Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской
Экспрессионизм – это искусство, которое выражает чувства.
Экспрессионизм – это направление в искусстве, которое возникло в начале ХХ столетия. Термин происходит от латинского слова «expressio» – выражение. Выражение эмоций автора. Художник-экспрессионист рисует не то что он видит, а то, как он чувствует. Часто картины этого стиля преувеличивают все вокруг. Или же наоборот – упрощают. Все зависит от состояния автора, его эмоций в момент написания картины.
Картины в стиле экспрессионизм
Самая знаменитая картина в стиле экспрессионизм – «Крик» Эдварда Мунка. Картина написана широкими мазками. Мы видим цветовые волны – это звук, который расплывается по картине. Человек нарисован очень просто, потому что главное здесь – эмоция. Красное небо тоже как будто «кричит» – своей яркостью и необычностью.
Также к стилю экспрессионизм относятся полотна Винсента Ван Гога. «Звездная ночь» передает эмоцию восторга. Желтые звезды похожи на яркие вспышки на фоне синего неба. На картине мы видим движение – ведь чувства то вспыхивают, то угасают.
Красный и желтый – одни из любимых цветов у экспрессионистов. И в наше время многие художники продолжают традицию экспрессионизма, создавая удивительно эмоциональные картины. Вашему вниманию предлагается интервью с талантливой современной художницей Ольгой Чекотовской .
Художница работает с живописью, фотографией, объектами. Ее картина, написанная в стиле абстрактного экспрессионизма, называется «Собрать все». Она была создана за одну ночь, единым порывом.
Интервью с Ольгой Чекотовской
– Какие смыслы имеет картина? Что вы вкладывали в нее?
– Здесь, пожалуй, стоит рассказать об истории создания. У меня было большое полотно, где-то 1,5 на 2 метра. Обычно я с такими размерами не работаю, но на этот раз решила поэкспериментировать. Но полотно стояло без дела достаточно долго. Параллельно я обдумывала идею о состоянии напряженности, о засилии насилия и крови в современном, казалось бы, благополучном мире айфонов и интернета. Такой цивилизационный абсурд с тысячами человеческих жертв. Это общественный аспект этой работы. На личном уровне это работа о потере дорогого человека и о привыкании к новому положению вещей. Попытка заполнить пустоту. Таким образом, работа имеет несколько измерений.
В тот момент, когда идея была окончательно оформлена, я заполнила полотно краской. Но я чувствовала, что оно было незавершенным. Так и стояло несколько месяцев. В какой-то момент я поняла, что дело в размере: он не отвечал тем эмоциям, которые были главными для этой работы. И я разорвала полотно на 13 кусков, 13 состояний, которые в той или иной степени отражают весь тот водоворот событий и чувств, которые случились со мной и миром за последние два года. Эта картина – лишь один фрагмент. Состояние напряженной тишины.
Вот так выглядели эскизы картины.
– Расскажите о названии. «Собрать все» – что имеется в виду под таким обобщением, как «все»?
– Как уже было сказано, работа состоит из 13-ти отдельных полотен, которые образовались в результате разрыва большого полотна. Это, так сказать, мир человека, который, из-за определенных событий, распадается на кусочки, а потом человек пытается это все собрать в кучу. Вернуться к нормальной жизни. Таким образом, «все» – это внутренний мир человека, который состоит из воспоминаний, ощущений, травм, радостей и трагедий, иногда даже из звуков, запахов, прикосновений. И в течение своей жизни мы находимся в непрерывном процессе сбора и сшивания нового себя. Мне кажется, человек не может быть определен раз и навсегда, он постоянно меняется, приобретает новые черты, как будто пришивает к себе новые куски своего опыта.
– Почему именно полотно, а не просто краска на бумаге? Почему полотно именно такого цвета?
– В тот момент живопись на полотне казалась мне лучшим способом передать идею. Желтый цвет для меня это цвет жизни, солнечного света, который, по сути, и оживляет природу. Без солнца все погибнет. Красный банально ассоциируется с кровью. Но на тот момент смерти стало так много, что я видела только красное. Так они и встретились – жизнь и смерть, два события, которые определяют жизнь любого человека, и на которые, зачастую, не слишком обращают внимание за повседневным бытом.
– Какие ваши любимые художники?
