Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Владимир Левченков
Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность»
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для закрепления знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, гнев, удивление)
Задачи:
-развитие умения различать эмоции по их проявлениям;
-способствовать развитию выразительности мимики;
-способствовать развитию творческих способностей детей;
-мотивировать развитие познавательного интереса;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;
— развивать творческое воображение, фантазии, мышление и чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
-познакомить с элементами актёрского мастерства;
— воспитывать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: ноутбук, проектор, видеофрагменты по, аудиозаписи, магнитофон, медали «солнышки», карандаши цветные.
Педагог-психолог: Доброе утро, ребята! Я очень рад вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, дотронусь до его ладошек, назову его по имени и скажу, что я очень рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие.
Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга.
Упражнение «Радуга»
1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.
2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.
3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?
4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много-много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?
Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.
Упражнение «Радуга настроений» (автор Н. Л. Кряжева)
Ведущий. Давайте подумаем, на что может быть похоже наше настроение. Мое настроение похоже на солнышко, оно доброе и светлое.
Упражнение проводится по кругу. Дети рассказывают, на что похоже их настроение (на какое время года, природное явление, погоду) .
А если мы каждое настроение раскрасим? У Маши — красное, у Пети — синее и т. д. Что у нас получится? Правильно, радуга. И действительно, не бывает одного настроения, их целая радуга.
Можем мы раскрасить хорошее настроение?
А можем мы раскрасить плохое настроение?
Давайте и эмоциям мы назначим цвет, чтобы их легче было понимать. Вот у меня рисунок с какой эмоцией? Какой мы ему выберем цвет?
Дети рассуждают. На заготовку радуги накладываются эмоции к соответствующему цвету.
Упражнение «Два зеркала»
Детям раздаются бланки, на которых изображены два больших овала. Ведущий объясняет, что это зеркала. Детям нужно нарисовать в них себя: с плохим и хорошим настроением.
А теперь давайте попробуем сделать наше настроение очень веселым, поиграем в игру.
Игра «Развесили грустного».
Педагог. Давайте попробуем развеселить плакс. Сейчас поделитесь на пары. Один из вас будет изображать грустного человека, другой должен его развеселить, вызвать улыбку, смех. Трогать руками нельзя.
Дети выполняют задание.
Рисование «Нарисуй, свое настроение»
Педагог психолог. Ребята, давайте нарисуем наше настроение.
— Расскажите, что вам понравилось?
— Что больше всего запомнилось?
А теперь, попробуем с помощью стихотворения выразить разные эмоции. Давайте посмотрим сейчас видео с эмоциональной передачей содержания стихотворений.
(Раздача стихотворений)А сейчас попробуйте друг другу в парах сначала передать характер стихотворения при помощи жестов, мимики (выражения лица, можно негромко проговаривать текст. А затем некоторых послушаем, что у них получилось. Молодцы, вы справились с этим заданием и потихонечку начинаете превращаться в артистов.
Сценическое движение. Упражнение «Мяч»
Сейчас все вы превращаетесь в мячи, но только мячи сдувшиеся. Я возьму в руки воображаемый насос и буду надувать вас со звуком «Ш-ш-ш…», а вы будете расти, надуваться с нарастающим звуком «О-о-о…». Затем я постараюсь поиграть с вами, как с самыми настоящими мячами.
Грим.
Ребята, скажите, а какие эмоции показывает на сцене актёр? Он может быть грустным? Весёлым? Злым? Добрым? Конечно! И я предлагаю вам сегодня попробовать показать несколько эмоций, но прежде чем мы приступим, необходимо размять наше лицо, а именно мимику лица. Попробуем!
Упражнение «Комар»
Представьте, что на ваше лицо прилетел и сел комар. Прогонять руками его нельзя, крутить головой нельзя и дуть тоже. Вы можете справиться с комаром только с помощью мимики, с помощью движения мышц своего лица. Я буду говорить, на какую часть лица сел комар, а вы будете прогонять его с помощью своей мимики.
Итак, комар на носу, на лбу, на щеках, на подбородке, а сейчас прилетела целая стая комаров и облепила всё ваше лицо! Молодцы, хорошо справились с заданием.
