ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами — часть 16
наибольшими темпами в сравнении с другими конфессиями приростала
численность буддистов
бывшие некогда лидирующей группой населения, православные
уступили главенствующие позиции мусульманам
среди растущих в численности конфессий оказались мусульмане и
буддисты
численность иудеев не менялась на протяжении исследуемого периода
Буддийские монахи на службе в храме монотонно произносят мантры, время
от времени ударяя в барабаны. Какой элемент религии представлен
приведенным примером?
1)
Понятие «образование», применяемое в общественных науках, отображает
учреждение, в котором осуществляется первичная социализация
детей
процесс передачи ценностей, знаний, социального опыта от одного
поколения людей к другому
совокупность определенных квалификационных характеристик,
отличающих профессию
систему теоретических знаний о природе, обществе и мышлении,
характеризующуюся стремлением к объективному объяснению
сущности явлений и процессов
В современной школе значительное внимание уделяется всестороннему учету
индивидуальных особенностей и способностей учащегося. Это явление
оценивается учеными-обществоведами как определенная тенденция в области
образования, называемая
1) профилизацией
2) интернационализацией
3) гуманитаризацией
4) гуманизацией
Какое из приведенных понятий соответствует определению: «Самостоятельная
деятельность, направленная на приобретение знаний о природе, обществе,
месте человека в мире и внутреннем мире личности»?
1) самореализация
2) самообразование
3) самодеятельность
4) самосовершенствование
Источник
Номер правильного ответа в контрольной работе
Природной (естественной) сущностью человека обусловлена его потребность в
1) | самореализации |
2) | самопознании |
3) | самосохранении |
4) | самоисследовании |
Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру-квест на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) | субъекта |
2) | средства |
3) | объекта |
4) | мотива |
Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?
1) | Труд связан с преобразованием сил и веществ природы. |
2) | Труд позволяет удовлетворять материальные и духовные потребности общества. |
3) | Только благодаря труду, человек стал человеком, выделившись из животного мира. |
4) | Философ К. Маркс писал: «Труд создал человека». |
Верны ли следующие суждения?
А)Свобода – чувство, позволяющее человеку осознавать свое достоинство, возможность действовать самостоятельно.
Б)Только в обществе, предоставляющем личности свободу выбора, человек способен уважать и себя самого и других людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Человек в своей жизни переживает множество различных психических состояний.
Какое из психических состояний человека изображено на фотографии?
1) | ярость |
2) | задумчивость |
3) | радость |
4) | удовольствие |
Высказывание: «Органы чувств – ворота, через которые мир вторгается в человеческое сознание» отражает следующую особенность познания мира человеком:
1) | начальная ступень познания связана с логикой, сложными мыслительными операциями |
2) | человек начинает познавать окружающий мир при помощи сигналов, принимаемых органами чувств |
3) | чувства, работа рецепторов, дают человеку исчерпывающую картину мира |
4) | логическое познание автономно от чувственного, не связано с ним |
Истинное знание – конечная цель человеческого познания, отличается тем, что оно
1) | разделяется большинством людей, живущих на земле |
2) | не противоречит предыдущим знаниям о познаваемом объекте |
3) | соответствует познаваемым предметам и явлениям, то есть, объективно |
4) | совпадает с моральными нормами и принципами, устоявшимися в обществе |
А8 |
Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «Чем для вас является религия?».
В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?
Источник
ОСНОВН СЕРИЯ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:
Название | ОСНОВН СЕРИЯ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: |
страница | 2/8 |
Размер | 283.14 Kb. |
Тип | Инструкция |
Какие из категорий характерны для научного познания мира?
1) | греховное — возвышенное |
2) | объективное — субъективное |
3) | справедливое — несправедливое |
4) | прекрасное — безобразное |
Верны ли следующие суждения?
^ А) В искусстве объективный мир отражается через призму сознания художника, создаваемых им образов.
Б) Искусство как способ познания мира отличается рационализмом и доказательностью.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
В отличие от природы, естественной среды обитания людей, культура
1) | представляет собой систему, подчиняющуюся стихийным законам развития |
2) | включает в себя живые организмы, минералы, водные и земельные ресурсы |
3) | отличается целостностью и комплексностью связей и отношений, взаимозависимостью всех элементов |
4) | является продуктом созидательной деятельности человека и общества |
Какой ряд терминов и понятий связан с традиционной (народной) культурой?
