- Почему важно учить детей выражать свои эмоции корректно
- Как научить детей правильно выражать эмоции?
- Выражать или контролировать эмоции?
- Развиваем эмоциональный интеллект
- Учим детей правильно выражать эмоции
- Новое видео:
- Новое видео:
- Как научить ребёнка выражать свои эмоции
- Полина Жданова
- Виды и способы выражения эмоций
- Как ребёнок выражает свои эмоции
- Как научить ребёнка выражать эмоции
- Чуткие дети: как научить ребенка выражать свои эмоции и понимать чужие
- Такие дети счастливее, сильнее, реже испытывают стресс, лучше адаптируются, у них выше успеваемость по математике и чтению. В простоте и эффективности эмоционального коучинга я убедилась лично.
- Читайте также
- Развитие эмпатии: как настроиться на чувства
- Как помочь детям распознавать чувства без труда
- Может быть интересно
- Возрастные стратегии
- Система цветных кругов не единственный способ научить детей различать эмоции. Одна мама рассказала мне, что позаимствовала идею Бина и вешает на холодильник магниты с цветом, соответствующим настроению. Ее дети стали на удивление чуткими.
Почему важно учить детей выражать свои эмоции корректно
Развиваем эмоциональный интеллект.
Взрослые склонны (не задумываясь) подавлять эмоции детей. “Не плачь”, “хватит капризничать”. В результате дети не учатся контролировать свои эмоции или загоняют их внутрь. Неконтролируемые эмоции делают человека зависимым от обстоятельств. А навык управления ими поможет добиться успехов в социальном плане.
Малыши не стесняются своих чувств и свободно их выражают: смеются, кричат, возмущаются, капризничают – до определенного возраста им можно все. Со временем многие дети начинают подавлять свои эмоции, так как бурно выражать их в обществе не принято. Невыраженные эмоции имеют накопительный эффект, что ведет к нервному напряжению, истощению и даже депрессии. Это как котел с паром. Если закупорить отверстия, то он взорвется.
Как научить детей правильно выражать эмоции?
Выражать или контролировать эмоции?
Взрослые часто дают понять детям, что выражать чувства нежелательно: «не плачь», «прекрати смеяться», «успокойся» и так далее.
Часть детей быстро учится подавлять эмоции, превращаясь в холодных неэмоциональных людей. Они не паникуют в стрессовых ситуациях, но не разбираются в собственных желаниях и ощущениях. Не умеют искренне радоваться и переживать.
Люди, не умеющие контролировать эмоции, живут здесь и сейчас, считая правильным ситуативное желание. Такому человеку трудно понять свои истинные чувства, ведь он искренне любит, а через некоторое время так же искренне ненавидит.
Неконтролируемые эмоции парализуют волю человека и делают его еще более зависимым от обстоятельств.
Если научиться управлять эмоциями, то есть контролировать, то можно добиться больших успехов в социальном аспекте. В жизни большое значение имеет умение взаимодействовать с людьми: понимать их, сопереживать.
Эмоционально гармоничная личность умеет распознавать свои желания, оценивать различные ситуации и принимать верные решения. Такие люди способны отказаться от «хочу» в пользу «надо» и идти к своей цели. Они способны прощать, потому что умеют любить, отделяют чувства от ситуативных эмоций. Они умеют быть счастливыми.
Развиваем эмоциональный интеллект
Дети растут и усваивают привычки родителей, поэтому первым делом важно демонстрировать им эмоционально-гармоничное поведение.
- Учите говорить о своих чувствах
Чаще разговаривайте с ребенком о его переживаниях, волнениях, страхах.
– Ты чем-то расстроен…
– Я понимаю, что тебе очень обидно, но…
– Ты так обрадовался подарку?
– Тебе понравилось угощение?
– Что больше всего понравилось на прогулке?
Говорить нужно как о положительных эмоциях, так и об отрицательных. Ребенок должен учиться различать свои чувства и причины их появления. Называйте эмоции правильно, учите описывать свои чувства. •
- Анализируйте чувства других людей
Во время просмотра фильмов и чтения книг обсуждайте эмоции героев и причины, их вызвавшие. Задавайте наводящие вопросы:
– Как ты думаешь, что чувствует этот герой?
