- Как связан эмоциональный интеллект с работой педагога и другими профессиями? Важен ли он в семье?
- Влияет ли на карьеру?
- В каких профессиях особенно важен?
- Связан ли уровень EQ с выбором профессии?
- Помогает ли на работе?
- В общении с коллегами и другими сотрудниками
- В конфликтах и стрессовых ситуациях
- Как проявляют себя люди с разными уровнями EQ, влияет ли это на успех?
- Руководителя и лидера
- В деловом общении и в переговорах
- В управлении людьми
- Педагога и учителя
- В продажах
- Менеджера
- Важен ли в семье?
- Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
- Зачем человеку эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект
- Какая польза от EQ на рабочем месте
- Специалист берет на себя слишком много
- Совещания заканчиваются ссорами
- Заказчик хочет странного
Как связан эмоциональный интеллект с работой педагога и другими профессиями? Важен ли он в семье?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это измеряемая способность человека понимать и распознавать свои эмоции, а также эмоциональное состояние собеседника, использовать и регулировать эмоции с целью решения задач и преодоления трудностей. Уровень его развития влияет на интеллектуальные способности, плодотворность работы, умение выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и понимать свои чувства.
Влияет ли на карьеру?
Эмоциональный интеллект влияет на карьеру, так как люди с высоко развитым EQ обладают качествами, необходимыми для продвижения по карьерной лестнице:
- понятно выражают свои мысли;
- распознают свои эмоции и реакции окружающих;
- эффективно управляют другими при переговорах;
- умеют сохранять хладнокровие;
- умеют мотивировать других на работу на результат;
- умеют владеть собой в любых ситуациях;
- умеют сопереживать окружающим людям.
В каких профессиях особенно важен?
Эмоциональный интеллект важен в профессиях, где нужно взаимодействовать, общаться с людьми. Активное развитие подобных профессий началось в конце 20 века и продолжается до сих пор. Это прежде всего сфера услуг:
- юридические;
- страховые;
- банковские;
- маркетинговые;
- рекламные услуги;
- туризм;
- гостиничный сервис;
- образование;
- продажи и многие другие.
Связан ли уровень EQ с выбором профессии?
На дальнейший успех в работе влияет не только трудолюбие, но и осознанный выбор профессии, который обусловлен способностью четко понимать свои желания и следовать к намеченной цели независимо от мнения окружающих людей.
Дети с хорошо развитым EQ лучше справляются со стрессом, контролируют свои эмоции во время перехода от школьной жизни к студенческой и профессиональной. Еще одной их отличительной особенностью является высокая мотивация, которая позволяет идти вперед, не сворачивая с выбранного пути.
Помогает ли на работе?
В общении с коллегами и другими сотрудниками
Человек с высоким уровнем EQ при общении с коллегами (другими людьми) характеризуется:
- внимательностью;
- общительностью;
- умением выслушать и сопереживать чувствам оппонента;
- уважительным отношением.
При низком эмоциональном интеллекте человек может вести себя следующим образом:
- обесценивать чувства других людей;
- быть уверенным в своей правоте;
- обвинять коллег (родственников) в своих неудачах;
- не поддерживать дружеских отношений.
В конфликтах и стрессовых ситуациях
- Развитый эмоциональный интеллект позволяет легче переносить стрессовые ситуации, а в случае возникновения конфликтов человек с высоко развитым EQ выбирает стратегию компромисса или сотрудничества, не переходит на личные оскорбления, не теряет самообладание и может привести разумные доводы за ту или иную точку зрения.
- Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта готов вступить в спор по любому поводу. При этом будет твердо отстаивать свою позицию, не желая слушать других, выбирает стратегию соперничества и постоянно требует дополнительных аргументов. Для таких людей свойственны неконтролируемые эмоциональные вспышки. Они тяжело справляются со стрессом, не умеют воспринимать конструктивную критику, занимают позицию жертвы, если что-то идет не по плану.
Как проявляют себя люди с разными уровнями EQ, влияет ли это на успех?
Руководителя и лидера
Американский психолог Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональное лидерство» пишет о том, что руководитель с высоким уровнем EQ создает вокруг себя определенную рабочую среду:
- ответственное отношение сотрудников к организации;
- гибкость, которая позволяет сотрудникам чувствовать себя свободно, проявляя инициативу;
- ощущение у сотрудников справедливого вознаграждения его трудов;
- ясное понимание ценностей и задач компании;
- преданность общей цели;
- уровень устанавливаемых в организации стандартов.
По мнению Гоулмана, эффективность деятельности компании на одну треть зависит от климата в организации. Руководители с низким уровнем эмоционального интеллекта не прислушиваются к мнениям подчиненных, отстраняются от них, не способны вести за собой коллектив, правильно мотивировать и обозначить задачи компании. Все это ведет к конфликтам, текучке кадров и низкой производительности труда.
