Имею высшее высшее образование, уже давно интересуюсь практической психолог.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Ты каждый день проходишь через целый океан смешанных чувств и эмоций. Иногда кажется, что всего за какие-то доли минуты можно познать весь спектр ощущений: от искренней радости до глубокой печали. Причем каждое из них имеет характерное влияние на организм и некоторые особенности.
Давай разберемся, какие же существуют эмоции, в чем их отличия, а также научимся читать человека по мимике его лица. Ведь сказать можно одно, а в душе хранить совершенно другое.
Для начала немного матчасти. Чувства всегда характеризуются привязкой к конкретному объекту или ситуации. То есть, существует какая-то причинно-следственная связь. На стене комнаты появился паук, поэтому ты испытываешь страх. Это чувство.
Эмоции возникают сами по себе, независимо от обстоятельств. Это именно субъективное отношение и самостоятельная оценочная реакция психики. В данном случае ты можешь испытать страх без веской на то причины. Например, в случае панической атаки.
Эмоции несколько слабее чувств по ощущениям и визуальным проявлениям. В принципе, ты даже можешь не подать вида, что испытываешь удивление или печаль. Чувства всегда заметны на лице, так как их практически невозможно скрыть. Есть 7 базовых эмоций, на которых строятся более сложные ощущения:
Как научиться читать людей?
Это только самые простые понятия. В реальности у тебя крайне редко получается четко определить, какая конкретно эмоция в чистом виде на данный момент захватила сознание. Чаще всего база смешивается между собой, словно краски в палитре. В результате возникают такие сложные эмоции как:
Изучению человеческих эмоций посвящен целый раздел практической психологии – гештальт-терапия. Даже список базы не везде одинаковый. Кто-то его увеличивает, добавляя пограничные позиции, а другие сокращают, включая отвращение или презрение в перечень составных восприятий.
Твоя психика – невероятно сложная и многогранная совокупность переживаний. Она имеет многоступенчатую структуру. И эмоциональность является одной из наиболее важных её сфер. Через различные психические реакции организма можно познать свой внутренний мир и его особенности, а также выявить ряд проблем. С эмоциями связано большое количество интересных фактов:
Giphy
Как видишь, эмоции наполняют каждый момент нашей жизни. Без них существование было бы пресным и скудным. Но согласись, что было бы неплохо видеть каждого человека насквозь и понимать, что же он испытывает прямо здесь и сейчас?
Как бы ты ни старалась, но внешние проявления внутренних ощущений все равно выдают настрой. Каждая эмоция выражается определенным движением лицевых мышц. Изучив стандартные схемы мимики, можно в прямом смысле читать мысли человека. Вот как проявляются 7 базовых эмоций:
Присмотрись к губам. Нижняя слегка подается вперед или же прижимается к верхней, а вторая немного приподнимается. При крайней степени отвращения обнажаются зубы. Нос явно сморщивается, а щеки при этом опадают книзу. Брови могут слегка опуститься, что говорит о негативном окрасе эмоции. Под глазами образуются мелкие морщинки.
Веки широко раскрыты и напряжены. Обнажаются склеры. Радужки обоих зрачков суть прикрыты приподнятым нижним веком. Рот обычно слегка приоткрыт, будто человек старается вдохнуть поглубже. Губы сильно напрягаются, а уголки оттягиваются назад. В верхней части переносицы образуются ярко выраженные морщины.
Брови автоматически сводятся к центру лба и опускаются. Между ними залегают хорошо заметные вертикальные складки морщин. Веки очень напряжены, разрез глаз немного сужается. Чаще всего рот плотно сжат, но иногда губы остаются разомкнутыми. В таком случае они образуют прямоугольный контур. Крылья носа чуть подрагивают, что говорит о сильной злости.
Брови слегка приподнимаются с внутренней стороны. При болезненности эмоции они еще и немного сходятся в центре. Верхние веки чуть опущены. Рот расслаблен, нет ярко выраженных морщин. Внешние уголки обычно опускаются. При сильном эмоциональном проявлении губы слегка подрагивают.
Это одно из наиболее кратковременных ощущений. Мимика может быть мгновенной, поэтому её не так уж и просто уловить. Брови изогнуты и приподняты кверху. Лоб рассечен горизонтальными морщинами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть опущена, обнажаются зубы. Глаза расслаблены, верхние веки приподняты.