– Когда-то почувствовала настоящий катарсис у картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога» в Национальной галерее в Лондоне. Я очень люблю Ван Гога за его цвет, грубость и жизненность. В его работах много жизни и много одиночества, а это трогает сильнее всего.
В свое время очень поразил Ансельм Кифер, он для меня абсолютно космический, как будто в его работы можно поместить целую Вселенную.
Очень личностные для меня работы Альберто Бурри, поражает его работа с материалом, он очень четко выражает какое-тоособое внутреннее состояние человека.
Люблю Дэвида Хокни за его пейзажи, Энди Голдзуорти за тонкий и чистый ленд-арт.
Конечно, список можно продолжать, меня многое вдохновляет, многое нравится в истории искусства. В каждом направлении можно найти интересных художников. Сейчас есть возможность посещать европейские музеи и галереи, это бесценный опыт.
Картина «Собрать все» напомнила абстракцию «Красный квадрат» Малевича. Поэтому следующий вопрос к художнице был про него.
– Как относитесь к творчеству Малевича?
– Без сомнения, Малевич – выдающийся художник, который перевернул представление о живописи. К сожалению, люди, не связанные с искусством, несколько пренебрежительно относится к этому художнику, что связано с навязыванием советской властью мысли, что абстракция – это плохо и это не искусство вообще. Такой стереотип преодолеть очень трудно.
Как пример я всегда использую работы Малевича крестьянского цикла. Моя любимая «На жатву. Марфа и Ванька». В ней очень много цвета и внутреннего напряжения. С первого взгляда она статична, но еще мгновение – и мы увидим движение. Людям, далеким от художественных теорий, это более близко, и они начинают немного лучше понимать этот злополучный «Черный квадрат».
Малевич – это не только квадрат, крест и треугольник. Его творчество шире и интереснее. Мне кажется, что следует обратиться и к другим произведениям нашего выдающегося соотечественника.
– Что для вас искусство?
– Для меня искусство – это постоянное открытие себя и мира. Возможность признаваться в своих слабостях, возможность приобретать новую силу, говорить с миром откровенно на любые темы. Каждый художник сам выбирает, так сказать, тему разговора. Главное — говорить искренне, тогда ты обязательно найдешь того, кто тебя услышит.
Например, мое искусство о том, как в этом мире одновременно бесконечно красиво и болезненно. Это то, о чем сейчас хочется говорить, возможно, со временем все изменится.
Мир вокруг вдохновляет художников на новые шедевры. Смотрите вокруг, чувствуйте и восхищайтесь. Ведь каждый из нас – в душе экспрессионист!
Источник
Развитие эмоций через художественное творчество
статья
Статья о развитие эмоции через художественное творчество. Краткое описание всех видов. Особености развития эмоций у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
0бщие представления об изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.
Воспитателю в детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного возраста и осуществлять их развитие на специфических видах деятельности, таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, музыка и пр., в рамках которых происходит наиболее эффективное развитие всех сторон развития личности дошкольника. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивной деятельности.
Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности конструирования ребёнком из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, что объективно предполагает необходимость её познать, выразить к ней своё отношение, получить результат. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов. В изобразительной деятельности ребёнок выступает как субъект, которому нравится и приятно действовать. Это обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие его творческих способностей.
К видам изобразительной деятельности в детском саду относится: рисование, лепка, аппликация и конструирование и другие.
Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Это очень древнее искусство. Его история насчитывает более 2500 лет.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, глазомер и цветоощущение. Работа из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Конструирование — один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия и мышления ребёнка. Конструктивная деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления, то есть в процессе предметно-практической деятельности; создаются благоприятные условия на психофизическое развитие ребенка.
Лепка — одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь развивает речь, эмоциональную сферу ребёнка. Эта работа даёт простор детской фантазии.
В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета. Он не просто рассматривает его — осязает своими руками со всех сторон. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем он становится отчетливее.
О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов — она очевидна: человек, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов — он всегда еумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное: настроение, переживания в данный момент, отношение к этому предмету. И никогда у детей не сможет быть одинаковых работ — они индивидуальны.
Умение- выразить себя через изобразительное творчество на листе бумаги — редкое счастье. Совсем немногие взрослые люди владеют этим талантом. В отличие от них дети, особенно маленькие, дошкольного возраста, рисуют много и свободно, и совсем не переживают, что у них не похоже Hav «настоящее». Дети, создавая свой мир на листе бумаги, познают высшее счастье: «Это мой мир, и я его создал!»