В деловом общении и в переговорах
Эмоции могут как помешать, так и помочь при переговорах. Например, излишнее перевозбуждение или заторможенность, страх, злость будут неуместны.
- При высоком уровне эмоционального интеллекта сторон переговоров отмечается позитивный настрой, открытое и свободное общение. Согласие по важным вопросам достигается быстрее и легче, так как отношения строятся на сотрудничестве, а не на противоборстве.
- Люди с низким EQ заранее настроены негативно: во всем видят подвох, не готовы идти на открытый диалог, игнорируют интересы оппонента, ставят сложно выполнимые задачи. В результате переговоры затягиваются во времени. Итогом может стать отказ сторон заключать сделку либо сожаление по поводу заключения соглашения.
В управлении людьми
Долгое время существовало мнение, что эмоциям на работе не место. Однако современные исследования по психологии говорят об обратном.
На других можно влиять при помощи своих эмоций, так как люди восприимчивы к чужому настроению.
При управлении коллективом важно создать дружелюбную обстановку, заряжать других позитивом, мотивировать на результат.
Педагога и учителя
Учитель постоянно находится в сильном напряжении, ведь он в ответе за жизнь и здоровье своих учеников и должен к каждому из них найти подход. Развитие высокого эмоционального интеллекта у педагога позволяет избежать такой серьезной проблемы, как профессиональное выгорание, которое характеризуется:
- потерей интереса к работе;
- раздражительностью;
- нетерпимостью;
- страхом перед родителями учеников и так далее.
В продажах
- Высокий эмоциональный интеллект имеет важную роль для работника в сфере продаж, так как он позволяет:
- определить потребности покупателя;
- направить клиента;
- создать положительное мнение о товаре;
- разрешить конфликт с покупателем.
Кроме того, такой сотрудник больше мотивирован на работу на результат, на выполнение плана.
Менеджера
- При высоком уровне эмоционального интеллекта менеджеры проявляют высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений. Они формируют благоприятный психологический климат в коллективе и создают комфортные условия для посетителей (клиентов) компании.
- Менеджерам с низким уровнем EQ свойственна пассивность в деятельности и общении, они больше подвержены стрессу, плохо понимают желания и требования клиента.
Важен ли в семье?
Эмоциональный интеллект влияет на удовлетворенность браком, способность партнеров понимать чувства друг друга и на поведение в конфликтных ситуациях. Развитый EQ у членов семьи позволяет признавать и разрешать возникшие проблемы, договариваться, находить альтернативное решение для выхода из конфликта. Также большое значение имеет способность чувствовать эмоциональное состояние партнера, его переживания.
Психологи советуют придерживаться следующих установок для создания (сохранения) гармоничного союза:
- не уклоняться от конфликтов, а выяснить причины, обсудить обиды;
- выслушать свою вторую половинку и постараться понять;
- избавляться от негативных установок в отношении супруга;
- проявлять эмпатию.
На тему эмоционального интеллекта проведены различные исследования, написаны книги. Высокий EQ позволяет улучшить качество жизни, достичь успехов в карьере. Людям с низким уровнем эмоционального интеллекта не стоит отчаиваться, ведь его можно развить.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник
Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
Зачем человеку эмоции
Эмоции — это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. Это можно заметить по поведению детей, которые начинают кричать и топать ногами, если что-то вызывает у них гнев и чувство протеста. Взрослые люди переживают те же чувства, однако способны осознанно выбирать стратегии поведения, вместо того чтобы сразу переходить к действиям.
Эмоции поставляют нам быстрые, но иногда слишком безапелляционные программы действий. В первобытные времена это могло спасти человеку жизнь. Однако в наше время мир стал намного сложнее, и для того, чтобы справиться с проблемой, нельзя просто убежать от неё или ввязаться в драку.
Что такое эмоциональный интеллект
Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ (emotional quotient), позволяет успешно использовать эти качества.
Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах.
Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими.
Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром.
Какая польза от EQ на рабочем месте
Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую «текучку», низкую производительность и снижение продаж.
О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками. В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?
В книге « Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным проведенного Йельской школой менеджмента исследования, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам.
Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований. Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя.
Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.
Специалист берет на себя слишком много
Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна.
Решение. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. Смыслы. Энергия» Ян Мульфейт и Мелина Кости приводят статистику, согласно которой «80% руководителей не отдавали себе отчёта в собственных навыках и талантах». По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.
Совещания заканчиваются ссорами
Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.
Решение. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи (а значит — нас самих) не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1) спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2) понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
Заказчик хочет странного
Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?
Решение. Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое. Нащупав основную ценность, можно правильно поставить задачу.
Таким образом, современная наука не отодвигает переживания на задний план, а внимательно изучает. При этом эмоциональный интеллект относят к обязательным качествам профессионалов, а его развитие — к важным для успешной работы практикам.
Источник