«Моя педагогическая философия»
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею
Ни к кому претензий не имею —
Каждый выбирает для себя.
Для меня вопроса о выборе профессии не было в выпускном классе. Он был решён уже в начальных классах. С детства, когда я училась, я знала, что буду учителем. Я с теплотой вспоминаю моих учителей. Они научили меня писать, считать, познавать мир, искать своё место в нём, а главное, думать. Вот тогда они помогли выбрать профессию учителя.
Ведь именно благодаря моей профессии, которую подарила мне жизнь, я каждое первое сентября встречаю своих учеников. Я вижу детские настороженные и любопытные глаза. И теперь я веду своих ребятишек в мир удивительных открытий, а они учат меня детской мудрости, общительности, учат смотреть на мир их глазами. Своё призвание я вижу в том, чтобы открывать мир перед детьми и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно я попробую?» Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда он будет раскрывать свои способности на каждом уроке. Какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать учащимся все, что я знаю. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить. И, наконец, самое главное в моей педагогической философии то, что, обучая и развивая учеников, я сама учусь и изменяюсь благодаря им. Не стою на месте, опираясь лишь на свой опыт, знаю, он нуждается в том или ином переосмыслении перед каждой новой встречей с детьми. Главное в нашей работе – это умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрассудков и предвзятых оценок? Смогу ли я принять учеников такими, какие они есть? Сумею ли я обнаружить в каждом ученике уникальную личность? Смогу ли я помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек, — желание познавать? И, наконец, в достаточной ли степени я сама творческий человек, который сможет быть примером, который сможет вести за собой в неизвестную, загадочную Страну Знаний. Но одно я знаю совершенно точно. Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям дидактические шаблоны, вызывающие непонимание и неприятие; лучше не входить из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие, лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себя и в своем педагоге. Лучше потому, что мы, учителя, стоим у истоков личности каждого ребенка и своими собственными руками, своей деятельностью закладываем фундамент будущего. Нельзя закладывать фундамент будущего без вдохновения, уверенности, преданности, любви.
Урок для меня это не процесс передачи знаний, а бесценное время общения,
удивления, окрыленности, азарта, любопытства в глазах моих учеников.
Вот что мне хочется всегда видеть на своих уроках. Когда это удается, меня охватывает чувство радости и удовлетворения.
Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не сможет никогда уйти из профессии. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души детям. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
Пройдет время и маленькие робкие первоклассники станут взрослыми людьми. Мне хочется, что бы они выросли добрыми, умеющими видеть прекрасное, кормящими голодных птиц зимой, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу.
Источник
Глаза учеников
Каждое утро начинается почти одинаково: со звона будильника, кипящего чайника и привычной дороги в школу, где знакомы все деревья, цветочные кусты и даже трещины на асфальте. Привычен и одинаков шум в школьных коридорах. И трель звонка на урок. Я прикрываю за собой дверь, вот оно — начало урока. Глаза учеников, смотрящих на меня в это первое мгновение. Сколько их, глаз. Разные они. Ясные у кого — то от уверенности в своих знаниях и желании идти дальше, вслед за тобой, в этот мир науки; тревожные у других от внутренней неуверенности или противоречий, о которых не скажешь вслух ни матери,ни другу, ни учителю. И деться некуда, и сказать невозможно. Улыбчивые глаза — от радостного ощущения своего тела, своего здорового духа, своей уверенности: мир прекрасен в шестнадцать лет. Озорные от идеи авантюрной, которая уже «села» в голове и покоя не даст, пока действие это не свершится. Вопросительные: а что будет на уроке, чем удивите сегодня? Наивные от детства. Но иногда что — то кольнет, зацепит изнутри учительскую душу. И еще сама не осознаешь, что именно, но тревожно становится. Вдруг увидишь тоску в глазах детских где — то за предпоследней партой. И тогда все твое внимание к ним обращается с немым своим вопросом:
— Почему? Что же с тобой такое сегодня? Спросить? Нет, не скажет.
