Встречи наша единственная радость воргол

Встречи наша единственная радость воргол

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым не ставится тире. * Услуга в дружбе вещь святая. Тамань самый скверный городишко из всех приморских горо­дов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападе­ний комаров. Полог не единственное спасение от вечерних и ночных напа­дений комаров.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым не ставится тире. * Встречи единственная наша радость. Ее воспоминания это документ. Я ваш новый учитель. Севастополь город русской славы.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым не ставится тире. * Скала словно медведь. Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь к России. Пятью пять двадцать пять. Дмитров жемчужина Подмосковья.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым ставится тире. * Жизнь прекрасна и удивительна! Антон не ученик нашего класса. Ты полевая ромашка никем не любимый цветок. Хотеть значит победить. Объясните постановку или отсутствие тире в предложении.

Жизнь прожить () не поле перейти. * тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым ти­ре никогда не ставится. тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ тире ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ

Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. * Расстояние не помеха для друзей. Это не сон. Ненадежное это время поворот зимы на весну. Первая победа мартовских лучей приствольные круги.

Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуе­мым ставится тире. * Курить здоровью вредить Июль самый жаркий месяц нашего лета. Пруд как зеркало. Тиха украинская ночь.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире: * Ты прекрасный специалист. Это не сказка. Белуга гигант среди осетровых. Я старый человек.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым не нужно ставить тире. * Шестью шесть тридцать шесть. Любить Родину значит жить с ней одной жизнью. Время словно вода. Радость Родины материнская радость.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуе­мым ставится тире. * Я учитель. Он удивительный художник. Любовь не вздохи на скамейке. Стая волков это семья из трёх поколений.

Источник

§ 45. Тире между подлежащим и сказуемым.

I. 1. Услуга в дружбе вещь святая (Кр.). 2. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.). 3. Я не то, что вы предполагаете.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Солнце ярко, небо сине (Л.). 9. Поэзия это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (Бел.). 10. Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период (Бел.). 11. Назначение каждого человека развить в себе все человеческое, общее. (Бел.). 12. Говорить с вами только слова тратить (Остр.). 13. Обман всегда обман (Дост.). 14. Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемск.).

II. 1. У тебя брошка вроде как пчелка (Ч.). 2. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).

Вишневый сад мой (Ч.). 4. О решенном говорить только путать (М. Г.). 5. Поэзия та же добыча радия (Маяк.). 6. Самое страшное для него сейчас было покинуть батарею (Бакл.). 7. Это вовсе не главное захватить плацдарм (Бакл.). 8. Хозяйка дама худая, угловатая и не вполне в себе уверенная (Зайц.).

Они не люди волчата, у них звериная масть(Гум.).

Крупные звезды как званый вечер. Млечный Путь как большое общество (Паст.). 11. Жизнь прожить не поле перейти (посл.). 12. Чай пить не дрова рубить (посл.).

Для справок. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

если оба главных члена предложения выражены именительным падежом существительного, а связка отсутствует (часто перед словами это, вот, это значит);

если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой — глаголом в неопределенной форме;

если оба главных члена выражены именем числительным.

1. Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.). 2. Вы, сударь, камень, сударь, лед (Гр.). 3. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего (П.).

У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Т.).

3. Рука просто как каменная, не ворочается (Т.).

Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней (Н.). 7. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых простых голубей (Н.). 8. Разве я своему детищу враг? (Л. Т.). 9. Так вот я какой человек. Я охотник (Л. Т.). 10. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (М. Г.). 11. Жизнь прекрасна и удивительна! (Маяк.). 12. После школы печать, несомненно, первый учитель языка (Фед.). 13. Ты полевая ромашка, никем не любимый цветок (Бальм.).

Севастополь, очевидно, город чудес (Пауст.).

Бедность не порок (погов.).

Для справок. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

если подлежащее выражено личным местоимением;

если сказуемое выражено именем прилагательным;

если в роли связки выступает сравнительный союз (как, словно, будто и т. п.);

если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;

если перед сказуемым стоит отрицание не.

