Выражение эмоций при радости

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

Татьяна Симонова
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

… Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

Эмоции являются первым проявлением психики человека, основой его психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Способность понимать эмоции другого человека является чрезвычайно важной для процесса общения. Неправильно понятая эмоция приводит к неадекватной реакции, что усложняет коммуникацию и ведет к внешним конфликтам. Неосознаваемость собственных чувств порождает внутренние конфликты, повышает уровень тревожности, ведет к ненормативному использованию психологических защит. Взрослые же, вместо того чтобы развивать у детей способность к пониманию своих и чужих эмоций и научить способам адекватного выражения чувств, зачастую неосознанно наоборот, подавляют детские эмоции. Ежедневная депривация эмоций ребенка становится нормой. Под запретом оказываются практически все эмоции:

«Сейчас же прекрати плакать!» — подавление эмоции обиды,

«Нельзя злиться на маму!»эмоции гнева,

«Ешь что дают!»эмоции отвращения,

«Отвяжись со своими вопросами!»эмоции интереса,

«Не смейся так громко!»эмоции радости.

Так ребенок лишается права проявлять свои эмоции. Культивируется только чувство вины («Вот посиди и подумай. Тебе должно быть стыдно!») Огромная энергия подавляемых эмоций никуда не девается, а находит выход в психосоматических заболеваниях, неврозах. В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку очень трудно научиться понимать чувства окружающих его людей и свои собственные.

А ведь это непременное и очевидное условие успешности человека в сфере межличностных отношений. В связи с этим проблема эмоционального развития детей представляется мне очень актуальной.

Я хочу предложить вашему вниманию свой проект «Такая разная радость». Радость – одна из самых естественных детских эмоций, но, как уже говорилось выше, она может подавляться так же, как и все остальные. Детские страхи, гнев (агрессия, тревожность все же попадают во внимание детских психологов и педагогов, с ними работают. А вот детская радость остается без внимания.

Мы в детском саду часто беседуем с детьми о переживаемых ими эмоциях. Однажды в ходе такой беседы и родилась идея проекта «Такая разная радость». Как-то в понедельник дети делились впечатлениями о том, как они провели выходные. Одна девочка рассказала, что она ходила в гости к крестной, у которой живет маленькая собачка. Когда девочка вошла в дом, собачка радостно бросилась ей навстречу, запрыгнула на руки. «Я так обрадовалась собаке, но у меня из глаз почему-то потекли слезы» (Лиза, 5 лет). На вопрос, почему же у Лизы потекли слезы, если она обрадовалась, никто не мог ответить. Были версии, что собака укусила девочку или испачкала ее. Но причина была в чем-то другом… И мы стали искать причину.

Основной целью проекта стало знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений. Для этого необходимо было сформировать у детей представление о том, что радость бывает разная и не всегда это чувство однозначно. Важным также представлялось развитие умения различать проявления эмоции радости по мимике, пантомимике, интонации. Кроме этого, необходимо было побудить детей к осознанию собственной радости и адекватным способам ее выражения. И конечно же – стимулировать переживание положительных эмоций и желание СОрадоваться.

Родителей также предполагалось вовлечь в проект, повысить их активность и интерес к общению с собственными детьми на тему переживаемых эмоций и чувств, совместному прочтению и обсуждению литературных произведений, просмотру мультфильмов и детских телепередач в рамках тематики проекта.

Чтобы оценить эффективность работы, предварительно была проведена диагностика. Детям предлагалось определить эмоции по фотографиям. По результатам диагностики, эмоцию радости в ее «классическом» проявлении, определяют практически все дети. А идентификация такой эмоции как «злорадство», вызывает значительные затруднения. 50% детей считывают ее как «гнев», 38 % — как «радость», остальные либо затрудняются, либо предлагают прочие варианты. Установлено, что наибольшую информативность при идентификации эмоций по мимике имеет верхняя половина лица, в особенности, область глаз и бровей. В данном случае верхняя часть лица как раз имеет мимические проявления гнева. Поэтому половина детей назвали мальчика с фотографии «злым». Менее информативна нижняя часть лица. «Мальчик радостный, ведь он улыбается» — ответили 38 % детей. Слезы счастья интерпретировались детьми как горевание. Таким образом, можно сделать вывод, что определение различных оттенков и проявлений эмоции радости вызывает у детей старшего дошкольного возраста значительные затруднения.

Читайте также:  Его лицо выражало радость

Реализация проекта происходила в различных видах детской деятельности.

В игровой деятельности были использованы:

• театрализованные игры (психогимнастические этюды на выражение эмоции радости по М. И. Чистяковой – «Вкусные конфеты», «Золотые капельки», «Колыбельная медвежонку», «Ласковый котенок» и др.)

