Всякое познание берет начало разума исходит чувств эссе

Всякое познание берет начало разума исходит чувств эссе

Социальная психология: «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств». (Ф. Патриций)

В своём высказывании Ф. Патриций поднимает проблему многоуровневости процесса познания. Данная проблема не теряет своей актуальности и по сей день, так как люди до сих пор задаются вопросом: «Как же происходит процесс познания?»

Автор рассматривает указанную проблему с позиции того, что процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней — чувственного и рационального. Более того, получить результат познания, то есть знание, а также представление об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.

Я не могу не согласиться с позицией Патриция. Действительно, мы на личном опыте можем убедиться, что познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.

Приведу теоретическую аргументацию. Познание — это процесс получения нового знания. Знание, в свою очередь, — результат познания. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания доминирует в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум. Существуют два уровня познания: чувственное (осуществляется органами чувств) и рациональное (осуществляется по средствам мышления). Каждый из уровней имеет свои формы. Чувственное познание — единство трёх форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное — единство понятия, суждения и умозаключения. И несмотря на то, что в науке существовали две теории абсолютизирующие какой-либо из уровней (эм

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств

Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Ещё древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и познавая неизведанное. Однако возникает логичный вопрос, зачем человеку необходимо это делать? Что является силой, подталкивающей его к занятиям познавательной деятельности? Для всякого познания источником является разум и чувства. Философы XVII –XVIII столетий озадачивались вопросами, связанными с тем, что выступает в роли определяющего звена в цепочке познавательной деятельности человека. Одни утверждали, что в качестве такого звена выступает разум, а, по мнению других, — чувства. Посмотрев правде глаза, стоит отметить, что значимыми являются оба источника знаний.

Человек осознает, что мир полон неизведанным, и поэтому жаждет заниматься познанием, то есть изучением объективной действительности. Здесь возникает потребность в возникновении чувств, так как, умеющий к ним прислушиваться, человек всегда может на них положиться. Благодаря чувствам, мы находим верный выход из сложных ситуаций, и видим то, что выходит за пределы человеческого понимания. Человеческие чувства дарятся душой, а эта субстанция никогда не ошибается. Именно душе дано знать всё то, чего не способны узнать сами люди. На помощь человеку, прочувствовавшему что-то новое, приходит разум, который наделяет индивидуума способностью к осмыслению этого нового. Полнота знаний об окружающем мире зависит от руководства подсказками чувств и разума одновременно.

Читайте также:  При стрессе кровяное давление

По-моему мнению, данное высказывание Ф. Патрици поднимает проблему роли чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании, а также многоуровневости процесса познания. То есть автор видит в эмпирических и рациональных действиях индивида источник познания. И процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней- чувственного и рационального.

Хотелось бы напомнить, что познание может быть поделено на виды. Ключевым с точки зрения современного общества является научное познание. Оно имеет эмпирический (чувственный) базис и теоретический (рациональный). К примеру, научные работники проводят эксперименты (эмпирика) и затем обосновывают их результаты (теоретическая работа).

Религиозное познание из-за сверхъестественного свойства главным образом опирается на теоретическую базу (священные писания и пр.), но в то же время имеет и эмпирическую опору (совершаются обряды, ритуалы и пр.). Житейское познание также проявляет двойственность внутри себя: эмпирическая сторона (проверяем, какой чайник быстрее вскипит) и теоретическая (у меня аллергия на апельсины, значит я их не куплю). Вместе с тем, конечно, возникают случаи, когда нам остается довольствоваться только одной стороной познания. К примеру, не все научные знания практически (эмпирически) доказаны. То, что человек без защитного снаряжения погибнет на поверхности Солнца – не подлежит доказыванию по гуманистическим и иным причинам. Однако с теоретической точки зрения – это неопровержимо. Несмотря на эти исключения, познание все равно проявляется либо в чувственном либо в теоретическом виде либо в их совокупности.

Одним из доказательств такого тезиса является исследовательская деятельность прославленного российского химика Д.И. Менделеева конца 19-начала 20 века. Работая над известной периодической таблицей, ученый проводил десятки экспериментов, а венец творения – периодический закон пришел спустя три дня после напряженной теоретической работы, а известный миф о том, что все это придумано во сне, всего лишь миф.