308. Перепишите, ставя, где нужно, тире между подле-жащим и сказуемым. Объясните наличие или отсутствие тире.

1. Встречи наша единственная радость (Бун.). 2. Всякая жизнь это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. Иначе какой смысл пускать его в мир? (Расп.). 3. Ее воспоминания это документ, характерный для лиц сословия «ответственных». Автор не то троцкистка, не то вдова крупного партийца-троцкиста (О. В.). 4. О себе иначе не говорят, как «мы фронтовики, у нас на фронте» (Некр.). 5. Да мое ли это дело заниматься такими вопросами (Тендр.). 6. Ты для меня дороже славы! Ты все на свете для меня (Сев.). 7. Мой первый час не первый крик, а первый долгий миг молчанья, как будто слушал я родник. (Бальм.). 8.

Читайте также:  Волшебная страна чувств методика бланк

реть у забора, как ящериц серых семья купается в солнце. (Бальм.). 9. Мой долг предостеречь тебя (Солж.).

309. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.

Поэзия и старость несовместимы. По духу своему поэзия ровесница юности. Одно из самых красноречивых доказательств Михаил Светлов. Для него поэзия второе имя молодости.

«Молодежь! Ты мое начальство», — не без улыбки но и не без гордости писал Михаил Светлов.

Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь к России, вера в духовные силы народа. Самоцветный язык, поразительная красочность образов, яркая орнаментальная живопись неувядаемы, как не-увядаема красота народного слова.

Несмотря на то что магистральная тема произведений Клюева тема избяной, мужицкой России, его творчество гораздо шире, оно выходит за пределы исключительно деревенской проблематики. В сущности, это была вечно живая тема искусства всех стран й народов отношение человека и природы.

У поэта особый взгляд на природу. Разгадать «письмена» природы значит приблизиться к ней. Прочитать «книгу природы», по Клюеву, значит всмотреться в «чернильные пятна» на реке, в лесные прогалины, в синеву заонежских далей. Изба это не только дерево, сруб, строение, но и жилище, где все напоминает о человеке. Изба и земля-кормилица неразлучны. «Избяные песни» это песни о плоти земли, о чаше крестьянской жизни, о родной природе и о пахаре.

(По В. Г. Базанову)

1. Объясните случаи постановки и отсутствия тире между составом подлежащего и составом сказуемого.

Найдите сложные слова в текстах, выясните, как они образованы.

Объясните, почему сочетание вечно живая тема пишется в три слова.

Источник

«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

Среди мир­ских людей рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах как об унылых типах, чуж­да­ю­щихся всего того, чему раду­ются неве­ру­ю­щие.

Может быть, пра­во­слав­ные и уда­ля­ются от того, в чем почи­тают радость люди неве­ру­ю­щие, – впро­чем, лишь от того, что свя­зано с грехом, – но не уда­ля­ются от самой радо­сти, ведь одна из биб­лей­ских запо­ве­дей гласит: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И раду­ются пра­во­слав­ные хри­сти­ане, конечно, не тому и не так, чему и как раду­ются неве­ру­ю­щие.

Чтобы понять, в чем состоит осо­бен­ность пра­во­слав­ного пони­ма­ния радо­сти, имеет смысл обра­титься к словам Свя­щен­ного Писа­ния и святых отцов.

В Свя­щен­ном Писа­нии радость ука­зы­ва­ется как то, что свой­ственно Самому Богу. Так, Пре­муд­рость Божия гово­рит: «Я была при Нем худож­ни­цею, и была радо­стью всякий день, весе­лясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).

Неуди­ви­тельно, что вос­со­еди­не­ние отпав­шего чело­ве­че­ства с Богом мыс­лится в кате­го­риях обре­те­ния вечной радо­сти, о чем пред­ска­зы­вали еще вет­хо­за­вет­ные про­роки: «И воз­вра­тятся избав­лен­ные Гос­по­дом, придут на Сион с радост­ным вос­кли­ца­нием; и радость вечная будет над голо­вою их; они найдут радость и весе­лье, а печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис. 35:10 ).