А теперь, попробуем показать несколько эмоций, например, грусть, злость, удивление, и конечно, радость! Хорошо, ребята, вы молодцы, смогли выразить все чувства и эмоции.
Театральная игра «Ракетка»
Как вы думаете, для чего предназначена ракетка? А ещё! А мы попробуем поиграть ни мячами, ни ракетками, а настоящими словами с помощью стихотворения «Весёлый мяч». Я буду бросать вам первое слово, а вы отвечать мне следующим.
Стихотворение «Весёлый мяч»
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Синий, красный, голубой!
Не угнаться за тобой!
Молодцы, вот так,, вы попробовали себя в роли актёров и показали свои эмоции. Узнали, что такое сценическая речь, игра, движение, грим. И в заключение я хочу сказать всем вам большое спасибо, верить в чудеса и открывать для себя новые грани волшебного мира.
Вы слышите журчание ручейка. Это ручеек радости. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, как чистый ручеек течет по нашему кругу. Давайте поделимся друг с другом своей улыбкой. Как здорово: все получили улыбку и хорошее настроение.
Нам пора возвращаться в школу.
Закройте глаза, повернитесь вокруг себя. Вот мы и оказались в школе.
Рефлексия.
На память о нашем путешествии, королева Эмоция дарит вам солнышки.
Литература:
3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет Академия Развития, Академия Холдинг, 2012
4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. — М. : П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –– Москва: Генезис, 2008
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.
Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике» на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста» То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.
Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему.
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники» Развивающее упражнение с кинетическим песком для воспитанников старшей группы «Песочные художники» Цель: развитие пространственного воображения,.
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Конспект развивающего занятия Тема: «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие познавательной сферы ребенка.
Источник
Развитие эмоций через художественное творчество
статья
Статья о развитие эмоции через художественное творчество. Краткое описание всех видов. Особености развития эмоций у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
0бщие представления об изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.
Воспитателю в детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного возраста и осуществлять их развитие на специфических видах деятельности, таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, музыка и пр., в рамках которых происходит наиболее эффективное развитие всех сторон развития личности дошкольника. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивной деятельности.
Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности конструирования ребёнком из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, что объективно предполагает необходимость её познать, выразить к ней своё отношение, получить результат. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов. В изобразительной деятельности ребёнок выступает как субъект, которому нравится и приятно действовать. Это обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие его творческих способностей.
К видам изобразительной деятельности в детском саду относится: рисование, лепка, аппликация и конструирование и другие.
Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Это очень древнее искусство. Его история насчитывает более 2500 лет.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, глазомер и цветоощущение. Работа из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Конструирование — один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия и мышления ребёнка. Конструктивная деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления, то есть в процессе предметно-практической деятельности; создаются благоприятные условия на психофизическое развитие ребенка.
Лепка — одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь развивает речь, эмоциональную сферу ребёнка. Эта работа даёт простор детской фантазии.
В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета. Он не просто рассматривает его — осязает своими руками со всех сторон. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем он становится отчетливее.
О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов — она очевидна: человек, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов — он всегда еумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное: настроение, переживания в данный момент, отношение к этому предмету. И никогда у детей не сможет быть одинаковых работ — они индивидуальны.
Умение- выразить себя через изобразительное творчество на листе бумаги — редкое счастье. Совсем немногие взрослые люди владеют этим талантом. В отличие от них дети, особенно маленькие, дошкольного возраста, рисуют много и свободно, и совсем не переживают, что у них не похоже Hav «настоящее». Дети, создавая свой мир на листе бумаги, познают высшее счастье: «Это мой мир, и я его создал!»
Детский рисунок своеобразен, ведь «рисование — сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребёнка. »
С давних пор обсуждается вопрос взаимосвязи между детским рисованием и уровнем развития детского мышления, проводятся прямые аналогии между развитием рисования и эмоционального развития, т.е. рисование — особый вид речи. Можно предположить наличие обратной связи, т.е. — повышение
уровня изобразительных способностей детей может стимулировать развитие их высших психических функций, способствовать улучшению эмоциональной атмосферы в группе и общего развития.
