- Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской
- Картины в стиле экспрессионизм
- Интервью с Ольгой Чекотовской
- X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
- ЭМОЦИИ И ФОРМЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
- Чувства человека в произведениях живописи великих художников
- Чувства человека
- Чувства в живописи
- Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»
- Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»
- Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»
Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской
Экспрессионизм – это искусство, которое выражает чувства.
Экспрессионизм – это направление в искусстве, которое возникло в начале ХХ столетия. Термин происходит от латинского слова «expressio» – выражение. Выражение эмоций автора. Художник-экспрессионист рисует не то что он видит, а то, как он чувствует. Часто картины этого стиля преувеличивают все вокруг. Или же наоборот – упрощают. Все зависит от состояния автора, его эмоций в момент написания картины.
Картины в стиле экспрессионизм
Самая знаменитая картина в стиле экспрессионизм – «Крик» Эдварда Мунка. Картина написана широкими мазками. Мы видим цветовые волны – это звук, который расплывается по картине. Человек нарисован очень просто, потому что главное здесь – эмоция. Красное небо тоже как будто «кричит» – своей яркостью и необычностью.
Также к стилю экспрессионизм относятся полотна Винсента Ван Гога. «Звездная ночь» передает эмоцию восторга. Желтые звезды похожи на яркие вспышки на фоне синего неба. На картине мы видим движение – ведь чувства то вспыхивают, то угасают.
Красный и желтый – одни из любимых цветов у экспрессионистов. И в наше время многие художники продолжают традицию экспрессионизма, создавая удивительно эмоциональные картины. Вашему вниманию предлагается интервью с талантливой современной художницей Ольгой Чекотовской .
Художница работает с живописью, фотографией, объектами. Ее картина, написанная в стиле абстрактного экспрессионизма, называется «Собрать все». Она была создана за одну ночь, единым порывом.
Интервью с Ольгой Чекотовской
– Какие смыслы имеет картина? Что вы вкладывали в нее?
– Здесь, пожалуй, стоит рассказать об истории создания. У меня было большое полотно, где-то 1,5 на 2 метра. Обычно я с такими размерами не работаю, но на этот раз решила поэкспериментировать. Но полотно стояло без дела достаточно долго. Параллельно я обдумывала идею о состоянии напряженности, о засилии насилия и крови в современном, казалось бы, благополучном мире айфонов и интернета. Такой цивилизационный абсурд с тысячами человеческих жертв. Это общественный аспект этой работы. На личном уровне это работа о потере дорогого человека и о привыкании к новому положению вещей. Попытка заполнить пустоту. Таким образом, работа имеет несколько измерений.
В тот момент, когда идея была окончательно оформлена, я заполнила полотно краской. Но я чувствовала, что оно было незавершенным. Так и стояло несколько месяцев. В какой-то момент я поняла, что дело в размере: он не отвечал тем эмоциям, которые были главными для этой работы. И я разорвала полотно на 13 кусков, 13 состояний, которые в той или иной степени отражают весь тот водоворот событий и чувств, которые случились со мной и миром за последние два года. Эта картина – лишь один фрагмент. Состояние напряженной тишины.
Вот так выглядели эскизы картины.
– Расскажите о названии. «Собрать все» – что имеется в виду под таким обобщением, как «все»?
– Как уже было сказано, работа состоит из 13-ти отдельных полотен, которые образовались в результате разрыва большого полотна. Это, так сказать, мир человека, который, из-за определенных событий, распадается на кусочки, а потом человек пытается это все собрать в кучу. Вернуться к нормальной жизни. Таким образом, «все» – это внутренний мир человека, который состоит из воспоминаний, ощущений, травм, радостей и трагедий, иногда даже из звуков, запахов, прикосновений. И в течение своей жизни мы находимся в непрерывном процессе сбора и сшивания нового себя. Мне кажется, человек не может быть определен раз и навсегда, он постоянно меняется, приобретает новые черты, как будто пришивает к себе новые куски своего опыта.
– Почему именно полотно, а не просто краска на бумаге? Почему полотно именно такого цвета?
