- Занятие N 13
- Эмоциональное общение
- 2 основных вида эмоционального общения.
- Психологическая защита.
- 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
- Первый уровень: примитивный
- Второй уровень: манипулятивный
- Третий уровень: стандартизированный
- Четвёртый уровень: конвенциональный
- Пятый уровень: игровой
- Шестой уровень: деловой
- Седьмой уровень: духовный
- О переходе между уровнями
- Глава1.Общение и эмоции
Занятие N 13
Эмоциональное общение
Цели занятия:
- Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
- У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
- Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.
Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.
2 основных вида эмоционального общения.
Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.
- Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
- Комплименты.
- Косвенный.
- «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
- Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
- Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
- Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
- Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.
Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»
Дружеские жесты и мимика.
Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.
Эмоциональное заступничество.
Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»
Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.
Например: «Ах, ты мой милый!»
Проявление жаления (не жалости).
Например: «Ах, ты бедненький!»
Успокаивание.
Например: «Не волнуйся, дорогой.»
Проявление содружества.
Например: «Ничего мы это преодолеем!»
- Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
- Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»
Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).
Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.
- Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».
Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов
Психологическая защита.
Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.
- Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
- Вызов состояния бесстрастия.
Источник
7 уровней общения по А. Б. Добровичу
Мы постоянно общаемся с другими людьми, и от этого общения многое зависит. Поэтому совершенно необходимо развивать навыки эффективной коммуникации и разбираться в психологии общения.
В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с классификацией уровней общения, составленной Анатолием Борисовичем Добровичем – кандидатом медицинских наук, автором популярных книг по психологии и психотерапии. Мы уверены, что эта информация окажется полезной для вас.
Первый уровень: примитивный
На самом низком уровне собеседник ещё воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.
Этот уровень «примитивный» ещё и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.
Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.
Второй уровень: манипулятивный
Как видно из названия, на втором уровне общения собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций. Манипулятор пытается управлять свой жертвой, причём иногда бессознательно.
Примером второго уровня общения может быть взаимодействие с продавцом-консультантом. Вы уже соблюдаете нормы общения, но всё равно относитесь друг к другу безразлично и не пытаетесь узнать друг друга как личностей. При этом продавец-консультант пытается оказать на вас психологическое влияние, чтобы вы совершили покупку.
Третий уровень: стандартизированный
Формальное и поверхностное общение. На этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности. То есть общаются начальник и подчинённый, а не Антон и Андрей.
Этот уровень называют ещё и уровнем «масок». Этими «масками» могут быть не только профессиональные, но и любые другие роли, которыми человек прикрывает свою личность.
Конечно же, когда человек надевает «маску» в общении, он становится неискренним и закрытым. Он не показывает своих настоящих чувств, не высказывает свои мысли. После общения на стандартизированном уровне трудно сказать, какой ваш собеседник на самом деле.
Четвёртый уровень: конвенциональный
Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвёртом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы.
Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.
Конвенциональный уровень общения мы можем наблюдать на деловой встрече партнёров по бизнесу и иногда в семейных кругах или среди друзей.
Пятый уровень: игровой
Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.
Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.
Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.
Шестой уровень: деловой
Здесь присутствует любовь к общему делу. Объединённые общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь.
Деловой уровень общения отличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения.
На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошёл бурный страстный период.
Седьмой уровень: духовный
Высший уровень общения – духовный. Он отличается свободой самовыражения, максимальной искренностью и откровенностью, полным принятием партнёра и высоким уровнем взаимопонимания.
Мы иногда выражаемся «поговорить по душам», и это как раз о седьмом уровне. На нём общаются настоящие друзья и близкие родственники.
О переходе между уровнями
Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.
Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.
Источник
Глава1.Общение и эмоции
Представление о общении и эмоциях
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, то есть от человека к человеку. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием «эффективность».
Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости) , пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов) , ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.
На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.
При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.
Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.
Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства.
Функции и средства общения
Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.
Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.
1) Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
2) Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
3) Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
4) Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
6) Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
7) Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
8) Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.
Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.
Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:
1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
2) неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.
Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.
Виды эмоций, функции, чувства
Эмоции – это тот инструмент, с помощью которого наш мозг дает оценку происходящему извне и внутри нас. Абсолютно все эмоции – субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально различно. Но в то же время – весь мир объединен языком эмоций, невзирая на культуру, воспитание, расу. Люди с разных концов света способны считать по тону, мимике и жестам эмоциональное состояние человека. Более того, это способны делать даже животные, и даже не рожденные дети в утробе матери.
Нет прибора, который смог бы записать все виды эмоций, ведь все они, сплетаясь друг с другом, создают неповторимую картину восприятия мира. Однако есть базовые эмоции: гнев, радость, горе, безразличие.
Далее в психологии различают следующие виды эмоций: положительные, отрицательные, нейтральные.
К положительным эмоциям можно отнести удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатия, гордость, а также половая любовь и привязанность.
К отрицательным эмоциям относят: гнев, злость, тревогу, обиду, ярость, ревность, скуку, досаду, разочарование, раскаяние, нетерпение и прочее.
С нейтральными эмоциями все проще – они выражают пустоту. Это – удивление, созерцание, любопытство и безразличие.
Ничто просто так, само по себе, не возникает. Эмоции – это не пустая раскраска наших жизней, а очень важные защитные и информационные функции нашего организма.
1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности, эмоции – это моментальная реакция человека, которая может спасти от самых страшных последствий;
2) мотивационная функция – это одна из наиболее частых применений эмоций; эмоции могут нас мотивировать, побуждать к действиям, а также очень часто эмоции заменяют и мышление;
3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций можно узнать о том, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности.
Итак, с видами и функциями эмоций все понятно, а вот какая разница между эмоциями и чувствами?
По сути, эмоции – это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то при забитом голе он будет чувствовать не именно любовь, а разные эмоциональные вариации данного чувства: восторг, восхищение, радость, наслаждение, злорадство, удовлетворенность.
Чувства – это отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Есть высшие чувства – они состоят из тесно сплетенных эмоциональных ощущений. Например, влюбленность – это более простое чувство, нежели любовь.
Любовь предполагает проявление целого ряда эмоций: ревности, привязанности, нежности, дружбы, радости, горя.
То, что между видами чувств и эмоций существует лишь условная грань, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать, и находится в приятном ожидании.
Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства: моральные чувства, практические чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.
К моральным мы относим любовь, дружбу, патриотизм, совесть. К практическим – все виды чувств, связанные с трудовой деятельностью. Так, удовлетворенность трудом способствует чувству трудолюбия, а не удовлетворенность вызывает ощущение каторги.
Интеллектуальные чувства – это познание, любознательность, удивление, радость открытия.
А к эстетическим чувствам нужно приучать с детства с помощью различных художественных кружков – рисования, музыки, танцев.
Эстетические чувства – это возможность и умение созерцать окружающую красоту.
Источник