– Почему мальчик убежал?
– На что обиделась девочка? Как ты понял это?
– Если бы герой подождал немного, то как, на твой взгляд, дальше развивались бы события?
– Что помогло герою не отвечать злом на зло?
Правильно построенное обсуждение поможет выработать понимание истинных причин многих поступков. При этом дети сопереживают героям, то есть ставят себя на их место.
- Учите определять свое состояние
Оценка эмоций – важный этап эмоционального воспитания. Свои чувства можно объяснить, правильно подбирая слова:
– Я сержусь (или испугался?)
– Мне нравится (или я не задумывался, просто так говорит брат)
– Я обиделся (или расстроился?)
– Я боюсь (или переживаю, что что-то сделал не так?)
– Мне грустно (или просто устал?)
Ребенка эффективнее учить на собственных примерах – говорить о своих эмоциях.
- Учите проговаривать ощущения
Проговаривайте вслух то, что хочется сделать в ответ на негативные появления и учите этому ребенка:
– Я так злюсь, что хочется кричать и топать ногами.
– Мне так обидно, что хочется плакать.
Озвучивание того, что чувствуешь, часто помогает и успокаивает.
Учим детей правильно выражать эмоции
Как было отмечено, подростки склонны подавлять и скрывать свои чувства, порой и от самих себя. Научите их экологично для себя и окружающих выражать чувства.
Во-первых, надо осознать и принять эмоцию, например: «Да, я действительно злюсь, но пока не понимаю, почему». Дело в том, что эмоции говорят нам о какой-то потребности, которая не реализована – чего-то очень не хватает.
Теперь надо правильно ее выразить, выплеснуть, не навредив себе и окружающим. Подойдет любая форма активности: силовые нагрузки, контактные групповые виды спорта, танцы, боевые искусства – они отлично снимают злость и напряжение.
Один из вариантов выражения эмоции – визуализация. Иногда не хватает слов, чтобы высказать то, что чувствуешь. И тогда на помощь приходит образное мышление. Подумайте о ситуации, в которой возникла эмоция – обида, страх, грусть – и отметьте, каким образом она вас задевает. Измените ее с помощью деталей и красок. Например, страшному черному пауку можно дорисовать коньки и шляпу, а черное настроение разбавить яркими снежинками. Главное, чтобы вам было комфортно смотреть на рисунок. Чтобы визуально представить переживание, можно не только рисовать, но и лепить из пластилина и вырезать из бумаги.
Еще один вариант – озвучить свои чувства. Можно рассказать о проблеме другу, наговорить на диктофон. Можно в уединенном месте хорошенько прокричаться, проговориться, проплакаться. Главное, чтобы негатив не остался.
Можно разово описать ситуацию, а можно вести дневник: регулярно записывать свои ощущения в разных ситуациях. Это как очень откровенный разговор с собой.
Чувства и эмоции детей всегда настоящие – они не умеют хитрить и обманывать, поэтому их чувства легко выдают их. Со временем они научатся понимать себя, других, и контролировать свои эмоции. Надо только немного им помочь!
Новое видео:
Новое видео:
Источник
Как научить ребёнка выражать свои эмоции
Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.
Полина Жданова
Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.
Для начала разберёмся с понятиями:
- эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
- чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.
Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Виды и способы выражения эмоций
Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:
- ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
- агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
- открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:
- возбуждение в организме человека;
- особое переживание в теле, например, дрожь;
- экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Как ребёнок выражает свои эмоции
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.
Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.
Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.
В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.
Как научить ребёнка выражать эмоции
Выслушайте
Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Признайте важность эмоций
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.
Создавайте словарик эмоций
Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».
Обозначайте свои чувства
Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств
Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.
Планируйте пути решения
Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.
Обсудите героев
Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.
Формируйте «я-позицию»
Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.
Запишите ребёнка на курсы
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.
А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Чуткие дети: как научить ребенка выражать свои эмоции и понимать чужие
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга доктора педагогических наук и психолога Мишель Борба. В ней изложена простая мысль, которая поможет преобразить детские жизни: эмпатия — это не приятное дополнение к развитию, а залог успеха и благополучия любого человека. «Нож» публикует практические рекомендации Мишель, как стать эмоциональным коучем для своего ребенка и научить его находить взаимопониманием со сверстниками, семьей и договариваться с самим собой.
