ЖЕЛАНИЕ И НЕЖЕЛАНИЕ СТАТЬ МАТЕРЬЮ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Принято считать, что большинство женщин мечтает о счастливом замужестве и материнстве. Если первое практически не подлежит сомнению, то вопрос о материнстве достаточно сложен. В нашей стране всегда шла пропаганда счастливого материнства, а основным средством регулирования рождаемости до советском прошлом являлся аборт. Многодетных матерей награждали орденом «Мать-героиня», а женщины с телеэкранов прямо заявляли, что секса у нас нет, что вызывало недоумение у всего мира.
Эти противоречия порождали мощные бессознательные интрапсихические конфликты и в обществе, и у отдельных индивидуумов, в первую очередь у женщин. Три-четыре аборта в жизни женщины считались нормальным явлением. Встречались женщины, сделавшие за свою жизнь по десятку абортов. И они не считали, что с ними что-то не так. Решиться на аборт было для некоторых легче, чем на визит к стоматологу.
О причинах нежелания иметь детей можно говорить много.
Среди прочих называют социальную и бытовую неустроенность, карьерные соображения, необходимость закончить обучение, нежелание осложнять личную жизнь, бедность. Хотя на практике именно малообеспеченные семьи склонны к многодетности. В целом разрыв между общественным сознанием, утверждающим счастье материнства, и нежеланием иметь детей, сохраняется и по сей день.
Если человек переносит операцию по ампутации конечности, удалению какого-либо органа, это может стать травмой на всю жизнь, приводит к чувству неполноценности. Ребенок, как уже говорилось ранее, на протяжении всего периода беременности составляет единое психосоматическое целое с матерью. У них общие системы жизнеобеспечения, биологические и психические ритмы. Решаясь на аборт, женщина отторгает часть себя, своего физического тела, то есть это акт самодеструкции, запускающий соответственные психические механизмы.
Человек – единственное живое существо, у которого удовлетворение сексуального влечения продолжается круглый год, а не только в брачный период. И человек – единственное живое существо, сознательно уничтожающее свое потомство. А уничтожение потомства, как известно, ведет к уничтожению вида.
Необходимо подчеркнуть, что отец несет такую же ответственность за сохранение жизни ребенка, как и мать. Перекладывание решения об аборте на плечи женщины есть лишь доказательство того, что такое решение по сути своей страшно. И мужчина, уходя от этой ответственности, защищается своей инфантильностью и равнодушием. Как показывает психоаналитическая практика, чувство вины за не родившегося ребенка может преследовать женщину всю жизнь, проявляясь в кошмарных сновидениях и невротических симптомах.
Примером могут служить кошмарные сновидения 30-летней женщины о погибающих котятах, которых она бесконечно спасала и не могла спасти. После прохождения курса психотерапии, проработки этих сновидений и воспоминаний о трех сделанных в юности абортах, в состоянии пациентки наступило улучшение, произошло ослабление депрессивной симптоматики, исчезновение навязчивых ночных кошмаров.
Беременность, являясь кризисной точкой в формировании женской идентичности, во многом определяет дальнейшую судьбу женщины. Будет ли реализована роль матери? Как сложатся отношения с будущим ребенком? Предпосылки этого складываются уже во время беременности.
Кроме абортов совершившихся, происходит большое количество самостоятельных попыток изгнания плода. Они либо не завершаются, либо не удаются. Эти случаи не становятся достоянием гласности, нигде не учитываются. Обычно это тайна матери и ребенка. Каковы последствия этих действий? В первую очередь, это нарушение отношений между матерью и ребенком после рождения.
Довольно часто в доверительной беседе с матерью страдающего неврозом ребенка выясняется, что она не хотела иметь его, пыталась избавиться от плода.
Клинические примеры
На приеме у психотерапевта мама с мальчиком 12 лет. До этого времени он не вызывал особых проблем. Внезапно начал грубить, убегать из дома, ночуя где придется, перестал посещать школу. Если мать и отец разыскивали его в подъезде или на улице, безропотно шел домой, плакал, просил прощения, обещал больше так не делать, говорил, что всех любит и не знает, что на него нашло. В разговоре с мамой выясняется, что ребенок был нежеланный. На 12-й неделе беременности мать пыталась вызвать выкидыш, принимая какие-то медикаменты по совету подруги. Когда ребенок родился, долго не могла принимать его с любовью и радостью, но в то же время, чувствуя вину, пыталась быть сверхзаботливой матерью, бросаясь в отношениях с сыном из крайности в крайность.
