страница | 15/45 |
Дата | 24.04.2020 |
Размер | 109,41 Kb. |
Выберите несколько правильных ответов. Какие выделены функции речи?
Выберите один или несколько ответов:
Как называется речь движениями?
Выберите один ответ:
a. эмоциональная речь
c. пантомимическая речь
d. кинетическая речь
Какое свойство речи обусловлено совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника?
Выберите один ответ:
Какой вид речи относится к разговорной?
Выберите один ответ:
Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?
Выберите один ответ:
a. активная речь
c. пассивная речь
d. внутренняя речь
Какой вид речи является наиболее сложным в использовании?
Выберите один ответ:
c. монологическая речь
d. письменная речь
Выберите наиболее подходящий ответ. С чем связано состояние стресса?
Выберите один ответ:
c. Оказывает негативное влияние на психику человека
Выберите несколько правильных ответов. Выделяют следующие функции эмоций:
Источник
Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.
Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.
Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Эмоции выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.
Подкрепляющая функция эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, — пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина — электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условнорефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. То есть индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища.
В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллектуальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По существу, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим. В частности, уже в этом выражается переключательная функция эмоций.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов наших предков.
Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.
Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.
Источник
Название | Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся |
Дата | 07.02.2021 |
Размер | 142.24 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | ответы по курсу.docx |
Тип | Книга #174493 |
страница | 2 из 6 |
Выберите один ответ: Установление между предметами сходства или различия – это: Выберите один ответ: Чем характеризуется произвольное воображение? Выберите один ответ: a. Преобразующая деятельность b. Сознательное формирование образов c. Происходит вне зависимости сознательного вмешательства Психология 1.6 Выберите несколько правильных ответов. К свойствам речи относятся: Выберите один или несколько ответов: c. содержательность Выберите несколько правильных ответов. Какие выделены функции речи? Выберите один или несколько ответов: a. эмоциональная Как называется речь движениями? Выберите один ответ: a. эмоциональная речь c. пантомимическая речь d. кинетическая речь Какое свойство речи обусловлено совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника? Выберите один ответ: a. выразительность Какой вид речи относится к разговорной? Выберите один ответ: a. устная Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка? Выберите один ответ: a. активная речь b. устная речь d. внутренняя речь Какой вид речи является наиболее сложным в использовании? Выберите один ответ: b. диалогическая речь c. монологическая речь d. письменная речь Психология 1.7 Тема 8. Эмоции и чувстваЭлектронная книга Выберите наиболее подходящий ответ. С чем связано состояние стресса? Выберите один ответ: a. Мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения b. Реакция не стресс зависит от типа темперамента c. Оказывает негативное влияние на психику человека Выберите несколько правильных ответов. Выделяют следующие функции эмоций: Выберите один или несколько ответов: c. регулятивная Какое переживание всегда предметно и избирательно? Выберите один ответ: Какое переживание оказывает негативное влияние на психику человека? Выберите один ответ: b. отрицательные эмоции Какое переживание является непредметным и личностным? Выберите один ответ: Наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы – это: Выберите один ответ: b. аффективные реакции Наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью характеризуются: Выберите один ответ: a. чувства Особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации называется: Выберите один ответ: Удивление по модальности эмоция: Выберите один ответ: Что означает понятие: амбивалентность чувств? Выберите один ответ: a. Устойчивость и длительность переживаний b. Имеют свойство меняться со временем c. Каждое чувство имеет свою противоположность d. Один и тот же предмет может вызвать противоположные чувства Тема 9. ВоляЭлектронная книга В психическую структуру волевого акта не входит: Выберите один ответ: a. волевое усилие d. борьба мотивов Какие существуют приемы самовоспитания воли? Выберите один ответ: b. Самое главное ставить перспективные цели c. Если возникли сложности при исполнении принятого решения, его можно изменить d. Начинать воспитание воли следует с постановки серьезных труднодоступных целей Простой волевой акт состоит из: Выберите один или несколько ответов: c. осознания цели d. постановки цели Сложный волевой акт состоит из: Выберите один или несколько ответов: a. решение c. исполнения Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности – это: Выберите один ответ: c. решительность Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель-ности – это: Выберите один ответ: a. самостоятельность c. осмысленная деятельность Способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей – это: Выберите один ответ: a. решительность Психология 1.9 Индивид – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества. Выберите один ответ: К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика: Быстро и легко вступает в контакты с новыми людьми, ему легко привыкнуть к новой деятельности, к изменениям в окружающей его обстановки? Выберите один ответ: c. флегматик К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика: Высокая устойчивость стремлений и интересов, выделяется настойчивостью, среди других типов темперамента, бывает застревающим типом, т.