Заслуженный профессор психологии и автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман придумал эмоциональный коучинг. Взрослый помогает ребенку распознавать разные эмоции, объясняет, откуда они взялись и как на них реагировать, и развивает эмоциональный интеллект и эмпатию. Тридцать лет исследований привели Готтмана к выводу, что дети, родители которых используют эмоциональный коучинг, получают преимущества эмпатии.
Такие дети счастливее, сильнее, реже испытывают стресс, лучше адаптируются, у них выше успеваемость по математике и чтению. В простоте и эффективности эмоционального коучинга я убедилась лично.
Никогда не забуду своего ученика Рики. Его обожали, потому что он ко всем хорошо относился. Если у кого-то были проблемы, Рики мне о них докладывал. Он легко распознавал чувства.
Однажды я застала его за усердным рисованием открытки.
«Это для мамы», — застенчиво сказал он. «У нее день рождения?» — спросила я. «Нет, — ответил он. — Я делаю открытку потому, что мне с мамой всегда хорошо».
Конечно, мне захотелось выяснить, что она такого делает и как развивает у ребенка эмпатию. Такая возможность представилась мне спустя неделю на школьном мероприятии, где я наблюдала за матерью и сыном. Общались они от силы минуту, но главное — как. Она подошла к нему и наклонилась так, что они оказались лицом к лицу. Их глаза встретились. Говоря с ним, она никого и ничего, кроме сына, не видела и не слышала. Они были на одной волне.
Мать прислушивалась не только к словам сына, но и к стоявшим за ними чувствам. Она одобрительно говорила: «Ты рад!», замечала: «Ты так доволен» — или помогала разобраться, спрашивая: «Что ты чувствуешь?» Рики прямо-таки расцветал под ее взглядом.
Мама Рики была его эмоциональным коучем. Инструктор программы «Корни эмпатии» применял схожий подход, когда спрашивал у школьников, что чувствует младенец. Вот пять способов, которые могут вам пригодиться.
— Станьте эмоциональным коучем. Ищите моменты для личного общения, слушайте ребенка и называйте его чувства, как мать Рики. Другие похожие идеи можно почерпнуть в книге Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».
— Найдите младенца. Если есть возможность общаться с его мамой, попробуйте дома методику «Корней эмпатии» . Поищите новорожденных среди родственников или соседей. А может быть, у кого-то из родителей на детской площадке недавно появился малыш?
— Заведите щенка. Дети просят собаку? На примере животных тоже можно изучать эмоции: «Посмотри на хвостик. Как ты думаешь, что Фидо чувствует?» или «Как Китти ведет себя, когда боится?». Дети постарше могут помогать в приюте для животных. Найдите животное, о котором ребенок будет заботиться, дрессировать его и изучать.
— Предложите репетиторство. Посоветуйте ребенку подтянуть одноклассника по чтению, математике, физкультуре, рисованию, музыке или любому другому предмету. Пусть он помогает другим и учится искать к ним подход.
— Звоните бабушке чаще. Разговор по скайпу — прекрасный вариант личного общения. Перед звонком поговорите с ребенком: «Как догадаться о бабушкином самочувствии?», «Как ты думаешь, бабушка быстро устанет, как в прошлый раз? Как догадаться по выражению лица, что пора прощаться?»
Читайте также
Развитие эмпатии: как настроиться на чувства
Умение точно распознавать чужие чувства делает ребенка эмоционально грамотным, это первый шаг к развитию эмпатии и чуткости. Для начала сделайте упражнение, состоящее из четырех этапов.
Не торопитесь и тщательно прорабатывайте каждый шаг, пока дети не будут готовы к следующему.
Этап 1: остановиться и прислушаться
Эмпатия начинается с внимания к окружающим, поэтому, когда общаетесь с ребенком, забудьте обо всем остальном. Отложите смартфон. Установите правило: «Никаких сообщений, интернета, долгих телефонных разговоров и телевизора в присутствии членов семьи и тем более во время общения с ними».
