Выполняет перцептивную передачи эмоции функцию

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Читайте также:  Что нужно делать во время стресса

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

  • Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
  • Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
  • Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Читайте также:  Платон характеризует мир чувственно воспринимаемых вещей как

Источник

Перцептивная функция коммуникации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «перцепция»

Перцепция – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Перцептивная сторона коммуникации является основой взаимодействия между людьми. Процесс взаимодействия основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком.

Сам термин «перцепция» означает «восприятие» и происходит от латинского «perception».

В психологии перцепция означает отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений, т.е. восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга, что происходит благодаря пониманию целей, мотивов, установок.

Проявление перцепции происходит и в понимании, и в принятии – это говорит о том, что два человека разделяют убеждения и ценности и согласовывают их между собой. Результатом такого понимания и принятия может быть дружба, влюбленность, привязанность.

С помощью перцепции можно «читать» окружающих людей и видеть в них то, что они о себе не скажут. При неточном анализе возможна конфликтная ситуация.

Социальная перцепция выполняет пять функций:

  1. Изучение себя через осознание других людей, взаимодействуя с которыми можно получить информацию о себе. Примеряя черты его характера на себя можно увидеть свои скрытые желания, потребности, страхи;
  2. Изучение собеседника, включающее понимание его взглядов и убеждений, возможность получить 100% информацию о человеке. Коммуникация во всех видах отношений – романтических, дружеских, приятельских, является их основой;
  3. Организация совместной работы, когда принимая друг друга можно вести совместную деятельность, а знание его установок и мотивов помогает правильно себя с ним вести;
  4. Взаимопонимание между партнерами – основа любых отношений, наличие общих точек соприкосновения, общих интересов и взглядов являются залогом дружбы. Взаимопонимание дает возможность в спорных ситуациях находить компромиссное решение;
  5. Эмоциональное взаимодействие, вызываемое складывающимися отношениями – это может быть симпатия, враждебность и другие виды эмоциональных чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, перцепция оказывает большую помощь в создании образа человека, помогает рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

С помощью перцептивного компонента можно изменить первое впечатление о человеке, отказаться от первичной оценки и рассматривать его таким, какой он есть в текущий момент времени. Перцептивный компонент является составляющей перцепции и помогает дать правильную оценку внешности и поведения собеседника.

Перцептивная функция общения

Довольно часто реакция людей на какие-либо события определяется тем, как люди воспринимают и вообще хотят ли воспринимать эти события.

Человек в определенный момент времени частично воспринимает доступные ему сенсорные стимулы. Их интерпретацию он делает в соответствии со своими ожиданиями, ценностями, представлениями. Восприятие партнерами по общению друг друга является обязательной составной частью этого общения – условно это можно назвать перцептивной стороной общения.

Перцептивная функция – это межличностное восприятие. Надо сказать, что в традиционном общепсихологическом смысле слово «восприятие» будет не совсем точным, потому что к его чертам, кроме внешних характеристик объекта, будут относиться ещё и поведенческие и психологические характеристики. Поэтому в качестве синонима оправданным будет выражение не восприятие, а познание другого человека.

При общении межличностное восприятие будет включать следующие моменты:

  • восприятие и оценка сообщения будет в свете актуальных потребностей адресата;
  • исходя из различия в опыте адресата и адресанта, неизбежными будут искажения смысла сообщения;
  • незнакомая информация, находящаяся вне опыта адресата, воспринимается медленнее;
  • решения в незнакомой ситуации ориентируются на те, которые были уже опробованы в похожей ситуации;
  • точность интерпретации сообщения невозможно решить с помощью только языковых средств.
Читайте также:  Что сегодня может чувствовать

Данные обстоятельства необходимо учитывать, потому что познание другого человека является составной частью процесса общения. Восприятие адресата, таким образом, означает восприятие его внешних признаков в соответствии с личностными характеристиками.

Возникающие впечатления в процессе общения играют важную регулятивную роль. В процессе познания другого человека происходит эмоциональная оценка этого человека, попытка понять смысл его поступков, идет выстраивание стратегии собственного поведения.

Коммуникация предполагает минимум двух человек, которые оба являются активными субъектами и каждый сопоставляет себя с другим.

Отсюда, выстраивая стратегию взаимодействия, в расчет приходится принимать мотивы, установки, потребности другого, а не только свои. Кроме этого, в расчет приходится принимать и то, как адресат понимает потребности, мотивы и установки адресанта.

Это говорит о том, что осознание себя через партнера по общению будет иметь две стороны – идентификацию и рефлексию.

Под идентификацией понимается способ, с помощью которого происходит понимание другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам.

Например, каково внутреннее состояние партнера по общению можно предположить, представив его жизненную ситуацию и его переживания по этому поводу.

Идентификация является самым простым способом понимания другого человека. Идентификация связана с эмпатией, т.е. эмоциональным откликом на проблему партнера, сопереживание его внутреннему состоянию.

Рефлексия – это второе сложное явление, от которого тоже зависит взаимодействие между партнерами. Под рефлексией понимается осознание адресантом того, как его воспринимает партнер по общению.

Надо сказать, что психологический термин «рефлексия» отличается от философского. Рефлексия в философии – это познание субъектом самого себя.

Эффекты межличностного восприятия

Познавая друг друга, люди не ограничиваются только наблюдением. Человеку важно выяснить причины поведения партнеров по общению, выяснить личностные качества.

Наблюдение дает недостаточную информацию для того, чтобы сделать правильные выводы, а отсюда наблюдатель приписывает причины поведения и личностные его черты с некоторой долей вероятности. Подобная интерпретация может оказать влияние не только на наблюдаемого, но и на наблюдателя.

Во время межличностного восприятия возникает целый ряд эффектов:

  • эффект порядка или первичности при общении с незнакомым человеком, образ которого формируется на основании информации, полученной ранее, если первое впечатление противоречивое;
  • эффект края возникает тогда, когда объекты находятся по краям и лучше воспринимаются;
  • эффект новизны возникает со знакомым человеком и новая о нем информация играет более важную роль;
  • эффект ореола – новая информация накладывается на привычный образ является «ореолом», мешающим личность воспринимать правильно;
  • эффект первого впечатления формирует устойчивое мнение о человеке;
  • эффект проекции при котором оппоненту приписываются свои преимущества или недостатки, в зависимости от сложившегося о нем мнения;
  • эффект средней ошибки возникает при намеренном преуменьшении сильных сторон партнера;
  • эффект Барнума – собственные характеристики воспринимаются как более правильные при их подтверждении конкретными аргументами;
  • эффект бумеранга суть которого заключается в обратном эффекте от ожидаемого при передаче информации, особенно, если она исходит от оппонента, вызывающего недоверие и неприязнь.

Источник

Оцените статью