• психологические игры на развитие эмпатии,положительного отношения к себе и другим: «Подари свет души своей» (авт., «Капелька доброты» (авт., «Волшебники», «Большое доброе существо», «Звезда дружбы» и др.

• телесно-ориентированные техники на снятие мышечных зажимов (игры «Тортик», «Дружеский массаж» и др.)

• релаксация (с фиксацией на дыхании, без фиксации на дыхании, с «5Dэффектом»)

• дидактические игры на закрепление знаний о мимических проявлениях эмоции радости («Лицемер», «Эмоциональное лото», «Экран настроений»)

Коммуникативная деятельность детей в рамках проекта включала в себя свободное общение на тему «Радость», обмен впечатлениями, мнениями, коммуникативные игры на стимуляцию положительных эмоций, развитие эмпатии, навыков взаимодействия – «Поводыри», «Сиамские близнецы», «Охота на тигра» и др. Содержание рисунков, техника исполнения, стилистика выбирались самим ребенком. Была организована выставка детских работ «Радостный вернисаж».

Музыкально-двигательная деятельность, также как и рисование, является арт-терапевтическим приемом. Дети слушали веселую музыку, исполняли танцы-импровизации, устраивали «Веселую детскотеку».

Родителям было рекомендован к совместному прочтению с детьми ряд веселых произведений детской литературы. Например, стихи Ю. Мориц, стихи Б. Заходера, К. Чуковский «Радость», «Путаница» и др. стихи, В. Сутеев «Веселые истории в картинках», сказки и рассказы для детей, В. Бондаенко «Три веселых зайца» и др.

В ходе реализации проекта была активно задействована и познавательная деятельность детей.

Дети рассматривали фотографии на тему «Радость», обсуждали их, обменивались мнениями, спорили. Составляли пиктограммы различных проявлений эмоции радости. Обсуждали персонажей детских книг, мультфильмов, детских телепередач, для которых характерны те или иные проявления эмоции радости.

Итоговым продуктом проекта стал коллаж «Стена Радости», созданный детьми. Как известно, создание коллажей является арт-терапевтической техникой, с помощью которой можно осознать свои чувства, пересмотреть свое видение ситуации, найти ответы на свои вопросы, увидеть решение проблемы. Мы создавали коллаж «Стена Радости» для того,чтобы:

Выразить свою радость (осознание своих чувств, адекватные способы выражения эмоций)

Порадоваться задругих (эмпатия, умение сорадоваться)

Поделиться мыслями, рассказать о том, что узнали в ходе проекта (познавательный компонент)

«Зарядиться» хорошим настроением (стимуляция положительных эмоций)

Стену Радости мы расположили на видном месте, где ее хорошо могли рассмотреть и дети, и родители, и все сотрудники детского сада, заходящие в эту группу. В течение всего времени проекта любой желающий мог дополнить Стену Радости рисунками, надписями, аппликацией и т. д., главное, чтобы это соответствовало теме «Радость». Стена Радости стала интерактивной. Фотографии и рисунки с веселыми лицами людей разных возрастов невольно вызывали улыбку у каждого, кто входил в группу.

Также в ходе проекта дети узнали, что радость бывает разная, что она может смешиваться с другими эмоциями, что причин для радости очень много и у каждого они свои.

Дети научились различать многообразие проявлений эмоции радости по мимике и пантомимике. По результатам диагностики, 80% детей правильно определяли по мимике различные проявления эмоции радости.

В речь детей вошли новые слова и выражения. К примеру, все дети запомнили словосочетание «злая радость», которое мы использовали в обсуждениях, а некоторые дети запомнили и стали использовать в речи слово «злорадство». Для многих открытием стало, что страх может приносить радость. И, наконец, мы ответили на вопрос «Почему же у Лизы текли слезы из глаз, когда она обрадовалась собаке?» В ходе обсуждений различных ситуаций, размышлений, споров, наблюдений, рассматривания фотографий дети сами пришли к выводу, что, «когда радость очень-очень-преочень сильная, то человек может даже плакать. Плакать от радости».

Педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 9» г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Симонова Татьяна Ивановна

«Игрушка — такая вредная и такая полезная». Консультация для родителей Игрушка — такая вредная и такая полезная. Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Такая разная осень» Цель: обобщение представлений детей о времени года осени через различные виды художественно-эстетической и музыкальной деятельности. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Развитие речи» «Такая разная посуда» Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, кастрюля, ложка,.

Конспект открытого занятия с Использованием ИКТ в Подготовительной группе «Такая разная музыка» Программное содержание. Учить определять характер и форму музыкальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обогатить.

Читайте также:  Отличие чувств от аффектов

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Такая разная кошка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Такая разная кошка» Цели занятия: • Учить передавать образ кошек, используя разные.

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов «Такая разная осень» Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов Тема: «Такая разная осень» Задачи: 1. Развивать самостоятельность,.

Мини-музей «Такая разная посуда» Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне.

