Вячеслав харинов протоиерей всех скорбящих радость

Содержание
  1. Вячеслав Юльевич Харинов
  2. Содержание
  3. [править] Происхождение
  4. [править] Карьера музыканта
  5. [править] Церковная карьера
  6. [править] Общественная деятельность
  7. [править] Семья
  8. Вячеслав Харинов, протоиерей
  9. Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова
  10. В поисках Отцовской руки — протоиерей Вячеслав Харинов
  11. Слово у Соловецкого камня — протоиерей Вячеслав Харинов
  12. Одним мгновением приобрести Вечность – протоиерей Вячеслав Харинов
  13. У плащаницы – протоиерей Вячеслав Харинов
  14. Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель
  15. Духовенство
  16. Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель
  17. Протоиерей Леонид Полетаев
  18. Иерей Глеб Устинов
  19. Протодиакон Павел Вишнев
  20. Протодиакон Алексей Данилов
  21. Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова
  22. О горчичном семени и русской горчице
  23. Онтология зла
  24. Вернуть себе четкий вкус и нравственный ум
  25. Наш пост — это наш маленькой подвиг
  26. Только Литургия всех собирает

Вячеслав Юльевич Харинов

Дата рождения 27 марта 1961 года
Место рождения Ленинград, СССР
Гражданство СССР
Россия
Род деятельности Музыкант, священник РПЦ, общественный деятель

Содержание

[править] Происхождение

Родился в Ленинграде, СССР, в 1961 году, в семье служащих. В 1978 году окончил среднюю школу № 254 г. Ленинграда. В 1984 закончил Ленинградский Политехнический институт по специальностям инженера-системщика и дипломированного переводчика-референта. [1] [2]

[править] Карьера музыканта

В 1982 году окончил Университет музыкального искусства [уточнить] по классу кларнета, после чего стал работать музыкантом в Ленконцерте. В 1981—1985 г. руководитель ансамбля старинной музыки при Юсуповском дворце, затем по 1988 г. — старший научный сотрудник Музея музыкальных инструментов и инженер-конструктор «Объединения по производству музыкальных инструментов». В 1988 по 1991 г. преподавал кларнет и историю музыки в Университете музыкального искусства. [2]

[править] Церковная карьера

Диаконская хиротония: 10 августа 1998. Иерейская хиротония: 22 августа 1999. Сан протоиерея: 18 апреля 2006. [5] [6] В разное время был чтецом, пономарём церкви Екатерины в Мурино, чтецом и пономарём, затем диаконом и штатным священником церкви св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное. Закончил Духовную семинарию 1999 г., затем академию в 2003 году. Член епархиального совета с 1999 г. по 2009 г. С 2009 г. — духовник Санкт-петербургских духовных школ. Преподает в семинарии. [1] [2] [6]

[править] Общественная деятельность

Президент байкерского клуба OST MC. [7] Один из огранизаторов традиционных пробегов, в том числе «Свеча памяти» и «Мир и память», проводимого в июне по местам боёв и воинских захоронений в России и европейских странах. [8] [9] [10] Известен как «поисковый батюшка». [11] В приходе на Шпалерной действует музей находок поисковиков. [6] [7]

Активно отстаивал восстановление из руин Успенской церкви в Лезье, которую предполагалось сломать при создании кладбища солдат Вермахта в Сологубовке. [12]

В 2006 году избирался членом Общественная палата Ленинградской области. С 2004 г. несет послушание члена Комиссии по вопросам помилования при Губернаторе Ленинградской области, а с 2007 г. — руководителя сектора Епархиального Отдела по связям с сухопутными ВС. [1] [2]

С 2006 г. избирался членом Общественной Палаты при Губернаторе Ленинградской области. [2]

[править] Семья

Женат. Имеет трёх дочерей и двух воспитанниц [1] [2] . Сайт прихода сообщает о настоятеле, что у него 5 внуков [13] .

Источник

Вячеслав Харинов, протоиерей

Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова

Начи­ная с древ­них вре­мен, люди и сооб­ще­ства пыта­лись про­де­мон­стри­ро­вать свое могу­ще­ство, пока­зать свое пре­вос­ход­ство над при­ро­дой, пока­зать свою духов­ную и физи­че­скую мощь дру­гим сооб­ще­ствам путем созда­ния гигант­ских соору­же­ний. Мы можем про­сле­дить это от мега­ли­тов Древ­него Мира, от Стоунхеджа…

В поисках Отцовской руки — протоиерей Вячеслав Харинов

«Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче» – моли­лись мы, отве­чая на при­зыв Свя­той Церкви войти, по слову Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла, в школу пока­я­ния. Войти с Божьей помо­щью. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский, оста­вив­ший нам заме­ча­тель­ные ком­мен­та­рии на то, как совер­ша­ется пока­я­ние в Вели­ком посту, гово­рил о несво­боде греш­ника, о том, что греш­ник дей­стви­тельно не может отво­рить двери этой…

Слово у Соловецкого камня — протоиерей Вячеслав Харинов

Слово про­то­и­е­рея Вяче­слава Хари­нова, насто­я­теля храма иконы Божьей Матери «Всех скор­бя­щих Радо­сте», после пани­хиды у Соло­вец­кого камня 30.10.2014 г.

Одним мгновением приобрести Вечность – протоиерей Вячеслав Харинов

Про­по­ведь духов­ника Санкт-Петер­­бур­г­ской духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­рея Вяче­слава Хари­нова в день свя­щен­но­му­че­ника Петра Скипетрова.

У плащаницы – протоиерей Вячеслав Харинов

Наши смерти состоят из греха. Они состав­лены из болез­ней, пре­да­тельств, измен, отступ­ни­че­ства, само­до­воль­ства и гор­до­сти, воров­ства и зави­сти, жад­но­сти и похоти…

Источник

Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель

Дата рождения: 27.03.1961

Образование: Ленинградский политехнический институт (1984), Университет музыкального искусства (1983), Санкт-Петербургская Духовная семинария (1999), Санкт-Петербургская Духовная академия (2003)

Хиротония: 10.8.1998 (диакон), 22.8.1999 (священник)

В Скорбященском храме: с ноября 2003

Семья: 3 дочери, 2 воспитанницы, 5 внуков

«Крестили меня в раннем детстве на Вологодчине, где священствовал, кстати, и мой двоюродный дед. Религиозное сознание проявилось в пятилетнем возрасте, уже тогда было это ощущение невыразимости высокого образами и словами. В старших классах школы я много занимался музыкой, и один из моих учителей оказался священником. Мы с ним не говорили об этом, но он давал мне книги, я много читал, и таким образом мои занятия музыкой и развитие религиозного сознания шли параллельно. Уже тогда я очень хотел стать священником и мечтал и был готов поступать в семинарию, несмотря на несогласие родителей и на все те сложности, которые бы неминуемо за этим поступлением последовали. Но все планы разрушились вместе со смертью Владыки Никодима, Ректора Семинарии: он был единственным человеком, который реально мог помочь мне преодолеть все внешние преграды, стоявшие между мной и учебой в Духовной школе: нам, ленинградским школьникам, преграждали путь в Семинарию уполномоченные КГБ.

По примеру отца я поступил в Политехнический институт, однако параллельно получал свободную профессию в Университете музыкального искусства. Наличие одновременно инженерного и музыкального образования позволило мне заниматься историей и устройством музыкальных инструментов, и я даже дослужился до старшего научного сотрудника Музея музыкальных инструментов. Работал я также и исполнителем, играл музыку самую разную: старинную, джазовую, позже сотрудничал с рок-музыкантами, когда понял, что только рок-музыканты в нашей стране были настолько свободны, что могли в своем творчестве не врать и не приспосабливаться.