Этап 2: общаться лицом к лицу
Дети учатся распознавать эмоции во время зрительного контакта, поэтому говорите с ними, повернувшись к ним лицом, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Полезное правило: всегда рассматривайте цвет глаз собеседника. Это помогает удерживать зрительный контакт, считывать мимику, интонацию и эмоциональные сигналы. Совет: поиграйте в гляделки, чтобы дети чувствовали себя комфортно, смотря вам прямо в глаза. Если ребенку это сложно, предложите ему смотреть на спинку носа.
Этап 3: сосредоточиться на чувствах
Умение подобрать слова для своих чувств идет рука об руку с эмпатией и способствует эмоциональной грамотности.
Предлагаю три простых способа помочь ребенку сосредоточиться на чувствах.
— Назвать чувство. «Похоже, ты разозлился», «Ты, наверное, расстроен», «Ты говоришь раздраженно».
— Задать наводящий вопрос. «Ты злишься (боишься, волнуешься, расстроен)?»
— Упомянуть соответствующий жест. «Ты хмуришься. Устал?», «Ты сжал кулаки. Боишься?»
Не судите чувства ребенка, просто смотрите, слушайте и описывайте их.
Этап 4: выражение чувств
Ребенку надо использовать приобретенный эмоциональный лексикон для выражения чувств. Вот что предлагает Мэри Гордон: «Принято начинать с вопроса „Как ты думаешь, что чувствует такой-то?“ но эффективнее сначала предположить: „Ты, кажется, расстроен“. Суть в том, чтобы пополнять эмоциональный лексикон ребенка и подготовить его к моменту, когда ему нужно будет выразить свои эмоции. Только тогда ребенок сможет объяснить: „Я чувствовал себя так-то, когда ударил Джонни“». В первую очередь спросите ребенка: «Что ты чувствуешь?»
Когда ребенок научится выражать свои чувства, можно ставить вопрос «Что такой-то чувствует?». Так вы перенаправите внимание ребенка, и он задумается о чужих чувствах.
Синтия Озета из города Индио в Калифорнии нашла способ помогать детям называть их чувства: «Я говорю: если вам что-то не нравится и вы хотите это изменить, скажите, что вы чувствуете. Это как лекарство: принимать его не хочется, но потом становится лучше».
Как помочь детям распознавать чувства без труда
Общение посредством гаджетов не помогает учиться распознавать чувства. Именно поэтому в первую очередь следует выделить время, когда члены семьи проводят время друг с другом без смартфонов. Как это сделать?
— Ведите статистику экранного времени. Периодически просматривайте историю звонков, писем, сообщений, соцсетей, видеоигр, планшета, компьютера и учитывайте время, проведенное перед телевизором. Сколько на все это в среднем уходит в день? Не пора ли что-то менять и чаще общаться лично? Если так, все в ваших руках!
— Ограничьте экранное время. В исследовании Фонда Кайзеров подтвердилось, что дети реже пользуются гаджетами, если родители установили соответствующие правила. Договоритесь, когда (например, во время семейной трапезы) и где (скажем, в гостиной) все члены семьи обходятся без телефонов.
— Проверьте свои цифровые привычки. Если вы готовы отложить смартфон ради детей, они это оценят. Отвыкайте постоянно держать его в руках. Отвечайте только на важные звонки, сообщения проверяйте один раз в час и следуйте правилу «Разговаривая с ребенком, я отключаю телефон!».
— Садитесь за стол вместе! Согласно исследованиям, совместный прием пищи несколько раз в неделю — без смартфонов — положительно влияет на социальное и эмоциональное развитие детей и на их успеваемость. По крайней мере раз в неделю обсуждайте за ужином чувства каждого члена семьи из-за событий дня. Выбрать тему помогут карточки с эмоциями. Выберите одну — к примеру, «гордость» — и спросите: «Каким моментом на этой неделе каждый гордится?» Все отвечают по очереди, начиная со слов «На этой неделе я горжусь…» В некоторых семьях голосуют за то, у кого был самый интересный опыт (необычный, негативный, приятный и т. д.). Можно делать это регулярно перед сном или когда вы едете куда-то на автомобиле с детьми.