С этим свя­зано то, что явле­ние на земле Спа­си­теля сопро­вож­да­ется воз­ве­ще­нием радо­сти как архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, явив­шимся Деве Марии, так и позд­нее, в ночь Рож­де­ства, пас­ту­хам, кото­рым «сказал ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).

Как пишет свя­ти­тель Андрей Крит­ский, «явля­ется Бог на земле, Бог с небес, Бог между чело­ве­ками, Бог во чреве Девы – Тот, Кото­рого не вме­щает вся все­лен­ная. Теперь при­рода чело­ве­че­ская начи­нает пред­вку­шать радость и полу­чает начало обо­же­ния… Гав­риил служит таин­ству и взы­вает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, про­ис­шед­шая от пле­мени Дави­дова, воз­вра­тила Собою ту радость, кото­рую поте­ряла пра­ма­терь… В самом деле, была ли и будет ли для рода чело­ве­че­ского какая-нибудь радость более той, как быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ного есте­ства, быть в соеди­не­нии с Богом, быть с Ним едино по при­чине соеди­не­ния, и притом ипо­стас­ного?»1

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос испы­ты­вал радость, о чем гово­рил апо­сто­лам: «Раду­юсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он сви­де­тель­ствует о жела­нии поде­литься Своей радо­стью с уче­ни­ками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» ( Ин. 15:11 ).

И Он же учит их рас­став­лять верные ори­ен­тиры в радо­сти: «Однако же не тому радуй­тесь, что духи вам пови­ну­ются, но тому радуй­тесь, что имена ваши напи­саны на небе­сах» ( Лк. 10:20 ).

Гос­подь также указал, что радость Его уче­ни­ков отлична и даже про­ти­во­по­ложна радо­стям мира сего: «Вы вос­пла­чете и возры­да­ете, а мир воз­ра­ду­ется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­няет эти слова: «Чтобы пока­зать, что после печали бывает радость, и что печаль рож­дает радость, и что печаль крат­ко­вре­менна, а радость бес­ко­нечна, Гос­подь обра­ща­ется к при­меру из обык­но­вен­ной жизни и гово­рит: “Жен­щина, когда рож­дает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит мла­денца, уже не помнит скорби от радо­сти, потому что родился чело­век в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы пока­зать, что печаль вре­менна, а радость посто­янна»2.

Читайте также:  Моника радость для всех

Вхож­де­ние в Цар­ство Божие Гос­подь Иисус Хри­стос опре­де­ляет как вхож­де­ние в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость гос­по­дина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апо­стол Павел опре­де­ляет Цар­ствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он ука­зы­вает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).

Апо­стол Павел дает и запо­ведь: «Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ). Ком­мен­ти­руя ее, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет: «Для того, чтобы радо­ваться с раду­ю­щи­мися, душе нужно более любо­муд­рия, нежели для того, чтобы пла­кать с пла­чу­щими. К послед­нему влечет нас сама при­рода, и нет такого камен­ного чело­века, кото­рый бы не плакал при виде несчаст­ного; но для того, чтобы, видя чело­века в бла­го­по­лу­чии, не только ему не зави­до­вать, но еще раз­де­лять с ним радость, нужна душа очень бла­го­род­ная. Потому [апо­стол] и сказал об этом раньше. Ничто так не рас­по­ла­гает нас к любви, как то, когда мы раз­де­ляем друг с другом и радость, и печаль»3.

Нако­нец, апо­стол Павел запи­сал извест­ные слова: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ).