е. возможны сложности в переключении внимания, чаще относится к экстровертированному типу личности? Выберите один ответ: Какой составляющий компонент относится к характеру человека? Выберите один ответ: Найдите верное утверждение о характере. Выберите несколько правильных ответов: Выберите один или несколько ответов: a. Характер невозможно изменить, поэтому в житейской психологии часто говорят: «Ну вот такой у него(нее) характер!» b. Характер может изменяться в течении всей жизни человека c. Характер – это врожденное свойство человека d. Характер приобретается во время развития личности челове ка Найдите верное утверждение: Выберите один ответ: a. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной , а от сочетания различных способностей b. Способности и задатки тождественны, они обеспечивают человеку успешное выполнений одной или нескольких деятельностей c. Способности – врожденные качества личности d. Способности сводятся в психологии к знаниям, умениям и навыкам Найдите верное утверждение: Выберите один ответ: a. Темперамент ребенка нужно менять, чтобы ребенок смог легче социализироваться к обществу, в котором он находится b. Темперамент – это биологическое свойство личности c. Академик И. Павлов выделил сильный и слабый виды темперамента. Лучше развивать в себе и окружающих те виды, которые относятся к характеристики сильного темперамента, например: сангвиник или холерик Чем является: биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида? Выберите один ответ: b. человек (homo sapiens) Чем является: характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности? Выберите один ответ: Соотнесите трактовку «золотого правила нравственности» с ее сущностью: Негативная трактовка «золотого правила нравственности» Поступай Аналитическая дисциплина, исследует логику нравственного мышления и занимается категориальным анализом нравственных понятий — это: Выберите один ответ: a. описательная этика c. специальная этика d. нормативная этика Впервые в систематическом виде изложил основные положения этики: Выберите один ответ: Добровольное и неукоснительное выполнение норм профессиональной этики – это показатель: Выберите один или несколько ответов: a. нормативно заданного профессионального поведения b. профессиональной аттестации работника c. развитости и процветания профессии d. реализации «золотого принципа нравственности» Описывает и анализирует нравственность народа, культуры или общества, сопоставляет и различает разнообразные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности — это: Выберите один ответ: b. описательная этика c. нормативная этика d. прикладная этика Отметьте те высказывания, которые раскрывают понятие этика: Выберите один или несколько ответов: a. философское исследование морали и нравственности c. учение о развитии социальных систем d. внутренняя установка действовать по совести Отражает «должное» и включает систему общечеловеческих и исторических норм, сложившихся в рамках определенного общества. Наряду с законом, является только внешним требованием к поведению человека — это: Выберите один ответ: d. этика Разрабатывает, представляет и обосновывает гармоничную систему нравственности, выявляет основополагающие нравственные принципы, обосновывает базисный принцип нравственности — это. Выберите один ответ: a. специальная этика b. прикладная этика d. нормативная этика Рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами – это. Выберите один ответ: a. профессиональная этика c. нормативная этика d. специальная этика Является внутренней установкой человека действовать согласно своей совести и свободе воли – это: Выберите один ответ: Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу): ценности «открытость к изменениям» самостоятельность ценности «самоутверждения» власть ценности «сохранения» безопасность Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу ценности, выражающие интересы группы благожелаьт ценности «самопреодоления» универсализс ценности, выражающие интересы индивида власьб В список общечеловеческих ценностей по Е.А.Климову включены… Выберите один или несколько ответов: a. идея «первичного блага» b. постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных Консультант должен быть «объективным», нейтральным и не вносить в «рабочие» отношения с клиентом свою жизненную философию и ценностную систему — … выберите аргументы для подтверждения этого взгляда Выберите один или несколько ответов: a. жизненная философия всех людей похожа c. психолог имеет полностью развитую, адекватную философию жизни d. человек развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени В процессе работы важно создавать условия, чтобы клиенты осознали свою систему ценностей и приняли самостоятельное решение об изменении поведения и своих ценностей. Это верно? Выберите один ответ: Важно, чтобы психолог, работая с клиентом, был внимательным и помогал клиенту самоопределиться, а не участвовал в его манипуляциях. Это верно? Источник |