Высшие эмоции
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Высшие эмоции» в других словарях:
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия
Эмоции — Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм… … Толковый словарь психиатрических терминов
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Тупость эмоциональная — – обеднение эмоций, в первую очередь высших эмоций, то есть чувств, таких как сострадание, терпимость, великодушие, благородство, уважение, благодарность и др. Чаще характеризует психопатию, незрелую личность, может быть также следствием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИОБИОЛОГИЯ — наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Термин «С.» был введен амер. энтомологом Э. Уилсоном в 1975 в его кн. «Социобиология: новый синтез». С.… … Философская энциклопедия
социобиология — СОЦИОБИОЛОГИЯ наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Сам термин «С.» впервые был введен амер. энтомологом Э. Уилсоном в 1975 г. в его книге… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Чувства гностические — – термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами (любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АПАТИЯ (эмоциональная тупость) — встречается при состояниях слабоумия, психического дефекта. При этом в первую очередь страдают высшие эмоции. Больной с эмоциональной тупостью не печалится и не радуется, ему безразлично все вокруг, даже собственная судьба … Судебная патопсихология (термины книги)
Источник
Высокие эмоции что значит
итак, привожу систему, которая существует на данный момент у Меня 🙂
(на истинность не претендует, это лишь одна из моделей восприятия, помогающая двигаться по пути развития Сознания.
поэтому мнения на тему «всё совсем не так и вот почему» меня не особо интересуют. Интересует конструктивизм, вроде «А есть и другое», которое можно Использовать, а не просто занять мозги очередной теорией).
В моей системе миропонимания:
есть эмоции низшие, высшие, и есть чистое Сознание (не путать с «умом»).
Низшие – эмоции, производные от биологической сущности (практически инстинкты: желание спариваться, обладать, доминировать, материнско/детёношные + их подвиды и следствия из них):
Низшие эмоции: страсть, ревность, зависть, желание «быть нужным», желание ощутить свою важность, желание кого-то «облизывать», поклонение, желание ощущать принадлежность (кому-либо или чему), страдание любого рода, чувство собственной важности, страх любого рода, желание первенства любого рода, ощущение недостатка/ущербности (в результате чего-либо), вина, чувство долга, чувство стаи (разделение свой-чужой/нормальный-ненормальный), агрессия, гнев, злость, раздражение, неуверенность, депрессия, уныние, удовольствие любого рода, удовлетворение любого рода
Высшие эмоции: чистая радость, ощущение счастья, восторг бытия, наслаждение жизнью, непривязанная любовь, желание отдавать/дарить (когда это действительно оно, а не культивирование чувства нужности и важности), умиротворение, душевная гармония, внутреннее сияние-тепло-свет.
Сложно описывать это какими-то «нормальными» словами, потому что в человеческом языке, к сожалению, нет адекватных отражателей этих смыслов. Но кто хоть раз переживал эти состояния (во… этим они и отличаются. это не чувства, это способ проживания) – тот точно понимает, о чем речь и не спутает это ни с чем другим 🙂
Сознание – безэмоционально. Т.е. это такой уровень понимания реальности, к которому даже высшие восторги не имеют отношения. Там нет ощущений вообще, там есть ЗНАНИЕ.
Так и вот.
О смысле и пользе.
Если совсем кратко: и те и другие эмоции Бесполезны, в том плане что ничего не меняют в глубине существа. Т.е. в другой системе кооридинат, они, конечно, значимы – и сексуальное удовлетворение, и чувство тотальной любви ко всему живому, и разные восторги и проч.
Но для сознания, чьим приоритетом является Изменение или Развитие – они не значат совершенно ничего.
Высшие эмоции, в силу того, что вообще доступны только на определенном уровне развития, часто ассоциируются именно с достижением определенной ступени. И испытывающие эти эмоции (точнее, уже «состояния») зачастую полагают, что «поняли всё». И стремиться больше, в общем-то, некуда – только увеличивать «проживание состояния».
Да, это тоже путь. Но путь по горизонтали. Потому что «усиление высших эмоций» (состояний) особо никуда не двигает. Особенно при установке «это всё, что есть развитие».
//к примеру у меня есть подруга, которая очень тонко чувствует мир. Находится в ощущении «всё просто Есть и независимо от нашей воли происходлит». (словами передать сложно этот концепт, но суть: тотальное принятие всего сущего). Но из этой самой «безусловной любви к миру» её легко выбивает необходимость кому-то одолжить горячо любимые материальные предметы. Возникает «душевный дискомфорт» и всяческие умопостроения на тему «почему же я всё-таки их не даю».
И она даже не понимает, насколько это несочетаемо)))) а всё от непроработанности картины мира. Т.е. западание в эмоции типа «ах, как все совершенно и прекрасно и т.д.», «я люблю весь мир», «я понял смысл существования» — ничего не меняет и позволяет уходить от работы над собой.//
Эмоции всегда сопровождают лишь Один Из пластов понимания. Да, с каждым разом более тонкий, более «духовный», более «приятный», «божественный» — и т.д. Но это всего лишь Признак уровня. Не больше не меньше.
И уж точно не Работа и не Движение дальше.
Низшие эмоции — бесполезны так же, но могут быть еще и вредны. Для здоров
Источник
Глава 4 Эмоциональные психические процессы
§ 3. Виды эмоций
Высшие эмоции человека — чувства
Чувства — эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.
Низшие, ситуативные, эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, они формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида.
Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные) чувства.
Праксические чувства (от греч. praxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у еловека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.
Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.
Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью, теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — нравственный закон внутри нас. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется через формирование его доминирующих нравственных чувств.
Регуляционная роль нравственных чувств первична — они могут подстраивать под себя и доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — это не человек, боящийся плохого поступка, а испытывающий высокое наслаждение от хорошего.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.
Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Оно коррелирует с чувством совести и чести.
Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetes — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.
Прекрасно, по определению Н. Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей — правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство — образное отражение сущностных сторон действительности — рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.
Воспринимая произведения искусства, человек, по сути, занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Эстетическая реакция на произведение искусства содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.
Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis — очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки, организует эмоциональную сферу человека.
Эстетические чувства проявляются в переживании не только прекрасного и безобразного, но и комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких- либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ ДонКихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.
Любопытство — направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность — устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.
Источник