высокий уровень, 46,7% детей демонстрируют средний уровень, 20% дошкольников имеют низкий уровень. Старшие дошкольники с высоким уровнем самостоятельно и конструктивно решали представленные им проблемы. Например, «Группа детей не принимает своего сверстника в игру», дошкольники предлагают договориться между собой, а если не получается то позвать воспитателя, чтобы она помогла разрешить возникшую проблему. Также при решении ситуации «Девочка сломала у другой девочки ее куклу» дети предлагали, чтобы та девочка, которая сломала куклу, отдала свою, а также предлагали, чтобы ее починили родители. Дошкольники со средним уровнем решали представленные им задачи, прибегая к помощи взрослого, например, решая ситуацию «Мальчик взял без спроса игрушку девочки», дети молчали, не зная, что ответить, тогда экспериментатор, попросил вспомнить подобную ситуацию из своего опыта,ребенок рассказал и вместе с взрослым придумали следующее решение: мальчик должен извиниться перед девочкой и отдать ей игрушку. В процессе решения ситуации «Мальчик рушит постройку из кубиков у детей»предлагалось такое решение: мальчик извиняется перед детьми, мальчик заново сам строит разрушенное, мальчик помогает детям снова построить. Дошкольникам с низким уровнем не доступно решение проблемы (рис. 2).
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» позволила прийти к выводу о том, что 26,7% детей имеют высокий уровень, для 46,6% испытуемых характерен средний уровень, у 26,7% дошкольников отмечается низкий уровень. Дети с высоким уровнем изображали человека, выражая его эмоциональное состояние – грусть, смех, удивление, или рисовали человека в движении – бежит, прыгает. Дошкольники со средним уровнем изображали человеческое лицо. Дети с низким уровнем или не дорисовывали фигуры, или изображали предмет (ящик, коробку, шкатулку) или животное (кошку, собаку) (рис. 2).
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Три желания» показала, что 13,3% детей имеют высокий уровень, у 53,3% детей наблюдается средний уровень, 26,7% испытуемых демонстрируют низкий уровень. Дети старшего дошкольного возраста свой рисунок связывали с желанием «для других людей»: купить маме цветы, купить папе машину, подарить брату машинку и т. п. Дети со средним уровнем рисунок связывали с желанием «для себя»: новая машинка, кукла Винкс, трансформеры-игрушка, планшет, телефон и т. д. У старших дошкольников с низким уровнем рисунок отсутствовал (рис. 2).
Рис. 2. Результаты психологической диагностики социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, исследование социально-эмоционального развития старших дошкольников через изучение социального и эмоционального интеллекта указывает на то, что в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание эмоционального состояния, возникают некоторые затруднения их вербализации, они способны решать простые проблемные ситуации, иногда прибегаю к помощи со стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников отмечается сформированность социального и эмоционального интеллекта на недостаточном уровне, который соответствовал бы норме развития этого возрастного периода.
1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 711-715.
2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М. : Дрофа, ДиК, 1999. 128 с.
3. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. №1. С. 83-85
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб. : Питер, 2002. 720 с.
5. Смирнова О. Е., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005. 158 с.
6. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие.Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.
Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Источник
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
Социально-эмоциональное развитие:
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми,может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Тревожность чувство недоверие к себе
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развитияребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Социально-эмоциональное развитие
Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение
Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом
Водопьянова Анастасия Сергеевна
Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?
• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе
• Ребенок научиться понимать состояние окружающих
• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми
• Становление самооценки и образа «Я»
• Развитие социальной ориентации и нравственной позиции
Основная цель социально-эмоционального развития:
• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций
• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
«Развитие социально — речевых умений у дошкольников в процессе игр». Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребенка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо.
Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.
«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.
Мастер-класс «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» Цель: Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников. Задачи: 1. Актуализировать.
Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий» 1. Актуальность. С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности. Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня.
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Тема: Социально – эмоциональное развитие дошкольников. Развитие духовно – нравственного и социально- эмоционального потенциала личности.
Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие дошкольников Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной.
Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический.
Источник