Особенности развития эмоций младших дошкольников.
Развитию эмоциональной сферы дошкольника не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование « умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, изображает какой-либо предмет, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров:
«адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; -дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
-широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; -адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражение эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слёзы, запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Чрезмерные запреты в выражение чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребёнок с рождения. Частично справиться с этой проблемой поможет изобразительная деятельность, так как ребёнок все свои чувства, переживания может «выплеснуть» на бумагу или движениями рук в лепке.
У детей младшего дошкольного возраста эмоции обладают способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны настроению, владеющему ребёнком в данный момент.
.»Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и . Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в эмоциональной сфере воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер».
Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, — это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эмоциональные отношение. Таким образом, для эмоционального отклика детей на игрушку, на прочитанное, на увиденное и т.д. требуются предварительная установка на восприятие (что это такое?) и эмоциональная реакция со стороны воспитателя (какой замечательный Тузик!). В дальнейшем эстетические переживания ребёнка выражаются в узнавании в игрушке сложившегося в сознании образа.
Взрослые могут ребёнку в управление эмоциями ребёнка. Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить ребёнка в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
V сосредоточение внимания на деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
S снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
S получение дополнительной информации;
S дать возможность ребёнку выговориться своему близкому другу ( например, игрушке он может рассказать о своих страхах);
S физическая разрядка; для это можно применить смену деятельности (физминутки, динамические паузы). Иногда такая разрядка происходит у ребёнка как бы сама собой: ребёнок может на занятие подойти к воспитателю или другому ребёнку; пройти по группе и посмотреть на полученные результаты других детей или выразить свое мнение с помощью жестов);слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
S изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
V активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
S мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементрм аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного ребёнка при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию.
В наше время педагоги обращают большое внимание на развитие эмоциональной сферы через изобразительную деятельность, и що направление называется артпедагогикой.
Экспериментальные основы формирования эмоций через изобразительную деятельность.
1. Первичная диагностика.
В ходе исследования проблемы формирования эмоций через изобразительную деятельность, мной проводилось несколько диагностик. Первая диагностика проводилась в …..учебном году на младшей группе ГДОУ № 103 Фрунзенского района (списочный состав группы 21 ребёнок, возраст детей соответствует возрастной группе) Диагностика состояла из двух заданий.
1 задание. Изучение восприятия детьми графического Изображения эмоций. ( Проводилось индивидуально)
Ребёнку предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявлялись они по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Ответы детей записывались в таблицу №1. Анализируя полученные данные дали возможность выяснить, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Как их сравнивают.
Задание№2. Изучение понимание детьми своего эмоционального состояния. (Проводилось по подгруппам. За один раз дети рисовали две- три эмоции). Детям предлагалось вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали удивление, страх, горе, радость, злобу.
Мною оценивалась содержательная сторона детских работ, расположение на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
После обработки полученных данных можно сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста существуют проблемы в выражение эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слёзы, запрет на выражение страха, агрессии.
Для того чтобы дети могли лучше узнать себя, определять своё эмоциональное состояние, а так же понимать состояние сверстника и уметь им сопереживать, мной было разработано примерное тематическое планирование « Я и эмоции».
Целью, которого стало: научить детей понимать эмоциональное состояние людей, и выражать его в изобразительной деятельности. Для достижения этой цели были поставлены задачи:
наблюдение за эмоциональным состоянием детей на занятиях по изобразительной деятельности;
- научить детей отображать с помощью цвета и линий положительные и отрицательные эмоции;
- апробировать нетрадиционные способы рисования, аппликации и лепки, а также разнообразные формы организации детей.
- установление взаимосвязи знаний полученных на занятиях познавательного характера.
Примерное тематическое планирования «Я и эмоции».
Тема и содержание занятия
«Зелёный дом» — развитие познавательных способностей. «Кладовая леса» — лепка и аппликация ( выбор предметов и героев по желанию детей) «Листопад» — рисование (отпечатки листьев на белом листе).
