Как распознать эмоции человека по его лицу: Тест для сотрудников финансовых компаний
Голландский банк ING на протяжении двух лет занимается реализацией программы, которая направлена на повышение «эмоционального интеллекта» сотрудников. Часто людям трудно сходу распознать эмоции собеседника, что может приводить к ухудшению качества коммуникаций с клиентами и коллегами.
Усилия дают результаты — как пишет Business Insider, несмотря на то, что в ING денежные премии ниже, чем в среднем по отрасли, согласно опросам, сотрудники, в среднем, более удовлетворены своей работой. Кроме того, выручка растет также быстрее, чем в среднем по отрасли, при этом 80% дополнительных доходов приходятся на текущих клиентов.
Программа повышения «эмоционального интеллекта» включает в себя множество различных аспектов. Важнее всего здесь научиться распознавать эмоции другого человека. Для того, чтобы это сделать, финансовая компания предлагает сотрудникам специальный тест. Он состоит из изображения человека и четырех вариантов ответа. Попробуем пройти его (после картинки идет спойлер с ответом, а затем его описание).
Какие эмоции испытывает человек на картинке?
«Люди часто путают презрение с отвращением. Но в последнем случае обычно приподнимается верхняя губа, а на носу появляется морщинка. Отвращение возникает по отношению к чему-то плохому, а не когда человек насмехается над чем-то или что-то подозревает».
«Люди часто путают отвращение с гневром. Но в последнем случае брови человека опускаются а губы сжимаются сильнее а верхнее веко глаза поднимается. В случае отвращения, напротив, рот открывается и появляется язык, как при тошноте».
«Здесь мы видим застенчивую, но кокетливую улыбку. Понять, что человек кокетничает, можно, если его или ее голова отворачивается в сторону, как бы сообщая “ты мне не интересен”, но одновременно сохраняется зрительный контакт. Это универсальный знак двойственности кокетства — человек одновременно избегает и провоцирует контакт с другим человеком».
«Когда мы чувствуем боль, лицевые мышцы сокращаются. В верхней части лица сокращаются мышцы вокруг глаза, вызывая эффект “зажмуривания”, также опускаются брови. В нижней части лица сжимаются и подаются вперед губы».
«Когда человек испытывает симпатию или сострадание к кому-то, мышца, сморщивающая бровь, приподнимает их, губы сжимаются, а голова чуть подается вперед — это знак вовлеченности».
«При искренней улыбке мышцы расслабляются. Человек выглядит открытым и расслабленным — в минуты радости мы хотим взаимодействовать с людьми, а не защищаться от них».
«Некоторые эксперты считают, что в моменты удивления у человека широко открываются глаза — неожиданная встреча с другом, которого давно не видел, внезапная награда — мы стараемся “впитать” как можно больше такой новой информации».
«Гордость связана со знаками превосходства. Уголки губ немного поднимаются, сигнализируя о том, что человек доволен. Но в отличие от собственно радости, голова отклоняется назад, а подборок задирается. Это классические знаки ощущения власти и превосходства — люди, посылающие их, чувствуют свою силу».
«Когда люди смущены, они наклоняют голову вбок и вниз, открывая шею. Смущенная улыбка также отличается от обычной: губы сжимаются вместе, это проявление сдержанности».
«Такие мышечные движения губ и вокруг глаз и бровей говорят о том, что человек агрессивен, реагирует на угрозу или расстроен. Исследователи полагают, что так происходит потом, что такие мышечные движения могут физически защитить лицо в ходе конфликта — к примеру, сведенные брови защищают глаза».
«Это классическая искренняя улыбка, которую еще называют улыбкой Дюшена — она выражает счастье».
«Выражение лица при испуге часто путают с удивлением. Но в последнем случае глаза человека открываются сильнее и губы не “разъезжаются” в стороны, как на этой фотографии. Напротив, рот открывается. Кроме того, момент испуга брови практически не двигаются, а в случае удивления они приподнимаются».
Как пишет Business Insider, финансовая организация, использующая этот тест, не осуществляет с его помощью оценку своих сотрудников. Он создан для того, чтобы заставить людей задуматься о важности эмоций и их распознавания. Это позволяет им лучше понимать других людей, к примеру клиентов — а уже это выливается в рост прибыльности бизнеса.
А сколько правильных ответов дали вы? Делитесь в комментариях и не забывайте подписываться на наш блог!
Источник
Выражение лица
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;
страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга.
Левое полушарие контролирует нашу речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то здесь труднее скрыть эмоции. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Поэтому смотрите на левую сторону лица.
Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.
Глаза
Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, вы должны встречаться глазами около 60—70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который часто отводит глаза (две трети времени общения), редко пользуется доверием.