К перестройке все мои друзья разъехались по заграницам, меня тоже пригласили в Париж и Мюнхен, и почти год я работал с лучшими музыкантами Европы. После чего я понял, что нигде кроме России мне не хочется быть, вернулся, стал заниматься церковной благотворительностью, был связан с большой благотворительной организацией, в которой прошел путь от переводчика до директора регионального российского отделения. Было очень много сделано, и в это время возобновились мои связи с Духовной школой.

В какой-то момент преподаватели прямо спросили меня: что с твоей детской мечтой, ты хотел быть священником, хочешь или нет? В то время я уже был взрослым сложившимся человеком, состоявшимся музыкантом, успешным также и на ниве благотворительности (только в больницы города было доставлено более 60т госпитального оборудования), у меня уже было двое детей. Надо было многое из привычных дел оставить, но я сказал, что конечно, хотел и хочу. Начал готовиться, поступил, и учился, бесконечно ценя каждый день и каждый час, проведенный в Духовной школе.

В то время священников не хватало, и мне не раз предлагали рукоположиться и приглашали меня в разные городские приходы. Но я не дерзал. В 1995 году я увидел разрушенный храм в деревне и заболел им, понял, что как-то недостоин золота городских куполов. Храм напомнил мне песню Юрия Шевчука: «Я — церковь без крестов. Лечу, раскинув руки.» Начал, поначалу на общественных началах, заниматься его, храма, восстановлением. Отец Василий Стойков, тодашний ректор семинарии, хорошо ко мне относился, мы с ним организовали приходы в Отрадном, в Лезье, во Мге, и немало прослужили вместе. И вот в 1998 я понял, что пора, и был рукоположен, сначала в диакона, через год в священника.

Уже будучи священником, я продолжал учебу в Духовной академии. Впоследствии получил предложение Владыки Амвросия стать духовником и преподавателем, которое воспринял как высокие честь и доверие. Для меня быть причастным к нашей Духовной школе, воспитавшей столько замечательных людей, ученых и пастырей, — огромная привилегия и награда.

Восстановив Лезьенский Успенский храм и развив его в крупнейший миротворческий проект между Россией и Германией, я, по-видимому, хорошо зарекомендовал себя перед Владыкой Митрополитом. Меня, еще молодого священника, ввели в Епархиальный совет, позже сделали благочинным Кировского округа, а также перевели служить и в городе, в Скорбященский храм. Пришлось немало потрудиться: я пришел в практически пустой храм. Прихода нет, иконостаса нет, солеи нет, несколько икон, и все прихрамовые помещения в ужасающем состоянии. За 12 лет приход очень развился, мы занимаемся самой разнообразной деятельностью, и это такая, вероятно, наша общая награда.

Я счастлив быть священником. Я уверен, что из занятий на земле нет ничего выше. Это очень жертвенное служение, необходимо уметь быть всем для всех. Всегда, не уставая. И награда священника в том, чтобы первым — на амбразуру.

Источник

Духовенство

Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель

Дата рождения: 27.03.1961

Образование: Ленинградский политехнический институт (1984), Университет музыкального искусства (1983), Санкт-Петербургская Духовная семинария (1999), Санкт-Петербургская Духовная академия (2003)

Хиротония: 10.8.1998 (диакон), 22.8.1999 (священник)

В Скорбященском храме: с ноября 2003

Семья: 3 дочери, 2 воспитанницы, 5 внуков

Протоиерей Леонид Полетаев

Дата рождения: 27.04.1975

Образование: Санкт-Петербургская Консерватория, класс кларнета (1998), Санкт-Петербургская Духовная семинария (2004), Санкт-Петербургская Духовная академия (2007)

Хиротония: 6.3.2005 (диакон), 1.9.2006 (священник)

В Скорбященском храме: с ноября (с престольного праздника) 2004

Семья: 2 детей

Иерей Глеб Устинов

Дата рождения: 28.09.1968

Образование: ЛЭТИ (1993), Санкт-Петербургская Духовная семинария (2014), в настоящее время студент Санкт-Петербургской Духовной академии

Хиротония: 6.01.2013 (диакон), 20.06.2015 (священник)

В Скорбященском храме: с мая (с Троицы) 2009

Семья: 1 сын

Протодиакон Павел Вишнев

Дата рождения: 8.10.1975

Хиротония:18.3.2001

Протодиакон Алексей Данилов

Дата рождения: 27.02.1979

Образование: Регентское отделение при СПбДАиС (2001), Костромская Духовная семинария (2005)

Диаконская хиротония: 2006

В Скорбященском храме: с октября 2005; с августа 2006 — штатный диакон

Источник

Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова

Начи­ная с древ­них вре­мен, люди и сооб­ще­ства пыта­лись про­де­мон­стри­ро­вать свое могу­ще­ство, пока­зать свое пре­вос­ход­ство над при­ро­дой, пока­зать свою духов­ную и физи­че­скую мощь дру­гим сооб­ще­ствам путем созда­ния гигант­ских соору­же­ний. Мы можем про­сле­дить это от мега­ли­тов Древ­него Мира, от Стоунхеджа…

О горчичном семени и русской горчице

Цар­ствие Божие – как зерно гор­чич­ное, когда сеется –
меньше всех семян, а когда посе­яно, всходит,
и ста­но­вится больше всех злаков
и пус­кает боль­шие ветви, так, что под тенью
его могут укры­ваться птицы небесные.

( Мк.4:30–32 )

Начи­ная с древ­них вре­мен, люди и сооб­ще­ства пыта­лись про­де­мон­стри­ро­вать свое могу­ще­ство, пока­зать свое пре­вос­ход­ство над при­ро­дой, пока­зать свою духов­ную и физи­че­скую мощь дру­гим сооб­ще­ствам путем созда­ния гигант­ских соору­же­ний. Мы можем про­сле­дить это от мега­ли­тов Древ­него Мира, от Сто­ун­хеджа через зик­ку­раты Древ­него Вави­лона и пира­миды Древ­него Египта к совет­ским Дне­прог­э­сам и небо­скре­бам на Ман­хет­тене… Памят­ники и про­из­ве­де­ния искус­ства сопро­вож­дали соору­же­ние спо­соб­ных пора­зить вооб­ра­же­ние объ­ек­тов – с одной целью ‑про­де­мон­стри­ро­вать могу­ще­ство того или иного народа, госу­дар­ства или режима…

Читайте также:  Когда начинает действовать флуоксетин от депрессии

Но, вот более 2000 лет назад про­ше­ле­стел рас­сказ о малень­ком гор­чич­ном зерне, кото­рое раз­рас­та­ется и пре­вра­ща­ется в пре­крас­ное дерево. Рас­сказ, кото­рый про­зву­чал из уст внешне не наде­лен­ного вла­стью, скром­ного чело­века, выходца из поли­ти­че­ски ничтож­ной Иудеи, из бед­ного Наза­рета, из Гали­леи – той части Иудеи, кото­рая пре­зи­ра­лась всей осталь­ной частью страны. Притча о Цар­стве, боль­шем всех дру­гих суще­ству­ю­щих, о вла­сти Бога над чело­ве­ком, пре­вра­ща­ю­щей ничтожно малое и непри­мет­ное в высо­кое и вели­че­ствен­ное… Этот рас­сказ пока­зал истин­ное вза­и­мот­но­ше­ние чело­века и Бога: только Божие раз­рас­та­ется в чело­веке до вели­кого и пре­крас­ного. Рас­сказ не был понят. Бла­жен­ный Иеро­ним писал: «Сравни это уче­ние с дог­ма­тами фило­со­фов, с их кни­гами, бли­ста­тель­ным крас­но­ре­чием, со сло­же­нием их речей, и уви­дишь, как семя Еван­ге­лия меньше всех этих семян. Но уче­ние фило­со­фов, при своем начале, про­ни­кая глу­боко, не живо­тво­рит, напро­тив того, оно сла­беет, исто­ща­ется и, подобно зла­кам, иссы­хает. Бла­го­ве­стие же, с виду малое, будучи посе­яно в душе веру­ю­щего или целом мире, уко­ре­ня­ется подобно силь­ному дереву».

