III. Иммануил Кант дал психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.
1. темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
2. темперамент свойственен «людям веселого нрава».
3. трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятия.
4. темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
5. темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.
6. Эмоции . быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.
7.У . сильно развито чувство долга.
8. – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.
9. темперамент присущ «людям мрачного нрава».
10. очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.
11. вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабоченны, безрадостны.
12. избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.
13. можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.
14. часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.
15. необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.
16. любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.
17. не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.
18.У . низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.
19. долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.
IV. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Динамику психической жизни определяют. а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
2. По параметру общей активности человек может быть. а) инертным; б) пассивным; в) стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Проявления темперамента в моторной сфере – это. а) темп; б) ритм; в)агрессивность; г) биоритмы; д)аккуратность; е) интенсивность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
4. Основные свойства нервной системы – это. а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
V. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологический тип по К. Г. Юнгу?
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.
VI. Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.
1.Образец: психика – мозг.
Темперамент – (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение).
2.Образец: способности – задатки.
Темперамент – (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг).
3.Образец: слух – височные доли мозга.
Темперамент – (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга).
VII. Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темно-ритмических характеристик поведения?
1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.
2. Спокойную, уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.
3. Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама медленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро «схватывает» проблему и исправляет ошибку.
4. Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скамеечку – читает, а вот с братом они бегают, залезают на деревья, прыгают, начинают бороться.
(Материалы для приведенных в теме заданий III, IV, VII, VIII взяты из книги: Сапогова, Е. Е. Задачи по обшей психологии / Е. Е. Сапогова. М., 2001.)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Познание в человеке все-таки первично. Именно на основе получаемой об окружающем информации человек строит свои волевые действия, волевые акты, каждый из которых был бы невозможен без достаточного знания об окружающем его мире.
Из перечисленных характеристик относятся к личности:
Способности, убеждения, характер, направленность, мотивы, самосознание, навыки, талант, темперамент, знания, социальная установка, воля, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Не относятся : моральные свойства, мировоззрение, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, инстинкты, возрастные особенности, память, желания, потребности.
Пары понятий находятся в следующих отношениях:
1. а) человек — б) образ «Я» -3
2. а) самооценка — б) притязания-5
3. а) субъект — б) личность-2
5. а) личность — б) человек-4
Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему?
1. Человек в той мере субъект, в какой он — личность; организм — не субъект.
2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
3. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я». активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
5. Личность — субъект и объект общественных отношений.
6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие — как к индивиду?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Человека как индивида характеризуют. рост; цвет глаз и волос; тип высшей нервной деятельности; принадлежность к расе.
2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это задатки.
3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это ценностные отношения.
4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются. способности; направленность; темперамент; характер.
5. Подструктуры психологической структуры личности образуют: социальные установки; эмоции; воля.
6. Личность — это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
7. Человека можно считать сложившейся личностью, если у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением;
8. Процесс социализации состоит в следующем: привитии ребенку нравственных норм; усвоении ребенком общекультурного опыта; воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; познании действительности (особенно социальной).
9. Источниками социализации выступаютпередача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
10. В становлении личности участвуют механизмы: идентификации; освоения социальных ролей.
Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
1. Личность — это человек в совокупности его психологических качеств, формирующихся в различных видах общественных связей и отношений.
2. Личность — это не только продукт, но и активный субъект общественных отношений.
3. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
4. Особенности индивида образуют индивидуальнообусловленную подструктуру.
5. Вступая в сложную многоуровневую систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют устойчивую структуру личности.
1) Личность — субъект общественных отношений
2) Человек – индивид.
3) Личность- индивидуальность.
Слова, относящиеся к темпераменту:
Неуравновешенность, Сензитивность, Реактивность, Экстраверсия, Вспыльчивость, Эмоциональность, Быстрое переключение внимания. Медлительность, Сила эмоциональной реакции, Богатство мимики, Глубина чувств.
1) Под темпераментом понимают динамические характеристики психических процессов и поведения человека.
2) Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с И.П.Павлова, который выделил 4 типа темперамента: живой, спокойный, безудержный, слабый.
3) В результате исследований Теплова и Небылицына к трем основным свойствам нервной системы- сила, подвижность и уравновешенность были добавлены еще два – лабильность и динамичность.
4) Физиологическая концепция И.П.Павлова, получившая название учения о нервной системе и ВНД, трансформировалась в учение о темпераменте.
5) Свойства НС трактуются как базовые характеристики функциональных систем , обеспечивающих интегративную, аналитическую, синтетическую деятельность мозга и всей НС в целом.
6) Темперамент – особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические( психобиологические) аспекты всего поведения человека.
1) Свойства темперамента:
Горячий, суетливый, спокойный, непоседа, «несмеяна», необузданный, недотепа, плакса, ранимый, возбудимый, энергичный, медлительный, растяпа.
2) Свойства характера:
нежный, смелый, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, черствый, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, решительный, ленивый, неряшливый, благородный, щедрый, «тряпка», доброжелательный, осторожный, самоуверенный, чуткий, «живой такой, веселый», эгоистичный, инициативный, услужливый, верный.
