Выражает чувство протеста какая сфера

Что такое протестное поведение: каковы его причины и формы у молодёжи

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Термин протестное поведение для многих стал синонимом участия в политических акциях и забастовках. Люди недовольны условиями жизни, ущемлением своих прав, выходят в знак протеста на улицу. Но если остановиться только на такой интерпретации, как тогда охарактеризовать действия маленьких детей, устраивающих скандал в магазине игрушек, или подростков, не согласных с точкой зрения родителей и учителей?

Протестное поведение может принимать разные формы, возникать в разном возрасте и по разным причинам.

Протестное поведение

Прежде чем обсуждать, какое поведение может считаться протестным, попробуй представить себе образ человека, который, с твоей точки зрения, его проявляет. Возраст не важен. Теперь из следующего списка черт и состояний выдели те, которые ярко проявляет этот человек:

  • Смелость;
  • Негативизм и отрицание;
  • Недовольство окружающим;
  • Осознание или восприятие, что его права ущемляются (это может быть неосознанным);
  • Непокорность;
  • Упрямство;
  • Стремление добиться желаемого или цели;
  • Уверенность в себе;
  • Отказ от привычных форм поведения.

Учитывая некоторые их этих качеств, можно сказать, что протестное поведение включает действия, связанные с неприятием окружающей действительности, борьбой с ущемлением своих прав, ярким стремлением добиться поставленной цели или исполнения желания.

Выражая протест, человек проявляет упрямство, преодолевает страх, неуверенность в себе и покорность, отказывается от обычных форм поведения. В идеальных условиях он учится смело выражать свои мысли, идти до конца, добиваясь цели, или слушать мнение других. Чаще всего это свойственно эмоционально стабильной, уравновешенной личности.

Психология протестного поведения

В ситуациях, когда протестное настроение захватывает человека полностью, не дает выслушать свой внутренний голос, понять позицию окружающих, возможны проявления анархизма. В этом случае протест замещается стремлением все рушить и ломать. Скорее всего, такой человек не имеет четко выраженной цели, протест со временем изживет себя.

Протестное поведение проявляется в течение определенного промежутка времени. Затем человек добивается цели или сдается, адаптируясь к реальности. В первом случае он чувствует удовлетворенность, уверенность в себе, стремление двигаться вперед.

В ситуации, когда он отказывается от протестов, адаптируя свои желания и цели к реальной жизни, возможно развитие тенденции к пониженной самооценке, повышению уровня тревожности, беспокойства. Человек фиксируется на неудаче, может проявлять агрессию к самому себе и окружающим, страх; часто развиваются различные формы эмоциональной зависимости.

Фото автора Markus Spiske: Pexels

В редких случаях человек может сформировать типичные реакции протеста на некоторые жизненные ситуации или в отношении к другим людям. Это может быть связано с сознательным нежеланием принять их или определенным психологическим расстройством.

Причины протестного поведения

Стремление протестовать, выступать против существующего отношения и мира может быть связано с множеством причин.

Чаще всего это ощущение неудовлетворенности. Человек разочарован тем, что имеет; чувствует, что достоин лучшего. Он растет, старые рамки и ограничения становятся слишком тесными. Если, используя обычное поведение, расширить их не удастся, он начинает их ломать.

Читайте также:  Первая самопомощь при депрессии

Это подтверждается многочисленными наблюдениями психологов. Большинство форм протестного поведения проявляется в кризисные периоды развития. Яркий пример – подростковый возраст.

Фото автора Life Matters: Pexels

Другая крупная группа причин – неудовлетворенность своими правами, ощущение их ущемления и унижения. Такую форму поведения ты встретишь у людей разного возраста, которые выходят на забастовки, акции несогласия, единичные пикеты.

Третья группа причин – несогласие с действиями властей, решениями руководства компании, в которой работает человек.

Формы протестного поведения

Протестовать можно в открытую – ребенок падает на пол, не желая идти в садик. Взрослый идет на забастовку, показывая свое негативное отношение к решению, принятому правительством.

Менее очевидными являются следующие формы протестного поведения:

  • Внутренний протест. Внутри тебя поднимается волна несогласия, но ты никак ее не проявляешь, постепенно забываешь. При повторных случаях постепенно формируется установка, способ реагирования на определенные обстоятельства.
  • Тихий отказ выполнять поручение, работу. Ты просто ничего не делаешь и никак это не комментируешь.
  • Согласие сделать, что тебя просят, но в реальности игнорирование просьбы или обязанностей.

Фото Clem Onojeghuo on Unsplash

  • Реализация неадекватных форм проявления – демонстративность, агрессивность.
  • Включение в антисоциальные движения.

Типы протестного поведения имеют определенные, ярко выраженные черты в зависимости от возраста и характерных для него черт.

Кризис трех лет

Одно из наиболее ярких проявлений протестов связано с трехлетним возрастом. Ребенок начинает выражать свои желания, несогласие с действиями взрослых. Те рамки, которые были возведены для него родителями, становятся слишком тесными.

Ребенок проявляет негативизм, упрямство, кричит, может пинаться, бить. Чаще всего эти действия и эмоции направлены в отношении самого важного для него взрослого.

Причиной может послужить красивая игрушка, желание подольше погулять.

В момент такого приступа он не контролирует свои эмоции. Но примечательно то, что результатом протестного поведения может стать появление новых внутренних черт, способность саморегуляции.

Image by Pete Linforth from Pixabay

Ты гуляешь со своим малышом, уже поздно, надо идти домой, но он не хочет и протестует. Лучше всего остановиться, присесть рядом с ним и поговорить, найти слова, которые изменят его желания, сделают привлекательным возвращение домой. Кто-то обещает включить мультик, кто-то – купить йогурт или поиграть в любимые игрушки. Результат – ребенок научается находить выход из захвативших его эмоций, видеть альтернативы, регулировать свои действия.