Про­мыс­ли­тельно свя­тая Цер­ковь пред­ло­жила нам сего­дня, 1‑го сен­тября, этот рас­сказ. Соб­ственно, эта притча о малень­ком гор­чич­ном зерне и есть та кон­цеп­ция обу­че­ния и нашего духов­ного воз­рас­та­ния, о кото­рой мы часто не подо­зре­ваем. Уча­щим очень хочется остав­лять свя­щен­ные рощи «веко­вых бао­ба­бов» в умах уча­щихся, чтобы абсо­лютно все было усво­ено и сохра­нено в памяти, уча­щимся хочется, чтобы они все запом­нили и могли без­оши­бочно вос­про­из­ве­сти пре­по­дан­ный мате­риал… Комен­ский, Мон­тье­сори, Штай­нер, Ушин­ский, Мака­ренко – сколько их, созда­вав­ших свои кон­цеп­ции и мето­дики педа­го­гики и пре­по­да­ва­ния, пытав­шихся найти ключ к позна­ва­тель­ным и духов­ным спо­соб­но­стям человека.

А Спа­си­тель гово­рит о малень­ком зер­нышке истин­ного зна­ния, кото­рое про­сто забра­сы­ва­ется в душу чело­века. Если падает на вер­ную почву – оно неиз­бежно воз­рас­тает. Нам надо только, по слову пре­по­доб­ного Исайи под­ра­жать внеш­ним каче­ствам этого гор­чич­ного зерна. От этого под­ра­жа­ния раз­ви­ва­ются наши внут­рен­ние каче­ства. « Мы должны воз­лю­бить сми­рен­но­муд­рие, свою малость, счи­тая себя ниже вся­кого, и иметь кро­тость и дол­го­тер­пе­ние. Его розо­ва­тый цвет – наша стыд­ли­вость и цело­муд­рие… Его острота – нена­висть к стра­стям и суе­там мира. Его сила – когда оно истол­чено в пыль: это наши доб­ро­де­тели, кото­рые про­яв­ля­ются в испытании…»

Сам Хри­стос явился тем малым гор­чич­ным зер­ном, кото­рое в мас­шта­бах антич­ного мира должно было остаться неза­ме­чен­ным… Кто мог Его заме­тить с его скром­ными и неза­мет­ными уче­ни­ками — рыба­ками и мыта­рями, что они, малые мира сего, могли при­не­сти этому огром­ному бле­стя­щему антич­ному про­стран­ству Эку­мены? Пре­дав Себя в руки вра­гов, Он уми­рает на кре­сте позор­ной смер­тью… Но в Нем и содер­жа­лось то малое семя, кото­рое раз­рос­лось до мас­шта­бов уди­ви­тель­ного Цар­ства, выросло в Его Цер­ковь, рас­про­стра­нив­шу­юся по всему миру, подобно вели­кому древу… «Если зерно, падши на землю, умрет, то при­не­сет много плода» ( Ин. 12.24 ) Непре­лож­ный закон гор­чич­ного зерна, закон, когда с помо­щью бла­го­дати — энер­гии Боже­ствен­ной — вдруг раз­рас­та­ется это едва замет­ное малое доб­рое в чело­веке, посте­пенно охва­ты­вая всю душу, пре­вра­щая ее в уди­ви­тель­ный «храм Божий». Когда-то про­рок Иезе­ки­иль пред­ска­зал эту неиз­беж­ность роста Божи­его в мире и чело­веке, напи­сав о «неж­ной отрасли с верх­них побе­гов», поса­жен­ной на высо­кой и вели­че­ствен­ной горе, где она разрастается…

Это зерно – слово Божие – имеет уди­ви­тельно свой­ство – как насто­я­щее гор­чич­ное зерно оно дает ту теп­лоту, то жже­ние и горяч­ность, кото­рые зна­комы каж­дому, кто его при­ни­мает. Вспом­ним о Луке и Кле­опе на пути в Эммаус. Они шли, в общем сплет­ни­чая о том, что про­изо­шло в послед­ние дни в Иеру­са­лиме, но как заго­ре­лись их сердца от слов, ска­зан­ных им Хри­стом «на дороге» ( Лк. 24.32 ). Как гор­чица воз­буж­дает аппе­тит, точно также и слово Божие неиз­бежно воз­буж­дает алчбу духов­ной пищи, стрем­ле­ние к Небес­ному Хлебу…

Хочется рас­ска­зать исто­рию о малень­ком маль­чике, вырос­шем на бере­гах Невы, совсем рядом с Лав­рой, на Калаш­ни­ков­ской, ныне Синоп­ской, набе­реж­ной. Роди­тели его рабо­тали и поздно вече­ром мама заби­рала его из дет­ского сада и на пути домой они часто захо­дили в малень­кое под­валь­ное кафе — «пять сту­пе­нек вниз». Там маль­чик полу­чал пода­рок – ста­кан томат­ного сока за 10 копеек с круп­ными нерас­тво­ря­е­мыми кру­пин­ками соли в нем. Напро­тив кафе, через дорогу, рас­по­ла­гался огром­ный ком­би­кор­мо­вый завод, доми­ни­ро­вав­ший своей гро­ма­дой над всем квар­та­лом. Ком­би­корм и пыль от его про­из­вод­ства засы­пали все близ­ле­жа­щие улицы, напол­няя воз­дух осо­бым запа­хом пере­мо­ло­того зерна… В лежа­щий на обо­чине ком­би­корм, можно было сту­пить, топ­нув ногой, — оста­вался след, как на снегу, а вокруг под­ни­ма­лись клубы муч­ной пыли – это было игрой маль­чика на пути домой.

В этом малень­ком кафе води­тели, при­ез­жав­шие за ком­би­кор­мом из област­ных сов­хо­зов на гру­зо­ви­ках с при­це­пами, в ожи­да­нии погрузки пере­ку­сы­вали, поку­пали здо­ро­вен­ные сар­дельки тол­щи­ной с руку этого маль­чика и, бес­страстно макая их в рус­скую гор­чицу отку­сы­вали и молча ели их с камен­ными лицами. Для маль­чика это было чем-то непо­сти­жи­мым, потому что одна капля такой гор­чицы во рту взры­вала, кажется, чело­века изнутри, выжи­мала слезы, вызы­вала спазм в горле и при­ступ кашля, а эти суро­вые рус­ские мужики негну­щи­мися паль­цами щедро сма­зы­вая ею свои сар­дельки и погло­щали ее с невоз­му­ти­мым видом. Маль­чику это каза­лось чем-то неве­ро­ят­ным, каким-то фоку­сом, или чудом. Стран­ный и необъ­яс­ни­мый, зага­доч­ный мир взрос­лых и еще непо­знан­ного в нем осто­рожно рас­смат­ри­вался пяти­лет­ним маль­чи­ком, выгля­ды­вав­шим из-за ста­кана томат­ного сока. Сту­льев в кафе не было – сто­яли высо­чен­ные столы, за кото­рыми гигант­скими испо­ли­нами воз­вы­ша­лись сто­я­щие и мол­ча­ливо жую­щие водители…

А над под­валь­ным кафе нави­сал рас­по­ла­гав­шийся напро­тив, через улицу, ком­би­кор­мо­вый завод. Он рас­по­ло­жился в сте­нах огром­ного, полу­раз­ру­шен­ного Бори­со­глеб­ского храма, кото­рый даже с раз­ру­шен­ным купо­лом, вели­че­ственно и непри­ступно воз­вы­шался над Невой. Именно туда, в его недра, через про­лом в стене, заез­жали пустые гру­зо­вики, выез­жая запол­нен­ные до верха пере­мо­ло­тым зер­ном, непо­нятно, как обра­зо­вы­вав­шимся в его недрах.