Гиперопека в сочетании с эмоциональным неприятием привела к обострению конфликта в раннеподростковом возрасте и спровоцировала мальчика на побеги из дома и другие протестные формы поведения. В этом случае проводилась терапевтическая работа с мамой. После трудного, болезненного осознания и проработки своих проблем, мешающих понимать и принимать своего ребенка, она сумела изменить отношения с сыном. через четыре месяца мальчик возобновил учебу, прекратились побеги из дома.
За консультацией к психотерапевту обратилась семья: мать, отец, дочь 10 лет и сын 3 лет. У старшей девочки, начиная с 11 месяцев, лицевые тики и конвульсивные движения конечностей. Девочка плохо ходит, недостаточно развита речь. Многочисленные медицинские исследования не дают удовлетворительного результата. Диагноз точно не установлен, лечение облегчения не приносит. Девочка ненадолго успокаивается, только если мама крепко обнимает ее и удерживает. Девочка умная и ласковая, но может сказать иногда: «Я вас всех ненавижу!» В беседе с мамой выясняется, что первый ребенок, в отличие от второго, был нежеланным. Мама принимала горячие ванны и изнуряла себя физическими упражнениями, пытаясь вызвать выкидыш. После рождения дочери мама до 3 месяцев не выносила ее присутствия, с трудом соглашаясь кормить. Когда дочери было 10 месяцев, мама сделала аборт. Вскоре после этого у девочки начались тики и конвульсивные движения.
Таких примеров десятки. Рассмотрим вопрос с точки зрения психоаналитической теории.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд постулировал существование в человеческой психике влечения к жизни и влечения к смерти и, соответственно, особых видов психической энергии: либидо и мортидо. Энергии либидо дают стремление к жизни, к созиданию. Энергии мортидо – стремление к разрушению. Либидо стимулирует желание родить и воспитывать ребенка. Основная задача мортидо – облегчить умирание и распад физического тела, когда придет срок.
У здорового человека энергия либидо преобладает, стимулируя жизнь и творчество. Для преобразования и нейтрализации разрушительных, мортидных влечений используется психический процесс, называемый сублимацией. Это перенаправление не одобряемых обществом желаний и влечений на социально приемлемые цели. Если по каким-то причинам мортидные влечения преобладают и не сублимируются, возникают различные проблемы. В слабой степени это суицидные мысли, нежелание жить, отказ от борьбы с болезнью и медленное угасание. В сильной степени – это аутодеструктивное, саморазрушающее поведение: алкоголизм, наркомания, патологическая страсть к разрушению, убийству, некрофилия.
Если женщина не хочет ребенка и пытается самостоятельно изгнать плод, вместо любовного заполнения образа развивающегося ребенка появляются отторгающие, ненавистнические импульсы. Соответственно нарушаются психологические задачи следующих этапов беременности, что увеличивает частоту осложнений и в течение беременности, и во время родов. Женщина не готовится к роли любящей и заботливой матери, а переживает свою неудачу, пытается смириться со сложившейся ситуацией, чувствует виноватой себя либо ищет других виновников.
Часто таким «виновником» становится ребенок после рождения. Неприятие ребенка после родов выражает агрессивные чувства матери. Ребенок, появляясь на свет, окунается в деформированное психическое поле матери. Вероятно, активизируются и его деструктивные импульсы. Нежелание кормить, брать младенца на руки может быть явным или скрываемым. Мать как будто демонстрирует ребенку, что лучше бы его не было. Часто нет или недостаточно молока, либо мать без конца болеет, передавая заботу о ребенке окружающим.
Активизация мортидо у ребенка приводит к отказу от груди, вялому сосанию и другим нарушениям. Вырастая без любви, ребенок может направить свою энергию разрушения либо на внешний мир, либо на себя самого.
Подобный случай приводится в докладе президента Французской ассоциации пренатального воспитания д-ра Андрэ Бертин, прочитанного на Конгрессе ассоциации в 1988 году.
Взрослый мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. «Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне» (Бертин, 1991. С. 12).
В бессознательной памяти сына сохранилось и ощущение жара, и мысли о смерти, которые присутствовали в сознании матери.