Если искушенные собеседники способны сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никому не подвласно контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольна расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.
Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите прямо в зрачки своего визави. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его расширяются.
Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом.
Деловой взгляд: ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете соответствующую атмосферу, собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Этим сможете контролировать ход беседы, но, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.
Социальный взгляд: когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для общения на социальном уровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.
Интимный взгляд: спускается от глаз собеседника ниже его подбородка, при тесном общении — до уровня груди, на отдалении — еще ниже.
Взгляд может сопровождаться и сопутствующими ему движениями.
Мы больше смотрим на близких и на тех, кем восхищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины дольше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им.
Люди смотрят друг на друга 30—60 % времени беседы. Если еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.
Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. При дальнейшем общении этот период постепенно уменьшается, причем тем быстрее, чем неприятнее разговор.
Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
Неподвижные глаза, как бы ушедший в себя или, наоборот, в пространство взгляд свидетельствуют о процессе извлечения соответствующего образа из памяти.
В большинстве случаев по непроизвольным движениям глаз можно прочесть мысли собеседника.
Ниже изложены результаты экспериментов с «правшами» (для левшей, а их у нас 10 %, последующие утверждения следует отображать зеркально — левое и правое поменять местами).
На рис. 4.1 показано движение глаз людей, за которыми вели наблюдение
Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и видите движение его глаз влево—вверх (/), то это говорит о погружении человека в какой-то знакомый ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуальных воспоминаниях. Например, если попросить партнера по общению представить свою зубную щетку, то наиболее вероятно именно такое направление взгляда.
Иная ситуация: вы просите своего собеседника представить, что его зубная щетка начала прыгать по комнате. В данном случае направление движения глаз будет вправо—вверх (2), что говорит о конструировании субъектом зрительного образа, не встречавшегося в его прошлом опыте.
Движения глаз в горизонтальном направлении — вправо или влево — говорят об обращении к слуховым образам: если влево (J) — собеседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуковые ассоциации; если вправо (4) — он конструирует новые звуковые сочетания. Например, движение глаз в направлении 3 может быть связано с проигрыванием в уме знакомой мелодии; направление 4 может иметь место в том случае, когда человек пытается представить не известный ему «шум космоса».
В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения — ваш собеседник находится и внутри звукового образа, кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться «встроить» в нее голос певца.
Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом
случае возможен также его «внутренний диалог» с самим собой, в процессе которого взвешиваются аргументы «за» и «против».
Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует о работе кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может представить, как после тяжелого рабочего дня он с удовольствием погружается в теплую ванну.
Источник
Можно ли понять чувства людей по выражению лица? Исследование
Всегда считалось, что выражение лица отражает наши чувства. BBC Future рассказывает, почему не все так просто.
Мимика не отражает эмоции
В 2015 году Карлос Кривелли провел исследование мимики в Папуа-Новой Гвинее. Он показывал жителям островов Тробриан (архипелаг в юго-западной части Тихого океана) фотографии, на которых люди выражали разные эмоции. Островитяне должны были определить, какие именно чувства отражены на снимках. Традиционное для западного мира выражение страха (широко раскрытые глаза и открытый рот) жители островов восприняли как агрессию и угрозу.
Получалось, что выражение страха не является универсальным, как нам могло казаться раньше. По одной из новых теорий, мимика вообще не отражает эмоции человека. Она свидетельствует о намерениях людей и их социальных целях.
Лицо следует воспринимать «как дорожный знак, который регулирует движение», говорит Алан Фридлунд, профессор психологии из Калифорнийского университета Санта-Барбары (США). Он провел исследование в соавторстве с Кривелли. Ученые пришли к выводу, что у мимики куда более утилитарное применение, чем принято считать: «мимика – способ социального взаимодействия».
Но это не значит, что мы всегда манипулируем окружающими, подбирая разные выражения лица под конкретные ситуации (хотя бывает и так). Улыбаться и хмуриться можно и инстинктивно. Мимика – это, скорее, не отражение нашего внутреннего состояния, а сигнал, который мы посылаем окружающим. Так человек пытается донести какое-то сообщение.
Профессор эволюционной психологии Бриджет Уоллер считает, что «лицо дает важную информацию и отправителю, и адресату. Это единственная причина, которая объясняет эволюцию мимики». Несмотря на то, что теория кажется очевидной, ученые долго шли к ней.
Одинаковые лица
Идея, что эмоции инстинктивны и чаще всего отражаются на лице, глубоко укоренена в Западной культуре. Древние греки называли эмоции «страстями» и считали их противоположностью разуму. А в XVII веке Рене Декарт описал шесть основных страстей и то, как с ними можно совладать при помощи разума. Художник Шарль Лебрен затем определил, как эти эмоции отражаются на лице и детально описал выражение для каждой декартовой страсти.