Детский рисунок своеобразен, ведь «рисование — сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребёнка. »
С давних пор обсуждается вопрос взаимосвязи между детским рисованием и уровнем развития детского мышления, проводятся прямые аналогии между развитием рисования и эмоционального развития, т.е. рисование — особый вид речи. Можно предположить наличие обратной связи, т.е. — повышение
уровня изобразительных способностей детей может стимулировать развитие их высших психических функций, способствовать улучшению эмоциональной атмосферы в группе и общего развития.
Особенности развития эмоций младших дошкольников.
Развитию эмоциональной сферы дошкольника не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование « умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, изображает какой-либо предмет, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров:
«адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; -дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
-широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; -адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражение эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слёзы, запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Чрезмерные запреты в выражение чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребёнок с рождения. Частично справиться с этой проблемой поможет изобразительная деятельность, так как ребёнок все свои чувства, переживания может «выплеснуть» на бумагу или движениями рук в лепке.
У детей младшего дошкольного возраста эмоции обладают способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны настроению, владеющему ребёнком в данный момент.
.»Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и . Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в эмоциональной сфере воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер».
Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, — это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эмоциональные отношение. Таким образом, для эмоционального отклика детей на игрушку, на прочитанное, на увиденное и т.д. требуются предварительная установка на восприятие (что это такое?) и эмоциональная реакция со стороны воспитателя (какой замечательный Тузик!). В дальнейшем эстетические переживания ребёнка выражаются в узнавании в игрушке сложившегося в сознании образа.
Взрослые могут ребёнку в управление эмоциями ребёнка. Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить ребёнка в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
V сосредоточение внимания на деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
S снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
S получение дополнительной информации;
S дать возможность ребёнку выговориться своему близкому другу ( например, игрушке он может рассказать о своих страхах);
S физическая разрядка; для это можно применить смену деятельности (физминутки, динамические паузы). Иногда такая разрядка происходит у ребёнка как бы сама собой: ребёнок может на занятие подойти к воспитателю или другому ребёнку; пройти по группе и посмотреть на полученные результаты других детей или выразить свое мнение с помощью жестов);слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
S изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
V активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
S мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементрм аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного ребёнка при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию.
В наше время педагоги обращают большое внимание на развитие эмоциональной сферы через изобразительную деятельность, и що направление называется артпедагогикой.
Экспериментальные основы формирования эмоций через изобразительную деятельность.
1. Первичная диагностика.
В ходе исследования проблемы формирования эмоций через изобразительную деятельность, мной проводилось несколько диагностик. Первая диагностика проводилась в …..учебном году на младшей группе ГДОУ № 103 Фрунзенского района (списочный состав группы 21 ребёнок, возраст детей соответствует возрастной группе) Диагностика состояла из двух заданий.
1 задание. Изучение восприятия детьми графического Изображения эмоций. ( Проводилось индивидуально)
Ребёнку предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявлялись они по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Ответы детей записывались в таблицу №1. Анализируя полученные данные дали возможность выяснить, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Как их сравнивают.
Задание№2. Изучение понимание детьми своего эмоционального состояния. (Проводилось по подгруппам. За один раз дети рисовали две- три эмоции). Детям предлагалось вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали удивление, страх, горе, радость, злобу.
Мною оценивалась содержательная сторона детских работ, расположение на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
После обработки полученных данных можно сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста существуют проблемы в выражение эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слёзы, запрет на выражение страха, агрессии.
Для того чтобы дети могли лучше узнать себя, определять своё эмоциональное состояние, а так же понимать состояние сверстника и уметь им сопереживать, мной было разработано примерное тематическое планирование « Я и эмоции».
Целью, которого стало: научить детей понимать эмоциональное состояние людей, и выражать его в изобразительной деятельности. Для достижения этой цели были поставлены задачи:
наблюдение за эмоциональным состоянием детей на занятиях по изобразительной деятельности;
- научить детей отображать с помощью цвета и линий положительные и отрицательные эмоции;
- апробировать нетрадиционные способы рисования, аппликации и лепки, а также разнообразные формы организации детей.
- установление взаимосвязи знаний полученных на занятиях познавательного характера.