Бара­бан храма, взмет­нув­шийся над набе­реж­ной подобно гигант­ской ками­лавке, увен­чи­вали испо­лин­ские баре­льефы, изоб­ра­жав­шие в пол­ный рост фигуры апо­сто­лов и свя­тых. Каза­лось, камен­ные апо­столы обхо­дили непре­рыв­ной, нескон­ча­е­мой про­цес­сией купол, — днем и ночью, как фигуры на пло­щад­ках ста­рин­ных часов евро­пей­ских собо­ров. Ком­би­кор­мо­вый завод казался маль­чику самым пре­крас­ным зда­нием на свете – в свои пять лет он их видел не так много – окрест­ные дворы, да дикий берег Невы – все, что было в мире этого маль­чика, кроме гро­мады завода, раз­ме­щен­ного в полу­раз­ру­шен­ном храме.

Про­ходя мимо завода, обходя его с набе­реж­ной, маль­чик смот­рел на фигуры апо­сто­лов и свя­тых на бара­бане храма, ста­ра­ясь уло­вить ту неза­мет­ную поступь, неви­ди­мые дви­же­ния камен­ных пра­вед­ни­ков, кото­рые, без­условно они совер­шали. Ино­гда маль­чику каза­лось, что суро­вые води­тели – после­во­ен­ные мужики, с камен­ными лицами потреб­ляв­шие огнен­ную рус­скую гор­чицу – и есть сошед­шие с бара­бана Бори­со­глеб­ского храма камен­ные апо­столы. И чудес­ность, вели­че­ствен­ность, необъ­яс­ни­мость и тайна этого взрос­лого и стран­ного мира, в цен­тре кото­рого гордо высился полу­раз­ру­шен­ный храм пер­вых рус­ских свя­тых, откла­ды­ва­лись в душе этого маль­чика гор­чич­ным зер­ном про­сы­па­ю­ще­гося созна­ния, кото­рое позже, мно­гому научив­шись, он назо­вет религиозным…

К совер­шен­но­ле­тию этого маль­чика госу­дар­ство обра­тило на него вни­ма­ние и поза­бо­ти­лось о ком­би­кор­мо­вом заводе в сте­нах вели­че­ствен­ного храма, взо­рвав его. Одно­вре­менно с этим через упол­но­мо­чен­ного Коми­те­том Госу­дар­ствен­ной Без­опас­но­сти маль­чику было заяв­лено, что он, как выхо­дец из семьи ленин­град­ской интел­ли­ген­ции, нико­гда он не будет учиться в духов­ных школах…

Этот маль­чик стоит перед вами, пяти­лет­ний маль­чик, потому что у него оста­лись те же самые, как и в пять лет, иде­алы, то же самое вос­хи­ще­ние перед тай­ной этого мира, его кра­со­той и зага­доч­но­стью, жела­ние про­ник­нуть во вза­и­мо­от­но­ше­ние чело­века и Бога, пре­кло­не­ние перед хра­мом, как местом их встречи. Этот маль­чик хотел бы сви­де­тель­ство­вать об остроте рус­ской гор­чицы, все­лен­ского гор­чич­ного зерна, истол­чен­ного здесь в Рос­сии вре­ме­нем и обстоятельствами.

Это малень­кое гор­чич­ное зерно, смо­ло­тое, пре­вра­щен­ное в то, что по слову св. Кли­мента Алек­сан­дрий­ского ино­гда «огор­чает» душу с поль­зою для нее, в духов­ную гор­чицу, напо­ми­нает, что за всем стоит Бог, что можно сде­лать ров­ную пло­щадку из когда-то вели­ко­леп­ного храма, но невоз­можно сокру­шить внут­рен­нее про­стран­ство храма души, можно взо­рвать ком­би­кор­мо­вый завод, не не иссяк­нет источ­ник духов­ной пищи чело­века, можно запре­тить вся­кое сви­де­тель­ство о вере, но из ее кро­хот­ного гор­чич­ного зерна раз­рас­та­ется вели­че­ствен­ное Цар­ство Хри­ста на земле.

Эта рус­ская гор­чица, истол­чен­ное гор­чич­ное зерно веры могли бы рас­ска­зать о том, как, ино­гда, в непод­хо­дя­щий момент, оно спо­собно и огор­чать и выжи­мать слезы из глаз, застав­ляет удив­ляться снова и снова вели­ко­ле­пию жизни, уди­ви­тель­ным отно­ше­ниям между тобою и Богом, кото­рый малое и незна­чи­тель­ное вдруг пре­вра­щает в огром­ное в твоей жизни. Впро­чем, у каж­дого маль­чика и каж­дой девочки, сто­я­щих здесь, посе­дев­ших или еще не успев­ших это сде­лать, уве­рен, есть соб­ствен­ный рас­сказ о рус­ской гор­чице, о малень­ком гор­чич­ном зерне, кото­рое воз­рас­тая, откры­вает нам правду об уди­ви­тель­ном Цар­стве, кото­рое нам дарует Бог. Аминь.

Онтология зла

Вот, чадо, Хри­стос здесь неви­димо стоит, при­ни­мая испо­ведь твою; не сты­дись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не укло­ня­ясь, открой все, что соде­лал ты, – и полу­чишь про­ще­ние от Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Вот и икона Его перед нами, я же только сви­де­тель, чтобы засви­де­тель­ство­вать перед Ним все, что ты ска­жешь мне; если же что скро­ешь от меня, то впа­дешь в двой­ной грех. Итак, будь вни­ма­те­лен, – ибо ты при­шел в лечеб­ницу – чтобы не уйти тебе не исцеленным.

Молитва из чина Таин­ства испо­веди. Пере­вод на русский
иеро­мо­нах Амвро­сий (Тим­рот).

Доро­гие мои, свя­тая Цер­ковь срав­нила храм ныне с лечеб­ни­цей. Не будет ничего нового, если мы ска­жем, повто­рим, напом­ним себе, что грех – это болезнь. По мет­кому заме­ча­нию свя­ти­теля Инно­кен­тия Хер­сон­ского, нам свой­ственно отно­ситься очень серьезно к своим телес­ным болез­ням. При пер­вых симп­то­мах мы обра­ща­емся к врачу, мы тянемся к лекар­ствен­ным сред­ствам, мы обме­ни­ва­емся друг с дру­гом инфор­ма­цией о болез­нях. Если слу­чится какое-нибудь повет­рие, эпи­де­мия, не дай Бог, пан­де­мия, раз­го­воры всего обще­ства только об этом. Самое пер­вое, обыч­ное наше бла­го­по­же­ла­ние – вопрос о здо­ро­вье. Мы желаем друг другу здрав­ство­вать, мы очень серьезно отно­симся к сво­ему телес­ному здоровью.