Даже если желание забеременеть принято сознательно, оно не всегда имеет своей конечной целью материнство. Это может быть попытка сохранить семью, удержать любимого мужчину, доказать свою сексуальную зрелость, взрослость, спастись от одиночества и т. д. Эти тенденции усиливают скрытую или явную противоречивость в отношениях мать – дитя, обуславливают различные нарушения в межличностных отношениях, в семье. Психотерапевтическое вмешательство в первые месяцы беременности может предотвратить или свести к минимуму риск послеродовой депрессии и трудности в послеродовых отношениях.
Трудно надеяться, что нелюбимые дети, когда вырастут, будут хорошо относиться к своим родителям. А любовь к матери – это и прообраз любви к своей стране, бережного отношения к жизни и к другим людям.
Таким образом, сама мысль об аборте запускает мощные разрушительные программы в психике человека и общества. Необходимо перестраивать общественное сознание таким образом, чтобы у женщин как можно реже возникала мысль о прерывании беременности. Причины абортов часто являются отговорками, прикрывающими деструктивные тенденции общества. Вероятно, все мероприятия в этой области должны приветствоваться: от сексуального просвещения и пропаганды противозачаточных средств до создания специальных домов матери и ребенка. В них мать, не имеющая поддержки родных, или несовершеннолетняя, могла бы жить до и после родов. там она могла бы оставлять ребенка на воспитание, пока не сможет его забрать, не отказываясь от него. Общество должно найти средства и обеспечить матерей, воспитывающих детей, хотя бы минимальной заработной платой и стажем. Величайшей ценностью является человеческая жизнь, и нам пора уже это понять.
Источник: Бердникова Юлия Леонидовна » Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд»
Источник
Влияние прерывания беременности на психологическое состояние женщины
Онищук Е.Ю, Журнал «Перинатальная психология и психология родительства,2006, с,43-50
Влияние прерывания беременности на психологическое состояние женщины.
Широкое распространение абортов, отношение к аборту в культуре, проблемы психологической адаптации женщин, решившихся на аборт, а также последствия нарушения психологического состояния женщин после прерывания беременности – все это определяет необходимость глубинного психологического рассмотрения мотивов, переживаний, сопутствующих совершению аборта.
В Украине в 2000 году на 100 родов приходилось 112,9 абортов (по данным Госкомстата Украины).
В медицинской и социологической литературе анализируются различные аспекты проблемы аборта. Что же касается психологических исследований, то они как бы вытесняют эту проблему на периферию своего внимания. И если в западных литературных источниках можно встретить некоторые исследования, касающиеся проблемы изучения нарушений психологического состояния женщин после прерывания беременности, то в отечественной научно-психологической литературе таковые отсутствуют.
В одном из новейших американских учебников по диагностике «The Diagnostic and Statistical Manual, DSM III» приводится описание группы нарушений, связанных со стрессом после перенесения психологической травмы. На основании перечисленных там нарушений в научной литературе принято говорить, что одним из упомянутых стрессов, превосходящим «обычный человеческий опыт», является аборт – искусственное прерывание беременности.
Опыт аборта, то есть сознательного уничтожения собственного зачатого ребенка, наносит травму и вызывает серьезные изменения в психике женщины. В результате женщина может сознательно или бессознательно возвращаться к этому событию своей жизни.
С точки зрения психиатрии, женщины, принимающие решение о прерывании беременности под влиянием сложившейся ситуации, то есть все те женщины, которые прерывают беременность по так называемым социальным показаниям, находятся в депрессивно-тревожном состоянии. В их настроении доминирует страх, их воля парализована, они чувствуют на себе давление, чувствуют себя беспомощными, то есть проявляют симптомы типичного депрессивного синдрома – не видят иного выхода. Спектр различных психологических осложнений, вызванных абортной травмой очень широк: от незначительных психологических расстройств до серьезных психических нарушений.
Первоначально, после прерывания беременности у женщин срабатывают психологические защитные механизмы, которые временно смягчают их травму. Однако когда защитная система терпит крах, женщины начинают страдать. Бессонница, ужасные сны, отсутствие аппетита, нарушение биологического ритма, беспричинный плач, резкие изменения настроения – все это характерно для женщин после аборта. Часто у них начинаются психосоматические расстройства одновременно с мигренью, болями в нижней части живота и т.д. Могут быть также психические нарушения, которые проявляются в отстранении от людей, чрезмерном употреблении лекарств и алкоголя. Одни женщины становятся недоверчивыми, другие – параноиками вплоть до развития психоза.