Фото автора Cristian Jako: Pexels
Обрати внимание на верхнюю часть лица. В этом случае нижние веки немного подтягиваются по направлению ко лбу, а под ними образуются мелкие морщинки. Обрати внимание также на наличие «гусиных лапок». Губы растягиваются в стороны, а уголки при этом стремятся вверх. Если видно сильное напряжение скул, значит, эмоция ложная. Об этом же говорит и расслабленная кожа вокруг глаз.
Один уголок губ чуть приподнят кверху, а второй остается неподвижным. При этом все лицо становится асимметричным. Морщинки возникают только с одной стороны рта, где наблюдает движение мышц. Веки и брови никак не меняют положение.
Эмоциональность – это дар и проклятье одновременно. Без полного спектра чувств и переживаний твой быт был бы безвкусным и однозначно скучным. Однако скрыть свои внутренние ощущения очень сложно. Это дает собеседнику некоторую фору. Научись понимать язык мимики, и каждый человек превратится в раскрытую книгу.
Источник
Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.
1. Смущение (замешательство):
2. Радость:
Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).
| Научитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу. |
Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
3. Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:
4. Умственное напряжение:
5. Напряжение воли (по Дарвину):
6. Печаль:
7. Злоба:
8. Страх:
Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять.
9. Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):
Гнев — один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.
10. Подозрительность:
И.А.Сикорский указывает на вполне реалистическое художественное изображение подозрительности — портрет баварского короля Людвига XI, страдавшего паранойей. Король покончил с собой — он утопился, утопив заодно, как это бывает в случаях расширенного самоубийства, и профессора В.А.Гуддена (описавшего глазной синдром с его именем при алкогольной энцефалопатии и тяжёлом алкогольном делирии: миоз, анизокорию, отсутствие и ослабление фотореакции, нарушение конвергенции). Художники-реалисты вообще много внимания уделяют изображению актов экспрессии, проникая тем самым во внутренний мир прототипов персонажей картин, в отличие от художников формалистического направления в искусстве. На картинах последних не всегда можно определить даже пол или возраст персонажа, не говоря уже о его психологии.
11. Зависть (из описания Овидия):
В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;
12. Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):
13. Негодование:
14. Стыд:
15. Самоуверенность:
16. Скука:
17. Расположение к кому-либо:
18. Ухаживание (у женщин):
19. Ухаживание (у мужчин):
20. Открытость:
21. Закрытость:
22. Внимание (к собеседнику):
23. Отвращение:
24. Досада:
На картине Клодта «Начало реформ Петра I» изображён боярин, которому только что остригли бороду. Боярин раздосадован, он поглощён злобной думой, но в то же время видно, что на это насилие над собой он не склонен отвечать тем же.
25. Жеманство:
Жеманство (от «жмени», то есть горсти чего-либо) — это ломание, манерничанье, отсутствие простоты и естественности. Оно есть частный вариант кокетства — поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества. Кокетки, а это чаще женщины, усиленно демонстрируют прелести своего тела, «строят глазки» (глаза при этом обращены в одну, а голова и тело — в другую сторону), показывают свою весёлость, обнюхивают платок, цветок (изображают склонность к чувственным радостям) и одновременно пытаются как бы скрыть всё это, чем показывают, будто кокетничают невольно, будучи не в силах сдержать порывы страсти. Признаки кокетства обнаруживают также геи с женоподобными тенденциями.
26. Раскаяние:
выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности — рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);
выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;
сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);
плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.
27. Подобострастие — обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».
28. Удивление:
Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.
29. Умиление:
Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко —
И верится, и плачется, И так легко, легко!
И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.
30. Недоумение:
Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.
31. Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):
32. Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний. При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.
Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».
Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.
Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное — нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, — уж нет, увольте».
33. Походка также может сказать нечто важное о её обладателе. Различают несколько типичных видов походки.
Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.
Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.
34. К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи, поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная — холерикам, медлительная — флегматикам, неуверенная и неровная — меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:
Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода — Всё, всё погибло для меня!
Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий — И умираю ночь и день!
В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.
35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки. Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая — «ИзаИда» — звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.
36. Мимические признаки обмана (Изард, 1999):
В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.
В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.
Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.
Источник