Новый год всем нам радость принесёт! Фотоотчёт об украшении фасада детского сада к Новому году! Много праздников есть разных, Но любимый – Новый год! Говорят, он очень важный, Кто как встретит – так живёт! В этом году наш педагогический.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Выставка рисунков детей второй младшей группы «Такая разная осень» Над бумажным над листом машет кисточка хвостом. И не просто машет,а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ах,какая красота. 1.»ЕЖ»-Развиваем.

Источник

Полный список положительных эмоций человека + их значение и описание

Всем читателям привет! На связи Людмила. Какие события вызывают у вас нескончаемый поток радости, оптимизма и счастья? Задумайтесь на секундочку. Воооот, у вас уже наверняка уголки рта потянулись к улыбке. Для меня радость – это выехать на природу семьей, увидеться с друзьями и многое другое. И эта радость заряжает нас на большой кусок времени. Сегодня у нас приятная тема – мы говорим о положительных эмоциях. Приведу их полный список, а также расскажу, какое влияние на нас они имеют. О плохом говорить не хочу… Не сегодня… А если вам так хочется уравновесить знания, можете вникнуть в список негативных эмоций, который я писала раньше.

Зачем нужны положительные эмоции

Мы уже говорили в статье о негативных эмоциях, что эмоции бывают негативными или положительными только в нашем представлении. На физиологическом уровне это просто реакция и все. Любая эмоция помогает нам понимать мир, воспринимать его на своем уровне и просто жить ощущая.

Но как ни странно, большинство исследований эмоций касаются негативных проявлений: страх, ужас, гнев и другие уже настолько заезжены, что сказать о них краткую характеристику может чуть ли не ребенок. А что говорить о положительном? Вроде как полезны и ценны, не правда ли?

Человеку свойственно концентрироваться на негативе, особенно благодаря нашим доблестным СМИ. Мы так и заряжаемся каждый день “сплошным позитивом”: землетрясения, вирусы, финансовые кризисы и другие “положительные” новости.

Но здесь мы уделим внимание именно положительным реакциям нашего организма. В чем их значение? Их главное достоинство в том, что они обогащают нашу деятельность и мышление. Если говорить о негативных реакциях – они побуждают к оборонительному действию. Позитивные же эмоции нас развивают: расширяют мышление и действия. Пройдемся по базовым положительным эмоциям и посмотрим их на картинках.

  • РАДОСТЬ приводит к игре у детей или любимому занятию у взрослых

  • ИНТЕРЕС побуждает к исследованию, изучению

  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ приносит наслаждение

  • ЛЮБОВЬ охватывает все перечисленные эмоции и рождает их заново и заново

Такие реакции позволяют творчески относиться к жизни, развивать и проявлять любознательность, преуспевать в общении с людьми. Они создают личные ресурсы человека, влияют на нас продолжительно. Помогают установить новые социальные связи. Расширим немного список:

  • радость → игра → физические и социальные навыки (т. е. мы учимся чему-то новому, взаимодействовать);
  • интерес → исследование → получение новых знаний;
  • удовольствие → наслаждение → жизненные приоритеты.

Все положительные эмоции хранят наши ресурсы, которые можно использовать в трудные времена, начиная с физических сложностей и заканчивая интеллектуальными. Быстро находится способ решения проблем, а также социальные – получение помощи от окружающих.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

О чем вы узнаете:

  1. Мой путь от безденежья к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Поэтому мы приходим к тому, что положительные эмоции не просто поднимают нам настроение. Они нас развивают и берегут.

Полный перечень положительных эмоций человека

Итак, какие бывают эмоции у человека, мы посмотрим в нашем полном списке. Описание будет лишь в некоторых из них, чтобы понимать, о чем идет речь. Отмечу еще, что выделенным курсивом будут базовые эмоции, которые выделил известный психолог Изард. Не беру классификацию Пола Экмана, так как из положительных в ней только радость. Очень хочется немного расширить базовый список! Поехали.