Не будет ничего нового ска­зать, что грех – болезнь, но бес­печ­ность, с кото­рой мы отно­симся к этой болезни, про­сто пора­жает. А это ведь не про­сто повет­рие, это не про­сто эпи­де­мия, это – насто­я­щая пан­де­мия. Нет чело­века, кото­рый бы не гре­шил, но так мало людей, кото­рые серьезно отно­сятся к этой болезни, пора­жа­ю­щей не только душу, но и тело. Мы назы­ваем Хри­ста «Вра­чом душ и телес», так назы­вает Его Свя­щен­ное Писа­ние. Пора­зи­тель­ность же духов­ной кли­ники, это амбу­ла­то­рии, это боль­ницы в том, что тот, кто хочет быть здо­ро­вым, дол­жен высту­пить соб­ствен­ным диа­гно­стом и даже соб­ствен­ным фар­ма­ко­ло­гом. Здесь важно не симп­томы болезни уви­деть – они могут быть оди­на­ко­выми в раз­ных болез­нях, а важно поста­вить диа­гноз. Выздо­ров­ле­ние насту­пает в том слу­чае, если чело­век успе­шен в диа­гно­стике своей болезни. Свя­щен­ник – такой же боль­ной чело­век, разве что по спе­ци­аль­но­сти его можно срав­нить с фельд­ше­ром, да болеет, наверно, свя­щен­ник дольше, чем те, кто испо­ве­ду­ются у него, и, может быть, в силу опыта или обра­зо­ва­ния знает хоро­шего врача, хоро­шее лекар­ство. Но свя­щен­ник – такой же боль­ной чело­век, и фено­мен испо­веди состоит в том, что чело­век пере­рас­тает грех.

Читайте также:  Управляя эмоциями мы управляем жизнью

В диа­гно­стике той трав­ма­то­ло­гии, кото­рую чело­век назна­чает себе сам, чело­век начи­нает смот­реть на грех не снизу-вверх, но он бук­вально рас­тет от испо­веди к испо­веди, и это воз­рас­та­ние свя­щен­ник фик­си­рует… Для того, чтобы пере­ра­сти грех, на него нужно смот­реть не снизу-вверх, а вдруг в один момент сверху вниз, стать выше него. Это очень важ­ная и серьез­ная клиника.

Я при­зы­ваю всех к этому душев­ному здо­ро­вью, к исправ­ле­нию тех неду­гов, той болезни, кото­рую каж­дый в себе носит. Можно было бы легко воз­ра­зить, ска­зать: «Ну что ж… Каж­дый выби­рает сам, быть ли ему здо­ро­вым или быть ли ему боль­ным». Есть слу­чаи болезни, когда боль­ной изби­рает себе путь болезни. Может быть, это удобно, может быть, это без­раз­ли­чие к себе – лежит на койке, полу­чает себе рацион в мед­пункте, читает книжки, заме­ча­тельно… Хочется побо­леть, хочется ино­гда отдох­нуть в болезни.

С гре­хом дру­гая ситу­а­ция, здесь наше реше­ние болеть отзо­вется на про­бле­мах дру­гого чело­века, грех – это не дело одного чело­века на земле. По гре­хам одного чело­века все­гда стра­дает дру­гой, только ханжа и невежда будет воз­де­вать руки и спра­ши­вать: «Ну, куда же смот­рит ваш Бог, когда стра­дают невин­ные дети, жен­щины, ста­рики. » Да Бог дает всем рав­ные воз­мож­но­сти, дает бого­по­доб­ные каче­ства, Он даже в этой испо­веди дает бого­по­доб­ное свой­ство и каче­ство быть судьей, то каче­ство, кото­рое при­суще только чело­веку. Потому что до этого мы, злые созда­ния, вер­шим злое, мы вер­шим то, что отзо­вется на дру­гом чело­веке. Нам не про­сле­дить все при­чинно-след­ствен­ные связи, но по нашим гре­хам будет стра­дать дру­гой человек.

Нет ника­кой веро­ят­но­сти, с точки зре­ния мате­ма­тики, для того, чтобы два само­лета столк­ну­лись над Женев­ским озе­ром, в одном из кото­рых летели дети из Уфы. Мате­ма­ти­че­ская веро­ят­ность равна почти нулю, есть пра­вила рас­хож­де­ния само­ле­тов в послед­нюю минуту, есть авиа­дис­пет­черы, есть радары, само­леты видят друг друга за десятки кило­мет­ров, опыт­ные пилоты знают, что это невоз­можно, невоз­можно ока­заться в одном эше­лоне. И все-таки это слу­ча­ется. Это необъ­яс­нимо, но для чело­века духов­ного все понятно – это наш грех.

Мы про­сто не в силах про­сле­дить при­чинно-след­ствен­ную связь. Внешне необъ­яс­ни­мое объ­яс­ня­ется тем, что наш грех, наше зло где-то как-то неожи­данно там, над Женев­ским озе­ром, отзо­вется. И поэтому испо­ведь, изле­че­ние от болезни греха – это наш обще­ствен­ный долг, мы помо­гаем дру­гому, ближ­нему. Это не мое лич­ное дело каяться – но жела­ние спа­сти кого-то дру­гого от послед­ствий того греха, кото­рый я совершаю.

Вот такая уди­ви­тель­ная кли­ника, такой уди­ви­тель­ный у нас Врач, такие уди­ви­тель­ные усло­вия лече­ния. Поду­маем об этом серьезно. Ради сча­стья ближ­него нам надо изба­виться от соб­ствен­ного греха…

Про­по­ведь духов­ника Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рея Вяче­слава Хари­нова, про­из­не­сен­ная на чине испо­веди в ака­де­ми­че­ском храме апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова после Боже­ствен­ной литур­гии 8 апреля 2015 года.

Вернуть себе четкий вкус и нравственный ум

На этих днях мы слы­шали канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского. Изо дня в день мы изу­чали, по слову свя­ти­теля Инно­кен­тия Хер­сон­ского, нашего глав­ного врага на земле – грех. Мы изу­чали этого ковар­ного врага, этого пер­вого врага, кото­рый появился, когда мы еще были в рай­ском саду, и послед­него, кото­рый явится на Страш­ном Суде. Мы изу­чали его и уви­дели, что этот грех вез­де­сущ, что этот грех насто­я­щий наш про­тив­ник, это то, что свой­ственно нам, это то, что силь­нее, по слову того же свя­ти­теля, ока­за­лось и самого диа­вола, ибо когда-то пре­крас­ного ден­ницу пре­вра­тило в исча­дье ада.

Мы узнали, что грех дает пер­во­на­чаль­ную сла­дость. Все­гда грех дает пер­во­на­чаль­ную сла­дость. Он потом остав­ляет горечь. И эта сла­дость есть след­ствие нашего испор­чен­ного нрав­ствен­ного вкуса, и изба­виться от греха зна­чит испра­вить нрав­ствен­ный вкус. Как ребе­нок посте­пенно при­вы­кает к острой, незна­ко­мой ему пище, точно также и мы с дет­ства, от юно­сти, посте­пенно, вку­шая греха, совер­шенно испор­тили свой вкус. И теперь эта кажу­ща­яся сла­дость греха нас манит, и только потом, по про­ше­ствии дли­тель­ного вре­мени, мы ощу­тим его страш­ную горечь. Надо испра­вить соб­ствен­ный вкус, надо испра­вить и соб­ствен­ные зна­ния, соб­ствен­ный ум, потому что грех делает нас глупыми.

Грех дает только ощу­ще­ние, види­мость зна­ния. Это нача­лось еще в раю: этот обман — «Будете, как Боги, и узна­ете…». Ничего не узнали. Глаза откры­лись, но откры­лись на соб­ствен­ную наготу, кото­рая была на самом деле награ­дой цело­муд­рия, а оглуп­ле­ние про­изо­шло мгно­венно, и Адам стал пря­таться от Бога.

Каж­дый греш­ник ста­но­вится глу­пее от каж­дого совер­шен­ного греха, и эта глу­пость при­во­дит ино­гда к этой наг­ло­сти порока, к этому хва­стов­ству поро­ком, когда обе­зу­мев­ший греш­ник начи­нает кичиться тем, что он гре­шит. И в пре­ступ­ных сооб­ще­ствах такие люди ста­но­вятся авто­ри­те­тами, ста­но­вятся людьми, кото­рые вся­че­ски выстав­ляют свою гре­хов­ную природу.