3) Способности:
Остроумный, деловой, умный, красноречивый, глупый, ловкий, находчивый, предприимчивый.
Наиболее верные высказывания:
1) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.
2) В основе темперамента лежит тип нервной системы.
3) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.
4) Темперамент определяется конституцией человека.
1) Двигательная сфера темперамента:
Быстрый, подвижный, живой, резкий, вялый, импульсивный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный.
2) Эмоциональная сфера темперамента:
Вспыльчивый, чувствительный, жизнерадостный, впечатлительный.
Каждый сангвиниквсегда весельчак и шутник по натуре. Склонностью он обладает к наукам и способен, Чтоб не случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый. Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует. Она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; холерик
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным. Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость, Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну — не занятьям-свои посвящает флегматик досуги; флегматик
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду. меланхолик
1) Холерик узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
2) Сангвиник, темперамент, свойствен «людям веселого нрава».
3) Флегматикатрудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.
4) Флегматик,темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
5) Меланхолик, темперамент, связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.
6) Эмоции сангвиника быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.
7) У меланхолика сильно развито чувство долга.
8) Сангвиник – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.
9) Меланхолик, темперамент, присущ людям «мрачного типа».
10) Сангвиникиочень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумн6ой волей.
11) Меланхолики вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.
12) Флегматикизбегает ответственности и труда, но обладает организаторскими способностями и готов быть начальником.
13) Сангвиника можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения легко меняются.
14) ? Холерик часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.
15) Сангвиникинеобязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.
16) Холерик любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.
17) Сангвиник не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.
18) У флегматика низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.
19) Флегматики долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.
1) Динамику психической жизни определяют темперамент, процессы возбуждения и торможения.
2) По параметру общей активности человек может быть инертным, пассивным, стремительным.
3) Проявления темперамента в моторной сфере- это темп, ритм, интенсивность.
4) Основные свойство НС – чувствительность, ритмичность, интенсивность.
Качества, характеризующие экстравертированный тип:
Инициативность, импульсивность, беззаботность, безрассудство, социальная адаптированность, открытость, подвижность, смешливость, бесцеремонность.
Качества, характеризующие интровертированный тип:
Необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, мечтательность, расчетливость, аутизм, вдумчивость, застенчивость, стеснительность.
Пары понятий находятся в следующих отношениях:
1) Психика – темперамент – 3
2) Темперамент – характер -3
3) Темперамент – эмоции -3
4) Моторная сфера — темперамент – 4
5) Темперамент – Экстраверсия -3
6) Темперамент – сила НС -4
7) Сангвиник – холерик -2
1) Темперамент – тип нервной системы
2) Темперамент – тип нервной системы
3) Темперамент – лобные доли
Каждый из 4 типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) более адекватен в той или иной ситуации, поэтому нельзя судить людей с точки зрения « плохой — хороший».
1) У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента. Утверждение верное.
2) К.Галена можно считать родоначальником эндокринологического направления в объяснении различных темпераментов. Утверждение верное.
3) Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиологических основах темперамента. Утверждение верное.
4) Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения». Утверждение верное.
5) В физиологической концепции И.П.Павлова утверждалось, что каждому типу ВНД соответствует своя картина поведения. Утверждение верное.
6) Слово «темперамент» И.П.Павлов предложил заменить на «генотип», а «характер» на «фенотип». Утверждение верное.
7) Б.М Теплов и В.Д.Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения и его эмоциональной регуляции. Утверждение верное.
8) Концепция И.П.Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина. Утверждение верное.
9) Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека. Утверждение верное.
10) В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С.Мерлиным, П.К.Анохиным, В.М.Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения. Верное.
1) Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморесс — соков организма……Кровь, слизь, светлая желчь и темная желчь. Надлежащее соотношение частей — темперамент ( Гиппократ ).
2) Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: цикломитики — пикнический тип , шизотимики — астенический.(Э.Кречмер).
3) Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматипам соответствуют висцеротонический, соматонический и церебротонический типытемперамента. ( У.Шелдон ).
4) Типам НС (ВНД) соответствуют 4 картины поведения или 4гиппократовых типа темперамента. (И.П.Павлов).
5) Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойствНС. (В.Д.Небылицын).
6) Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.(Б.Г.Ананьев).
7) Темперамент = тин НС+отношения личности+ситуационныемотивы.(В.Н.Мясищев).
8) Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений. Отражающих различные блоки функциональных систем.(В.М.Русалов).
1) Интроверты:
Анна Каренина, Родион Раскольников, Пьер Безухов, Джульетта, Дон Кихот, Плюшкин, Санчо Панса, Золушка, Снежная Королева, Белоснежка, Мцыри, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Киса Воробьянинов, Лужин, Наташа Ростова.
2)Экстраверты:
Чипполино, Буратино, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д,Артаньян, Отелло, Чацкий, Онегин, Емеля, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Чеширский Кот, Манилов, Собакевич, Остап Бендер, Людоедочка Эллочка, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса
Источник