- Поднятые и удерживаемые брови
- Поднятые брови – что это значит?
- Опущенные брови
- О чем еще могут поведать брови?
- 25. Мимика
- Иллюстрация и реакция
- Микровыражения
- На что смотреть
- Тренируемся
- Значение эмоций
- Проверь себя
- 1. Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
- 2. При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
- 3. Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?
- 4. Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:
Поднятые и удерживаемые брови
Очень важным элементом общения между людьми является визуальный контакт. Смотреть на своего собеседника – это не только выражать заинтересованность в разговоре, но и сосредотачиваться на получении информации. К тому же, пристальные взгляды на визави помогут с легкостью увидеть всю мимику и жесты, используемые им. Это поможет узнать точный настрой и правдивость его отношений.
Именно по мимике можно узнать очень многое о человеке, а потому стоит понаблюдать за собеседником и правильно оценить ее. Лицо всегда выражает определенные эмоции, которые человеку очень трудно задержать, так как такие сигналы подаются на подсознательном уровне. Давайте для начала немного поговорим о человеческих бровях, так как они постоянно могут находиться в поле зрения собеседника.
Поднятые брови – что это значит?
Такой жест можно определить как приветствие, которое видно издалека. Его заметили очень давно, и можно с уверенностью заявить, что такой универсальный сигнал использовался прародителем человека. Даже сейчас, посмотрев на обезьян, можно увидеть движение бровей, что полностью объясняет происхождение человека.
Брови могут подниматься всего лишь на мгновение, а потом возвращаться в свое исходное положение. Такой жест выполняется на подсознательном уровне и ставит перед собой цель привлечь внимание к лицу. Такое привлечение внимания необходимо для того, чтобы произвести полноценный и эффективный обмен сигналами.
Людьми во всех странах такой жест считается нормальным, и его использование не противоречит жизненным уставам общества. Исключением является только Япония. Японцы считают проявление такого жеста высказыванием оскорбления в сторону своего собеседника, так как движение бровями носит в себе определенный сексуальный подтекст. Именно по таким причинам вся нация перестала использовать его.
Поднятые брови являются бессознательным сигналом, сигнализирующим о том, что вы заметили человека. Он может выражать как страх, так и удивление. Скорее всего, вы никогда не замечали, но просто идя по улице и встречая незнакомых людей, не вызывающих никаких чувств, брови всегда остаются неподвижными. Даже при личном приветствии, люди, у которых брови не двигаются, считаются агрессивными и воспринимаются соответствующе.
Проверить такую теорию можно и самостоятельно, проведя совсем несложный эксперимент. Для этого необходимо сесть в людном месте и всегда поднимать брови, когда возле вас проходит человек. В ответ можно увидеть приподнятые брови людей, которые заметили такое движение, а иногда даже улыбку на лице и некую расположенность к разговору. Кстати, специалисты рекомендуют использовать приподнятые брови при общении с людьми, которые симпатичны для разговора или которым вы хотите понравиться.
Брови могут быть подняты и сознательно, и такой жест очень отличается от бессознательного поднятия бровей. Намеренно поднятые брови видно сразу, так как такой жест имеет большую продолжительность, и при нем на лбу образовываются морщинки. Чем сильнее человек хочет выразить свои эмоции, тем морщины на лбу больше и глубже.
Некоторые индивидуумы обладают способностью поднимать лишь одну бровь. Такой жест зачастую вызывает недоумение на лице человека, с которым они общаются, так как ему очень сложно осмыслить, как можно такое движение осуществить. Поднятая бровь может передавать не только заинтересованность и удивление, она может свидетельствовать и о том, что у собеседника возникло чувство неодобрения чего-либо.
Такому движению легко научиться при помощи довольно простых тренировок. Для этого необходимо встать перед зеркалом и поднимать одну бровь, при этом придерживая вторую рукой. Мышцы хоть и взаимосвязанные, но имеют способность работать по отдельности, а умение по очередности поднимать бровь всегда будет вызывать заинтересованность и восхищение у собеседника.
Опущенные брови
Многие наблюдали такое движение, и оно полностью характеризуется как нахмуривание бровей. Оно так же может быть как сознательным, так и бессознательным, но в обоих случаях выражает гнев и недовольство собеседника.
Иногда такое движение характерно при сильной задумчивости. Но когда человек о чем-то думает, он и сам не замечает опускания бровей. Так что можно с уверенностью сказать, что при задумчивости такое движение возникает лишь подсознательно.
Также низко опущенные брови выражают и другие чувства, но для того чтобы правильно разобраться в их значении, необходимо учитывать не только степень такого движения, но и определенный контекст, при котором оно возникло. Например, у многих детей такие движения бровей могут свидетельствовать об их виновности. Это своеобразный признак, который выражает слабость и тревогу. А потому такое движение можно даже приравнивать к низкому поклону и покорности, полному пониманию того, что человек поступил неправильно.
О чем еще могут поведать брови?
Многие считают, что брови придают определенное своеобразие личности. Они отличаются по своей густоте и форме, длине и расположению на лице, и все эти детали делают индивидуальным человеческое лицо. По таким деталям можно с легкостью определить, что за человек и какой у него характер, дружелюбен ли он к собеседнику или же углублен только в себя.
Специалисты считают, что стоит только увидеть форму бровей, как сразу же станет известно о характере человека. Но насколько правильно такое знание, можно поспорить. Сейчас не только женщины изменяют форму своих бровей и их цвет, но и многие мужчины осуществляют такие процедуры. Потому нельзя с уверенностью заявлять, что это не искусственно сделанная форма, для красоты или выявления определенного характера.
Движение бровями так же подвластно изменению и сдерживанию, но такое умение требует постоянных тренировок, а этим готов заниматься не каждый. Потому к мимике лица доверия больше, чем к выводам специалистов о характере в зависимости от формы.
Источник
25. Мимика
Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.
Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.
И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.
Иллюстрация и реакция
Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.
Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения
И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.
При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:
большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.
По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.
Микровыражения
Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.
Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.
Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.
Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.
На что смотреть
Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.
И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:
губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).
Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.
Тренируемся
В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.
Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.
Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.
Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.
1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.
Значение эмоций
Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).
Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.
Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.
Проверь себя
1. Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
Чаще всего полезнее калибровать эмоции-реакции — они сообщают об «искренней» оценке ситуации.
2. При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
Обычно при публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. Но, естественно, эмоции-реакции у выступающего тоже есть.
3. Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?
Скорее всего
эмоция-иллюстрация: 1, 3, 6, 7
эмоция-реакция: 2, 4, 5, 8
4. Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:
1. Удовлетворена какая-то ценность.
2. Основные ценности удовлетворены.
3. Ожидания более чем удовлетворены.
4. Есть возможность выигрыша.
5. Нарушены его важные ценности.
6. Потеря важного для него человека.
7. Нарушены какие-то ценности.
8. В будущем будет опасная ситуация.
9. Нарушение ожиданий.
Для всех ответов надо добавлять «скорее всего».
1. Удовлетворена какая-то ценность — радость.
2. Основные ценности удовлетворены — счастье, сильная радость.
3. Ожидания более чем удовлетворены — восторг, счастье.
4. Есть возможность выигрыша — азарт.
5. Нарушены его важные ценности — гнев, злость.
6. Потеря важного для него человека — горе.
7. Нарушены какие-то ценности — разочарование, недовольство.
8. В будущем будет опасная ситуация — страх.
9. Нарушение ожиданий — удивление.
Источник