Примерное тематическое планирования «Я и эмоции».
Тема и содержание занятия
«Зелёный дом» — развитие познавательных способностей. «Кладовая леса» — лепка и аппликация ( выбор предметов и героев по желанию детей) «Листопад» — рисование (отпечатки листьев на белом листе).
Дети самостоятельно выбирают цвет для фона и краски для смешивания. Знакомство с понятием «палитра»
«Дом, в котором я живу» — развитие познавательных способностей. «Избушка на курьих ножках» — лепка (использование природного материала).
«Кошкин дом» — аппликация (обрывание бумаги) «Конура для собачки» — конструирование из мелкого конструктора.
Используется приём сравнения: какой дом может быть у Бабы» Яги, у кошки, у детей? Как можно выразить их характер через цвет, композицию, линию?
«Описание детьми внешнего вида друг друга» — развитие познавательных способностей. «Зеркало» — лепка + рисование. «Новогодняя открытка для родителей» — коллективная работа.
Предварительная работа: задание детям — принести фотографии.
Задачи На занятие: — учить отражать различные эмоции с помощью мимики;
- учить детей графическому изображению эмоций;
- учить договариваться о выполнение той или иной деятельности.
«Каникулы в страну сказок» — закрепление знаний о героях сказок, викторина.
Учить детей сопереживать героям сказок. Учить отражать своё отношение к тому или
« Новогодний хоровод» — рисование (отпечатки сжатого листа бумаги» «У медведя во бору» — лепка (использование природного материала)
другому герою через рисунок.
«Папин день» — вечер развлечения. «Самолёты в небе» — аппликация (приём обрывания бумаги) « Папа» — лепка (выкладывание слово «папа» природным материалом)
Участие родителей на занятиях, дети учиться на примере отцов, как складывать корабли, как можно рисовать улыбки. Проведение самими родителями тематических занятий в группе. Рассматривание фотографий и зарисовки того, что им больше всего понравилось.
«Первые цветы» — развитие познавательных способностей. «Первые цветы» — рисование (акварель восковые мелки) «Первые цветы» — лепка (налепы на картоне).
Дети самостоятельно выбирают цвет фона. По выбранному цвету определяется эмоциональное состояние ребёнка на данный момент.
«Русская изба»- развитие познавательных способностей, экскурсия в комнату сказок. «Узоры на стекле» — рисование ( набрызгивание краски на кальку зубной щеткой)
Учить отражать полученные знания на практике. Положительная эмоциональная атмосфера в группе за счёт того ко всему можно прикоснуться и сделать тоже самое через новый приём рисования.
«День Победы» — развитие познавательных способностей. «Праздник в городе» рисование (гротаж)
«Салют» — аппликация (приём рваной аппликации)
Выбор цвета и формы работы за ребёнком. Рассматривание иллюстраций и работ других детей на данную тему.
Тематическое планирование «Я и эмоции» позволило создать среду, в которой ребёнок может развивать свой эмоциональный мир, где ребёнок свободно может выражать симпатию антипатию к тому или иному предмету, существу через изобразительную деятельность. В группе организован уголок самостоятельной изобразительной деятельности, в него внесены различные материалы, игры на развитие эмоционально-чувственной сферы, разнообразные иллюстрации, а так же работы детей за весь год. Так же планирование помогло отобрать наиболее эффективные формы организации деятельности детей и приёмы изобразительной деятельности, которые возможно использовать в данной группе для формирования эмоций.
Формирование эмоций у детей, для лучшего понимания эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания в группе проводятся различные дидактические игры. Для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагается выполнить совместную работу.
В группе проводились занятия такие как «Новогодняя открытка для родителей», « Волшебный лес», где дети сами могли выбрать, что они хотят, и будут делать. Ребята, которые послабее выбирали в основном аппликационные работы: приклеить открытки, фотографии, вату и уже готовые работы (медведя, лису, зайца и т.д.). А ребята посильнее рисовали красками (деревья, узоры, водоёмы, траву и т.д.), а также «писали» мишурой буквы.
Содержание рисунков детей может стать темой для разыгрывание ситуаций страх, радость. Таким и были занятия как «Дом Бабы- Яги», «Кошкин дом», «Дом, в котором ты живешь», «Маски». Выполняя работу, дети должны были выразить через рисунок характер героев. А потом эти рисунки использовались для иллюстраций сказок, придуманных самими детьми с воспитателем, или театрализованных представлений.