А в сознании делается заметка: нужно понять. Мгновения такого общения с учениками-взаимопроникновение. А что они в моих глазах видят? Что должны увидеть?Что я хочу, чтоб они увидели? Что я хочу им сказать без слов? Что я в них верю. Что они — часть моей жизни. А потом урок -движение мысли, путь к пониманию темы, к пониманию друг друга.И радость, когда тоска уходит из тех глаз за предпоследней партой, и они становятся детскими, которым не свойственна эта безысходность. Это радость для учителя.Значит, ты смог, ты достиг этого. И так каждое утро встречают их глаза, и взгляд их зависит от тебя, чем душу их наполнишь, будет ли интересна им твоя наука и ты сам со своей позицией. И каждый день экзамен на доверие. Глаза моих учеников — моя контрольная изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. И тревога за них не дает расслабляться, не дает покоя успокоения, не дает возможность сердцу стареть или отчаиваться.
Когда приходят спустя годы повзрослевшие мои ученики, поседевшие уже от своего опыта жизни, я узнаю их по глазам, несмотря на время. Ведь нельзя же научить самой жизни. Это самая сложная наука, которую сам человек одолевает.Ни подсказки нет, ни шпаргалки. А завтра снова урок. Снова будут ждать меня их глаза, а я должна сказать новое слово и не повторяться в заученных фразах.Разве можно их обмануть или не соответствовать их надежде, что научишь ты их, поможешь, исправишь, заставишь поверить в себя. И тогда приходят силы. Снова утро, звон будильника и ученики, которые тебя ждут.
Источник
Анкета 5 класс «Урок глазами учеников»
тест (5 класс)
Анкетирование 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок глазами учеников | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
АНКЕТА №1
(урок глазами учеников)
Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь не только твоего, но и других классов. Не бойся, за свою честность ты никак не пострадаешь, ведь анкеты анонимны (впрочем, если хочешь, ты можешь указать свою фамилию). При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!
1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Укажите причину.
2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?
3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:
• не нравится учитель;
• испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и другое). Остановитесь подробнее на вопросе.
4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?
5. Что нравится на уроке больше:
• творческая работа на уроке;
6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.
7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?
8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время?
• все равно пошел бы в школу;
• занимался бы дома;
• устроился бы на работу;
9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.
10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то убрали бы)?
11. Кому из учителей вы сказали бы «спасибо»?
12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:
• готовность к уроку –___;
• степень усвоения программы – ___ ;
• оценка за урок себе – ___ ; учителю – ___ (на день проверки).
Спасибо за ответы!
АНКЕТА № 3
(семья и родители глазами ребенка)
1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?
2. Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?
3. Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?
4. Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами в классе?
5. Посещают ли они школу?
• только по вызову;
6. Помогают ли они школе, классному руководителю?
• в организации классных дел;
• в проведении экскурсий, походов;
• в проведении ремонта.
7. Как, по-вашему, они относятся к школе и педколлективу?
8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью?
• некуда деваться, работают из-за зарплаты;
• работают из-за квартиры и т. д.
9. Устраивает ли заработная плата и совместный семейный бюджет?
10. Как вы находите вашу семью?
11. Какие праздники в семье вы любите больше всего?
12. Принято ли в вашей семье дарить подарки? Какие?
13. Есть ли у вас бабушка или дедушка?
14. Каковы ваши отношения с ними?
15. Что, по-вашему, обещает ваше будущее?
16. Каким, по-вашему, обещает быть ваше будущее?
17. На кого вы надеетесь?
18. Как, по-вашему, будете ли вы счастливым?
АНКЕТА № 4
(классный коллектив глазами ученика)
Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочтите предлагаемую ситуацию, представьте себе, кто и как себя в ней поведет и подчеркните необходимый ответ.
- Вы получили двойку.