  1. Спокойствие – состояние мира и уравновешенности.
  2. Расслабленность – то чувство, когда ничего никому не должен и сам себе тоже.
  3. Удовлетворенность – ощущение полного довольства моментом.
  4. Ясность – нет потребности о чем-то переживать, продумывать.
  5. Четкость.
  6. Гибкость – возможность без вреда для себя принимать изменения в жизни.
  7. Плавность.
  8. Восприимчивость.
  9. Теплота – ощущение радостной привязанности.
  10. Принятие.
  11. Сопереживание – возможность понять, что чувствует другой человек.
  12. Сочувствие.
  13. Сострадание.
  14. Нежность – привязанность с чувствительностью и благосклонным отношением.
  15. Любовь.
  16. Благодарность – чувство признательности за какое-либо добро.
  17. Доверие – ощущение полной безопасности.
  18. Забота – потребность за кем-то ухаживать.
  19. Расположение – благосклонное отношение.
  20. Доброта.
  21. Веселость.
  22. Добрая ирония – ласковая и дружеская шутка.
  23. Уверенность.
  24. Устойчивость – способность сохранять свое текущее состояние.
  25. Готовность.
  26. Собранность – “все под контролем”.
  27. Сексуальность – переживания человека, связанные проявлением и удовлетворением полового влечения.
  28. Страстность – сильнейшее влечение к объекту страсти или неиссякаемый энтузиазм.
  29. Изящество – тонкость и чувство прекрасного, соразмерность во всем.
  30. Легкость.
  31. Свобода.
  32. Раскрепощенность – человек практически не критикует свое поведение.
  33. Ликование – высокая степень проявления радости и торжества.
  34. Радость.
  35. Счастье.
  36. Блаженство – состояние полного счастья.
  37. Экстаз – страстно-восторженное состояние.
  38. Безмятежность – спокойное отношение к миру, принятие всех его проявлений.
  39. Благость – милосердие и доброе отношение, мягкосердечность.
  40. Защищенность – состояние надежной безопасности.
  41. Чувство безопасности – ощущение полной защищенности, “почвы под ногами”, спокойной жизни и развития.
  42. Предусмотрительность – внимательное и бережное отношение к предстоящим событиям.
  43. Внимательность.
  44. Надежда.
  45. Предчувствие – интуитивное прогнозирование.
  46. Предвкушение – мысленное ощущение чего-то, предварительное переживание в воображении.
  47. Интерес.
  48. Открытость – свойство благородного и великодушного человека, который не испытывает надобности скрывать свои дела и мысли.
  49. Благоговение – глубокое почтение.
  50. Умиление.
  51. Восхищение.
  52. Преданность.
  53. Приверженность – тяга, склонность, предрасположение.
  54. Настойчивость – умение добиваться поставленной цели.
  55. Упорство – упорное стремление к чему-то.
  56. Намерение.
  57. Устремленность.
  58. Быстрота.
  59. Стремительность – умение совершить максимальное количество действий за минимальное время.
  60. Уважение.
  61. Самоуважение.
  62. Чувство собственного достоинства – осознание своей ценности, почтительное отношение к себе.
Читайте также:  Тебе долгое чувство сытости чем

Есть еще нейтральные эмоции, “положительность” которых зависит от контекста событий:

  • конкретность,
  • убежденность,
  • прямота,
  • несгибаемость,
  • мягкость,
  • сожаление,
  • текучесть,
  • раскаяние,
  • податливость,
  • светлая грусть,
  • жалость,
  • гордость,
  • серьезность,
  • удивление,
  • отстраненность,
  • непосредственность,
  • бесстрастность,
  • наивность,
  • беспристрастность,
  • трепет,
  • абстрагированность,
  • осторожность,
  • задумчивость,
  • мечтательность – особенно выражена у женщин.

Как научиться распознавать негативные эмоции у себя и других

Эмоциональный интеллект – это курс от платформы развития мозга Викиум. Он состоит из 20 уроков и предназначен для прокачки определения, понимания, управления своими эмоциями, а также для распознавания эмоций окружающих.

Автор курса – Олег Калиничев. Он директор Paul Ekman International в России.

Пол Экман – мировой эксперт в психологии эмоций, выявлении обмана и невербальном поведении:

  • входит в топ-100 самых влиятельных людей в мире;
  • консультант спецслужб ЦРУ, ФБР, Скотланд-Ярд;
  • лучший в мире “ЖИВОЙ ДЕТЕКТОР ЛЖИ” Forbes;
  • 50 лет научных исследований;
  • автор 170 научных работ и 15 книг;
  • научный консультант сериалов “Обмани меня” и “Головоломка”.

Чему можно научиться, если пройти этот курс:

  • узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
  • видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
  • умение “читать” собеседника;
  • определять, где произошла утечка информации;
  • умение не выставлять напоказ свои эмоции;
  • умение видеть манипулятора;
  • налаживать отношения в личной жизни;
  • стать уверенным в себе.

Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.

В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.

Вы уже сейчас можете узнать, как развит у вас EQ. Для этого пройдите онлайн-тест эмоционального интеллекта.

Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.

Заключение

Примеров проявления положительных эмоций масса. Но не всегда даже их уместно высказывать и проявлять. Поэтому, какими бы ни были наши реакции на события, важно не только направлять все на позитив, но и уметь контролировать эмоции.

Поэтому давайте развивать в себе эмоциональный интеллект – стараться не только “организовывать” себе позитив, но и уметь понимать себя и других. Это поможет предотвратить проявление негативных моментов в нашей жизни и иметь больше качественного общения с окружающими.

До скорых встреч!

С Уважением, Людмила Редкина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

Источник

Оцените статью