— Говорите о чувствах без смартфонов. Простейший способ обучать детей эмоциональной грамотности — рассказывать им, что вы чувствуете и почему: «Я так рада! Привезли мой новый компьютер!» Томас Ликона, автор книги Raising Good Children («Как вырастить хороших детей»), завел с сыновьями традицию для поездок в машине. При выключенных радио и телефонах дети по очереди спрашивали у него, как прошел день. «После нескольких таких поездок все начали сами докладывать про свои дела», — рассказал Ликона. Найдите время поделиться своими чувствами с детьми.
Может быть интересно
Возрастные стратегии
Есть разные способы учить детей эмоциональной грамотности, но мой любимый придумал Дэн Бин, учитель математики из Палм-Спрингс (Калифорния). В средней школе была программа по развитию положительного восприятия учениками друг друга для профилактики буллинга. Дэн Бин пришел к выводу, что в этом поможет умение считывать настроение. Он вырезал из цветной бумаги красные, желтые и зеленые круги и каждый день наклеивал на дверь класса соответствующий его настроению.
Чаще всего это был зеленый круг («Хороший день»), и никто ничего не спрашивал. На желтый («Осторожно!») ученики реагировали вопросом: «С вами все в порядке, мистер Бин?» Однажды появился красный круг, и ученики явно забеспокоились. Мама Бина заболела, и он хотел предупредить, что у него трудный день. «Дети не знали, в чем дело, но наблюдали за мной, стараясь это выяснить. Я понял, насколько восприимчивыми они могут быть и как прислушиваются к нам, если мы даем им такую возможность».
Система цветных кругов не единственный способ научить детей различать эмоции. Одна мама рассказала мне, что позаимствовала идею Бина и вешает на холодильник магниты с цветом, соответствующим настроению. Ее дети стали на удивление чуткими.
Другая вешала на дверь спальни табличку «Не беспокоить!», чтобы предупредить детей о плохом настроении. По ее словам, теперь дети стали к ней внимательнее и одалживают у нее табличку, когда у них самих портится настроение. «Мы все стали заботливее друг к другу», — смеется она.
Эффективные способы настроиться на чувства должны быть практически применимы и соответствовать возрасту и способностям детей. Ищите то, что подходит именно вашей семье.
Буквенные коды (в конце заданий): М = маленькие дети, от 2–3 лет до первого класса, Н = ученики начальных классов, П = подростки от 10 до 13 лет, В = для всех возрастов.
— Составьте лексикон чувств. Пополняйте эмоциональный лексикон ребенка постепенно, чтобы он успевал осознавать значения слов и учился использовать их в нужном контексте. Например: милый, злой, раздраженный, взволнованный, озадаченный, обиженный, скучающий, храбрый, спокойный, участливый, веселый, уверенный, смущенный, довольный, изобретательный, жестокий, любопытный, расстроенный, разочарованный, рассеянный, восторженный, пристыженный, разгневанный, возбужденный, испуганный, сытый, свободный, дружелюбный, подавленный, великодушный, нежный, мрачный, виноватый, счастливый, оскорбленный, одинокий, нетерпеливый, беззащитный, заинтересованный, завистливый, радостный, потерянный, влюбленный, ошеломленный, в панике, умиротворенный, задумчивый, любезный, гордый, расслабленный, чувствует облегчение, в печали, удовлетворен, в ужасе, чувствительный, серьезный, застенчивый, напряженный, обеспокоенный, непробиваемый, встревоженный. (Код В.)
— Расшифруйте невербальные сигналы. Неверно истолкованные невербальные послания могут стать причиной недопонимания. (Обратите внимание: дети от 10 до 15 лет чаще других делают ошибки в интерпретации эмоциональных сигналов.) Сообщите, что чувствуете на самом деле: «Тебе кажется, что я злюсь, но на самом деле я просто устала». Объясните, какие сигналы языка тела это подтверждают: «Я ссутулилась — значит, напряжена». Или «Я не злюсь, а расстроена. Когда я злюсь, то скриплю зубами». (Код В.)