Наи­бо­лее полно эту запо­ведь, равно как и вообще смысл хри­сти­ан­ской радо­сти, рас­крыл пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич): «Всегда радуй­тесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеж­дены. А когда все это побеж­дено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уни­что­жить нашу радость? Вы – совер­шен­ные гос­пода этой вечной радо­сти до тех пор, пока доб­ро­вольно не пре­да­ди­тесь греху, стра­сти и смерти. Радость кипит в наших серд­цах от Его истины, мило­сер­дия, правды, любви, вос­кре­се­ния, от Церкви и святых Его. Но есть еще боль­шее чудо: радость кипит в серд­цах наших от муче­ний за Него, насме­шек ради Него и смерти за Него. В муче­ниях за неиз­мен­ного Гос­пода наши сердца испол­ня­ются неиз­ре­чен­ной радо­стью, поскольку эти муче­ния впи­сы­вают наши имена на небеса, в Цар­ство Божие. На земле, в чело­ве­че­ском роде, не суще­ствует истин­ной радо­сти без победы над смер­тью, а победы над смер­тью не суще­ствует без вос­кре­се­ния, а вос­кре­се­ния – без все­силь­ного Бого­че­ло­века Христа, поскольку Он есть един­ствен­ная истин­ная радость для всех людей. Вос­крес­ший Бого­че­ло­век Хри­стос, Побе­ди­тель всех смер­тей, вечный Творец жизни и Осно­ва­тель Церкви, непре­станно изли­вает эту единую истин­ную радость в души Своих после­до­ва­те­лей посред­ством святых таинств и доб­ро­де­те­лей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера испол­нена этой вечной радо­стью, поскольку радость веры во Христа есть един­ствен­ная истин­ная радость для чело­ве­че­ского суще­ства… Эта радость – плод и порож­де­ние древа еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей и подви­гов, а древо это пита­ется бла­го­да­тью святых таинств»4.

Достойны вни­ма­ния также объ­яс­не­ние и совет к прак­ти­че­скому испол­не­нию этой запо­веди, данный свя­ти­те­лем Васи­лием Вели­ким, кото­рый гово­рит: «Апо­стол при­гла­шает всегда радо­ваться, но не вся­кого, а того, кто подо­бен ему самому, не живет во плоти, но имеет живу­щего в себе Христа; потому что обще­ние с высо­чай­шим из благ никак не допус­кает сочув­ствия с тем, что бес­по­коит плоть… Вообще душа, одна­жды объ­ятая любо­вью к Создав­шему и при­вык­шая уве­се­ляться тамош­ними кра­со­тами, радо­сти своей и бла­го­ду­шия не про­ме­няет на раз­но­об­раз­ное пре­вра­ще­ние плот­ских стра­стей; но скорб­ное для других уве­ли­чит ее весе­лье. Таков был апо­стол, кото­рый бла­го­во­лил в немо­щах, в скор­бях, в изгна­ниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…

Итак, если когда слу­чится с тобою что-либо непри­ят­ное, прежде всего, настроив к тому мысли, не под­вер­гайся сму­ще­нию, а упо­ва­нием на буду­щее облег­чай для себя насто­я­щее. Как боль­ные гла­зами, отвра­щая взоры от пред­ме­тов, слиш­ком бле­стя­щих, успо­ка­и­вают их, оста­нав­ли­ва­ясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смот­реть непре­рывно на скорб­ное и не зани­маться насто­я­щими горе­стями, но воз­во­дить взор свой к созер­ца­нию истин­ных благ. Так в состо­я­нии будешь всегда радо­ваться, если жизнь твоя всегда обра­щена будет к Богу; и упо­ва­ние на воз­да­я­ние облег­чит житей­ские скорби»5.

Воз­ни­кал вопрос о том, как соче­та­ются слова «всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ) со сло­вами «бла­женны пла­чу­щие» ( Мф. 5:4 )? Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, кото­рую рож­дает пока­я­ние; при­знаки же пока­я­ния суть: пост, псал­мо­пе­ние, молитва, поуче­ние в слове Божием. Радость есть весе­лость по Богу, кото­рая бла­го­при­стойно обна­ру­жи­ва­ется при встрече с дру­гими и в лице и в слове. Пусть сердце сохра­няет плач, лице же и слово – бла­го­при­лич­ную весе­лость»6.

Раду­ются ангелы, раду­ются и святые. О первом засви­де­тель­ство­вал Сам Гос­подь: «Так, говорю вам, бывает радость у анге­лов Божиих и об одном греш­нике каю­щемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «Когда мы совер­шен­ству­емся в пра­вед­но­сти, то достав­ляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Созда­те­лем»7.