В 1960-70-х годах научные исследования также подтверждали, что выражение некоторых эмоций универсально по всему миру.
Исследователь Пол Экман путешествовал по миру и показывал людям фотографии с разными эмоциями на них. Некоторые выражения лиц распознавали люди всех культур. Это счастье, отвращение, страх, грусть и злость – базовые эмоции.
Сегодня результаты исследований Экмана используют и при создании детских мультфильмов (где герои хмурятся и улыбаются, выражают самые простые эмоции), и в программе правительства США для выявления потенциальных террористов.
Но у работ Экмана были критики. Например, Маргарет Мир. Она считала, что мимика – это набор приобретенных моделей поведения и что человек учится выражать определенную эмоцию, а не рождается с этим навыком. Еще одним критиком был уже знакомый нам Фридлунд, который успел написать вместе с Экманом две статьи, но потом разочаровался в его идеях.
Сложнее, чем в мультиках
Новые исследования ставят под сомнение два основных положения теории эмоций:
1. Некоторые эмоции могут распознать люди из любой точки мира.
2. Мимика – это достоверное отражение внутреннего состояния человека.
Кривелли, о котором мы говорили в начале материала, провел месяцы, изучая мимику тробрианцев и мвани (это коренное население Мозамбика). Ученый пришел к выводу, что оба народа воспринимают эмоции не так, как представители западного мира.
Это касалось не только страха, но и улыбки. Только небольшой процент аборигенов ответил, что она отражает счастье. Половина респондентов сказали, что улыбка отражает «смех» – они назвали действие, но не эмоцию. Африканцы также отвечали, что улыбка отражает «магию привлечения». Это особая эмоция у тробрианцев, которую Кривелли описал как «восторженное очарование» или чувство, вызываемое магией.
Американский психолог Мария Женрдон провела похожее исследование с коренными народами Намибии и Танзании. Респонденты не описывали эмоцию, а называли действие, которое они видят на фото, либо называли причину, которая могла вызвать эту эмоцию (например, чья-то смерть могла вызвать грусть).
Ученые не смогли понять природу мимики – выражает ли она внутреннее состояние человека и одинакова ли она для всех людей. Осложняет исследование и то, что порой человек может неправильно интерпретировать выражение лица.
В 2017 году ученые проанализировали около 50 исследований и пришли к выводу, что лицо человека отражает истинные чувства только в небольшом числе случаев. Соавтор работы Райнер Райсензейн утверждает, что единственное исключение – это смех или улыбка.
«Какой вывод можно сделать из этого? Я один из тех старомодных ученых, которые просто проводят исследования и не делают выводов», – смеется он. Райсензейн считает, что в процессе эволюции человек мог научиться скрывать свои настоящие эмоции, «ведь они ставят нас в невыгодное положение».
Стрелки, кукловоды и роботы
Если мимика действительно не отражает внутреннее состояние человека, это может повлечь огромные последствия, например, в области искусственного интеллекта и робототехники.
«Люди программируют роботов, используя классическую, шаблонную мимику. Нельзя точно сказать, как робот должен реагировать на человека, который улыбается, рычит или дует щеки. Чтобы правильно понять выражение лица, надо знать, в каких отношениях находятся люди, надо знать историю их общения», – считает Фридлунд.
Он консультирует компании, которые разрабатывают искусственный интеллект, и советует им программировать роботов на основе конкретных жизненных ситуаций. В таком случае распознавание мимики будет более достоверным.
Многим из нас исследование может помочь переосмыслить способы социального взаимодействия. Мы начнем лучше понимать друг друга, если будем воспринимать эмоции как способ сказать что-то собеседнику, а не как попытку отразить свое внутреннее состояние.
«Эмоции – это железнодорожные стрелки, – считает Фридлунд, – с их помощью мы можем определить, в каком русле нам лучше продолжать беседу».
Хмурое лицо вашего друга не всегда означает злость. Может, он хочет, чтобы вы приняли его точку зрения. Надутые губы вашего ребенка не обязательно отражают грусть. Возможно, он хочет, чтобы вы помогли ему справиться с неудобной ситуацией. А неуместный смех не всегда говорит о том, что вы чему-то рады. Он также может означать, что вы невнимательно следите за ходом беседы или враждебно настроены к собеседнику.
Ученый Карлос Кривелли вообще сравнивает людей с кукловодами. Он считает, что мы можем дергать за ниточки разных эмоций и манипулировать окружающими. А собеседник в свою очередь тоже пытается манипулировать нами.
Источник