В Гренобле (1971), на симпозиуме, проходившем под названием «Аборт», заседала секция психиатров (Готье, Мулен, Гедель и другие), которые единодушно констатировали, что прерывание беременности является причиной глубокой травмы.
Психологические изменения, наступающие после прерывания беременности
В 1966г. Совет гинекологов и акушеров в Англии сделал вывод, что психические расстройства после прерывания беременности наступают, согласно различным данным, в 9-59% случаев. Численные данные различны и указывают на несовершенство исследований. Но заявление гинекологов-практиков, имеющих большой практический опыт в этой области, однозначно.
Доктор Террье говорит, что «никогда не встретил ни одной женщины, которая бы после такой операции не имела психических расстройств», и он даже приводит случаи, когда не только матери, но и отцы проявляли симптомы расстройств фрустрирующего типа, что является весьма интересным фактом для последующих исследований.
В Германии, в университетской женской клинике г. Вюрцбурга, доктор философии Мария Симон, клинический психолог, обследовала 110 женщин, которые в своей жизни имели опыт прерывания беременности. Согласно полученным результатам, около 60% опрошенных женщин ощущали вину за содеянное. Чувство вины часто проявлялось в измененной форме, переходя в физические страдания. Многие женщины жаловались на вегетативные расстройства нервной системы, которые возникали после операции. Симон считает, что в большинстве случаев именно чувства страха и вины откладываются в тайные закутки человеческого организма, и в последствии заявляют о себе болезнями различных органов или неврозами. Выглядит это так, что конфликт происходит на соматическом уровне.
Об изменениях настроения и депрессивном состоянии, что обычно имеет место после аборта, свидетельствуют 35-40% опрошенных женщин. У некоторых появлялись мысли о самоубийстве, которых не было перед прерыванием беременности. А некоторые женщины уже не надеялись на что-то хорошее в будущем. Они с трудом заставляли себя работать, хотя до аборта работа их полностью удовлетворяла. Приблизительно 35% женщин часто беспричинно плакали после аборта и около 30% — ощущали беспричинный страх. Больше половины опрашиваемых женщин чувствовали себя после аборта нездоровыми, нервными и неуравновешенными; не могли обрести утраченный внутренний покой. Женщин угнетало само воспоминание о сделанном аборте, поэтому они старались отыскать способы, которые защитили бы их от чувства вины, раскаяния и депрессии. В большинстве своем они представляли себе аборт как необходимое средство от депрессии, которая наступила вследствие незапланированной беременности. Однако, произошло наоборот: женщины только после аборта узнали, что такое настоящая депрессия.
Против возражения, что приведенные цифры потому такие высокие, что, возможно, опрошенные женщины в большинстве своем верующие, М. Симон предлагает следующие аргументы: из 48 % женщин, считающих себя христианами, 33 % — не относятся ни к одной конфессии и не ходят в церковь. Следовательно, психологические последствия прерывания беременности вызваны не религией, а, возможно, собственной совестью женщины.
Интересным является утверждение, предложенное М. Симон, что духовно зрелые женщины тяжелее, более осознанно переживают абортный конфликт. И если они все-таки прерывают беременность, то воспринимают это очень тяжело. Духовно инфантильные (незрелые) женщины – малочувствительны и не несут ответственности за свои слова или поступки. Они или истеричны, или печальны. Такие женщины очень редко хорошо относятся к своему будущему ребенку, поэтому они чаще, чем духовно зрелые женщины, прерывают беременность. После аборта они больше склонны к тому, чтобы забыть все проблемы, а конфликт свести к вегетативно-невротическим расстройствам.
Понятие постабортного синдрома как психологического состояния
Впервые определение «постабортный синдром» разработала в 1985 г. американский психолог и семейный терапевт, Анне С. Спекгард в своей диссертации. Профессор Филипп Ней, психиатр из Виктории (Канада) также был одним из первых, кто описал психические последствия аборта у женщин – постабортный синдром. Научно исследовали и представили общественности постабортный синдром (как травма после аборта) такие исследователи: С. Стенфорд, В. Руе, А. Шпекгарт, проф. П. Петерсен, М. Фурх, М. Симон и другие.