Дети самостоятельно выбирают цвет для фона и краски для смешивания. Знакомство с понятием «палитра»
«Дом, в котором я живу» — развитие познавательных способностей. «Избушка на курьих ножках» — лепка (использование природного материала).
«Кошкин дом» — аппликация (обрывание бумаги) «Конура для собачки» — конструирование из мелкого конструктора.
Используется приём сравнения: какой дом может быть у Бабы» Яги, у кошки, у детей? Как можно выразить их характер через цвет, композицию, линию?
«Описание детьми внешнего вида друг друга» — развитие познавательных способностей. «Зеркало» — лепка + рисование. «Новогодняя открытка для родителей» — коллективная работа.
Предварительная работа: задание детям — принести фотографии.
Задачи На занятие: — учить отражать различные эмоции с помощью мимики;
- учить детей графическому изображению эмоций;
- учить договариваться о выполнение той или иной деятельности.
«Каникулы в страну сказок» — закрепление знаний о героях сказок, викторина.
Учить детей сопереживать героям сказок. Учить отражать своё отношение к тому или
« Новогодний хоровод» — рисование (отпечатки сжатого листа бумаги» «У медведя во бору» — лепка (использование природного материала)
другому герою через рисунок.
«Папин день» — вечер развлечения. «Самолёты в небе» — аппликация (приём обрывания бумаги) « Папа» — лепка (выкладывание слово «папа» природным материалом)
Участие родителей на занятиях, дети учиться на примере отцов, как складывать корабли, как можно рисовать улыбки. Проведение самими родителями тематических занятий в группе. Рассматривание фотографий и зарисовки того, что им больше всего понравилось.
«Первые цветы» — развитие познавательных способностей. «Первые цветы» — рисование (акварель восковые мелки) «Первые цветы» — лепка (налепы на картоне).
Дети самостоятельно выбирают цвет фона. По выбранному цвету определяется эмоциональное состояние ребёнка на данный момент.
«Русская изба»- развитие познавательных способностей, экскурсия в комнату сказок. «Узоры на стекле» — рисование ( набрызгивание краски на кальку зубной щеткой)
Учить отражать полученные знания на практике. Положительная эмоциональная атмосфера в группе за счёт того ко всему можно прикоснуться и сделать тоже самое через новый приём рисования.
«День Победы» — развитие познавательных способностей. «Праздник в городе» рисование (гротаж)
«Салют» — аппликация (приём рваной аппликации)
Выбор цвета и формы работы за ребёнком. Рассматривание иллюстраций и работ других детей на данную тему.
Тематическое планирование «Я и эмоции» позволило создать среду, в которой ребёнок может развивать свой эмоциональный мир, где ребёнок свободно может выражать симпатию антипатию к тому или иному предмету, существу через изобразительную деятельность. В группе организован уголок самостоятельной изобразительной деятельности, в него внесены различные материалы, игры на развитие эмоционально-чувственной сферы, разнообразные иллюстрации, а так же работы детей за весь год. Так же планирование помогло отобрать наиболее эффективные формы организации деятельности детей и приёмы изобразительной деятельности, которые возможно использовать в данной группе для формирования эмоций.
Формирование эмоций у детей, для лучшего понимания эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания в группе проводятся различные дидактические игры. Для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагается выполнить совместную работу.
В группе проводились занятия такие как «Новогодняя открытка для родителей», « Волшебный лес», где дети сами могли выбрать, что они хотят, и будут делать. Ребята, которые послабее выбирали в основном аппликационные работы: приклеить открытки, фотографии, вату и уже готовые работы (медведя, лису, зайца и т.д.). А ребята посильнее рисовали красками (деревья, узоры, водоёмы, траву и т.д.), а также «писали» мишурой буквы.
Содержание рисунков детей может стать темой для разыгрывание ситуаций страх, радость. Таким и были занятия как «Дом Бабы- Яги», «Кошкин дом», «Дом, в котором ты живешь», «Маски». Выполняя работу, дети должны были выразить через рисунок характер героев. А потом эти рисунки использовались для иллюстраций сказок, придуманных самими детьми с воспитателем, или театрализованных представлений.