– В тот момент живопись на полотне казалась мне лучшим способом передать идею. Желтый цвет для меня это цвет жизни, солнечного света, который, по сути, и оживляет природу. Без солнца все погибнет. Красный банально ассоциируется с кровью. Но на тот момент смерти стало так много, что я видела только красное. Так они и встретились – жизнь и смерть, два события, которые определяют жизнь любого человека, и на которые, зачастую, не слишком обращают внимание за повседневным бытом.
– Какие ваши любимые художники?
– Когда-то почувствовала настоящий катарсис у картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога» в Национальной галерее в Лондоне. Я очень люблю Ван Гога за его цвет, грубость и жизненность. В его работах много жизни и много одиночества, а это трогает сильнее всего.
В свое время очень поразил Ансельм Кифер, он для меня абсолютно космический, как будто в его работы можно поместить целую Вселенную.
Очень личностные для меня работы Альберто Бурри, поражает его работа с материалом, он очень четко выражает какое-тоособое внутреннее состояние человека.
Люблю Дэвида Хокни за его пейзажи, Энди Голдзуорти за тонкий и чистый ленд-арт.
Конечно, список можно продолжать, меня многое вдохновляет, многое нравится в истории искусства. В каждом направлении можно найти интересных художников. Сейчас есть возможность посещать европейские музеи и галереи, это бесценный опыт.
Картина «Собрать все» напомнила абстракцию «Красный квадрат» Малевича. Поэтому следующий вопрос к художнице был про него.
– Как относитесь к творчеству Малевича?
– Без сомнения, Малевич – выдающийся художник, который перевернул представление о живописи. К сожалению, люди, не связанные с искусством, несколько пренебрежительно относится к этому художнику, что связано с навязыванием советской властью мысли, что абстракция – это плохо и это не искусство вообще. Такой стереотип преодолеть очень трудно.
Как пример я всегда использую работы Малевича крестьянского цикла. Моя любимая «На жатву. Марфа и Ванька». В ней очень много цвета и внутреннего напряжения. С первого взгляда она статична, но еще мгновение – и мы увидим движение. Людям, далеким от художественных теорий, это более близко, и они начинают немного лучше понимать этот злополучный «Черный квадрат».
Малевич – это не только квадрат, крест и треугольник. Его творчество шире и интереснее. Мне кажется, что следует обратиться и к другим произведениям нашего выдающегося соотечественника.
– Что для вас искусство?
– Для меня искусство – это постоянное открытие себя и мира. Возможность признаваться в своих слабостях, возможность приобретать новую силу, говорить с миром откровенно на любые темы. Каждый художник сам выбирает, так сказать, тему разговора. Главное — говорить искренне, тогда ты обязательно найдешь того, кто тебя услышит.
Например, мое искусство о том, как в этом мире одновременно бесконечно красиво и болезненно. Это то, о чем сейчас хочется говорить, возможно, со временем все изменится.
Мир вокруг вдохновляет художников на новые шедевры. Смотрите вокруг, чувствуйте и восхищайтесь. Ведь каждый из нас – в душе экспрессионист!
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЭМОЦИИ И ФОРМЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
Эмоции представляют собой своеобразную функциональную систему, которая, с одной стороны, выступает в роли отражателя внешней картины окружения, выделяя при этом субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события. С другой стороны, играет регулирующую роль в поведении субъекта, т.е. оказывает побудительный, активизирующий характер
Искусство же есть образ духовного отражения внешней или внутренней объективной действительности художника, в процессе обработки которой участвует эмоционально-чувственная сфера личности созидателя. Итог творческого процесса – художественный образ, в основе которого лежит взаимосвязь между образом мира и чертами личности художника, его чувствами и эмоциями.
Человеческое чувство представляет собой кульминацию живого, жизненного процесса, и поэтому оно обладает органической, или «живой формой» Соответственно любой образ чувства должен быть отображением этого живого процесса. [1] Поэтому каждое произведение искусства должно носись характер «живого», чтобы выразить чувство.
Но каждое живое имеет свою специфичную, отличную от неживого мира форму, которую характеризует ряд следующих черт: целостность, функциональное единство, нерушимость, ритм, динамизм, диалектика устойчивости и изменчивости, подъема и спада, напряжений и разрешений, рост, принцип фаз и др — все эти свойства присутствуют в искусстве и отображаются в художественных образах.