Постабортный синдром (ПАС) – это сочетание психических симптомов или заболеваний, которые могут проявляться вследствие переживаний после аборта. Основным симптомом болезни является постоянное преследование пережитого в подсознании женщины.
Шэрон Адкинс, автор программы по реабилитации женщин с постабортным синдромом (программа носит название HEART – Healing the Effects of Abortion Related Trauma), использует несколько иное определение:
Постабортный синдром – это состояние, характерное и для мужчин, и для женщин после аборта, которое возникает из-за не разрешенных психологических и духовных аспектов.
Клинический психолог Люси Фрид и социолог Пенни Ивонн Салазар используют понятие «постабортивный стресс» — стрессовая реакция, возникающая у женщин после прерывания беременности.
Причина стресса у женщин после прерывания беременности, так же, как в случае с ПТС, заключается в том, что они вынуждены скрывать свои чувства, связанные и с беременностью, и с абортом. Кроме того, женщина ничем не может восполнить свою потерю и найти душевный мир.
В одном из вышеперечисленных определений постабортного синдрома говорится о наличии его не только у женщин, но и у мужчин. Характер его протекания отличается от характера этого синдрома у женщин, хотя бы в силу того, что женщина связана с ребенком физиологически, у нее происходят гормональные изменения и т.д. Среди мужчин с постабортным синдромом можно выделить два типа: те, кто хотели ребенка, а женщина не согласилась его родить; те, кто не хотел ребенка. Терапия мужчин сложнее, так как они не связывают свои проблемы (например, алкоголизм; привычку уходить из дома; агрессивность, которая может быть направлена против себя самого) с абортом.
Организация Heartbeat International, которая разрабатывает программы для терапии ПАС представляет особенности его протекания – как проявления долговременного эмоционального расстройства, которые включают в себя: депрессию, горе, беспокойство, беспомощность, отчаяние, сожаление, пониженную самооценку, недоверие, жестокость, зависимость от алкоголя/лекарств/еды/работы, чувство вины, сексуальные проблемы, осуждение себя, частый плач, «пустоту», расстройство, бессонницу, ночные кошмары, плохие отношения, вспышки воспоминаний, гнев, страх быть отвергнутым(ой), горечь, непрощение, страх связывать себя узами, неспособность формировать близкие отношения.
Уровни воздействия ПАС
Л.Фрид и П.Салазар предложили модель воздействия аборта на женщину. Эта модель состоит из нескольких уровней, и последствия прерывания беременности проявляются в каждом случае по-своему. Каждая личность соткана из нескольких по-разному переплетенных между собой нитей – психологической, эмоциональной, физической, духовной, сексуальной и социальной (от которой зависят наши отношения с родными, друзьями и всеми прочими людьми).
Психологически аборт у женщины отражается на ее сексуальном самосознании, то есть на ее представлении о себе как о женщине, потому что, прервав беременность, она лишается возможности играть в обществе отведенную ей роль. Страдает также и самооценка женщины, теряется самоуважение. Многие страдают после аборта психологически, потому что перестают воспринимать себя как матерей и просто как женщин. Это искажение мешает им находить удовлетворение в любовных отношениях.
Аборт также не может не отразиться и на эмоциональной сфере, особенно на способности, испытывать чувства. Часто женщины впадают в крайности. Одни полностью отсекают любые эмоции. Они перестают понимать, причем непритворно, какие чувства испытывают, либо вытесняют истинные чувства вглубь сознания, потому что боятся чувствовать. На людях они появляются только в маске, за которой прячут все свои эмоции. Другие впадают в противоположную крайность: они становятся эмоционально возбудимыми, подверженными частой смене настроений. Эти женщины воспринимают все болезненно остро и принимают близко к сердцу любой пустяк. Часто, пережив аборт, они становятся одержимыми какой-либо страстью – страхом, гневом, унынием и чувством одиночества. Эти сильные эмоции время от времени прорываются наружу, причем часто в самое неподходящее время, что крайне усложняет отношения с окружающими. Обе эти крайности приводят к одинаковым последствиям. Подавляются ли наши эмоции или безоглядно выплескиваются – и в том, и в другом случае осложнений не избежать. Все душевные силы женщины уходят на то, чтобы сдержать или скрыть свои чувства. На то, чтобы вести нормальную жизнь, сил почти не остается.