Огромное значение в определение эмоционального состояния человека играет выбор цвета. Очень важно определить состояние ребёнка и выбрать определённую позицию воздействия на него. Цвет и линии могут рассказать о многом. Мной был составлен цветовой ряд (16 цветов и оттенков). Задание для детей было такого: за 5 секунд выбрать себе цвет и показать его взрослому. Взрослый легко понимает, какие занятия для ребёнка на сегодня более интересны и продуктивны.
Занятия, которые помогали выявить эти эмоций, назывались так: « Во саду ли, в огороде», «Первые цветы», «Праздничный город», «Салют» и т.д. Детям предлагалось самостоятельно выбрать для своей работы фон, если надо смешать краски, а так же выбрать материал которым он будет выполнять работу.
Почти всегда у детей вызывает восторг новизна в организации занятий, а также сюрпризный момент. Такими занятиями были «Папин день», «День смеха». На них использовалась такая форма организации как творческие мастерские. Дети делились по интересам, выбирали себе определенный вид деятельности, и не только изобразительную. Некоторые дети вместе с родителями разыгрывали сценки, заучивали песни и пели под гитару. Сюрпризными моментами являлись появление живых героев, которые путешествовали вместе с детьми по занятию.
Проявление двояких эмоций у детей можно было наблюдать на таких занятиях, как «Солнечные зайчики» (рисование ладошками), «Самолёты в небе» (рваная аппликация), «Праздник в городе» (гротаж), «Зеркало» (рисование+лепка, использование природного материала), «Зима в лесу» (рисование сжатым листом), «Листопад» (отпечатки листьев). Двоякость заключалась в том, что сначала дети боялись выполнять работу из-за того, что у них не получится,: а потом радовались и удивлялись, что она получилась и эта работа была им интересна и легка. Почти всё дети через некоторое время принесли похожие работы из дома. Можно сделать вывод, что использование нетрадиционных приемов в рисование, аппликации и лепки тренирует детей в выражение своих эмоций не только к самой работе, но и действию над ней.
В формирование эмоций у детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет отношение родителей к своему ребёнку, к его поступкам, а так же отношение к другим людям. Дети как «губки» впитывают все что видят и слышат, они хотят быть похожими на своих родителей, и впоследствии поведение детей зависит от поведения родителей. Поэтому перед мной встала еще одна задача « воспитание родителей». Для родителей проводились консультации по темам «Виды эмоций у детей и узнавание их по внешним сигналам», «Изобразительная деятельность и работа детей с различными материалами дома». Также родителям было предложено ознакомиться с некоторыми рекомендациями по данным темам: «Как помочь ребёнку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе», «Как преодолеть агрессивность у детей». С родителями группы было проведено анкетирование «Мой ребёнок», которое позволило узнать, насколько родители понимают эмоциональное состояние своего ребёнка.
После проведенной работы была проведена повторная диагностика на тех же детях, но которые повзрослели на год. Детям так же было предложено 2 задания.
Первое задание на изучение восприятия графического изображения эмоций показала, что почти всё дети правильно сравнивают графическое изображение с понятием той или иной эмоций (таблица№ 2). Они с легкостью могут распознать эмоциональное состояние людей, животных на сюжетных картинках и иллюстрациях.
Второе задание было направлено на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. Это задание оказалось для детей более сложным, но они также хорошо с ним справились. Дети могут увидеть то, что видит другой человек, умеют ему сопереживать, знают, как надо поступить в той или иной ситуации. Могут выразить свои эмоции не только словами и мимикой, но и «выплеснуть» их на рисунок,аппликацию.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что для формирования эмоций требуется какая-нибудь деятельность, где ребенок не стесняясь и не боясь, может рассказать о своем состояние, о том, что ему нравиться и не нравиться, хочет он этого или нет, и более подходящей деятельностью является изобразительная, где не обязательно надо уметь хорошо рисовать ила хорошо что-нибудь делать, а достаточно того, что ты просто нарисуешь круг, линию, или то, что умеешь понравившимся цветом. Также формированию эмоций способствуют различные игры на развитие чувственно-эмоциональной сферы, совместные работы с детьми и родителями, и тесного контакта воспитателя с родителями в едином русле.
Источник