Закон Специфических Энергий
Психологический словарь . 2000 .
Смотреть что такое «Закон Специфических Энергий» в других словарях:
закон специфических энергий — Автор. И.Мюллер (1827 г.). Категория. Теоретический постулат сенсорной психофизики. Специфика. Согласно этому закону, каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего раздражителя.… … Большая психологическая энциклопедия
закон специфических энергий — см. Мюллера закон … Большой медицинский словарь
ЗАКОН СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ (органов чувств) — (англ. specific energies doctrine) сформулированный нем. физиологом Иоганном Мюллером (1827) общий принцип сенсорной психофизики. Согласно З. с. э., каждому органу чувств свойствен специфический вид ощущений, не зависящий от специфики энергии… … Большая психологическая энциклопедия
специфических энергий закон — см. закон специфических энергий Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия
закон энергий специфических — постулат, сформулированный в 1827г. И. Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно коему каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, независимый от характера действующего раздражителя. Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия
Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь
Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия
Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд — Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц Hermann von Helmholtz … Википедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия
Источник
Концепция специфической энергии органов чувств Й.Мюллера
Философы – идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения связывают человек с внешним миром. (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах). Они доказывали обратное – ощущения непреодолимой стеной отделяют человека от внешнего мира.
Одним из направлений идеалистического направления является теория Йоганна Мюллера «специфической энергии органов чувств».
Концепция специфической энергии органов чувств Й. Мюллера:
Закон специфической энергии органов чувств гласит, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна и та же внешняя причина, воздействуя на разные органы чувств, вызывает различные ощущения. Мюллер выдвигает идею, согласно которой ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения, и является выражением его специфической энергии. Мюллер выдвинул теорию, согласно которой нервы каждой сенсорной системы передают только один вид данных или «специфическую энергию или качество»:
оптические нервы — всегда только ощущение света, слуховые нервы — всегда и только звуковые сигналы. Посредством зрения, например, по Мюллеру, познается несуществующий во внешнем мире свет, поскольку наш глаз доставляет впечатление света и тогда, когда на него действует электрический или механический раздражитель (надавив на глаз пальцем можно вызвать цветовые ощущения), то есть в отсутствие физического света. Ощущение света признается выражением специфической энергии сетчатки.
Другими словами, согласно закону Мюллера, каждый орган чувств реагирует на раздражение (независимо, какое: световое, электрическое, механическое) заключенной в нем энергией. Ощущения, согласно этому закону, не отражают свойства предметов, раздражителей, а являются результатом высвобождения энергии, присущей данному органу чувств, и зависит только от нее. Следовательно, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира, и ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.
В парадоксальной форме специализация органов чувств или рецепторов, выражается в том, что и неадекватный раздражитель, воздействуя на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения. Например, парадоксальное ощущение холода заключается в том, что при воздействии на рецептор холода горячим раздражителем возникает ощущение холода.
Приведенные факты Мюллером действительно наблюдается и подтверждаются, но есть безусловные противоречия тем выводам.
1) Не все раздражители являются такими универсальными, как ток или механическое воздействие. Звуки и запахи, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощущений.
2) Ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Пример: мех. удар или ток, воздействуя на ухо, вызывает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить со всем богатством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.
В материалистическом подходе (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) принято различать раздражители, адекватные для данного органа чувств не адекватные для него. Это доказывает тонкую специализацию органов чувств к отражению того или иного вида энергии.
Материалисты считали возможным объективное отражение внешнего мира, опираясь в своем подходе на эволюционное учение. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы, которые специализировались на отражении особых видов материи. Таким образом, изучение эволюции организмов, показывает, что действует не принцип «специфической энергии органов чувств», а принцип «органов специфических энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.
6. Свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация)
Свойства ощущений –это те качества или характеристики, которыми один вид ощущений отличается от другого.
· Качество (модальность)– это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного ощущения.
Пример: слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, высоте, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону; тактильные – отражают твердость, шероховатость; вкусовые – сладкое, горькое, кислое, соленное.
В науке очень распространенным является вопрос о соотношении модальных характеристик ощущений и физических раздражителей.
Так, например, ощущение твердости поддается описанию в тех же терминах, в которых физика описывает эти свойства. Модальные же характеристики зрительного и слухового ощущений дифференцируются с помощью терминов, не совпадающих с физическим описанием качеств непосредственных раздражителей, которые соответствуют этим модальностям (частота световых или звуковых волн).