Это есть истин­ная радость, святая. Но бывает извра­щен­ная, ложная, сата­нин­ская радость, о чем пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий: «Не отча­и­вайся, ибо это достав­ляет радость диа­волу, кото­рою да не даст ему Бог воз­ра­до­ваться, но скорее да вос­пла­чется о спа­се­нии твоем чрез Христа Иисуса, Гос­пода нашего»8.

Из этих слов видно, что сата­нин­ская радость, кото­рую также назы­вают зло­рад­ством, пред­став­ляет собой иска­же­ние, выво­ра­чи­ва­ние наизнанку запо­веди «радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол раду­ется над пла­чу­щими в отча­я­нии и плачет над име­ю­щими святую радость.

Читайте также:  Чувствует усталость или ощущает усталость

Подоб­ная извра­щен­ная радость, в отли­чие от истин­ной радо­сти, не вечна: «Весе­лье без­за­кон­ных крат­ко­вре­менно, и радость лице­мера мгно­венна» ( Иов. 20:5 )

Должно ска­зать, что не только зло­рад­ство, но и вообще земные, плот­ские радо­сти нельзя урав­ни­вать или отож­деств­лять со святой хри­сти­ан­ской радо­стью. Как сви­де­тель­ствует бла­жен­ный Авгу­стин, «ника­кая вре­мен­ная радость не может нисколько срав­ниться с радо­стью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.

Более подробно об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Будучи отчуж­дены от Бога грехом, снова воз­званы мы к обще­нию с Богом, осво­бож­ден­ные кровью Еди­но­род­ного от бес­чест­ного раб­ства… Как же всего этого не при­зна­вать доста­точ­ною при­чи­ною к непре­кра­ща­ю­щейся радо­сти и к непре­стан­ному весе­лью, а напро­тив того, думать, что тот, кто пре­сы­щает чрево, забав­ля­ется зву­ками сви­рели, спит, рас­про­стер­шись на мягком ложе, тот один про­во­дит жизнь, достой­ную радо­сти? А я бы сказал, что име­ю­щим ум при­лично о таком [чело­веке] пла­кать, убла­жать же должно тех, кото­рые насто­я­щую жизнь про­во­дят в надежде буду­щего века и насто­я­щее обме­ни­вают на вечное»10.

Глу­бо­кий смысл суще­ство­ва­ния земных, плот­ских радо­стей рас­кры­вает в своей «Испо­веди» бла­жен­ный Авгу­стин: «Стра­сти кипели во мне, несчаст­ном; увле­чен­ный их бурным пото­ком, я оста­вил Тебя, я пре­сту­пил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смерт­ных ушел? Ты всегда был рядом, мило­серд­ный в жесто­ко­сти, посы­пав­ший горь­ким-горь­ким разо­ча­ро­ва­нием все недоз­во­лен­ные радо­сти мои, – да ищу радость, не зна­ю­щую разо­ча­ро­ва­ния. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.

В аске­ти­че­ской пра­во­слав­ной лите­ра­туре име­ются сви­де­тель­ства о том, что хри­сти­а­нин, веду­щий под­лин­ную духов­ную жизнь, обре­тает выше­ука­зан­ную святую радость. Напри­мер, пре­по­доб­ный Зосима Вер­хов­ский, говоря о прак­тике Иису­со­вой молитвы, опи­сы­вает в каче­стве одного из первых ее дей­ствий то, когда подвиж­ник, «сидя долгое время, в одну только молитву углу­бив­шись… вдруг вне­запно восчув­ствует ни с чем не срав­ни­мую радость услаж­да­ю­щую, такую, что уже более и молитва не тво­рится, но только чрез­мер­ною любо­вью ко Христу пла­ме­неет он»12.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит, в свою оче­редь, ука­зы­вает, что это духов­ное чув­ство бывает разных видов: «Радость имеет два раз­ли­чия, именно: есть радость спо­кой­ного харак­тера, кото­рая име­ну­ется бие­нием, воз­ды­ха­нием и рас­суж­де­нием духа, и есть бурная сер­деч­ная радость, назы­ва­е­мая игра­нием [духа], вос­тор­жен­ным дви­же­нием, или тре­пе­та­нием, или вели­че­ствен­ным взле­том живого сердца в боже­ствен­ную воз­душ­ную сферу»13.