1) | новаторство, сложность эстетических средств, инсталляция |
2) | бестселлер, блокбастер, хит, поп-идол, мировая премьера |
3) | виртуальные игры, спецэффекты, анимация, сетевое сообщество |
4) | предания, обряды, былины, эпические сказания, орнаменты |
В обществознании под наукой понимается
1) | образное отображение в сознании человека предметов и явлений окружающего нас объективного мира |
2) | совокупность всех результатов и продуктов познавательной деятельности человека |
3) | система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов |
4) | процесс проникновения человека в суть вещей, поиск ответов на вечные вопросы бытия и смысла человеческой жизни |
К мировым религиям, по мнению большинства исследователей, относится
1) | зороастризм |
2) | ислам |
3) | конфуцианство |
4) | шаманизм |
Общество в наиболее широком смысле слова означает
1) | людей, проживающих на определенной территории |
2) | объединение людей на основе общности интересов |
3) | способы и формы взаимосвязи и взаимодействия людей |
4) | исторический этап в развитии человечества |
Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером из истории Индии:
1) | изобретение древнеиндийскими учеными игры в шахматы |
2) | деление индийского общества на касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр |
3) | составление мудрецом Каутильей трактата о власти «Артхашастра» |
4) | развитие орошаемого земледелия в долинах Инда и Ганга |
Ученые-обществоведы полагают, что среди народов, проживающих на Северном Кавказе, сохранились элементы традиционного общества. Какое утверждение может служить аргументом для подобного вывода?
1) | У народов Кавказа сильны родовые обычаи, неписанные законы, называемые адатами. |
2) | Северный Кавказ отличается многообразием этносов, языков и культур. |
3) | Во многих семьях важным считается дать своим детям образование. |
4) | Кавказцы славятся своим долголетием, привычкой к здоровой пище и физическому труду. |
В качестве одной из глобальных проблем современного мира специалисты называют «проблему Севера и Юга». Ее суть —
1) | старение европейских наций, снижение рождаемости |
2) | загрязнение окружающей среды, вод мирового океана, сокращение океанической флоры и фауны |
3) | рост международного экстремизма и терроризма, оснащение террористов современным оружием. |
4) | углубление разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира. |
После сильного землетрясения была разрушена древнейшая цивилизация островов Крита, Санторина, Феры. Спустя десятилетия на месте древних руин поселились новые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. Высокая древняя культура была утрачена. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1) | революция |
2) | регресс |
3) | модернизация |
4) | изменение |
Верны ли следующие суждения?
^ А. Совокупным критерием общественного прогресса можно считать упрочение нравственных основ общества.
Б. Технические новшества никак не связаны с нравственными устоями общества, поэтому не носят прогрессивного характера.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В4) запишите ответ в виде слова, цифры, последовательности цифр.
Установите соответствие между типами человеческих потребностей и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
A) | Учащийся 10 класса по выходным посещает лекции об устройстве Вселенной в городском планетарии | 1) | биологические | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б) | Профессор университета ежедневно по утрам совершает пешие прогулки по парку, в целях заботы о здоровье | 2) | базовые социальные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В) | Учительница школы готовит для себя и своей семье завтраки, обеды и ужины | 3) | духовные (идеальные) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г) | Друзья-старшеклассники вместе проводят время, обсуждают текущие проблемы, вместе делают домашние задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д) | Ученица выпускного класса увлечена поэзией И.Бродского, публикует свои стихи в школьном литературном альманахе | А | Б | В | Г | Д | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) | В политике и экономике элементы традиционного общества менее значимы, чем в сфере семейно-бытовых отношений. |
2) | Народные суеверия, обряды, передающиеся из поколения в поколение, по-прежнему значимы для людей. |
3) | И в современном мире человек не свободен от влияния традиционных религий и народных обрядов, веры в духов. |
4) | Современный человек – рационален, и элементы традиционного общества он видит только в политике. |
5) | Многое в политической и экономической жизни современного общества – элементы прошлого, традиции. |
Ответ: ____________(123)
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Ведущей тенденцией современного мира, вне всякого сомнения, является глобализация. (Б) Думается, что большинство процессов, политических, экономических, культурных, происходящих в мире, связано именно с ней. (В) Произошла тесная интеграция мировых финансов. (Г) Приобрели наднациональный характер центры принятия политических решений. (Г) |
Определите, какие положения текста носят
1) | фактический характер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) | характер оценочных суждений
Ответ: 2211 Все приведенные в перечне термины, за исключением двух, характеризуют различные виды знаний. Укажите и запишите в таблицу термины, выпадающие из перечня.
6) научные выводы
При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1
Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру-квест на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ^ ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ . Какое из утверждений является мнением?
Верны ли следующие суждения? ^ А) Свобода – чувство, позволяющее человеку осознавать свое достоинство, возможность действовать самостоятельно. Б) Только в обществе, предоставляющем личности свободу выбора, человек способен уважать и себя самого и других людей.
Человек в своей жизни переживает множество различных психических состояний. Какое из психических состояний человека изображено на фотографии?
Высказывание: «Органы чувств – ворота, через которые мир вторгается в человеческое сознание» отражает следующую особенность познания мира человеком:
^ А7
Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «Чем для вас является религия?». В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %): Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Источник |