Физика не приписывает световой волне свойства красного или зеленого света, но имеет все основания считать твердость или упругость объективным свойством физических тел.
Современная психофизиология вскрывает эмпирические основания этих различий: несовпадение специфичности ощущения с физическим описанием качества раздражителя возникает в случае дистанционного воздействия раздражителя непосредственный раздражитель (волна) и отображаемое свойство (видимая поверхность объекта) не совпадают. Когда же физическое свойство непосредственно раздражает рецептор, такого расхождения не возникает (тактильные ощущения).
· Интенсивность – количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.
Пример: при насморке, интенсивность воспринимаемых запахов будет искажена.
· Длительность– отображение времени воздействия источника информации на орган чувств (это временная характеристика возникшего ощущения). Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Длительность ощущений: латентный (скрытый) период – раздражитель оказывает действие на рецептор, но ощущение ещё не возникло; эффект последействия – остается след от раздражителя, при этом раздражитель уже не воздействует, например, для возникновения ощущения вкуса, необходимо 50 мс после нанесения на язык химического раздражителя.
· Пространственная локализация –непосредственное воспроизведение местоположения отображаемого раздражителя во внешнем объективном пространстве (Веккер). Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами (слух, обоняние, зрение), дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В случаях действия контактных ощущений: в некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более разлиты (болевые ощущения).
Веккер отмечает, что пространственное свойство локализации ощущения является производным от отражения движения.
Говорит о том, что данные генетической психофизиологии зрения показывают, что исходной степенью зрительных ощущений было именно отображение перемещения объектов.
Например: фасеточные глаза насекомых эффективно работают лишь при воздействии движущихся раздражителей, «специальные детекторы движения». У лягушки сетчатка реагирует также только на перемещение насекомых. В окружении неподвижных насекомых лягушка может погибнуть от голода.
Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений, однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.
7. Закономерности ощущений (адаптация, контраст, последовательный образ, взаимодействие ощущений – сенсибилизация, синестезия)
Адаптация органов чувств
ü Сенсорная адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Различают три разновидности данного явления:
· Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.
Пример: наблюдается в случае действия постоянных раздражителей и проявляется в угасании ощущения. Исчезновение ощущения веса одежды, характерно для обонятельных и вкусовых ощущений.
Не наступает полной адаптации зрительного анализатора при действии непрерывного и неподвижного раздражителя. Данное явление связано с постоянными движениями глаз. Если стабилизировать глаза, то зрительное ощущение исчезает через 2-3- секунды.
· Адаптацией как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
Пример: световая адаптация (выходим на яркий свет).
Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, т.к. в результате снижается чувствительность анализаторов. Не обнаружена негативная адаптация для болевой чувствительности. Боль с каждым разом чувствуется все сильнее.
· Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Это позитивная адаптация.
Пример: темновая адаптация, адаптация к тишине,
Скорость адаптации зависит от типа анализатора. Так, тактильные (1-2-сек) и слуховые (15 с) рецепторы обнаруживают быструю адаптацию, а зрительные (30 минут), обонятельные и вкусовые – более медленную.
Значение адаптации — помогает улавливать слабые раздражители предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Источник
Доктрина «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера и теория «бессознательных умозаключений» Г. Гельмгольца.
· Одним из самых видных физиологов XIX в. был Иоганн Мюллер (1801—1858). В. И. Ленин назвал его «знаменитым основателем новейшей физиологии». Среди
его учеников Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Людвиг и др. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833—1840).
В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной системы. В этом учебнике получило развитие учение о
рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга.
Необходимо отметить, что несколько раньше подобную работу произвел английский физиолог Маршалл Холл (1790—1857), которого Э. Боринг назвал
«пионером в исследовании рефлекторных актов». Мюллер признавал приоритет Холла. Несмотря на это, в силу авторитета Мюллера и его учебника, учение о
рефлекторной природе деятельности спинного мозга связывается с его именем.
Большое место в учебнике Мюллера занимает изучение деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха.
Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии.
Доктрина включает десять законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между
воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики.
По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания
некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния,
вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа.
Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах. Второй
закон доктрины Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое
специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины специфичности опирается на эмпирическую
очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и
тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, неадекватным для данного органа чувств, например, электрическим или механическим).
Следовательно, и качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздействует причина. Таким образом, хотя причиной ощущений является
материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств
и только ждет толчка для этого возбуждения.