Художественный образ в каждой области искусства обладает своей специфичной структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также особенностями изобразительных средств конкретного вида искусства: в литературе – слова, в живописи зрительного образа, в скульптуре – пространственно-объемных форм, в музыке- звукоинтонации, в танце –пластических движений.
С.К. Лангер, американский философ, в своих работах отмечала, что произведение искусства – это выразительная форма, которая аналогична динамической форме наших чувств и поэтому выражает последние. Действительно, выражение эмоций и чувств человека нужно искать в линиях, фигурах, цвете, ритме, фактуре и др. Например, в музыкальном искусстве мажорный лад, средне — высокие регистры отображают «радость», мелодический минор, низкие регистры отображают «печаль». Повышения темпа в произведении является средством отображения активности эмоции или чувства, а при использовании некоторых духовых инструментов выражается эмоция напряжения.
В живописи выразительными формами эмоций и чувств выступают: цветовая конструкция, композиция, колорит, пространственную организацию рисунка, характер линий и т.д. Х. Лундхольм в своих работах отмечал, что на характер эмоции в рисунке влияет общее соотношение острых и тупых углов в рисунке, и преобладание острых углов обозначает выражение отрицательной эмоции. М.В Осорина, российский психолог, также подтверждала гипотезу Лундхольма. Она писала, что положительные эмоции связаны с округлостью, так как круг является символом мягкости, а острые углы связаны с отрицательными эмоциями.
В хореографии же также находятся свои формы выражения эмоций. Так, например, положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги.
В литературе эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств и поэтического текста раскрывается именно в лексике.
А. Ричардсон, английский лингвист, ввел в различение между «значением» слов и их «использование. Он различает две главные функции слов: символическое и эмотивное. Первый вид характеризует использование языка в науке, а второй вид характерен как раз для функций слов в искусстве.
Отображения чувств и эмоций в речи требует особых экспрессивных красок в речи, но лексика языка настолько обширна, что вполне располагает возможностями для передачи информации во всех тончайших оттенках. Например, слова выражающие грусть: печальный, угрюмый, безрадостный, унылый; слова, выражающие страх: испуганный, обеспокоенный, взволнованный, слова, выражающие, гнев: рассерженный, разгневанный, недовольный — все это лишь маленький список слов, которые способны вносить «живость», эмоциональность в письменную речь.
Сравните две реплики: «Что за неудачные шутки?», «Что за глупые шутки?» — обе этих реплики выражают одно чувство (возмущение), но оттенки чувства различны.
Окончательно определяет экспрессивную окраску слов контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое — презрительно. [6]
Завершая свою работу, можно прийти к выводу, что искусство, в большей своей степени, реализация духовного мира, чувств, эмоций человека. В своей сущности эмоции чувства является детерминантом творческого процесса, существуя как вне данного процесса, так и внутри него, реализуясь в итоговом продукте искусства – художественном образе.
Искусство — разнопланово и представлено нам в различных своих ипостасях: архитектура, изобразительно искусство (живопись, скульптура), музыкальное искусство, киноискусство и т.д. Для каждого вида характерен свой специфичный продукт – свой образ, и, следовательно, проявление эмоций в них принимает различные формы, свойственные только лишь для определенного вида искусства — о чем более подробно описано в данной статье.
Басин Е.А. Семантическая философия искусства. / Е. Я. Басин ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. – 4-е изд., доп. – М. : Гуманитарий, 2012. – 348 с
Басин, Е. Я., Крутоус, В. П.. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.
Выготский Л.В. Психология искусства – М.: Издательство “ Азбука”,2016 г.- 448с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.
Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д. Шадриков. -2 изд. – М.: Логос, 2010. – 392 с.
Источник
Чувства человека в произведениях живописи великих художников
Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живописи, например, свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова — «живопись», «живописать» — располагают к этому.
Чувства человека
Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает чувства радости и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства – это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные – радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.
Чувства в живописи
Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые — успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.
Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»
Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.
Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.
Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.
Источник