Наше сооб­ще­ство непре­ступно, и каж­дый, кто под­на­то­рел в грехе, не будет авто­ри­те­том, но будет чело­ве­ком, глу­пость кото­рого и нрав­ствен­ное пора­же­ние кото­рого будет ясно и заметно каж­дому. По слову свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, «Каж­дый грех попа­ляет в нас какую-то доб­ро­де­тель». И не стоит думать, что речь идет только о гре­хах, кото­рые совер­шены сло­вом или делом. Совер­шен­ное помыш­ле­ни­ями, мыс­лями, чув­ствами может быть даже важ­нее, почему и вошла эта запо­ведь, очень важ­ная – не поже­лай. Ведь на Страш­ном Суде не наши тела будут судимы, не наши зем­ные обсто­я­тель­ства, а наша душа будет судима. И то, что про­ис­хо­дит в ней на уровне чувств, на уровне мыс­лей – вот это и будет под­вер­жено суду.

Когда-то постав­лен­ные на гра­нице двух миров – духов­ного и мате­ри­аль­ного — мы были при­званы, по про­мыслу Боже­ствен­ного Логоса, отра­жать Боже­ствен­ный свет в мир мате­ри­аль­ный. Быть свое­об­раз­ной лин­зой. Мы замут­ни­лись гре­хом. Мы иска­зили этот мате­ри­аль­ный мир именно своим гре­хом. Вос­ста­но­вить это иска­же­ние мате­ри­аль­ного мира, вос­ста­но­вить это рав­но­ве­сие вокруг нас и в нас мы при­званы испо­ве­да­нием своих гре­хов. Мы при­вели себя в раб­ство греху и уйти от этого раб­ства – зна­чит испо­ве­до­вать свой грех. И закон любви, дан­ный нам еще в раю, сво­ими гре­хами мы пре­вра­тили в закон нена­ви­сти, закон лжи. Испра­вить эти закон­ные осно­ва­ния нашего суще­ство­ва­ния мы должны в своей исповеди.

Будем пом­нить о том, что сами по себе мы ничего сде­лать не можем. Грех настолько ослаб­ляет чело­века, что даже испо­ве­до­ваться по-насто­я­щему у нас сил нет. Свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский так и запи­сал в своем днев­нике : «Если бы не бла­го­дать Божия, греш­ники бы нико­гда не обра­ти­лись от своих гре­хов». Поэтому наше испо­ве­да­ние гре­хов — это ответ на ту бла­го­дать Божию, кото­рую Гос­подь нам посылает.

Поста­ра­емся отве­тить, поста­ра­емся сде­лать все, чтобы изба­виться от этого страш­ного цар­ства греха. Сде­лать все, чтобы это иска­же­ние двух миров, кото­рое мы допус­каем, чтобы этот закон нена­ви­сти, кото­рый мы рас­про­стра­няем, были упразд­нены. Чтобы мы снова могли иметь этот чет­кий вкус и нрав­ствен­ный ум к каж­дому дея­нию, не важно, совер­шаем мы его сло­вом, делом или помыш­ле­нием. И это нам нужно, для того чтобы уви­деть, что это обра­ще­ние не дань фор­маль­но­сти, не дань цер­ков­ной рито­рике, не дань уставу или цер­ков­ному эти­кету. Это бого­слов­ская истина, кото­рая должна прон­зать нас каж­дый раз, когда к нам обра­ща­ются: «Доро­гие бра­тья и сестры». Мы выкуп­лены доро­гой ценой и все наши грехи, кото­рые понес Хри­стос, – это цена за спа­се­ние мира. И вот когда мы дей­стви­тельно осо­знаем, что мы дороги Богу, что мы дей­стви­тельно доро­гие для Него и доста­лись Ему доро­гой ценой, вот тогда и наше сердце отзо­вется бла­го­дар­ной молит­вой. Тогда мы смо­жем по-насто­я­щему испо­ве­до­вать Хри­ста, осо­бенно если будут тяже­лые минуты испы­та­ния, когда дей­стви­тельно нужно будет явить свою веру, да и во вся­кую минуту нрав­ствен­ного выбора.

Про­по­ведь духов­ника Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рея Вяче­слава Хари­нова в пят­ницу пер­вой сед­мицы Вели­кого поста 2 марта 2012 года

Наш пост — это наш маленькой подвиг

Помни день суб­бот­ний во еже свя­тити его. Шесть дней делай дела свои, день седь­мой — суб­бота Гос­поду Богу тво­ему ( Исх 20:8–10 ). Суб­бота для чело­века, а не чело­век для субботы.

Вот все слова Свя­щен­ного Писа­ния, Вет­хого и Нового Заве­тов, кото­рые поз­во­лят нам найти ключ к сего­дняш­нему Еван­гель­скому чте­нию, поз­во­лят выне­сти важ­ные уроки из этого чте­ния. Поз­во­лят уви­деть пара­док­саль­ность в том крат­ком эпи­зоде, кото­рый зафик­си­ро­ван еван­ге­ли­стом Мар­ком о том, как про­ходя мимо засе­ян­ных полей, видимо, голод­ные уче­ники Хри­ста сорвали в суб­боту коло­сья. Вни­ма­тельно сле­див­шие за ними фари­сеи немед­ленно объ­явили это нару­ше­нием Закона, при­рав­няв это дей­ствие к жатве. Жатва в числе дру­гих 39-ти работ была в кодексе запре­щен­ных дей­ствий субботы.

Надо ска­зать, что гово­рить о чет­вер­той запо­веди — о запо­веди седь­мого дня — надо, опи­ра­ясь на те отрывки из Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые мы хорошо знаем, кото­рые гла­сят об этой запо­веди. Это прежде всего книга Исход 5‑я глава, 20‑я глава Вто­ро­за­ко­ния и редко упо­ми­на­ю­щи­еся изре­че­ния из книги Левит.

Фари­сеи были неправы. В той же книге Вто­ро­за­ко­ния есть уло­же­ние о том, как дей­ствует чело­век, если он голо­ден, если он в нужде. Эти уло­же­ния были частью соци­аль­ной системы, системы соци­аль­ной защиты в Изра­иле: ты можешь пойти в чужой вино­град­ник и есть досыта, но нельзя наби­рать вино­град в свой сосуд. Ты можешь пойти на поле к соседу, рвать коло­сья и есть, но нельзя их соби­рать, нельзя дей­стви­тельно устра­и­вать жатву.

Хри­стос на самом деле был прав, и уче­ники Его были правы, но фари­сеям важно было обви­нить Боже­ствен­ного Учи­теля. Важно было по-сво­ему интер­пре­ти­ро­вать Закон.

Если книга Исход гово­рит о запо­веди седь­мого дня, как о дне, в кото­рый почил Гос­подь от тру­дов, то книга Вто­ро­за­ко­ния свя­зы­вает седь­мой день с днем отдыха, кото­рый необ­хо­дим был вся­кому чело­веку и, прежде всего, евреям плен­ным в Египте. Книга Вто­ро­за­ко­ния гово­рит о том, что: «Помни, ты был рабом в Египте» ( Втор 15:15 ). И запо­ведь седь­мого дня, таким обра­зом, пред­став­ля­ется запо­ве­дью осво­бож­де­ния, запо­ве­дью сво­боды, запо­ве­дью того отдыха, кото­рый поло­жен вся­кому. А книга Левит гово­рит о седь­мом дне, как о дне собраний.

