Выберите алгоритм действий при стрессе у ребенка

Выберите алгоритм действий при стрессе у ребенка

Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.

Стресс сопровождает человека всю его жизнь

Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.

Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.

Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.

– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.

– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.

– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).

– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.

Основные признаки стрессового состояния у детей

1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.

2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.

6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.

8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

Читайте также:  Как сделать настроение мужчины хорошим

Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?

– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);

– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);

– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;

– если у ребенка появились сильные страхи;

– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.

3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.

Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.

Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.

4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.

Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.

5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.

Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.

6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.

Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.

Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.

7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.

В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.

Читайте также:  Диагностика эмоционально личностного развития дошкольников 3 7 лет денисова

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна

Источник

Информация для педагогов. Первая помощь при остром стрессе

елена василова
Информация для педагогов. Первая помощь при остром стрессе

Уважаемые коллеги! На курсах повышения квалификации преподаватели поделились этой памяткой.

Работая с детьми, мы должны уметь контролировать свое поведение и эмоции. Наша работа не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Прочитайте эти советы и улыбнитесь!

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних, у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» – чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Против стрессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Условия расслабления

• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.

• Специальная методика расслабления.

• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.

• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.

• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.

• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.

• Регулярные занятия релаксацией.

Пять советов Брэдли Фредерика

Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.

1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4–5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

Читайте также:  Как разбудить материнские чувства

4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.

5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ

8 профилактических правил для всех и каждого

наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

1. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2002.

2. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. — М., 1997.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. — М., 1999.

4. Битянова В. Н. Психология личностного роста. — М., 1996.

5. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60–90-х гг.). — Новосибирск, 1993.

6. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. — М., 2001.

7. Виллюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

8. Гримак Л. П. Общение с собой. — М., 1991.

9. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. — Л., 1974.

10. Дмитроченкова И. П., Ланина Н. В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. — Воронеж, 1990.

11. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.

12. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.

13. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1988.

14. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 2000.

15. Колядинцева О. А., Посашкова И. П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. — Омск: ООИПКРО, 2002.

16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.

17. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М. : Знание, 1982.

Моя первая награда «Золотой пост» Ура!У меня первая награда «Золотой пост»! Этот сайт мне посоветовали на курсах повышения квалификации. Сайт мне очень понравился. Хочется.

Странички из «Школы этикета» для родительского уголка Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию очень интересные и простые, на мой взгляд, странички из «Школы этикета» для Родительского.

Источник

Оцените статью