Огромное значение в определение эмоционального состояния человека играет выбор цвета. Очень важно определить состояние ребёнка и выбрать определённую позицию воздействия на него. Цвет и линии могут рассказать о многом. Мной был составлен цветовой ряд (16 цветов и оттенков). Задание для детей было такого: за 5 секунд выбрать себе цвет и показать его взрослому. Взрослый легко понимает, какие занятия для ребёнка на сегодня более интересны и продуктивны.
Занятия, которые помогали выявить эти эмоций, назывались так: « Во саду ли, в огороде», «Первые цветы», «Праздничный город», «Салют» и т.д. Детям предлагалось самостоятельно выбрать для своей работы фон, если надо смешать краски, а так же выбрать материал которым он будет выполнять работу.
Почти всегда у детей вызывает восторг новизна в организации занятий, а также сюрпризный момент. Такими занятиями были «Папин день», «День смеха». На них использовалась такая форма организации как творческие мастерские. Дети делились по интересам, выбирали себе определенный вид деятельности, и не только изобразительную. Некоторые дети вместе с родителями разыгрывали сценки, заучивали песни и пели под гитару. Сюрпризными моментами являлись появление живых героев, которые путешествовали вместе с детьми по занятию.
Проявление двояких эмоций у детей можно было наблюдать на таких занятиях, как «Солнечные зайчики» (рисование ладошками), «Самолёты в небе» (рваная аппликация), «Праздник в городе» (гротаж), «Зеркало» (рисование+лепка, использование природного материала), «Зима в лесу» (рисование сжатым листом), «Листопад» (отпечатки листьев). Двоякость заключалась в том, что сначала дети боялись выполнять работу из-за того, что у них не получится,: а потом радовались и удивлялись, что она получилась и эта работа была им интересна и легка. Почти всё дети через некоторое время принесли похожие работы из дома. Можно сделать вывод, что использование нетрадиционных приемов в рисование, аппликации и лепки тренирует детей в выражение своих эмоций не только к самой работе, но и действию над ней.
В формирование эмоций у детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет отношение родителей к своему ребёнку, к его поступкам, а так же отношение к другим людям. Дети как «губки» впитывают все что видят и слышат, они хотят быть похожими на своих родителей, и впоследствии поведение детей зависит от поведения родителей. Поэтому перед мной встала еще одна задача « воспитание родителей». Для родителей проводились консультации по темам «Виды эмоций у детей и узнавание их по внешним сигналам», «Изобразительная деятельность и работа детей с различными материалами дома». Также родителям было предложено ознакомиться с некоторыми рекомендациями по данным темам: «Как помочь ребёнку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе», «Как преодолеть агрессивность у детей». С родителями группы было проведено анкетирование «Мой ребёнок», которое позволило узнать, насколько родители понимают эмоциональное состояние своего ребёнка.
После проведенной работы была проведена повторная диагностика на тех же детях, но которые повзрослели на год. Детям так же было предложено 2 задания.
Первое задание на изучение восприятия графического изображения эмоций показала, что почти всё дети правильно сравнивают графическое изображение с понятием той или иной эмоций (таблица№ 2). Они с легкостью могут распознать эмоциональное состояние людей, животных на сюжетных картинках и иллюстрациях.
Второе задание было направлено на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. Это задание оказалось для детей более сложным, но они также хорошо с ним справились. Дети могут увидеть то, что видит другой человек, умеют ему сопереживать, знают, как надо поступить в той или иной ситуации. Могут выразить свои эмоции не только словами и мимикой, но и «выплеснуть» их на рисунок,аппликацию.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что для формирования эмоций требуется какая-нибудь деятельность, где ребенок не стесняясь и не боясь, может рассказать о своем состояние, о том, что ему нравиться и не нравиться, хочет он этого или нет, и более подходящей деятельностью является изобразительная, где не обязательно надо уметь хорошо рисовать ила хорошо что-нибудь делать, а достаточно того, что ты просто нарисуешь круг, линию, или то, что умеешь понравившимся цветом. Также формированию эмоций способствуют различные игры на развитие чувственно-эмоциональной сферы, совместные работы с детьми и родителями, и тесного контакта воспитателя с родителями в едином русле.
Источник