Говоря о седь­мой запо­веди, мы не можем обойти про­ро­ков. Прежде всего про­рока Исаию, гото­рый тоже гово­рит о том, что это отрада, это осо­бый день, Гос­под­ний день. Это день, в кото­рый мы должны не только соби­раться, в этот день мы должны и при­кры­вать свои уста от ненуж­ных раз­го­во­ров. Мы должны сле­дить за сохран­но­стью духов­ной жизни.

Читайте также:  Каким настроением проникнуты сонет 141 148

Запо­ведь седь­мого дня – это запо­ведь Боже­ствен­ная. Уста­нов­ле­ние самого празд­ника (эти­мо­ло­гия слова — празд­ный, пустой) гово­рит о том, что в этот день нам над­ле­жит сохра­нять покой. И этот покой очень важен, ибо это рели­ги­оз­ное уло­же­ние. Это уло­же­ние о том, что в этот день — день покоя — мы должны совер­шать прежде всего духов­ные дела. Мы не должны ста­но­виться про­сто физио­ло­ги­че­скими суще­ствами – есть, пить, раз­мно­жаться. Мы должны пом­нить, что мы люди и запо­ведь седь­мого дня – это запо­ведь рели­ги­оз­ной жизни.

Что же слу­чи­лось в ту суб­боту, когда Хри­стос про­хо­дил мимо засе­ян­ных полей и дал воз­мож­ность сры­вать коло­сья уче­ни­кам? Слу­чи­лось очень мно­гое. И это часто для нас оста­ется сокры­тым. Мы не про­чи­ты­ваем до конца Еван­ге­лие. Испол­не­нием суб­боты, испол­не­нием седь­мого дня в Еван­ге­лии ста­но­вится Сам Хри­стос. «Я при­шел не нару­шить Закон, но испол­нить» ( Мф 5:17 ). И именно через крест­ную смерть Спа­си­теля про­ис­хо­дит испол­не­ние Закона.

Чело­века, испол­ня­ю­щего Закон, на самом деле нет, и Хри­стос гово­рил об этом, что если ты нару­шил хотя бы одну запо­ведь, ты нару­шил весь Закон. «Несть чело­века, иже жив будет и не согре­шит». Мы это знаем очень хорошо. Только Хри­стос явля­ется испол­не­нием Закона. Только Он имеет право эти законы утвер­ждать. И эта фраза, кото­рая оста­ется нами немного неза­ме­чен­ной, о том, что Он Гос­по­дин и суб­боты – есть силь­ней­шее сви­де­тель­ство о Своем Мес­си­ан­стве Хри­ста. Нико­гда более к этой фразе не при­бе­гали уче­ники и апо­столы. Только Он Гос­по­дин суб­боты. Только Он, через Кото­рого все начало быть. И Хри­стос имеет право рас­по­ря­жаться субботой.

Сего­дняш­нее Еван­ге­лие дает нам воз­мож­ность снова вспом­нить о нашем седь­мом дне и вдруг уви­деть, что для нас не Закон, но бла­го­дать важна. Мы вдруг видим, что седь­мой день ста­но­вится днем именно испол­не­ния суб­боты, то есть вос­кре­се­нием. Мы видим уче­ни­ков, соби­ра­ю­щихся именно в вос­кре­се­ние – пер­вый день. И вдруг обна­ру­жи­ваем в Вет­хом Завете, что ока­зы­ва­ется празд­ник опрес­но­ков, празд­ник кущ совер­шался именно в пер­вый день. Совер­шался именно в вос­крес­ный день, как мы его празд­нуем. Ещё в 12‑й главе книги Исход, до того, как в 20‑й дана Мои­сею запо­ведь, уже гово­рится о том, что «собра­ние Твое должно совер­шаться и в пер­вый день» ( Исх 12:16 ). Этот пер­вый день еще в Вет­хом Завете освящен.

Сего­дняш­ний раз­го­вор о чет­вер­той запо­веди, о запо­веди седь­мого дня, дол­жен быть соеди­нен с цер­ков­ной памя­тью, с памя­тью вели­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона. Соеди­нен именно таким обра­зом – фари­сеи делали из Закона кумира. Они слу­жили этому кумиру. Они слу­жили этому идолу. Для них пони­ма­ние Закона све­лось к очень мелоч­ному уло­же­нию. И как бы в нару­ше­ние этого, в под­твер­жде­ние слов Еван­ге­лия от Мат­фея, что испол­не­ние Закона, выс­шее в Законе – это суд, милость и вера, Гос­подь шесть раз делает запрет­ные, с точки зре­ния фари­сеев, дей­ствия. Это и сего­дняш­ний сухо­ру­кий в сина­гоге, это и исце­лен­ный от водянки в доме фари­сей­ского началь­ника, это и сог­бен­ная 18 лет жен­щина, это и овчая купель и исце­лен­ный там и, нако­нец, чудо в Вифа­нии, Лазарь Чет­ве­ро­днев­ный – это ведь тоже суб­бота. Гос­подь везде утвер­ждает Свое гос­под­ство над суб­бо­той. И гово­рит о том, что Закон испол­нить может только Он, а тот, кто делает из Закона кумира, тот на самом деле идолопоклонник.

Ново­бра­нец, рекрут Мар­ма­рик­ского полка, кото­рый дис­ло­ци­ро­вался в Ама­сии и Понте, Малой Азии, Фео­дор, отка­зался есть идо­ло­жерт­вен­ное. Он отка­зался слу­жить куми­рам и идо­лам в этом малом – щепотке еды, кото­рую ему дали. Он пред­по­чел голод. Мучи­тели диви­лись, открыв тем­ницу, что он не умер от голода. Потом после­до­вали муче­ние и сожже­ние. Он не стал слу­жить кумирам.

Урок сего­дняш­него дня – не слу­же­ние кумиру, кото­рого мы создаем. А ведь куми­ров мы создаем. Мы слу­жим этим куми­рам. И осо­бенно об этом акту­ально гово­рить в нашей стране и в наше время.

У заме­ча­тель­ного фило­софа и бого­слова Симеона Франка есть ста­тья «Сокру­ше­ние куми­ров», где он очень тонко и при­стально ана­ли­зи­рует ситу­а­цию, пред­ше­ство­вав­шую рево­лю­ци­он­ным потря­се­ниям в нашей стране. И он пока­зы­вает, как созда­вали, на фоне зако­нов, на фоне раз­го­во­ров о бла­го­че­стии, на фоне рели­ги­озно фило­соф­ских поис­ков, насто­я­щих куми­ров. И этим куми­рам начи­нали слу­жить, и эти кумиры начи­нали дей­ство­вать, и эти кумиры при­вели к ужас­ной ката­строфе. И потом это про­дол­жи­лось, и эти кумиры, созда­ва­е­мые в нашей стране, до сих пор ещё дей­ствуют. Кумиры, созда­ва­е­мые из лич­но­стей, из пар­тий, из идео­ло­гий – они дей­ствуют, и слу­же­ние им ещё совер­ша­ется в нашей стране.

Сего­дняш­ний раз­го­вор еван­гель­ский и память цер­ков­ная дают нам воз­мож­ность неожи­дан­ным обра­зом, пара­док­сально взгля­нуть на наш пост и уви­деть, что наш отказ от мно­гих видов пищи, наше дистан­ци­ро­ва­ние от изли­шеств есть попытка уйти от слу­же­ния кумирам.