Не исключено, что после аборта большинство женщин сталкиваются с осложнениями на физическом уровне. Степень тяжести таких расстройств может быть разной – от небольшого воспаления до бесплодия. Кроме того, часто, прервав беременность, женщины испытывают физические боли, не связанные с физиологическими причинами. Связь между эмоциональным стрессом и болезнью уже достаточно хорошо изучена: подавленные эмоции или стресс могут стать причиной головных болей, болей в спине, частых простуд, астмы и других, так называемых, психосоматических явлений.
Люди – духовные существа, а потому у них просто не может не быть духовных запросов. Как правило, после аборта одни женщины пытаются вообще отречься от своей духовной природы, другие – примирить свою духовную природу с обыденной жизнью.
Для каждого человека крайне важно развить в себе здоровую сексуальность. Для многих женщин эта задача после аборта становится особенно трудной. Им приходится сталкиваться с прямо противоположными взглядами на сексуальность, и аборт только усугубляет эту неопределенность. Некоторые женщины приходят к заключению, что для решения своих сексуальных проблем лучше всего притворяться несексуальной. Они считают, что именно из-за своей сексуальности они забеременели и вынуждены были делать аборт. Поэтому им кажется, что забыть о своей сексуальности будет намного безопаснее, чем рисковать забеременеть еще раз. Часто женщины начинают сознательно или бессознательно скрывать свою сексуальную привлекательность – плохо одеваются, полнеют, не появляются в обществе. Другие страдают потому, что, позволяя себе чрезмерно увлекаться, они становятся беззащитными перед своими сексуальными партнерами.
Спектр различных психологических осложнений, вызванных абортной травмой довольно широк. Однако у некоторых может возникнуть вопрос: неужели последствия аборта настолько серьезны? Ведь столько женщин совершает аборты и может засвидетельствовать, что самочувствие их после аборта не ухудшилось. Причиной такого рода иллюзии является то, что для протекания постабортного синдрома характерно три типа реакций.
Первый тип – моментальная реакция. Она наступает непосредственно после травмы либо проявляется в течение года. Связано это с тем, что женщина уже в первый год не выдерживает напряжения внутри себя и «срывается». Этот тип реакций наиболее благоприятен для женщины, так как причины эмоционального расстройства налицо, что в значительной мере облегчает диагностику и терапию. Однако первый тип реакций встречается крайне редко.
Более распространен второй тип реакции, выражающийся в том, что болезненные процессы протекают много лет, они становятся хроническими, но вытеснены из сознания. Временами они усиливаются; чаще всего это происходит в годовщину сделанного аборта, в день несостоявшегося рождения ребенка и т.п.
Наиболее распространен третий, замедленный тип реакций. От пяти до пятнадцати лет после аборта может не быть никаких проявлений. Многие женщины на протяжении всех этих лет даже забывают, что когда-то в своей жизни сделали аборт. И вдруг осознание того, что они совершили, в буквальном смысле слова шокирует их, появляются неожиданные симптомы ПАС.
Характер протекания ПАС зависит от многих факторов. Острее он у женщин в период климакса, когда она понимает, что никогда больше не сможет иметь детей. Интенсивнее протекает постабортный синдром у женщин религиозных, хотя они легче поддаются терапии.
По результатам проведенного нами исследования в г. Одессе (2004 г.) было выявлено, что основными критериями особенностей психологического состояния женщины после прерывания беременности выступают чувство вины(72,7%), агрессия (63,6%) и страх(81,8%). А также был выделен еще один дополнительный критерий – воспоминание о событии (72,7%).
Список литературы:
- Адкинс Ш. Постабортный синдром и его терапия. Программа организации Heartbeat International по терапии постабортного синдрома., 2000.- 43 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: «МЕДпресс», 1997. – 400 с.
- Бассин иФ.В. и др. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии) // Руководство по психотерапии. – М.: Город, 1979.
- Косяченко Т.В., Малютина О.А. Аборт и его последствия. Современные методы планирования семьи. – Киев, 2000. -143 с.
- Лисец А. За жизнь. – Киев: «За достоинство человека», 1994. – 155 с.
- Про становище сімей в Україні: Державна доповідь за підсумками 2000 року (схвалена міжвідомчою комісією з питань сімейної політики). – К.: „Шкільний світ”, 2001.- 192 с.
Источник