Как же мы приходим к уверенности в том, что воспринимаем объекты, а не состояние наших нервов? Мюллер отвечал так: нервы имеют определенное
соотношение с внешними объектами. Ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как
свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию.
В. И. Ленин в связи с философским анализом положения, которое сложилось в естествознании к концу XIX — началу XX в., подвергает критическому
рассмотрению выводы Мюллера с позиции теории отражения. Он квалифицирует эти взгляды как идеализм.
Теория Мюллера не является случайным явлением в развитии физиологических знаний. В. И. Ленин назвал уклон в сторону идеализма среди
естествоиспытателей XIX в. «временным зигзагом, преходящим болезненным периодом в истории науки, болезнью роста, вызванной крутой ломкой старых
В физиологии, развивавшейся в русле механического материализма, к XIX в. накопились такие факты, которые свидетельствовали о больших трудностях в
объяснении специфики деятельности именно живого организма: работы органов чувств, нервной системы, мышечной ткани и т. д.
Например, нервная деятельность, самый нервный процесс понимались в механистическом материализме по образцу механического движения. Ее носителем
считались мельчайшие тельца, «животные духи». При изучении деятельности органов чувств также наталкивались на очень большие трудности. Уже факт
различия между сетчаточным образом и видимым образом предмета ставил в тупик.
В XIX в. многие физиологи, столкнувшись с этими трудностями и не имея средств для их преодоления, приняли позицию отказа от теории и занялись
описанием деятельности органов чувств (Ян Пуркинье, 1787— 1869). В основе теории Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и
проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально8, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от
самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.
Теория Мюллера встретила оппозицию уже у современников. Так, Пуркинье в рецензии на учебник Мюллера писал: «Мы не хотим, чтобы наша точка зрения
оценивалась как идеалистическая. Мы считаем более действительной реальность вещей вне нас и именно в том смысле, как это обычно понимается. ». С
подобной критикой выступил физиолог Э. X. Вебер. Философскую критику теории Мюллера впервые осуществил Л. Фейербах. Ее одобрил В. И. Ленин.
Мюллер дал также объяснение восприятия пространства, опираясь при этом на философию И. Канта. Он считал, что ощущающий орган имеет прирожденную
способность к пространственному зрению, т. е. на сетчатке есть точки для восприятия величины, глубины и других пространственных свойств. Стимуляция
этих точек дает впечатление о предметах как находящихся на определенном расстоянии от нас, имеющих определенную величину и т. д. При этом опыту
уделяется незначительное место. Мюллер явился основателем позиции нативизма в теории восприятия пространства.
· Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г. Гельмгольц (1821 —1894). В 1850 г. в статье «Измерение скорости
нервного возбуждения» он опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по
нерву составляет примерно 120 м/сек. В 1849 г. другой великий физиолог, друг Гельмгольца Дюбуа-Реймон, который исследовал электрические явления в
мышце и нерве, показал, что нервный процесс — это не движение животных духов, а не что иное, как электрическая волна.
Этот вывод приближал к пониманию физиологического процесса возбуждения и вместе с исследованиями Гельмгольца о скорости нервного возбуждения
способствовал материалистическому пониманию нервного процесса и психики. В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого
можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Из
всех исследований, направленных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856—1866). Здесь представлены физика
света, анатомия и физиология органов зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же
Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений.
В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях». Здесь даются физическая характеристика звука, анатомия и
физиология органов слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так, к 60-м годам XIX в. благодаря работам Вебера и
Гельмгольца три органа чувств — осязание, зрение и слух — получили капитальную разработку.
В теории ощущений Гельмгольц проявлял непоследовательность, колебался между материализмом и идеализмом. Исходя из правильного положения о том,
что наши представления, ощущения являются результатом воздействия предметов на нас, соотношение ощущения с вызвавшим его предметом мыслилось
Гельмгольцем не по типу отражения и описывалось в терминах символа» иероглифа, знака. Важной частью исследований Гельмгольца явилась его теория
Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент:
восприятие, которое выступает для человека как непосредственно данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с
прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как
бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет
место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно — результат не сознательной деятельности, а
какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по аналогии с умозаключением. Выделяются следующие особенности
бессознательных умозаключений. Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и
не управляются сознанием. Во-вторых, они формируются в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются,
по-видимому, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.
Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование
механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др.
Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.
Гельмгольц оставил интересные психологические заметки по творческому мышлению, вниманию и др. вопросам. Но они имеют более частное значение.
Источник