— Смотрите видео без звука. Отключите звук телевизора и несколько минут трактуйте чувства актеров по языку тела. Когда человек кусает ногти или накручивает прядь волос на палец — «Он напряжен!». Сжатые челюсти — «Он испуган!». Кто-то закатывает глаза и отворачивается — «Ему неинтересно», а если человек кивнул и наклонился вперед — «Заинтересовался!». (Код В.)
— Фотоальбомы. Доставайте семейные фотоальбомы и изучайте фотографии младенцев. Обращайте внимание ребенка на эмоциональное состояние малышей на портретах: «Как ты думаешь, что он чувствует?», «А почему?», «Что твой братик хочет сказать на этой фотографии?». Можно собрать альбом детских фотографий и вкладывать рядом распечатанные названия эмоций — после того, как ребенок правильно их определит. (Коды М, Н.)
— Игра в «детектива чувств». Помогите ребенку назвать эмоции по мимике, позе человека, наблюдая вместе с ним за другими людьми в торговом центре, супермаркете, парке или на детской площадке. Вместе угадывайте эмоциональное состояние, не подслушивая разговоры: «Посмотри, как она сидит. Что она, по-твоему, чувствует?», «Видишь, как девочка сжала кулаки и сердито смотрит на подружек. Как думаешь, что она им говорит?». (Коды М, Н.)
— Используйте больше названий для эмоций, особенно с мальчиками. Девочки и без того слышат их гораздо чаще. Говорите с сыновьями о чувствах и позволяйте им выражать их. Совет: мальчики лучше раскрываются, когда чем-то заняты, поэтому поиграйте с сыном, соберите «Лего», тренируйтесь и между делом обсуждайте чувства. (Почитайте книгу Розалинд Вайсман «Вожаки и ведомые») (Код В.)
— Смотрите эмоциональные фильмы. Правильно выбранное кино учит распознавать эмоции. Пусть их будет как можно больше. Потом обсудите с ребенком чувства персонажей и свои эмоции во время просмотра. Вот мои любимые: «Головоломка», «Бемби», «Волшебник страны Оз», «Король Лев», «Спящая красавица», цикл про Гарри Поттера и «Гадкий я». (Код В.)
— Сделайте карточки с названиями чувств и играйте в шарады. Напишите на карточках слова, обозначающие эмоции. Самым маленьким достаточно шести основных: радость, грусть, злость, испуг, удивление и отвращение. Для игры с детьми постарше постепенно добавляйте новые слова. Вырежьте из журналов картинки, иллюстрирующие эти эмоции. Показывайте их детям и предлагайте отгадать эмоцию или обсудить случай, когда ребенок ее испытывал. Игра в шарады: участники вытаскивают карточки и изображают написанные на них эмоции только мимикой и жестами, без звуков и слов. Цель — угадать эмоцию и от души повеселиться. (Код В.)
— Читайте книги о чувствах. Вместе с ребенком подбирайте слова для эмоций персонажей с иллюстраций. В книге «Лама красная пижама» Анны Дьюдни есть место, где детеныш ламы испугался, потому что мамы не было рядом. Это подходящий момент поговорить о чувствах. Спросите: «Какое у малыша ламы выражение мордочки? Почему он испугался? Сделай такое же лицо. Ты когда-нибудь так же боялся?» Дополнительно рекомендую любые книги о чувствах и эмоциях, которые вы найдете в книжном магазине. (Коды М, Н.)
— Сделайте карточку «Как ты себя чувствуешь?». Рейчел Симмонс, автор книги Odd Girl Out («Странная девочка»), считает, что девочки-подростки (и мальчики, я полагаю, тоже) испытывают затруднения с выражением чувств по отношению к сверстникам. Решение, предложенное Рейчел в Институте женского лидерства (Girls Leadership Institute), — двадцать карточек «Как ты себя чувствуешь?». На них изображены лица с разными эмоциями (смущение, паника, тревога, обида, вина, растерянность, ревность и т. д.). Девочки указывают на соответствующее лицо, и, по мнению Симмонс, это помогает им «раскрыться». Карточки можно найти в интернете или вырезать подходящие лица из журналов и наклеить на картон. Они пригодятся и для примирения или обсуждений в семье. (Коды Н, П.)
Источник