Подростковый возраст

Еще один яркий жизненный этап, которому свойственно протестное поведение, – подростковый возраст. Перед тобой уже не ребенок, который привык слушаться тебя. Но еще и не взрослый, способный принимать разумные решения.

Подросток борется с несвободой, стремится выражать свое мнение, делать то, что считает нужным. Объектом протеста являются родители, учителя. В какой-то момент времени все они становятся для него выражением зла, ущемляющего его права.

Поведение также носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Многие уверены, что протестное поведение свойственно самое позднее человеку в юношеском возрасте. Но есть исключения:

Image by Orna Wachman from Pixabay

  • Четко сформированные границы, пересечение которых воспринимается, как посягательство на личную жизнь.
  • Осознание посягательства на свои права и права близких.
  • Кризис среднего возраста с его пониманием, что время уходит, а человек так и не реализовал свои мечты.
Читайте также:  Депрессия шифр мкб 10

Во взрослом возрасте протестное поведение чаще всего имеет под собой обдуманное основание, сознательно принятое решение.

Протестное поведение часто связывают с негативными реакциями, выступлениями против властей. Однако во многих случаях оно – часть личностного развития, которое помогает человеку обрести новые положительные черты и свойства.

Источник

Экзаменационный тест для итоговой аттестации кандидатов в замещающие родители

Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните предложения

Ф.И.О., дата_____________________________________________________________

1.Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:
а) имеет право;
б) не имеет права.

2.Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) «Медовый месяц»
б) «Уже не гость»
в) «Вживание»
г) «Стабилизация отношений»

3.Напишите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.

4.Должны ли данные факты быть подтверждены официальными документами?
a)да;
б)нет.

5.Какие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в РФ? Напишите.

6.Перечислите основные потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка.

7.Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью? Здесь нужно отметить, что подобные ситуации — закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Почему кризис необходим приемной семье?

8.Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию. Какие признаки относятся к формальным, а какие к фактическим?
a)количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком;
б)обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов;
в)документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома;
г)выписка из домовой книги.

9.По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приемного ребенка формируется привязанность к Вам?

10. Укажите основные способы поиска ребенка для усыновления, установления опеки, принятия в приемную семью.

11.С какого периода начинается половое развитие ребенка?

a)ранний дошкольный возраст;
б)подростковый возраст;
в)младенческий возраст;
г)младший школьный возраст.

12.Что относится к правовым критериям подбора семьи, а что к психологическим?

а) Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
-отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
б) личностные качества родителей;
в) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
г) внутрисемейные взаимоотношения;
д) отсутствие у кандидатов в приемные родители судимости за умышленное преступление;
е) мотивы.

13.Какова, по вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?

14.К какому виду насилия относится преднамеренная социальная изоляция ребенка:
a) физическое насилие
б) сексуальное насилие
в) психологическое насилие
г) пренебрежение нуждами ребенка

15.На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
a) депрессия и вина;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
г) принятие.

Читайте также:  Тест чувствителен от 10 мме

16.Соотнесите.
Физическое насилие
Сексуальное насилие (развращение)
Психическое (эмоциональное) насилие
Пренебрежение нуждами ребенка

а) — открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
— унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
— угрозы бросить ребенка, манипуляции: «Не любишь меня — уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен»;
— игра на чувствах ребенка.
б) преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
в) — отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
г) вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

17. Вспомните основные сферы развития человека. Дополните предложения:
На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – малыш учится двигаться (_________________ сфера),
изучает собственное тело (_____________________сфера),
изучает окружающую среду (_________________________ сфера),
учится общаться с людьми (__________________________ сфера),
выражает чувство протеста (_______________________ сфера),
видит осуждение взрослого за свой проступок (_______________________сфера).

18. Допишите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду.
а) период новорожденности___________________________
б) раннее детство_________________________
в) дошкольное детство______________________
г) младший школьный возраст (отрочество)______________________
д) подростковый возраст (юность)____________________

19. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.

20.В чем, по вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?

Ключ.
1.а
2.б
3.Причины: алкоголизм, наркомания, длительное отсутствие, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание родителей недееспособными.
4.а
5.Приемная семья, опека и попечительство, усыновление/удочерение, патронатное воспитание.
6.Потребность в любви, быть своего возраста,в защите, в научении, быть самим собой.
7.Кризис на втором этапе помогает выявить проблемы у ребенка, невозможно без него перейти на следующий этап адаптации.
8.Формальные — а,в,г. Фактические — б.
9.Ребенок смотри в глаза, улыбается, доверяет, идет за помощью, старается ве свободное время проводить с новыми родителями.
10.Банк данных, опека, детские дома, интернет, детские медицинские учреждения.
11.а
12.Правовые — а,в,д. Психологические — б,г.
13.С помощью игры у ребенка развиваются все стороны. Память, мышление, речь и так далее.
14.в
15.в
16.Физическое — б. Сексуальное — г. Психологическое — а. Пренебрежение нуждами — в.
17.Физическая — сексуальная — интеллектуальная — социальная — эмоциональная — нравственная.
18.а — эмоциональное общение, б — предметно-манипулятивная деятельность, в — игра, г — учение, д- трудовая деятельность, общение.
19.Агрессия, аутоагрессия, непослушание, отказ выходить на контакт.
20.Обеспечение безопасности — это объяснение и научение правилами поведения дома, что можно, что нельзя (бытовая техника,электроприборы,окна,балконы, кому можно открывать дверь, кому нельзя, и так далее). Научить как вести себя если завел разговор не знакомый человек и так далее.

Источник

Оцените статью