Следующим примером работы разума и чувств в познании является деятельность адронного коллайдера, запущенного в 2008 году на границе Швейцарии и Франции. Огромная практическая работа ученых и более 100 инженеров со всего мира позволила проводить масштабные эксперименты, результаты которых затем изучались учеными-теоретиками. С помощью данного комплекса (эксперимент + теоретическое обоснование) современный мир получил ценные сведений о «базоне Хиггса» – микрочастицы, имеющей ключевое значение для Вселенной.

Человек всегда исследует мир вокруг себя, используя мышление и умение выстраивать логические цепочки, руководствуясь имеющимися сведениями. Изучая, человек полагается на разум, однако то, что подталкивает его к познанию — эмоции, провоцирующие к дальнейшим действиям. Будь то стах перед неизвестностью, любопытство или стремление к новому, эмоция — мотиватор для дальнейших действий по познанию вне зависимости от того, является ли последнее большим шагом для мировой науки или же базовыми навыками ребенка.

Чтобы начать исследовать, человеку как правило необходим толчок, помогающий ему начать двигаться в верном направлении, и, как правило, этот толчок исходит изнутри и выражается в каком-либо порыве чувств (а если человека вынуждает к действию какой-либо внешний фактор, он в любом случае вызывает некоторую эмоциональную реакцию).

Так, изначально примитивным человеком двигал страх перед огнем, но постепенно он сменялся любопытством, стал поддерживать и в конце концов люди даже самостоятельно начали разжигать по средствам трения.

Множество изобретений создано людьми из-за их любопытства и желания к росту. Поведению человека на этапе развития, когда эмоциональные импульсы играют особенно большую роль в поведении — а именно к детству, когда любой порыв может стать мотивом для дальнейших действий.

Например, маленький ребенок исследует окружающий мир на ощупь, руководствуясь вопросом «А что будет, если…?». Некоторые предметы оказываются приятными по ощущениям, другие же вызывают боль или дискомфорт. Знания о вещах накапливаются, и в дальнейшем ребенок будет по возможности избегать тактильного контакта с объектами, причинившими неудобства. Это один из методов познания, базированного на любознательности и формирующего представления о мире вокруг.

Читайте также:  Стресс от семейных отношений

Познание исходит от желание понять и усвоить что-то новое, а это стремление, в свою очередь, невозможно без наличия разума.

Человек — единственное существо на планете, которое мыслит и обладает высокоразвитым интеллектом, требующим развития. В отличии от животных он(человек) способен сам определять и находить своё место в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что я действительно могу согласиться с Франческо Патрици: человеческие чувства и эмоции являются стимулом к исследованию того, что окружает нас, и служат предпосылкой к дальнейшим логическим выводам. А также именно способность мыслить рождает желание познать себя и мир, так как человеческий разум стремится к саморазвитию.

Источник

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (Ф. Патрици)

В своем высказывании автор имел в виду, что процесс познания неразрывно связан с другими важными компонентами – чувством и разумом. Чтобы получить полное представление об окружающем мире, необходимо чтобы эти два уровня у человека были развиты.

Я согласен с автором в том, что, чувства и разум позволяют человеку познавать окружающий мир с самого раннего детства. Сначала ребёнок ориентируется на органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух), а затем подключает мышление. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что человек не всегда способен узнать, каков на самом деле окружающий мир. С развитием информационных технологий появились люди, зависящие от компьютера. Они практически живут в сети. Это касается детей и подростков, которые настолько вживаются в роль компьютерных героев, что начинают ощущать себя сильными и всемогущими. Им кажется, что убийство – это норма, и часто сцены из игры переносятся в реальную жизнь.

Рассмотрим высказывание с точки зрения философии. Человек наделен тремя уникальными способностями: чувствовать, рассуждать, разуметь, что позволяет ему не только приспосабливаться к миру, но и познавать его. Чувства – даны человеку от рождения. Они функционируют в 3-х формах:

  • Ощущение – отражает вкус, цвет, форму, горячее, холодное, гладкое, и т.п.
  • Восприятие – целостный образ предмета или явления.
  • Представление – возникает в сознании образ вещи или явления. Например, любой человек может представить себе цвет, форму и вкус лимона, не видя его перед собой.