Вместе с тем святые отцы пре­ду­пре­ждают, что, пыта­ясь соблаз­нить подвиж­ника, диавол во время молитвы может фаль­си­фи­ци­ро­вать радость, и это ложное чув­ство все­вать в него, дабы выдать за истин­ное: «Иногда враг внутри при­род­ных чресл меч­та­тельно видо­из­ме­няет духов­ное как хочет, пред­ла­гая одно вместо дру­гого. Он… вместо весе­лья воз­буж­дает живот­ную радость и мок­рот­ное насла­жде­ние, отчего явно про­ис­хо­дят само­мне­ние и тще­сла­вие»14.

О том, как отли­чить духов­ную святую радость от лживой бесов­ской, пишет бла­жен­ный Диадох: «Если душа непо­ко­ле­би­мым дви­же­нием вос­пла­ме­нится к любви Божией, влеча в глу­бину сей неиз­ре­чен­ной любви и само тело, то это есть дей­ство Свя­того Духа. Будучи вся пре­ис­пол­нена при­ят­ных чувств от неиз­ре­чен­ной оной боже­ствен­ной сла­до­сти, она и не может в ту пору помыш­лять ни о чем другом, а только чув­ствует себя обра­до­ван­ной некоей неис­то­щи­мой радо­стью. Если же при таком воз­буж­де­нии ум вос­при­мет некое сомни­тель­ное коле­ба­ние или какое нечи­стое помыш­ле­ние… то нужно знать, что такое уте­ше­ние – от пре­льсти­теля и есть только при­зрак радо­сти. Такая радость наве­ва­ется извне и явля­ется не как каче­ство и посто­ян­ное рас­по­ло­же­ние души; видимо, тут враг хочет опре­лю­бо­дей­ство­вать душу»15.

Истин­ная радость доступна для чело­ве­че­ства только во Христе и через Христа, бла­го­даря Его вопло­ще­нию, смерти, вос­кре­се­нию и воз­не­се­нию. О ней гово­рил свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец: «Днесь Адам обнов­лен и, воз­не­сен­ный на небо, ликует с анге­лами. Днесь вся все­лен­ная объята радо­стью, так как совер­ши­лось при­ше­ствие Свя­того Духа к людям… Днесь испол­ни­лось пред­ре­че­ние Давида, кото­рое гово­рит: “Да весе­лятся небеса и да тор­же­ствует земля… да воз­ра­ду­ются поля и все дерева дуб­рав­ные от лица Гос­подня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Гос­подь наш Иисус Хри­стос воз­ве­стил неис­ся­ка­е­мую радость всем веру­ю­щим в Него. Ибо Он гово­рит: “Увижу вас, и воз­ра­ду­е­тесь, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.

При­ме­ча­ния:

1 Андрей Крит­ский, свя­ти­тель. Слово на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
2 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Еван­ге­лие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Посла­ние к рим­ля­нам. 22:1.
4 Иустин (Попо­вич), пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на 1‑е Посла­ние к фес­са­ло­ни­кий­цам свя­того апо­стола Павла. 5.
5 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
6 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 737.
7 Анто­ний Вели­кий, пре­по­доб­ный. Посла­ние бра­тиям, оби­та­ю­щим повсюду. 5.
8 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 550.
9 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. О том, как огла­шать людей необ­ра­зо­ван­ных. 8.
10 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
11 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. Испо­ведь. 2: 4.
12 Повест­во­ва­ние о дей­ствиях сер­деч­ной молитвы старца Васи­лиска, запи­сан­ное его уче­ни­ком схи­мо­на­хом Зоси­мой Вер­хов­ским. 1: 10.
13 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и молитве. 5.
14 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и двух обра­зах молитвы. 10.
15 Диадох Фоти­кий­ский, бла­жен­ный. Подвиж­ни­че­ское слово. 33.
16 Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский, свя­ти­тель. Беседа 1 на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 1.

Источник

Оцените статью