Наше сего­дняш­нее обще­ство очень часто назы­вают обще­ством потреб­ле­ния, и в обще­стве создан насто­я­щий культ потреб­ле­ния, культ еды, и надо взгля­нуть по-новому на те малые подвиги, кото­рые мы совер­шаем, надо уви­деть эту инду­стрию, эту про­мыш­лен­ность, эту охва­ты­ва­ю­щую сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции рекламу. Эту куль­туру, кото­рая явля­ется попу­ляр­ной, кото­рая пред­ла­гает всем все в изли­ше­стве. Далеко не луч­шего каче­ства, но потреб­ляй и ешь. Наш пост – это малень­кий подвиг. Нам надо пом­нить, что у нас ум Хри­стов и мы имеем нрав­ствен­ное суж­де­ние о каж­дом дея­нии, совер­ша­е­мом нами и совер­ша­е­мом в обще­стве. И в этом наше отли­чие и соб­ственно наша осо­лен­ность, и в этом свет хри­сти­ан­ства. И когда нам пред­ла­гают подоб­ное, надо вспом­нить мучи­те­лей, рекру­тов, ново­бранца. Лет 15–16 ему было, когда при­звали в рим­скую армию почти маль­чика Фео­дора из Мар­ма­рик­ского полка, дис­ло­ци­ро­вав­ше­гося в Ама­сии. И его спра­ши­вали: «Так ты с кем? Ты с нами или ты со своим Хри­стом?» И нам надо уметь каж­дый раз отве­чать, как отве­чал Фео­дор: «Мы с нашим Хри­стом и есть и будем».

Про­по­ведь духов­ника Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рея Вяче­слава Хари­нова, про­из­не­сен­ная на Боже­ствен­ной литур­гии в суб­боту пер­вой сед­мицы Вели­кого поста.

Только Литургия всех собирает

Сего­дня мы вспо­ми­наем ночь Тай­ной Вечери. «И не было, по слову про­то­пре­сви­тера Алек­сандра Шме­мана, с той един­ствен­ной ночи вре­мени, когда бы хри­сти­ане не вспо­ми­нали ее (эту ночь), не вспо­ми­нали Хри­ста, не вспо­ми­нали ту первую литургию».

Слово «литур­гия» было известно язы­че­ской древ­но­сти. Литур­гией назы­вали обще­ствен­ное слу­же­ние, обще­ствен­ное дело. В гре­че­ском городе-госу­дар­стве так назы­вали устро­е­ние игр, устро­е­ние школ, укра­ше­ние горо­дов. В III веке до нашей эры это слово вошло в пере­вод семи­де­сяти тол­ков­ни­ков. Оно стало обо­зна­чать мис­сию еврей­ского народа по при­го­тов­ле­нию при­ше­ствия в мир Спа­си­теля. Но это все были част­ные пони­ма­ния «литур­гии». Только в хри­сти­ан­стве литур­гия стала общим делом. Мир раз­де­ля­ется на классы, на госу­дар­ства, группы. Раз­де­ле­ние идет в семьях, раз­де­ле­ние идет в лич­но­сти каж­дого чело­века – грех рас­щеп­ляет чело­века. Эта деструк­ция, это раз­де­ле­ние заметно везде и во всем. Все раз­де­ля­ется, и только литур­гия есть общее дело. Только литур­гия всех собирает.

Кри­тики рели­гии все­гда гово­рили, что рели­гия – это дело част­ное. Это стоны чело­века по поводу своих несча­стий к Богу, это его лич­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом, это его лич­ные молитвы. И совре­мен­ный мир секу­ляр­ный, мир либе­раль­ный тоже гово­рит о том, что рели­гия – удел оди­но­чек, удел сла­бых. Нас пыта­ются раз­де­лить как угодно, вплоть до того, чтобы отде­лить кли­ри­ков от мирян: сде­лать из мирян зри­те­лей, а из свя­щен­но­слу­жи­те­лей акте­ров-испол­ни­те­лей. Но литур­гия на самом деле всех объ­еди­няет. Это общее дело, кото­рое нужно совер­шать всем миром и вме­сте. Именно εκκλησία (греч. Цер­ковь), собра­ние стало новым в рели­ги­оз­ной жизни. Ведь хри­стиан пре­сле­до­вали не за то, что они покло­ня­лись Хри­сту, а за то, что они соби­ра­лись вме­сте в пер­вый день недели.

Вот это собра­ние, это един­ство, это общее дело, кото­рое вер­шат хри­сти­ане, пока­за­лось опас­ным и страш­ным язы­че­скому миру. Это общее дело объ­еди­няет нас всех. Это общее дело застав­ляет нас при­не­сти жертву. Но жертва все­гда свя­зана с любо­вью, потому что только любовь гово­рит о жерт­вен­но­сти, только любовь спо­собна на жертвы. Если нет любви, то это не жертва, а рас­чет. В Цер­ковь мы идем за любо­вью, и только на литур­гии мы совер­шаем это бла­го­да­ре­ние – Евха­ри­стию. Бла­го­да­рить можно только за дар. Только дар пред­по­ла­гает эту бла­го­дар­ность. «Твоя от Твоих Тебе при­но­сяще о всех и за вся». Это общее дело, в кото­ром все мы должны участвовать.

Сар­ди­кий­ский собор, VI Все­лен­ский, 9‑е апо­столь­ское пра­вило: «Аще кто не при­ча­ща­ется отлу­чен будет». Даже не до трех раз. По 9‑му пра­вилу, если не при­ча­ща­ется, то не при­над­ле­жит нам. Мы – Тело Хри­стово, мы орга­низм. При­част­ность не только Хри­сту, но друг другу – вот что такое уча­стие в литур­гии, уча­стие в при­ча­стии. А что же пока­я­ние? Это что, про­пуск к при­ча­стию? Нет. Это такое же общее дело. Такое же общее, потому что надо пони­мать: наши грехи совсем не обо­зна­чают, что мы за них в ответе. Силы зла, кото­рые мы впус­каем в этот мир, не инте­ре­су­ются носи­те­лями зла. Они, в силу своей при­роды, наце­лены на самое сла­бое, на самое без­за­щит­ное, самое доб­рое, самое невин­ное. И невежда, и ханжа воз­де­вают руки и гово­рят: «Куда же смот­рит ваш Бог, когда стра­дают невин­ные дети, жен­щины, ста­рики?» Бог всех при­во­дит к жизни. Бог всем дает Свои дары: дружбы, любви, твор­че­ства, позна­ния. Раз­вив эти дары, мы могли бы из каж­дого ребенка взра­щи­вать гения. Вме­сто этого мы – злые, бра­тья и сестры. Мы вер­шим срам­ное, мы вер­шим постыд­ное, мы вер­шим злое, наде­ясь, что отве­тит кто-то дру­гой. Надо пони­мать, что эти взрывы и налеты в Бостоне и Праге, гибель детей в Бель­гии или над Женев­ским озе­ром, пожар в Под­мос­ко­вье, выстрелы в Бел­го­роде – это все след­ствие наших грехов.

Наш обще­ствен­ный долг – разо­рвать связь гре­хов. Разо­рвать связь со злыми силами. Пре­кра­тить пла­тить дань. При­сту­пим к этому общему делу, будем вни­ма­тельны и осто­рожны, во всех наших иска­ниях и начи­на­ниях, во всех наших делах. Будем пом­нить заме­ча­тель­ное выска­зы­ва­ние фран­цуз­ского писа­теля о том, что есть един­ствен­ная печаль в мире, насто­я­щее горе – это не быть свя­тым. Не ста­раться стре­миться к свя­то­сти – это един­ствен­ная глу­пость. Это един­ствен­ное кощун­ство – не стре­миться ко Хри­сту. И, навер­ное, это един­ствен­ное убо­же­ство – не видеть связи гре­хов, не чув­ство­вать той при­чинно-след­ствен­ной связи между сво­ими пре­гре­ше­ни­ями и тем ужа­са­ю­щим, что тво­рится в совре­мен­ном мире.

Источник

Оцените статью