Однако чувства не дают обнаружить сущность вещей. Разум же позволяет объединить все эти понятия в единое целое, выстроить закономерное связи с предметом или явлением. Человеческие чувства и эмоции являются стимулом для исследования окружающего мира и служат предпосылками к логическим действиям.

Обратимся к примерам из истории. В древности люди полагали, что планета Земля неподвижна, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее. Но со временем, эта теория отпала и на ее место пришла другая. Ученые долго наблюдали явления природы и пришли к выводу, что вокруг Солнца вращается Земля. А когда появились первые телескопы, польский астроном Николай Коперник доказал также, что вокруг Солнца вращается не только Земля, но и другие планеты. Это дало толчок к правильному представлению о целостности Солнечной системы.

Что говорят нам факты общественной жизни. Каждый ребенок с рождения имеет возможность слышать, видеть, чувствовать, благодаря чему быстро познает окружающий мир. Каждый день, играя с одним и тем же предметом, ребенок изучает его с разных сторон. Сначала смотрит на его внешние данные, изучает текстуру при помощи тактильных ощущений, пробует на вкус. Постепенно начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. То же самое касается звуков и явлений природы. Накопленный опыт позволяет подключить логическое мышление, что позволяет экспериментировать и моделировать. Постепенно картинки, звуки и ощущения позволяют перейти к полноценному изучению окружающего мира.

Читайте также:  Чувство соперничества у детей

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что процесс познания мира может быть полноценен только при подключении вспомогательных элементов: органов чувств и мышления.

Источник

по высказыванию Ф. Патриция «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (ЕГЭ обществознание)

Автор данного высказывания показывает нам, что именно желание и чувства человека заставляют его познавать мир, и только благодаря им он черпает знания.

Ф. Патриций поднимает идею сложности процесса познания. Своими словами он доносит до нас мысль о том, что не нужно пренебрегать своими чувствами или разумом, иначе мы не получим знаний, достаточных для создания полной картины окружающего нас мира. Познание невозможно без органов чувств и мыслительных процессов.

Актуальность этой идеи, по моему мнению, заключается в том, что сегодня, как и во все времена, многие люди пытаются понять и узнать, что же включает в себя этот жизненно-необходимый процесс познания мира, и где его истоки.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по этому поводу.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Наши органы чувств и мыслительные процессы, без которых в познании нет смысла, дают нам новые знания и опыт.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Рассмотрим ключевое понятие. Познание – это процесс деятельности, главным содержанием которого является отражение объективной реальности в сознании человека, а продуктом (результатом) деятельности выступают приобретённые знания. Так, например, познание имеет 2 уровня: чувственное и рациональное. Но в процессе познания на первом месте стоит чувственное, так как сначала человек получает информацию об увиденном с помощью органов чувств, и только потом у него в голове происходят мыслительные процессы.

Возьмём пример из повседневной жизни. Во время игры с погремушками ребёнок случайно зацепил кота своей рукой. За это он поцарапал его. В сознании малыша закрепились знания о том, что не следует лезть и трогать кота, если не хочешь, чтобы он сделал тебе больно. Теперь ребёнок будет осторожнее играться, так как получил опыт. В этом примере показана «последовательность» уровней познания.

Существуют 2 метода научного познания: теоретический и эмпирический. К первому относится анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, теоретический эксперимент и абстрагирование, а ко второму — наблюдение, сравнение, описание и эксперимент. Рассмотрим их связь на примере из истории.

Александр Невский во время привала заметил приближающуюся рыцарскую «свинью». Полководец знал о силе и непробиваемости этого построение. Он быстро сообразил, что на льду можно будет воспользоваться преимуществом. Русским удалось выманить врагов на лёд Чудского озера. По сигналу Александра Невского русская конница и полки левой и правой руки во всю мощь ударили по ничего не ожидавшим рыцарям. В результате чего русское войско одержало победу в этом сражении. Именно благодаря тактическому плану А.Невского удалось свести потери к минимуму и увеличить превосходство над врагом.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание невозможно без принятие в нём участия органов чувств и мышления. Именно благодаря их связной работе человек приобретает новые знания о мире.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44523

Источник

Оцените статью